Александр Пономарев

Не надо ставить клише

02.07.2017  1098

Мало научить ребенка грамоте, его нужно подготовить к умению адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Не надо заставлять носить школьную форму, а правильнее сформировать вкус в одежде. Переизбыток на рынке труда юристов и экономистов — это миф, и суждения об оттоке лучших мозгов из региона тоже не совсем верны. Об этом и многом другом «БН» рассказал первый заместитель директора КЭПЛа, идеолог лицея Александр Пономарев.

Александр Иванович, Кировский экономико-правовой лицей считается элитным образовательным учреждением, при этом работает в системе бесплатного образования. Дети мечтают к вам попасть. Почему? Подход другой?
— Во-первых, мы единственные из Кировской области находимся в ТОП-25 лучших школ России. Рейтинг формирует Министерство образования РФ, учитывая два показателя: итоги сдачи ЕГЭ и число победителей-призеров российских олимпиад. Это образовательный сегмент. При этом в КЭПЛе есть своя концепция: нам важно, чтобы выпускники стали социально адаптированными к постоянно изменяющимся условиям. Да, дети с точки зрения образования должны уметь решать сложнейшие тесты, задачки, становиться победителями всероссийских олимпиад. Но это теория, а есть практика. Наши выпускники должны понимать, в какое общество выходят, и уметь адаптироваться в этом обществе. Еще - и это третья составляющая - нам необходимо вырастить личность, сформировать в детях определенные черты характера. Вся лицейская политика, все содержание образовательной и внеучебной деятельности работает над решением этой комплексной задачи.

В этом году Кировская область традиционно отличилась по числу медалистов: у нас их 226, причем 196 – золотые. Однако возникает ощущение, что мы элитные кадры готовим для столичных вузов. Как остановить отток выпускников или заставить их после учебы вернуться в регион?
— Заставить никого нельзя, можно только создавать условия. Мы по этой теме часто дискутируем с представителями системы образования, бизнесменами. Вот, к примеру, в Кировской области пытаются составить механизм исчисления рейтинга лучших школ. Один из предлагаемых критериев — число выпускников школы, поступивших в местные вузы. Из КЭПЛа ежегодно примерно 70% выпускников уезжают за пределы области, но они поступают в Высшую школу экономики, МГУ, МГИМО, Финансовый Университет при правительстве РФ, СПбГУ в Санкт-Петербурге. Если по итогам года в наши вузы поступит 20 кэпловцев, а из другой, общеобразовательной школы — 25, это же не означает, что та школа работает лучше, чем мы, чьи выпускники поступили в МГУ, МГИМО и т.д. По-моему, здесь есть недопонимание. «С водой выплескивать ребенка» ни в коем случае нельзя.
Что касается темы возвращения элитных специалистов после обучения в Кировскую область — это действительно проблема. Спросите наших ребят, о чем они мечтают? Они мечтают поступить в престижные вузы, чтобы сделать серьезную карьеру. Уже во время учебы работают в той же Москве и сравнивают условия. Поверьте: если ребенок видит, что здесь можно «зацепиться» (в том числе за корни — родителей или старых друзей), он вернется. В последние 3-4 года наметилась тенденция возвращения в регион выпускников столичных вузов. Возвращаются, организовывают здесь свой бизнес и реализуются на родной земле.

В школах нередки ситуации, когда учителя делают ставки на 5-6 перспективных детей, работают с ними, а основная масса, получается, обделена вниманием…
— Такое не про нас, не про инновационные заведения (в Кирове их 4: КЭПЛ, Физико-математический лицей, КЛЕН и ВГГ — прим. «БН»). С 5 по 11 класс у наших детей есть серьезная мотивация учиться хорошо,  и по-другому нельзя: на кону будущая судьба. Цель детей — победа в российских олимпиадах, потому что она даст автоматическое поступление в любой вуз страны. Здесь учат хорошо, но и требования предъявляют серьезные. Помимо учебы, у ребенка есть возможность реализовать себя в очень многих проектах и направлениях. У нас великолепно представлено спортивное и волонтерское движение, есть своя звукозаписывающая студия, мы сняли мюзикл (более 80 человек ездили для этого в Крым), дети более 7 лет работали в прямом эфире программы «Давай поговорим» на ГТРК «Вятка». Мы взяли интервью у всех лидеров фракций в Госдуме. Здесь жизнь бьет ключом.
У нас нет лишних шаблонов и стандартов. К примеру, не введена школьная форма, потому что у ребенка нужно формировать вкус в одежде. Неправильно, если, условно говоря, 50-летние эксперты определяют, какого цвета и какой длины должна быть юбка у учениц. Мы, начиная с 5 класса, учим детей работать над своим имиджем. И вопрос здесь, конечно же, не в деньгах. Если ребенок красиво расчесал чистые волосы, продумал комбинацию одежды — недорогой, обычной, если задумался над этим, а не пришел в чем попало и с жирными пятнами, это уже часть воспитания, культуры.

Ваше отношение к олимпиадам? На федеральном уровне неоднократно высказываются мнение об их переизбытке.
—  Олимпиад в стране действительно стало очень много, и зачастую их проводят непонятные вузы или организации. Я не сторонник таких олимпиад, на которых победителем вполне может стать ребенок, который в школе учится на тройки. В то же время очень серьезные вузы проводят свои олимпиады. Применительно к КЭПЛу речь о всероссийских олимпиадах, которые проводятся под эгидой министерства образования РФ. Это главная многоуровневая олимпиада со школьным, городским, областным и российским этапом. Это как чемпионат страны по определенному виду спорта, и относиться к таким олимпиадам надо как к чемпионату страны.

Нередки ситуации, когда школьные отличники, став взрослыми, живут «от зарплаты до зарплаты», а троечники становятся политиками, бизнесменами или топ-менеджерами. Согласны?
—  Это не всегда так. Как отличники могут быть успешными бизнесменами или менеджерами, так и троечники — влачить жалкое существование. И наоборот. Дело в том, что есть образованность —  количество знаний в голове. Уровень образованности проявляется в том, как ты пишешь контрольные или сдаешь экзамены. И есть понятие «ум», критерием которого является достижение практического результата. Бывают ситуации, когда человек огромное количество времени проводит за книгами, за компьютером, приобретает знания, он очень образован. А троечник приобретает мудрость в практической жизни. В России образование очень важно, но часто человек, который более коммуникабелен, обладает лидерскими качествами, умеет наладить связи в этой конкурентной борьбе, опережает бывшего «ботана». Изначально ум у него присутствует, не хватает образования. Когда люди взрослеют — эти же бывшие троечники «добирают». И это наша беда и ошибка, когда в школе на ребенке ставят клише «ты плохо учишься». Я знаю большое количество (в том числе и наших) выпускников, которых раньше учителя упрекали: мало читаешь, много ленишься… Лет через 5 после обучения разговариваешь с ними: абсолютно другие люди, которые мыслят по-новому, очень много читают, многого достигли в своей жизни. Не надо ставить клише! Этим часто «страдают» все школы.

Большинство учителей в школах — женщины. Мой редактор сравнивает это с воспитанием ребенка в неполной семье, без отца. Почему так, и как у вас с кадрами-мужчинами?
—  Все просто. В последние несколько лет в головах (даже несмотря на позитивные изменения) укоренилась мысль: в школе мало платят, а мужчина – это добытчик. Исключительно женское воспитание – однобокое, и в большинстве российских школ, к сожалению, коллективы, в основном, женские. В КЭПЛе эта проблема минимизирована. У нас, по сравнению с другими школами, мужчин больше 10%  – известные преподаватели, достигшие немалых успехов. Если посмотреть на детский коллектив (у нас соотношение девчонок и парней – 50 на 50), то часто драйверами общественных процессов выступают именно пацаны. Согласитесь, в большинстве школ активисты все-таки девочки.

Как относитесь к репетиторству преподавателей?
—  Как я могу относиться? Мне нужно, чтобы было качество в учебном процессе, которое мониторится по результатам ЕГЭ, ОГЭ, олимпиад. Качество это есть, и очень высокое. И было бы неправильно с моей стороны запрещать нашим учителям зарабатывать.

Старшая дочь, 11-классница, как-то поделилась: нас «натаскивают» на ЕГЭ. Учится в хорошей, сильной общеобразовательной школе. Ваше мнение как практика?
—  Тут палка о двух концах. С одной стороны — да, натаскивают. Ваша дочь права: мы вынуждены натаскивать, потому что такие условия нам создает система образования. С другой стороны, в ЕГЭ есть много плюсов. Первый – все ставятся в объективно равные условия. Государство должно четко представлять, как учат в российских школах. Для этого необходим независимый мониторинг. К тому же, разработчики ЕГЭ систему совершенствуют, к примеру, в русском языке ввели элементы сочинения. Еще один момент: через ЕГЭ поступают в вузы. Не будь его, вряд ли бы большое количество талантливых детей из Сибири или Дальнего Востока поехали бы в Москву «попытать счастья». Если ребенок талантлив, набрал необходимые баллы, он может поступить в самые престижные московские вузы. Лично мое отношение к ЕГЭ больше положительное, чем отрицательное.

Как строятся отношения с местными властями?
—  Понимание было всегда, особых палок в колеса никто никогда не ставил. У нас благодаря местным властям появилось второе здание: сейчас работаем на два корпуса в одну смену. Большое облегчение с точки зрения организации учебного процесса. Понятно, что это дополнительная финансовая нагрузка: фонд заработной платы остался прежний, а число штатных единиц выросло — сотрудники столовой, служба безопасности, техслужащая...

Как решаете финансовые вопросы?
—  Это называется оптимизация. Экономим, но только там, где можно. Очень помогают спонсоры. Без их поддержки многие проекты мы не смогли бы реализовать. Сейчас, к примеру, по самым современным технологиям делаем конгресс-холл, где можно будет проводить конференции, семинары, вебинары, в том числе интерактивные. Можно будет организовывать телемосты — хоть с Америкой, хоть с Австралией, чтобы профессура этой же Высшей школы экономики могла не только, как сейчас, приезжать к нам, а вести занятия с нашими детьми из Москвы. Конгресс-холл в дальнейшем можно будет использовать как для лицейских, так и городских или областных образовательных мероприятий. Планируем реализовать этот проект к 25-летнему юбилею лицея в октябре 2017 года.

Учителя часто жалуются, что загнаны в рамки отчетности. Это так?
—  Да. Непонятной отчетности действительно много. Вместо того, чтобы заниматься «живой» работой с ребятами, и члены администрации, и учителя занимаются большим объемом писанины, не всегда оправданной. И в этом не вина министерства образования: с них сверху требуют. Все, что мы можем сделать, мы делаем.

В последние годы много говорят о переизбытке на рынке труда специалистов по юридическим и экономическим специальностям. Это действительно так?
— Поверьте, не так. Рынок переполнен не юристами и экономистами. Рынок переполнен людьми, у которых в дипломе написано: «юрист» или «экономист». Большое количество различных непонятных, в том числе коммерческих организаций, учили и продолжают обучать по этим специальностям (конечно, я не обо всех говорю, у нас в регионе сильная образовательная база). Дети, которые кое-как учились в школе и которым «ни жить, ни быть» надо получить высшее образование, платят относительно небольшие деньги, продолжая учиться после школы. Учиться кое-как, получая в итоге кое-какой диплом с надписью «юрист» или «экономист». А вы зайдите в любую кировскую серьезную компанию и спросите, сложно ли найти такие кадры. Во многих ответят: с дипломами — много, а действительно хорошего бухгалтера или юриста найти очень сложно. Мы в свое время тоже долго и серьезно работали над тем, чтобы сформировать нашу кэпловскую бухгалтерию. Подходящие кадры искали очень долго. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.

Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru

Досье:
Александр Иванович Пономарев, первый заместитель директора КОГОАУ «КЭПЛ».

Дата и место рождения: 20 июля 1960 года, г. Киров.
Образование: высшее. В 1986 году окончил Кировский государственный педагогический институт (исторический факультет).
С 1986 по 1989 гг. - преподаватель в средней школе с. Кстинино.
С 1989 по наст. вр. - работа в Кировской средней школе № 24, которой с 1992 года присвоен статус школы-лицея. С 1996 года преобразована в Кировский экономико-правовой лицей (КЭПЛ).

Из философского: «В детстве прочитал философскую восточную мудрость, которую проношу через всю жизнь. «Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе нужно». У нас огромное число людей живут по алгоритму. Многие дети ходят в школу, учатся хорошо, потому что так надо. Многие взрослые — закончили вуз, поселились в обычной квартире с диваном, двумя креслами и мебельной «стенкой» в большой комнате, купили машину (сначала «Ладу», затем заменили на «Фольксваген»), съездили в Сочи или в Турцию по системе «все включено». Им достаточно, они счастливы. А зачем по-настоящему живут, для чего предназначены — многие не задумываются и плывут по течению. Плыть надо именно туда, куда тебе надо. Очень надеюсь, что большинство выпускников КЭПЛа по стандартному алгоритму жить не будут.

От автора:
Мы с Александром Ивановичем беседовали в его кабинете. Необычном, как сам спикер. Там даже нет традиционного письменного стола. Стоит маленький журнальный, вокруг — кресла и диван. Как дома — свободно, без формальностей. Мне потом дети рассказали: они сами в этом «кабинете» - частые гости. Собираются человек по 10 или даже 20, делают «домашку». Даже когда взрослых нет. Еще много-много хорошего рассказали: что Александр Иванович первым смотрит все фильмы, которые смотрят дети, первым читает детские книги. Он говорит: «Как можно общаться с детьми, если не знаешь, чем они живут?» Он и сам живет детьми.

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Без местечковых способов
Без местечковых способов

Как повлияла критика общественников на ремонт дорог? Что даст Кирову комплексная схема организации транспорта стоимостью свыше 30 млн рублей? Кто возьмется за строительство Западного обхода областного центра и дороги Опарино-Альмеж? Об этом и многом другом рассказал в интервью «БН» Михаил Поршнев, глава регионального минтранса.

  887  6

Без потерь?

На прошлой неделе первый в этом году отчет об итогах ушедшего года предоставило министерство сельского хозяйства региона. По их данным, серьезных потерь у аграриев не было. Если не считать погибшей из-за погоды части урожая, за которую они уже получили компенсацию.

  382  5

«Чуть-чуть гурманы, чуть-чуть гедонисты»

Светские мероприятия в нашем городе так редко происходят, что когда они случаются, то притягивают как магнит всех, кто жаждет «выйти в свет». А если это связано с искусством, пусть и кулинарным, то для интеллигентной публики становится вдвойне привлекательным.

  388

Строили, строили.....

Детский космический центр сдали в эксплуатацию. Но еще не открыли. Сейчас объект прибирают, а руководство занимается формированием штатного расписания. Пока неизвестно, когда состоится его торжественное открытие.

  347


Tele2 предлагает почитать

Tele2 запускает брендированные сервисы для чтения периодических изданий и книг.

  205

Вы - предприниматель? Получайте государственные и муниципальные услуги в банке «Хлынов».

Вы - предприниматель? Получайте государственные и муниципальные услуги в банке «Хлынов».

  215

Есть карта банка «Хлынов» и iPhone? Оплачивайте покупки с помощью Apple Pay

Это просто и безопасно.

  208

Кировские абоненты Tele2 проговорили в праздники 22 млн минут

Кировские абоненты Tele2 проговорили в праздники 22 млн минут

  230

Кафе-кулинария «Глобус» приглашает!
Вкусно! Уютно! Доступно! В любимой кулинарии «Глобус» на Ленина, 101 открылось уютное кафе на 160 посадочных мест.
  157