Киров намерены развивать комплексно
Программы «Безопасные и качественные дороги», «Комфортная городская среда», «Бережливая поликлиника» должны стать основой комплексного развития Кирова.

Киров намерены развивать комплексно

15.09.2017 13:51:00 7934 0

Формирование комплексного подхода развития территории Кирова и области обсуждали на неделе в Общественной палате региона. Для ее создания общественники намерены объединить усилия с властями города. Члены палаты вновь заявили о необходимости ввести должность главного архитектора в регионе, а некоторые и вовсе убеждены, что в не столь далеком будущем Киров, Кирово-Чепецк и Слободской ждет объединение.

Член ОПКО Константин Ситчихин сообщил, что в основу формирования комплексного подхода к развитию Кирова и области лягут те федеральные программы, в которых регион участвует сейчас и  продолжит в 2018 году, а именно - «Безопасные и качественные дороги», «Комфортная городская среда»,  «Бережливая поликлиника», а также при участии Фонда капитального ремонта.

 - С моей точки зрения, комплексный подход нужно формировать от социального объекта, брать его за основу и делать полное комплексное благоустройство территории, - отметил Ситчихин. - На сегодняшний день никто не отменяет Фонд капитального ремонта. Я знаю, что в Фонде то же будут перемены в связи с комплексным подходом, это тоже надо учитывать. Плюс еще, конечно, есть проект «Комфортная городская среда».

Для примера он предложил взять несколько небольших «островков» в виде микрорайонов:

 - Делая акцент на социальные объекты нам проще будет такими «островками» превратить весь город в более менее красивое состояние.

Программа «Бережливая поликлиника»

Член правления "Союза строителей Кировской области" Александр Булдаков считает, что комплексный подход невозможен без грамотных специалистов, которые должны быть ответственны за создание единой структуры города:

 - Например, в Башкирии есть такой опыт: при архитекторе города или области создаются специальные центры, куда привлекаются федеральные специалисты, которые разрабатывают проекты, касающиеся всего - и дорог, и парков. У нас нет сейчас единой структуры города, нет комплексного подхода. Нужна структура, которая будет этим заниматься конкретно. У нас нет даже архитектора.

По его словам, это поможет решить и проблему городского трафика:

- Это не только ремонт тротуаров, это и автобусные маршруты, это среда  в целом.  Утром стоишь в пробке и смотришь: вторая полоса пустая вообще... Это говорит о том, что светофоры неверно отрегулированы.

Другой общественник Евгений Сметанин, советник гендиректора "НИПИ БИОТИН", обратил внимание, что деньги выделяются на ремонт не только Кирова, а Кировской агломерации:

 - Кировская агломерация, я так понимаю, в глазах федерального центра  - это  три крупных поселения города Киров,  Кирово-Чепецк и Слободской. Мы кажется, что со временем это будет большая  агломерация и будет единым крупным городом. Мышление наше должно двигаться в эту сторону. Если мы в центре Кировской агломерации хотим организовать свалку, а она получается как раз в центре (речь идет о планах построить в деревне Осинцы мусорный полигон - прим. «БН») - это как раз демонстрация отсутствия комплексного подхода. И второй  вопрос мы должны понимать, что эти центры должны каким то образом связываться между собой и дороги должны быть, проезды более оптимальные, чем сегодня. Ведь была в проекте дорога более прямая в Кирово-Чепецк, строительство моста через Вятку в районе Боровицы. Об этом надо думать уже сегодня в плане стратегии. Обсуждать эти планы с руководством Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского.

Секретарь Общественной палаты региона Александр Галицких согласился, что для обсуждения этой концепции необходимо привлекать широкий круг специалистов, некоторых, например, можно пригласить из опорного университета.

- Идея организации вокруг социального объекта, конечно, хорошая, но я бы расширил их перечень, добавив другие важные для кировчан объекты.  А по поводу Кировской агломерации я вспоминаю 2014 год, когда был организован ряд дискуссий в правительстве Кировской области с привлечением московских специалистов, очень бурно это обсуждалось и  детально. Тогда она называлась «Большой Киров» или «Большая Вятка», к ней время от времени возвращаются, и понятно в перспективе, может быть, лет через 30 - 40 - 50, а может быть, и раньше это будет, но подходы какие-то нужно делать сейчас.

Он также подчеркнул, что регион нуждается в главном архитекторе:

- Я слушал все это и задумался, что у нас есть начальник управления градостроительства в Кирове и нет главного архитектора. Вятке повезло в свое время: в предреволюционное время и 20 е годы архитектором в городе Вятке был Иван  Апполонович Чарушин благодаря чему мы имеем исторический облик Кирова. … Нам надо ставить вопрос: должен быть главные архитектор, который формирует и несет ответственность за город.

Ремонт в рамках "БКД"

В администрации Кирова заявили, что поддерживают комплексный подход.  Так, заявил Дмитрий Печенкин, замначальника управления благоустройства и транспорта, заявил, что мэрия будет учитывать его:

- В 2018 году мы все предложения попытаемся максимально учесть, чтобы проекты «Безопасные и качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды» пересекались. Комфорт должен поддерживаться везде».

Глава Дирекции дорожного хозяйства Андрей Менькин посоветовал им поторопиться, т.к. По программе «БКД» отчеты со списками улиц для ремонта нужно подать до 1 октября.

Константин Ситчихин отметил, что общественники обратились к главе региона Игорю Васильеву с предложением в сентябре - октябре провести расширенное совещание, посвященное формированию единого подхода к развитию Кирова и области.  

Общественные активисты, опрошенные «БН», поделились своим мнением относительно комплексного подхода и должности главного архитектора.

Урбанист Максим Копылов считает, что создание «островков благополучия» нельзя назвать комплексным подходом к развитию:

-  Город – это не просто участок земли, разделенный улицами на кварталы и застроенный зданиями. Город - это сложный механизм, поэтому, если мы говорим о его комплексном развитии, то должны подразумевать одновременное решение большого числа задач и учета различных (порой противоположных) интересов. Например, существует комплексное благоустройство улицы. Оно включает обновление расширение пешеходных зон, разделение транспортных потоков, обновление тротуаров, фасадов и освещения, создание велосипедных дорожек, посадку деревьев, обустройство малых архитектурных форм и т.д. Но прежде чем, скажем, расширить тротуар на одной из центральных улиц, следует понять, как это отразится на транспортной доступности всего центра.

 - Комплексное развитие города возможно при полном анализе и постоянном мониторинге как общегородских задач и возможностей его развития, так и насущных потребностей жителей. А для этого в Кирове требуется, как минимум, наличие качественных специалистов в городской администрации и плотные взаимосвязи между управлениями или, в идеале, создание системы «умный город» (но до этого еще очень далеко), - считает Копылов.



По его мнению, при комплексном подходе к развитию города следует отталкиваться от двух принципов: первоочередное решение острых проблем города и  одновременное развитие всех городских районов, а не только центра (т.е. создание точек притяжения в различных, в том числе удаленных районах: парков, театров, развлекательных центров, ярмарок и т.п.).

- Именно отсутствие комплексного подхода в развитии города создает массу проблем, - поясняет урбанист. - Возьмем районы Лепсе и Филейка в Кирове. Сейчас они активно застраиваются многоквартирными домами, однако в районе не появляется новых детских садов, каких-то крупных торговых центров, не развиты рекреационные зоны (например, парк у трамплина практически не благоустроен). В результате жители этих районов стекаются в центр города, что создает, в частности, транспортные проблемы. То же самое по агломерации: отсутствие качественного городского пространства в Слободском и Кирово-Чепецке, вынуждает жителей этих городов стекаться в Киров, увеличивая нагрузку на его инфраструктуру.

Он убежден, что объединение или попытка пересечения проектов «Безопасные и качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды» при развитии Кирова – в корне неверное решение: они направлены они на решение совершенно разных задач.

- Например, согласно паспорту приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» одной из приоритетных является сокращение мест концентрации ДТП на дорожной сети. Следовательно при ее разработке должен быть проведен анализ, например, какие пешеходные переходы самые опасные в городе, на каких перекрестках больше всего ДТП и т.д. и решать в первую очередь именно эти проблемы. Если же при решении задачи сокращения количества ДТП мы будем отталкиваться от того, где рядом можно по второй программе («Формирование комфортной городской среды») благоустроить пустырь, то «ни одного зайца не поймаем», - рассказал он "БН".

- И насколько вероятно объединение или по крайней мере сближение Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского?

- В отношении вятской агломерации, ее развитие дополнительно может дать толчок к развитию малых городов: Слободского и Кирово-Чепецка, где в последние годы наблюдается сильный отток населения. Но говорить сейчас о Кирове, Слободском, Кирово-Чепецке как об агломерации – преждевременно. У этих городов очень слабые как транспортные связи (неразвитая дорожная сеть и общественный транспорт), так и социальные, производственные связи (сейчас, основной точкой притяжения для всех жителей агломерации является город Киров, при этом Слободской или Кирово-Чепецк слабо интересуют жителей Кирова). Чтобы эти три города стали единой системой, требуется, во-первых, понимание того, как привлечь в малые города инвестиции и жителей (какой функционал будет у Слободского и Кирово-Чепецка, какая требуется инфраструктура, как развивать городскую среду и т.д.), во-вторых, большие затраты (на развитие той же транспортной системы). Ни того, ни другого, насколько я пониманию, у городских и региональных властей нет.

Александр Галушко, редактор ИСП «Строим Киров»:

 - На должность главного архитектора необходимо приглашать человека, который интересуется современными тенденциями архитектуры и градостроительства, благоустройства, при этом знаком с историей региона и его населённых пунктов, мог выделять и развивать его интересные и сильные стороны. Желательно, чтобы это был местный специалист. Отсутствие комплексного подхода к ремонту улиц, дворов и парков, которое мы наблюдаем в 2017 году, даёт понять, что необходим человек, который будет внедрять самые передовые, да и что там, даже базовые подходы к благоустройству и развитию инфраструктуры.

Александр Галушко приводит примеры: во время ремонта дороги должны уделять внимание созданию пешеходных переходов, тротуаров, ливнёвки, установке бордюров и освещения там, где они необходимы, или были запланированы в ходе подготовки документации ранее. Так на ул. Василия Жуковского не обустроили пешеходный переход в районе филейского самолёта, хотя он заложен в документации 2014 года. На вновь построенном участке ул. Луганской в районе Красной горки отсутствует освещение и тротуары, для которых разве что сделали заготовку из щебня. Его уже ногами растаскивают пешеходы, поэтому к моменту асфальтирования в следующем году придётся заново подсыпать основание. На улице Екатерины Кочкиной, 8/1 при ремонте двора на своём месте осталась лужа, которая не является объектом культурного наследия данного микрорайона, но к её сохранению по всей видимости были приложены определённые усилия. На Октябрьском проспекте в районе завода ОЦМ в прошлом году не сделали бордюры, а когда решили заменить их в этом году, раскромсали кромку свежего прошлогоднего асфальта. После чего на месяц забросили работы, а в канавах стояла вода. Возможно, после такого асфальт утратит свои свойства и быстрее начнёт разрушаться. И такой случай с бордюрами далеко не единственный. Историю с разломом нового асфальта из-за строительства ливнёвки на Ульяновской вообще грустно вспоминать, а ведь достаточно было соблюдать порядок работ.

- При реконструкции парков необходимо опираться на мнение местных жителей, устраивать конкурсы проектов, как было с парком 50-летия ВЛКСМ у Дворца пионеров, а не доставать их из пыльных чуланов и спешно осваивать «неожиданно» обрушивающиеся средства, как сейчас происходит в Кочуровском парке. В конце концов, нужно научить подрядчиков делать пологие сходы с тротуара на проезжую часть в местах пешеходных переходов, - считает он.

Благоустройство в Кочуровском парке

 - Говоря о планах на следующий год, стоит подумать о том, чтобы направить часть средств на капитальный ремонт дорог. Ранее заявляли, что таких работ можно не ждать до 2019 года, - поясняет Галушко. - Например, в опубликованном плане БКД на 2018 год значится участок Октябрьского проспекта от Карла Маркса до Дзержинского. Но речь, по всей видимости, идёт снова о более менее хорошем текущем ремонте, который мы наблюдали в 2016-2017 годах, а не проекте расширения дороги в районе площади Лепсе, который давно залежался на антресолях управления градостроительства. Так зачем тратить деньги сначала на текущий, а потом капитальный ремонт? Не проще ли сделать сразу. Также в плане ремонта есть улицы, которые смогли сделать из-за экономии в текущем году (Подгорная, Курагинский переулок). Есть улицы, которые могли бы ещё «потерпеть», например, Сутырина. Думаю, что можно найти и другие примеры, а средства перераспределить на капитальный ремонт Октябрьского проспекта. Возможно даже подумать о выделении там полос для общественного транспорта, чтобы он не стоял в общей пробке с личными автомобилями.

Что касается создания отдельных должностей для контроля вопросов дорожного строительства и благоустройства, то он отметил, что на уровне города Кирова уже есть заместители главы администрации, которые курируют данные темы:

-  В частности, Алексей Журавлёв теоретически он мог согласовать реализацию программ «Безопасные и качественные дороги» и «Формирование комфортной городской среды». Почему он не успел или не захотел, надо спрашивать у него или у его непосредственного начальника Александра Перескокова. Также ему мог помочь другой замглавы администрации Роман Морозов, занимающийся вопросами градостроительства и архитектуры. Если честно, людей предостаточно, необходимо наладить их взаимодействие и эффективную работу. Чтобы быть банально в курсе проблем пешеходов, необходимо чаще передвигаться пешком, и не только по своим стандартным маршрутам. Без выхода на конкретное место точно не получится создать комфортную среду и безопасные дороги. Но всё реально даже при нашем финансировании, было бы желание и заинтересованность со стороны чиновников.

По поводу объединения городов:

- Считаю, что Киров, Кирово-Чепецк и Слободской – самодостаточные населённые пункты со своей историей, укладом и экономикой. Объединять их в административном плане в некий мегаполис «Большой Киров» не нужно. Мы достаточно удалены друг от друга, получится малоуправляемая структура. Достаточно взаимодействовать в формате агломерации. При этом необходимо заострить внимание на вопросах транспортной связи городов, в том числе на развитии общественного транспорта. Внедрять гибкую тарифную сетку для тех, кто ежедневно ездит между городами. Вспомнить об идее железнодорожного сообщения Кирова и Кирово-Чепецка, для эффективного внедрения придётся строить несколько новых платформ в том числе в Нововятске. Не говоря уже о таких затратных вещах, как новые трассы Киров – Кирово-Чепецк и Кирово-Чепецк – Слободской. Необходимо развивать общую биржу труда для соседних муниципальных образований. Есть ряд локальных перераспределений территорий, которые напрашиваются. Например, передача в состав МО «Город Киров» Федяковского сельского поселения Кирово-Чепецкого района, поскольку мы ближе расположены, маршрутная связь у федяковцев есть только с Нововятском, к нему проще было бы привязать социальную сферу и административное обслуживание людей. Такие разговоры шли несколько лет назад, и этого было бы достаточно вместо создания единого городского округа.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений