«Парад» царей и князей из прошлого добавил пафоса и торжественности в настоящее.

Из монархии в демократию

19.09.2011 00:31:00 1337 0
В преддверии будущих событий государственной важности в Киров прибыли важные персоны из государства прошлого. Правда, на холстах, писаные маслом, но зато при полном параде. В Вятском художественном музее открылась выставка «Герои своего времени. Великосветский портрет XIX века».

Впервые Государственный исторический музей собрал такую коллекцию и отправил ее по российским городам. В нее вошли портреты царей, князей и аристократов XIX столетия, написанных известными художниками того века. Всего 31 произведение искусства. Часть из них была специально отреставрирована для  предстоящих «гастролей». Почему именно парадный портрет и именно сейчас? «Ну, наверное, в связи с тем, что и в нашем современном государстве скоро произойдут перемены», - предположила одна из сотрудниц музея, намекая на предстоящие выборы.

Масштабы пафоса тех веков, поражают сразу от дверей выставочного зала. Встречает гостей огромный двухметровый портрет графа Шереметьева Николая Петровича, того самого, который построил Странноприимный дом (ныне институт скорой помощи имени Склифосовского) и был женат на актрисе своего крепостного театра – Прасковье Жемчуговой. В начале же экспозиции, но не на самой просматриваемой стене, практически в таком же размере представлен потрет царя-реформатора Александра I, пытающегося управлять Россией «по законам и по сердцу». Как полагается, в полный рост и при всех регалиях. Далее по курсу уже менее впечатляющий по размеру, но не менее торжественный по своему характеру портрет Александры Федоровны, супруги последнего русского царя Николая II. «Какая красивая, сколько же на ней драгоценностей», - с восхищенной улыбкой сказала о картине посетительница выставки.

На каждом новом полотне явно читаются торжество, статус, сильный характер представленной личности и ее неоспоримая государственная важность. Все это подчеркивает и специально подобранная атрибутика, и позы героев. Так, князь Петр Михайлович Волконский в работе художника Егора Ботмана опирается на маршальский жезл, князь Владимир Голицын у Валентина Серова задумался, подперев голову рукой, императрица Александра Федоровна на картине уже другого художника представлена в роскошном вечернем туалете. Слишком пышно, а от этого в какой-то мере чужеродно смотрятся эти работы в современном мире искусства.

При этом как-то сама собой проводится незримая параллель с выставкой, проходившей в прошлом году в филиале Вятского художественного музея. Там были представлены фотографии премьер-министра России Владимира Путина и президента страны Дмитрия Медведева. Современные реалии, конечно, наложили свой отпечаток на былую почти «божественную» значимость государственных персон и нынешние правители стали, казалось бы, ближе к народу. Но пока их «официальные лики» все же не менее пафосны и наиграны, чем великосветские портреты их предшественников. Демократия демократией, а «большой брат» за частью современного искусства все же следит. И действительно, почему мы именно сегодня вспомнили про монархию прошлых лет?

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте