Ремонт на удачу

20.08.2017 15:35:00 1556 0

По данным исследователей российского автомобильного рынка, скоро почти вдвое должно сократиться количество автосервисов. Пока же они, кажется, только множатся, а некоторые не стесняются признаться — 30% прибыли этого вида бизнеса нарабатывается за счет элементарного обмана клиентов.

Теневой «Ремонт у Иваныча»

Сегодня по всей стране работает примерно 50 тысяч компаний, которые занимаются ремонтом и обслуживанием автомобилей. Из них 9% находится при официальных дилерских центрах, 33% — независимые станции технического обслуживания (СТО), а 58% — узкоспециализированные предприятия (автомойки, тюнинг-ателье, станции по ремонту электрики, двигателей и т.д.). По прогнозам аналитической компании «Автостат» в ближайший год количество всех сервисов может сократиться в два раза.
— Недавно мы провели исследование, которое показало, что сейчас в России автосервисов больше в 2,5 раза, чем это нужно рынку. Поэтому те, кто не смогут подстроиться под нынешние условия, выжить не смогут,  - сказал Николай Янковский, руководитель группы развития сети «Бош Авто Сервис» в России.
При этом за последние три года объем этого рынка увеличился более, чем в 1,5 раза: если в 2012 году этот показатель был равен 300 млрд рублей, то в 2016 году он вырос до 500 миллиардов. В текущем 2017 году эта цифра увеличится, по прогнозам, еще больше — на 15-20%. Четвертую часть рынка составляет теневой сектор — так называемые неофициальные гаражные автосервисы, часто носящие имя их владельца (что-то типа «В гостях у Юры», или «Ремонт у Иваныча»), а то и вовсе без названия — так работают мастера, которых просто «все знают» и советуют друг другу. Объем рынка таких услуг на сегодняшний день составляет примерно 140 млрд рублей.

«БН» побывали в одном из таких автосервисов. Это типичный двухэтажный гараж, затерявшийся среди многих похожих. Чтобы найти туда дорогу, нужно звонить владельцу и внимательно, прямо во время езды слушать, возле какой ямки повернуть налево и какое количество одинаковых «гаражных» улиц проехать прямо. В итоге ты входишь в «святая святых», где тебя ждет, казалось бы, обычный человек. Однако когда ты профан-автолюбитель, а мастер начинает рассказывать тебе что-то о состоянии твоего автомобиля, ты чувствуешь себя чуть ли не иностранцем. И если он предлагает починить машину за приемлемую цену и после этого она едет и в ней ничего не стучит, ты, безусловно будешь советовать этот гараж и этого мастера всем своим друзьям. И они также будут искать этот «светлый оазис» в каком-нибудь удаленном от центра районе города.
— Таких автосервисов у нас огромное количество, - рассказывает Игорь, один из владельцев гаража, куда мы прибыли. - практически ни один из них не дает никакой рекламы — работает «сарафанное радио». Поэтому  в наших интересах делать все качественно — тогда люди будут советовать наш центр всем остальным. Однако в целом около 30% прибыли на этом рынке достигается обманными методами. К примеру, надо кому-то обработать уплотнительные резинки у дверей силиконом. Одного баллончика должно хватить в среднем на четыре машины. Но мастера часто говорят, что у них нет остатков и владельцу автомобиля приходится покупать целый. Потом он, как правило, остается в сервисе.
Или самое элементарное — нужно поменять масло. Приходится потратить некоторое время, чтобы слилось старое. Но это делают не все.  А самая простая замена ремня ГРМ стоит 200 рублей. Но незнающему водителю в автосервисе могут перечислить такой список дополнительных и «крайне необходимых» действий и деталей, что стоимость этой операции порой вдруг вырастает до 3000 рублей. И люди платят, просто не зная, что где-то может быть и честный автосервис. Такие, к счастью, есть.



«Сделал машину хорошо — потерял клиента»

— Мы — один из немногих сервисов в городе, осуществляющих комплексный ремонт автомобилей, - рассказывает уже другой представитель этой сферы, Ярослав. - В основном все специализируются на чем-то одном: или ремонтируют только классику, или карбюраторы, или кузова. Автосервисы при дилерских центрах практически ничего не ремонтируют, а просто предлагают заменить, к примеру, весь мотор. Всем хватает работы из-за большого количества автомобилей и неразборчивости самих клиентов — они порой просто едут туда, что ближе к дому. К нам же могут приехать автолюбители и из других регионов.
Случаев безответственной работы в автосервисах Ярослав знает великое множество: то автослесари приходят пьяные на смену, то очень долго меняют незначительную запчасть, то в процессе ремонта видят, что надо делать дополнительную работу, но не говорят об этом клиенту. «А сколько случаев, когда на дорогах ловят пьяных водителей без прав, - вспоминают наши эксперты. - Скорей всего, половина из них — автослесари». Кроме того, среди механиков известна поговорка: «Сделал машину хорошо — потерял клиента». Пока она работает на этот рынок.

Однако по прогнозам исследователей скоро такое положение вещей должно измениться. Да, автопарк в нашей стране постоянно увеличивается, и, как следствие, возрастает необходимость его обслуживания. Так, за прошлый год существенно выросла стоимость обслуживания автомобилей по всем классам машин. В результате люди начинают присматриваться к альтернативным видам транспорта. Помимо такси и автобусов-троллейбусов это может быть уже ставший довольно популярным райдшеринг — совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков.
Кроме того, свою роль в этом процессе могут сыграть и последние изменения в законе об ОСАГО. «В подавляющем большинстве случаев потерпевший лишен возможности получить денежные средства. Он вынужден довольствоваться ремонтом, который ему обеспечит страховая компания. Где она его обеспечит, в каком автосервисе, на каких условиях — на это все повлиять довольно сложно. Этих вопросов законопроект, к сожалению, не затрагивает», — говорит глава движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Конечно, вряд ли можно надеяться, что процесс отказа от автомобилей будет быстрым. У нас, как известно, «коней медленно запрягают».

Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru

 

Мнения
Сергей Улитин, заместитель директора ЗАО «ВТК Энерго», член ОПКО:

— У меня, к счастью, наступил в жизни такой период, что я собственник гарантийного автомобиля. Могу сказать, что в Кирове (а у меня корейская машина) в фирменных сервисах меня все устраивает.
Раньше, конечно, пользовался услугами и гаражных автосервисов. И среди этих бюджетных вариантов, отмечу, есть уникальные мастера, которые предоставляют качественные услуги, позволяя при этом сэкономить.
Но есть один момент. Когда сервис со временем нарабатывает большую клиентуру, возникает типичная проблема при расширении бизнеса: как только мастера нанимают подмастерий качество услуг резко падает. Я дважды отказывался от автосервисов именно по этой причине.
 

Антон Менчиков, индивидуальный предприниматель:

— У меня есть несколько «своих» сервисов. Я езжу к ним не один десяток лет. Они проверены временем. Но бывают ситуации, когда у них нет специалиста по той или иной составляющей. Тогда я полностью полагаюсь на их совет и направляюсь к тем, кого они рекомендуют (например, мастерам по АКПП или кондиционеру).
В «незнакомые» сервисы езжу крайне редко, поэтому не могу судить об их работе. И опасений по поводу возможного обмана у меня нет, так как в первую очередь я стараюсь сам выявить неисправность. К примеру, по стуку в подвеске можно понять его причину и источник. И в целом я слежу за машинами, благодаря чему 99% всех неисправностей выявляются заблаговременно.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте