Алексей Иванов.

Страшный вызов

21.05.2017 16:14:00 1748 0

Писателя Алексея Иванова на Вятке любят. В библиотеке им. Герцена яблоку негде было упасть на встрече с ним. И он, кажется, оправдал ожидания публики: много философствовал, рассказал, каков герой нашего времени и какие страшные вызовы стоят перед современной культурой.

Вы познакомились с нашим городом и библиотекой. Какие у вас сложились впечатления?
— В вашем городе я не в первый раз. И не только в Кирове: я бывал в Белой Холунице, Омутнинске, Слободском. Вятская земля — это очень приятная территория, наполненная глубоким историческим смыслом, богатая культурным наследием и человеческим потенциалом. Это город, в котором хочется жить, он очень уютный. А библиотека произвела на меня очень приятное впечатление — она и классическая и модерновая. Мне очень нравится, что ее посещает такое большое количество людей. Я восхищен ею.

Где вы берете материалы для ваших произведений?
— Материал зависит о тех тем, которые меня интересуют. Если это книга о людях 90-х, то это, прежде всего, общение с реальными участниками тех времен, а в случае с «Сердцем Пармы» я читаю исторические источники. Но я не историк. Я — культуролог. Я не сижу в архивах, не раскапываю могильников, я лишь пользуюсь работами профессиональных историков.  Очень большое значение для меня имеют путешествия по тем территориям, о которых я пишу. Я, например, узнал, что русский фольклор родился в XV веке, как раз в то время, когда русские впервые пришли на северный Урал и столкнулись с местными традициями. Большая часть русского фольклора — это пересказанные мифы, предания, обрядовые практики местных народов: хантов, манси. Мне захотелось написать об этом роман — так родилось «Сердце Пармы».

Почему «Парма» и почему у нее нет перевода?
— Это слово имеет много значений: и территория, на которой проживают горняки, и тип леса, и тип возвышенности. Я считаю, что перевода и не нужно. Мне представляется, что читатель должен доверять автору — если писатель не перевел слово, значит посчитал, что никто не нуждается в этом.

Отношения каких групп населения России показаны в «Сердце Пармы»?
— Что касается этнического процесса, то, например, за три последние переписи подавляющее большинство этнических коми-пермяков записало себя в русские. Это печально для судьбы народа, который теряет свою идентичность, потому что находится, откровенно говоря, в нищете.

Расскажите, какие ваши книги собираются экранизировать?
— Сейчас у меня готовится много экранизаций. Егор Кончаловский собирается снимать «Псоглавцы». Сергей Бодров пишет сценарий для фильма и сериала по роману «Сердце Пармы». Будет экранизироваться «Золото бунта». Также начнется подготовка восьмисерийного сериала по роману «Ненастье». Уже идут съемки сериала «Тобол».

В некоторых ваших романах слишком много ненормативной лексики — можно ли как-то этого избегать?
— Я не вижу проблемы в наличии мата. Он может присутствовать в том случае, если он художественно обусловлен. И в моих романах он оправдан. Эти работы написаны о том социальном слое людей, которые на этом языке просто разговаривают. И описание их жизни без их языка было бы неправдой.



Такое впечатление, что роман «Блуда и МУДО» написан 10 лет назад про сегодняшний день. Основан ли он на реальных событиях?
 — Не сказал бы, что на реальных событиях, но все это мне знакомо и эта среда для меня отчасти автобиографична. Многие критики считают, что в нем описан «герой нашего времени». Я уже несколько раз пытался сформулировать образ «героя нашего времени». В первом случае это был учитель  Виктор Служкин в романе «Географ глобус пропил», во втором — Денис Моржов из романа «Блуда и Мудо».
Возьмем классического «Героя нашего времени» Печорина. Если мы перенесем его в другое время — в 1812 год, например, будет ли он там героем? Дело в том, что такой герой всегда воплощает основной конфликт эпохи, а в 1812 году был национальный подъем и дворянство его возглавляло. А в то время, когда Лермонтов писал свое произведение, уже происходило разложение дворянской идеи. И Печорин утратил смысл жизни, порядочность, хотя при этом был вполне порядочным — его личный конфликт совпадал с конфликтом общественным.
«Географа» я написал в 1995 году и то время вы себе примерно представляете: люди не знали как жить, куда бежать, каких ценностей придерживаться, земля уплывала из-под ног. Людям больше всего хотелось стабильности. Виктор Сергеевич Служкин воплощает в себе это желание. «Я хочу не быть никому залогом счастья и никого не иметь залогом счастья для себя. Иного примирения на Земле я не вижу», - говорит он. Он ищет примирения.
А второй герой - уже нулевых годов - Борис Моржов. Тогда пришло нежданное-негаданное финансовое благополучие: на нас посыпался поток нефтедолларов. А главная проблема того времени стала заключаться в том, можно ли сделать что-то приличное со страной населению, которое их не заработало. Борис Моржов пытается сделать счастье людей на лжи. Но возникает вопрос: что для человека важно — быть подлинным или быть счастливым? В этом смысле Моржов был героем нашего времени.

Если говорить о современном герое нашего времени, то в чем его основной конфликт?
— Мне представляется, что главная проблема сейчас вовсе не та, о которой говорят со всех сторон: не Крым, не терроризм, не коррупция, не президент Трамп. Эти вещи решаемые, преходящие. А самая главная проблема — культурная. Она возникла в 2010-е с появлением смартфонов, соцсетей и т.д. Она заключается в том, что мы в современной реальной жизни живем по законам «виртуала». Это страшный вызов культуре и она еще не знает, как на него отвечать. Пример: когда молодой человек хочется познакомиться с девушкой в реальности, он приведет себя в порядок, подготовит анекдот, заработает денег, чтобы сводить ее в кафе. То есть он будет самосовершенствоваться. Виртуальный же молодой человек находит себе девушку, которая принимает его таким, какой он есть. То есть ему не надо развиваться. Виртуал, таким образом, мешает человеческой эволюции, лишает человека выбора.
Для того, чтобы в реальной жизни заслужить право голоса, нужно что-то сделать. Если ты ничего не сделал, тебя слушать никто не будет. Это обычная норма устройства человеческого общества. Но в виртуальной жизни все не так: право голоса дается всем автоматически, что означает, что отсутствует институт атворитетов, который является базовым для культуры вообще. И если мы отменим  культуру авторитетов, она просто развалится. Как культуре дальше жить, это большая загадка и большой вопрос. Это и есть главная проблема нашего общества, которая им еще не осмыслена. И Герой нашего времени — это человек, который воплотит в себе именно эту проблему.

Что вы можете посоветовать читать современным подросткам?
— На самом деле не знаю. Я мог бы порекомендовать то, что мне самому нравилось читать, будучи подростком, но культурная ситуация сегодня изменилась: у молодежи совсем другие интересы. Я считаю, что сегодня подавляющее большинство каких-либо культурных начинаний для подростков заканчиваются пшиком: ни книги, ни детский кинематограф не становятся успешными. Некоторые произведения, конечно, выстреливают, несмотря на то, что они слишком сложны для них - «Гарри Поттер», например. Почему, я не знаю. Это, в первую очередь связано с распространением смартфонов, соцсетей, общением с людьми, с которыми в реальной жизни ты никогда не смог бы разговаривать. Это порождает такую ситуацию, которую современные художники осмыслить еще не могут.

Как вы относитесь к критике своих произведений?
— К критике своих произведений я отношусь плохо, как и любой человек относится к критике в принципе. Но дело не в этом, а в том, что института критики сейчас не существует. Это тоже один из примеров влияния интернета и соцсетей на реальную жизнь. Лет 5-7 назад критики увидели примеры нового высказывания — блоги, и начали «подверстывать» свои статьи под этот формат: писать поверхностно, часто агрессивно, а главное, безответственно. То есть я не знаю, кто и что мне говорит, не представляю уровень компетенции этого человека. В связи с этим я потерял интерес к отзывам на свои произведения в соцсетях. А те профессиональные критики, которые есть сегодня, практически не читают книги полностью. Поэтому я всегда жду, когда моя книга появится в регионах, когда ее купят региональные филологи, критики и выскажут свое мнение.

Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru


Справка:
Алексей Викторович Иванов, писатель, сценарист, культуролог. Родился 23 ноября 1969 года. Получил известность благодаря своим книгам об Урале: «Сердце Пармы», а также роману «Географ глобус пропил», по которому снят одноименный художественный фильм.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте