Отдать швартовы!

27.08.2017 14:52:00 2318 0

В начале августа, в ходе «прямой линии» врио губернатора Кировской области Игорь Васильев заявил о планах региональной власти возобновить судоходство на реке Вятке. Предприниматели и чиновники на прошлой неделе собрались и обсудили: насколько реально вновь сделать главную водную артерию области судоходной и какая польза от этого бизнесу.

Организатором конференции «Река Вятка. Ее роль в экологии и экономике региона», которая состоялась на теплоходе «Флагман», выступила Вятская ТПП. Открывая встречу, президент Союза «Вятская ТПП» Николай Липатников отметил: «Возможностей у реки много, но надо, чтобы люди ей помогли». Готовы ли кировские предприниматели помогать в этом вопросе?
 
Река-поилица

Павел Горченко, начальник управления водных ресурсов министерства охраны окружающей среды, сообщил: на входе и на выходе из Кировской области качество воды в Вятке одинаковое. Относится к 3-му классу загрязнения — «слабо загрязненное».
- По данным Гидромета последние лет 5 водность реки Вятки — выше средних многолетних значений, - сказал Горченко. - Хотя все мы видим, что река становится мелководной. Дело в том, что судовой ход в прошлом веке постоянно чистили речники.
Также он сообщил: река Вятка является источником питьевого водоснабжения 40% населения Кировской области (города Киров, Кирс и пос. Восточный Омутнинского района).
К глобальным проблемам чиновник отнес сброс ливневых сточных вод без очистки и крайне низкое бюджетное финансирование очистных сооружений на сточных водах.

Рушатся берега

«Река мелеет, зарастает травой, появляются песчаные отмели и косы», - рассказала в своем выступлении Тамара Каземирчик, начальник отдела гидрологии ФГБУ «Верхне-Волжского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Она указал ряд участков, где наблюдаются размыв и разрушение берегов Вятки, отметила «удручающее состояние» притоков и ряда природоохранных прибрежных зон.
- Для обеспечения судоходства на реке Вятке необходимы не разовые мероприятия по углублению судоходного хода, а постоянное наблюдение наносов и биологических характеристик в наиболее сложных участках русла, - подытожила Каземирчик. - Для очистки русла нужно иметь специальную технику, возобновить работу «Вятского технического участка». Необходимо разработать научно-практическую программу «Судоходная Вятка» с привлечением средств федерального и областного бюджетов.

Лес — баржами

— В советское время, в 80-е годы, объем грузоперевозок по реке Вятке превышал 10 млн тонн что составляло 3 процента от общего объема Минречфлота, пассажирские перевозки составляли ежегодно до полутора миллионов человек, - напомнил в своем выступлении Александр Васенин, председатель Ассоциации судовладельцев Кировской области. - Это были высокие результаты. Что касается развития реки — нужно подходить комплексно. Нужно делать не только углубление русла, но и ставить дамбы, запруды, укреплять берега... Сегодня рекой занимаемся, в принципе, только мы, энтузиасты. Уже в течение 10 лет работаем на реке, вкладываем свои средства в развитие. Другим пока это не интересно.

По словам Васенина, судовладельцы Вятки пытаются разрабатывать планы развития.
- В ближайших планах — развитие грузоперевозок, - поделился Васенин. - Речь идет о доставке баржами леса из Нагорского района в Киров. Благодаря этому, разгрузятся дороги. Предприятие получит сырье, в котором нуждается в весенний период, когда дороги закрыты. Также мы собираемся развивать грузоперевозки до Вятских Полян и дальше. В советские годы грузы по воде от нас уходили вплоть до Астрахани.  Кроме того, в наших планах и развитие пассажирских перевозок. Будут ходить от нас такие же теплоходы, как «Василий Чапаев». Но это все пока, к сожалению, только наши планы. Все, что можем — мы делаем. Если со стороны правительства будет оказана какая-то помощь в развитии судоходства, мы будем ее только приветствовать. И сами рады всегда помочь.

Штрафы не пугают

Ильдус Гизатуллин, руководитель Управления Росприроднадзора по Кировской области, отметил, что в Управлении всего 4 инспектора, которые обслуживают весь регион в части использования водных объектов.
В 2016 году мы провели 34 рейдовых осмотра, большая часть из них — на реке Вятке, в этом году уже 18 рейдов, - сообщил он. - В 2016-м выявлено 31 место несанкционированного размещения отходов, свалок мусора общей площадью около 2 гектаров.
Гизатуллин продемонстрировал фотографии свалок — строительный мусор, бытовые отходы. Все они ликвидированы.
- Отмечу, что больших загрязнений, как, например, в Нижегородской, Ульяновской областях, в Татарстане, самовольного захвата земель прибрежной зоны — у нас нет, - подчеркнул чиновник. - Конечно, нужно приводить Вятку в нормальное состояние, проводить берегоукрепительные работы. Не стоит забывать, что случае открытия крупного судоходства загрязнение реки на порядок возрастет.

Ильдус Гизатуллин заявил, что необходимо менять законодательство об административном судопроизводстве.
В КоАП нужно внести такие изменения, которые не позволили бы гражданам мусорить на берегу рек, - подчеркнул он. - К примеру, статья 8.42, касающаяся использования прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ведения хозяйственной деятельности, влечет штраф на граждан всего от 3 до 4 тысяч рублей. А на предприятия — от 200 до 400 тысяч! А кто у нас чаще оставляет мусор, отдохнув на берегу реки? Население. Считаю, что для граждан-нарушителей можно штраф повысить, хотя бы до 10-20 тысяч. И если предупреждающие аншлаги будут стоять в местах отдыха граждан, наверное, каждый задумается: убрать за собой мусор или заплатить штраф в 10 тысяч.
Гизатуллин также заявил о необходимости создания экологического фонда в Кировской области, чтобы суммы взысканных с нарушителей штрафов, которые сегодня «неокрашенные» (идут на социальные, иные нужды) тратились конкретно на решение экологических проблем.

Дешевый вид транспорта

Глава Нагорского района  Владимир Булычев понастольгировал о временах, когда река Вятка была добрым подспорьем «лесникам».
- В нашем районе в советское время было три леспромхоза, одно сплавное предприятие, - рассказал Булычев. - Ежегодно сплавляли 1,2 миллиона «кубов» леса. Люди были заняты работой. В те годы большинство леса шло в Киров и Слободской. Мне тема сплава леса знакома, я работал директором лемпромхоза. Поддерживаю всех, кто неравнодушен к реке Вятке, к лесным ресурсам, к теме возрождения судоходства.

Также Булычев поделился мнением о том, какого главу Кировской области запомнят и почему.
- Мы того губернатора запомним, который нам построит или целлюлозно-бумажный комбинат, или завод по переработке низкосортной древесины. Низкосортная древесина для нас — самая основная проблема, - продолжил он. - Сегодня мы с леса забираем только 30, максимум 40 процентов!  60-70 процентов — оставляем, это отходы. Почему я заговорил об этой проблеме? Потому что перевозить ее на машинах — нерентабельно. И водный транспорт, баржи или грузовой сплав — оптимальный вариант.
Представитель «Вятского фанерного комбината» Владимир Полищук, рассказал, что «Сегежа груп» (инвестор комбината) имеет опыт перевозки грузов по озеру Онега.
— Мы знаем, сколько это стоит, - отметил он. - Нужно понять, сколько это будет стоить здесь, в  Кировской области, чтобы мы могли сопоставить. Автомобильный и железнодорожный виды транспорта имеют свои ограничения: либо весовые, либо сезонные. Идея хорошая, просто нужно ее теперь до конца проработать. Но есть еще один очень важный момент — это реанимирование инфраструктуры: пункт отгрузки, пункт приемки. Сегодня есть такое понятие как аутсорсинг. Важно понять: готовы ли речники предоставлять услуги комплексно (погрузить, отгрузить, привезти). Чтобы мы им показали точку — получили товар. Мы поддерживаем идею возрождения судоходства. Готовы принять посильное участие, если будет интересно — будем работать.

Береговой инфраструктуры нет

Игорь Сидоров, замначальника «Администрации Волжского бассейна внутренних водных путей», рассказал участникам конференции, что сегодня не все возможности Вятки используются для судоходства.
- В настоящее время река Вятка и ее притоки могут быть использованы для судоходства на протяжении 1587 километров, - отметил Сидоров. - А используется сегодня  только 685 километров, от города Киров до устья. Вятский район водных путей и судоходства не растерял кадровый состав, есть техника, теплоходы. Есть технически исправный плавучий кран, который может быть использован на очистке русла реки. Но русло- и берегоочистка в настоящее время не финансируются государством. Поэтому если мы будем выполнять какие-то работы, обязательно необходимо решить вопрос с финансированием. Основная составляющая здесь, наверное, - местные бюджеты и заинтересованные частные организации.
Что касаемо круизных теплоходов. «Василий Чапаев», как было сказано, пришел по Вятке, но к берегу так и не подошел. Причина — у нас нет никакой береговой инфраструктуры. Капитаны подобных теплоходов просто не рискуют  приставать к берегу. Для этого можно было бы использовать плавучий дебаркадер.

P.S.
Итак, бизнес двумя руками «за» возрождение судоходства на Вятке. Люди готовы помогать и делом, и, по мере возможностей, рублем. Есть у нас и специалисты, правда, с инфраструктурой проблемы. Осталось дело за политической волей и получением федерального финансирования. И тогда, возможно, круизные теплоходы с туристами начнут бороздить просторы Вятки,  лесной комплекс получит рентабельный вид транспорта, а дороги в Кировской области станут дольше служить.

Александр Грислис
grislis@mail.ru

Мнения

Ольга Лобастова, директор Центра активного отдыха «Летучий корабль»:
- Постепенно популярность нашего региона растет, к нам туристы едут. Кировская область может привлечь туристов и оздоровительным туризмом в санаториях, и культурно-познавательным, и охотой. У нас много уникальных и интересных объектов. Мы можем занять и занимаем туристов на несколько дней. И, конечно, люди хотят отдыхать на воде. Отмечу, что мы на наших водных маршрутах в Кировской области уже вполне уверенно конкурируем, скажем, с Карелией, Пермским краем. Да, у нас нет «спортивных» рек с категорийными походами, но к нам едут семейные туристы, туристы-новички. Какие есть проблемы? Дороги к рекам у нас не идеальны. Кроме того, очень много подъездов к реке в окрестностях Кирова перегорожены шлагбаумами, поставленными, наверное, незаконно.
 

Михаил Скворцов, генеральный директор компании «Алмис»:
- Возрождение судоходства на Вятке должно помочь бизнесу. Для лесного комплекса это было огромное подспорье, когда колоссальное количество грузов транспортировалось рекой. В этом процессе было занято огромное количество людей, была огромнейшая экономия транспортных расходов. Во все времена и во всех странах транспортировка водным путем — самая дешевая. Недавно я посетил несколько предприятий в Финляндии и Швеции. Там все крупные лесопильные и деревообрабатывающие заводы — на своих причалах. И это сегодня одно из главнейших конкурентных преимуществ перед нами. Нам, в России, довезти свою продукцию до потребителя, во-первых, очень далеко, а во-вторых, очень дорого, потому что мы используем железную дорогу и автотранспорт — дорогие виды транспортировки.
Сегодня, чтобы победить конкурентов - а они у нас в Германии, странах Скандинавии - тема судоходства для бизнеса очень актуальная.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте