Фото: ТАСС

Показания дает Ларицкий

04.10.2017 13:54:00 3312 0

Сегодня, 4 октября, в Пресненском районном суде Москвы продолжается процесс по делу экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. Он обвиняется в получении взяток на сумму 600 тысяч евро.

Сегодня экс-губернатор закончит давать показания, а прокурор опросит первого свидетеля — владельца НЛК Альберта Ларицкого. По версии следствия, он передал Белых 200 тысяч евро, сообщает zona.media

Во время допроса прокурор поинтересовалась, известно ли было губернатору о нарушениях законодательства о налогах и сборах при реализации проектов НЛК и УК «Лесхоз», обязательствах предприятий по стоящим на их балансе котельным и дополнительным инвестициям Юрия Зудхаймера в его бизнес. Белых рассказал, что предприятия Зудхаймера взаимодействовали с УФНС на тех же основаниях, что и другие.

Прокурор спросила про визит Зудхаймера в правительство области в 5 марта 2015 года и следующую встречу - в аэропорту Риги. По первой встрече Белых пояснил, что проводил множество подобных с предпринимателями, поэтому не может рассказать, когда происходила какая именно из них. И заверил: в тот день он точно ни от кого не требовал передать 200 тысяч евро.

Встречу на территории аэропорта Риги объяснил тем, что  Зудхаймер опасался появляться в России после возбуждения в отношении него уголовного дела. По словам экс-губернатора, обсуждались два вопроса — о непростых взаимоотношениях немецкого бизнесмена с предпринимателем Альбертом Ларицким и о перечислении денег на развитие «комплекса мероприятий в сфере благоустройства» на счет Военно-исторического фонда, который основал Белых.  

Прокурор спросила о конверте с 50 тысячами евро, который Зудхаймер передал помощнице Белых. Экс-губернатор рассказал, что ожидал увидеть в конверте документы, но там оказались деньги. Белых попросил своего помощника положить эти деньги на счет фонда, но тот не сделал этого сразу. Поэтому он повторил указание уже из СИЗО, рассказал подсудимый, пожаловавшись на проблемы с коммуникацией в «Лефортово».

13.18. В суд доставили свидетеля Альберта Ларицкого, котрого должны этапировать в другое СИЗО. Прокурор предложила изменить порядок исследования доказательств и сначала допросить Ларицкого, а затем продолжить допрос Белых.

Прокурор просит Ларицкого в свободном рассказе объяснить эпизод дела о взятке в 200 тысяч евро. Судья добавляет, что нужно начать издалека: «Прямо с тех самых времен, когда познакомились с Белых, с 2008 года».

Ларицкий говорит, что в 2008 году он приобрел компанию НЛК. Акционером была его структура 21 Century. Они владели 99,8% акций НЛК. Предприятие занималось лесопереработкой. Директором в 2008 году назначили Владимира Сысолятина. Он вел всю операционную деятльность.

- На одном из совещаний в правительстве Кировской области я познакомился с Щерчковым Сергеем Владимирович. Щерчков, на "щ", как "щавель", — объясняет Ларицкий.

13.31 Ларицкий говорит, что в 2010-2011 году менеджмент НЛК обратился к Щерчкову (курировал лесную отрасль в качестве зампредседателя правительства области), чтобы тот помог получить в аренду лесные участки.

- Щерчков пообещал, что все сделает, при этом намекнул, чтобы мы отблагодарили губернатора. Не помню, как точно, но посыл бы такой. Я эту просьбу Щерчкова воспринял как желание губернатора передать ему денежные средства, - говорит Ларицкий.

13.36 В  2012 году участки были оформлены в аренду. «После чего я взял 200 тысяч евро, у себя дома, в сейфе, в Швейцарии, сумму определил произвольно, исходя из тех прибылей, которые я мог получить, и полетел в Киров». Чтобы не заниматься передачей денег лично, свидетель попросил Сысолятина передать их Щерчкову, который сказал, что передаст деньги дальше губернатору Кировской области. Вспоминает, что, со слов Сысолятина, через месяца «два-три» взаимоотношения с правительством области улучшились.

13.43 Судья спрашивает, как назывались компании Ларицкого. Тот отвечает, что они назывались НЛК и УК «Лесхоз». На вопрос о «Кировлесе» поясняет Белых:
- Был КОГУП «Кировлес», а когда оно обанкротилось, его переделали в УК «Кировлес». А затем оно стало УК «Лесхоз».
Судья просит называть компании с этими приставками.

13.50 Свободный рассказ Ларицкого окончен. Прокурор спрашивает свидетеля, может ли он разделить «концепции, связанные с НЛК и "Кировлесом"».
Ларицкий говорит, что лучше него об этом расскажет руководитель НЛК Сысолятин, но все же пытается: «Это было два разных ивестпроекта, один касался НЛК, другой «Лесхоза». И эти проекты были по разным участкам.

По вопросу согласования проектов  Ларицкий общался только с заместителем Белых Щерчковым, а потом тот устроил ему одну встречу с Белых. Встреча продолжалась минут 30-40, говорили по существу.

14.00 Прокурор спрашивает о сроках и схеме согласования инвестпроектов. По поводу принятия решения Ларицкий поясняет: Белых не принимал такие решения единолично, это коллегиальное решение, но без поддержки губернатора проект бы не прошел.

14.13 Прокурор спрашиват, как эти деньги попали к свидетелю. Ларицкий рассказывает: снял их со своего счета в банке и положил дома в сейф.  Затем прилетел в Киров для передачи.

14.22 Вечером встретился с Сысолятиным и попросил его передать деньги Щерчкову.
- У Сысолятина была возможность отказаться от передачи? - спросил судья.
— Ну, теоретически, да, но фактически, наверное… Я бы наверное его уволил. Потому что мне бы пришлось остаться в Кирове, а я плохо себя чувствовал. Ну, может, не уволил, но проблемы бы у него были.

По словам Ларицкого, Сысолятин знал содержимое пакета:
- Он их, конечно, не пересчитывал, но заглянул, проверил. Я пояснил, что эти деньги нужно отдать Щерчкову.
— Про губератора вы говорили?
— Скорее да, чем нет. Да, наверное, говорил.

14.24 Ларицкий сказал Щерчкову, что подъедет Сысолятин.
— Насколько понятно было Щерчкову, зачем он встречается с Сысолятиным?
— Я думаю, процентов на триста.

После встречи Ларицкому позвонил Сысолятин и сказал, что все в порядке. Факт встречи по телефону подтвердил Щерчков.

14.34 За реализацией инвестпроектов следило правительство. Были нарушения, потому что все исполнить невозможно физически, говорит Ларицкий. Прокурор спрашивает, каким последствиями грозило исключение проектов НЛК и «Лесхоз» из списка приоритетных.
- У нас были бы большие финансовые проблемы, - отвечает свидетель

14.43 Судья зачитывает кусок из обвинительного заключения, где говорится, за какие именно действия Белых получил взятку — за выдачу положительных заключений на реализацию проектов и далее по тексту.
— Обвиняют в достаточно конкретном действии. Что-то можете пояснить, известно ли вам о таких действиях Белых?

— При мне никаких указанй Белых не давал. То есть как в кино показывают — Белых собрал совещание, сказал: «Отдавайте Ларицкому лес» — такого я не видел. Я получил результат. Каким образом он был получен — мне совершено неинтересно.

14.49 Судья интересуется у свидетеля: - Выясняли у Белых, получил ли тот взятку?

Ларицкий отвечает, что лично не спрашивал. - .... Поскольку ситуация улучшилась, я этот вопрос дальше не исследовал. Если бы у нас что-то не получалось — то я бы, конечно, задавал вопросы. Но все было нормально, в рабочем порядке.

14.58 Спрашивает о Зудхаймере. Ларицкий рассказывает: был бизнес-партнером и другом. Когда договорились разделить активы, передал ему активы в Кирове — НЛК, «Лесхоз». По договоренности, тот должен был Ларицкому отдать активы за пределами России.

- Но после того, как он получил активы в Кирове, он начал говорить, что не в курсе происходящих дел, его многие вещи якобы не устраивали, мы поссорились и перестали общаться. В 2013 году.

После передачи контрольного пакета акций  Зудхаймеру Ларицкий привез того в Киров, где познакомил с Белых.

-  Отрекомендовал ему как своего товарища. Белых как всегда сказал, что инвесторам рад, обещал поддерживать, — рассказывает Ларицкий и припоминает, что это было в мае 2013 года.

Говорит, что об их дальнейших отношениях ему неизвестно, поскольку бизнес-конфликт возник в течение двух месяцев.

15.09 Прокурор напоминает слова Белых о том, что Ларицкий его оговариваает в связи с его уголовным делом.
- Ну, я же не говорил, что я ему передал. Я передал Щерчкову. Щерчков был доверенным лицом его. Был вашим довереным лицом?
- Был, мерзавец, — отвечает Белых.

- Кроме того Никита Юрьевич полагает, что Щерчков мог не выполнить свои обязательства по передаче, - продолжает судья.
Ларицкий отвечает, что «тогда не сомневался. Я тогда понимал, что деньги дошли».

15.11 Прокурор спрашивает, писал ли Ларицкий заявления в правоохраниельные органы по поводу взятки?
— Я посоветуюсь с адвокатом, как ответить на этот вопрос... Когда ситуация стала освещаться в прессе, с задержанием Никиты Белых, в сентябре я обратился с заявлением,в котором изложил информаицию о противоправной деятельности. Заявление перед вами лежит. Я его наизусть не помню.
— О противоправной деятельности чьей?
— Никиты Юрьевича.

Ларицкий утверждает, что писать его никто не заставлял.
 

15.21 Прокурор спрашивает, участвовал ли Белых в деятельности своих фондов. Ларицкий говорит, что тот занимался социально ответственным бизнесом — например, если ему говорят, что школе не хватает коньков, то Сысолятин шел и покупал эти коньки, и иногда в денежной форме — с расчетного счета на расчетный счет.

Переводил ли он деньги на избирательную компанию, Ларицкий не помнит.

15.26 Прокурор просит свидетеля рассказать о личных привычках Белых и его образе жизни. В числе прочего Ларицкий характеризует: "Жил на работе". О поездках за границу, покупке дорогих объектов недвижимости свидетелю не известно.

У прокурора больше нет вопросов.

15.28 Вопросы начинает задавать Белых. Он говорит, что считает, что показания Ларицкого носят правдивый характер, а оговором считает сам факт заявления о его якобы противоправных действиях.
— Было ли для средних и крупных предпринимателей проблемой встретиться со мной?
— Нет, насколько мне известно — нет, — отвечает Ларицкий.

Белых спрашивает: с кем улучшились отношения после передачи денег Щерчкову.
— Ну, с департаментом лесхоза, с Щерчковым, не знаю, с кем…
— То есть после передачи денег Щерчкову отношения улучшились с Щерчковым и курируемым им департаментом. Были ли у вас например плохие отношения с департаментом экономического развития, например?
— Ну, честно не знаю.

 15.35 Белых спрашивает, обращался ли Ларицкий к нему с конкретным просьбами по проектам, давал ли тот при свидетеле поручения заместителям или департаментам?
— Ну в составе совещаний были рабочие вопросы конечно, но так чтобы я пришел и сказал: «Никита Юрьевич, родной, сделай так-то, такого не было».

15.38 Вопросы задает адвокат. Спрашивает, каким образом получали участки для УК «Лесхоз». По этой же теме свидетеля спрашивает Белых, который в конце отмечает, что "не было никакого подбора высоколиквидных лесов"  и что аналогично было с участками для НЛК.

15.45 Адвокат спрашивает, кому принадлежала идея включить НЛК в список инвестпроектов? "Правительству РФ", отвечает Ларицкий.
— Какое участие принимал Щерчков при реализации инвестпроектов?
— Я же говорю, что этими вопросами занимался Сысолятин.
— Правильно я понимаю, что решение о включении НЛК в список инвестпроектов было принято до вашего знакомства с Никитой Юрьевичем?
— Я не помню дату включения в проект.
— Десятый год, — подсказывает Белых.
— Ну, значит был, — соглашается Ларицкий.

Говорит, что передача активов НЛК Зудхаймеру носила добровольный характер.

16.05 - Сысолятин был единственным источником информации о хоздеятельности НЛК и УК «Лесхоз»? - интересуется адвокат. Ларицкий отвечает отрицательно: были службы контроля, бухгалтерия, юристы. Сысолятин занимался взаимоотношением с правительством. Вопросами одобрения проектов Ларицкий не занимался: «Меня интересовали только финансовые вопросы".

16.10 Судья спрашивает, есть ли у Ларицкого судимость. « Приговор 10 сентября 2013 года часть 4 статьи 159. Лефортовский суд, три года общего режима, там потерпевший «Сбербанк», и завтра решается в вашем суде, должен я каких-то денег или он должен мне?" - отвечает свидетель.
Белых спрашивает: «То есть уже после того, как вы написали на меня заявления?" Ларицкий отвечает утвердительно.

16.15 Прокурор просит огласить показания и заяление Ларицкого. Из заявления арестованного Ларицкого в СК: «Из СМИ мне стало известно о задержании Белых, желаю дать показания о противоправной деятельности Белых и передаче ему через посредника взятки в 200 тыяч евро в 2012 году за возможность вхождения в инвестиционные проекты в Кировской области, прошу меня об этом допросить».

Прокурор просит уточнить, была ли эта возможность реализована в момент написания заявления. Тот отвечает, что была.

16.30 Адвокат очень быстро оглашает показания Ларицкого на допросе 3 ноября 2016 года. В них говорится, что взятка давалась за «предоставление самых выгодных и ликвидных лесных участков без проведения конкурсов и процедур и дальнейшее покровительство».

После этого Ларицкий, отвечая на вопрос прокурора, говорит, что по просьбе Щерчкова перечислял миллион рублей на развитие детского хоккея в области.

16.34 Белых спрашивает, в чем была выражена лояльность при разрешении организационных вопросов и каких вопросов. Ларицкий говорит, что «этот кусок текста вырван из других объяснений, в которых я указывал, что взаимодействия проводили Сысолятин и Щерчков, и в моем понимании получалось, что Белых бизнесу помогал".

Белых: - Вот, написано: «Белых принялся с этого времени» — принялся активно оказывать помощь, решая в короткое время любые организационные вопросы? Как я это делал?
— Сложно ответить. Это то же самое, что я никогда не видел, как вам Щерчков передавал деньги.

16.34 Зачитывают показания Ларицкого о его перелетах, звонке Щерчкова, передаче денег через Сысолятина. Щерчков "вел себя так, чтобы было понятно, что он является исполнителем воли Белых", — говорит Ларицкий в показаниях.

16.58 Прокурор спрашивает, сообщал ли Щерчков, что поддержку инвестпроектов нужно согласовать с губернатором?
— Да. Скажу больше — это я спросил, — говорит Ларицкий.
— А губернатор вообще в курсе этих проектов?
— Да, конечно, и повел меня знакомиться с губернатором, из чего я сделал вывод, что Щерчков — его доверенное лицо.

Прокурор спрашивает про его отношения с министром лесного хозяйства Равилем Ахмадуллиным. Тот отвечает: рабочие. Ларицкий говорит, что Ахмадуллин считался человеком Щерчкова, но указания ему, конечно, мог давать и Белых.
-  Известно ли вам, что я давал Ахмадуллину какие-либо руководящие указания? — спрашивает Белых.
— Я не видел.

17.00 — Мог ли Щерчков злоупотреблять вашей верой в то что он доверенное лицо губернатора?— спрашивает Белых.
Судья снимает вопрос.

Вопрос переформулирован, суть та же. "Я не понимал природу отношений Белых и Щерчкова, для меня было загадкой, что связывало этих людей. Я в это не вмешивался никогда. Я не мог это комментировать, потому что я не знаю", — ответил Ларицкий.

17.07 Прокурор вновь спрашивает, был ли Зудхаймер фактическим владельцем предприятий на момент знакомства с Белых. Ларицкий отвечает утвердительно.
Белых обращает внимание, что, согласно обвинению, Зудхаймер принял решение купить предприятия именно после знакомства с ним.

17.14 Зачитывают протокол допроса Ларицкого в качестве подозреваемого от 14 марта 2017 года. В документе говорится о событиях 2008 года и о покупке Ларицким НЛК. На допросе он говорит, что раскаивается в содеянном, а именно — в передаче взятки. В этом протоколе приводится, как именно Щерчков обозначил Ларицкому сумму взятки: «Ты адекватно оцени наши усилия и усилия губернатора».

Белых говорит, что на очной ставке по этой фразе Щерчкова возникла дискуссия. Спрашивает, как на самом деле это было.
— Дискуссия действительно была, в итоге пришли к тому, что речь шла все же о губернаторе. Ну, какая-то емкая фраза, типа: «О губернаторе не забудь», — говорит Ларицкий.

17.27 Ларицкий знает о том, что к делу приобщались выписки с его счета, подтверждающие снятие 200 тысяч евро.Банковскую выписку оглашают.

17.36 Судья начинает читать протокол очной ставки с Щерчковым. Читает очень быстро и неразборчиво. В протоколе снова выясняется истинный функционал Щерчкова и то, как его воспринимал Ларицкий.

17.56 Белых спрашивает: - Можете точно воспроизвести фразу которую вам Щерчков сказал у лифта?

- Я уже говорил, что точно воспроизвести не могу, — отвечает Ларицкий.

Адвокат зачитывает еще один протокол очной ставки Ларицкого и Сысолятина. Ларицкий подтверждает свои показания.

17.57 - Вам действительно неинтересно, передал эти деньги Щерчков или потратил на машину себе или пропил и так далее? — спрашивает Белых

— Нет, неинтересно. Он сказал, что деньги эти для вас, куда они делись — неважно. У меня была задача получить участки леса в аренду. Если бы он при мне их съел, меня бы тоже устроило.

Заседание окончено. Следующее состоится 11 октября в 12:00.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте