Без местечковых способов

14.01.2018 15:36:00 2590 0

Как повлияла критика общественников на ремонт дорог? Что даст Кирову комплексная схема организации транспорта стоимостью свыше 30 млн рублей? Кто возьмется за строительство Западного обхода областного центра и дороги Опарино-Альмеж? Об этом и многом другом рассказал в интервью «БН» Михаил Поршнев, глава регионального минтранса.

- Михаил Николаевич, в 2017-м Киров увидел масштабный дорожный ремонт - завершилась реализация проекта «Безопасные и качественные дороги». Как минтранс оценивает итоги участия в программе?

- За последние 15 лет в Кирове не было такого серьезного финансирования ремонта дорог. За 2017 год было отремонтировано более 125 км и устранено 15 очагов аварийности. Cвязано это с участием Кировской области в приоритетном проекте «БКД». Мы показали свои возможности: включение в процесс подрядчиков, общественников, контроль... Весь год мы находились под пристальным вниманием общественных и муниципальных контролеров, но подчеркну: у нас все показатели были выполнены, и график соблюдался.

- Кстати, общественники активно находили нарушения за подрядчиками. Такое внимание накаляет обстановку? Не было ощущения, что кто-то просто пытается пиариться?

- Общественники за контроль ремонта дорог взялись очень рьяно, за что им большое спасибо. У нас были задачи — привести в нормативное состояние в 2017 году до 35% дорог, устранить очаги аварийности до 15%. Поэтому мы занимались только дорожным полотном, куда не входили объекты инфраструктуры: тротуары, ограждения, светофоры, съезды, примыкания.

Кировская область среди 38 субъектов стартовала в проекте с предпоследнего места по нормативному состоянию дорог, сейчас мы поднялись в середину рейтинга. В 2018 году нам также предстоит работать над протяженностью ремонтируемого полотна, а с 2019 года начать капиталоемкие мероприятия. Тогда мы запроектируем ливневые канализации, ограждения, съезды, парковочные места. Для этого будет подготовлен большой проект КСОТ — комплексная схема организации транспорта. Его разрабатывают специальные институты, а мы будем проектировать и строить дороги. Ремонт километра дороги стоит примерно 10 млн рублей, а если мы говорим о капитальном ремонте, реконструкции или строительстве, то тут стоимость доходит до 50 млн рублей за километр. Если бы в этом году мы делали капиталоемкие работы, то протяженность отремонтированных дорог была бы в 3-4 раза меньше. Наверняка это вызвало бы еще больше нареканий у общественности. Поначалу этот проект восприняли как..

… лишь бы освоить средства?

- Да, как будто мы не умеем строить дороги. Во время реализации проекта многие эту точку зрения поменяли, потому что принимали все дороги качественно, из 80 участков переделывали 3. То есть и подрядчики проходили все лабораторные испытания, в случае недостижения показателей переделывали свои работы. Плюс они несут гарантийные обязательства в течение 4 лет. Это также позволяет нам быть уверенным, что со снегом не сойдет асфальт, а если и сойдет, мы знаем с кем и как вести претензионную работу. Нельзя все равнять по одному году. Из 500 километров в Кирове отремонтировано 100, центральные улицы более-менее приведены в порядок, но еще около 300 км находятся не в нормативном состоянии.

- И ямочный ремонт как делали, так и делают...

- Если не делать ямочный ремонт, то разрушается нижний слой — «одежда», и нельзя положить выравнивающий и верхний слой. Поэтому это тоже необходимость и данность. Все упирается в ограниченность финансирования.

- Если программа «БКД» была так хорошо выполнена, то для вас, наверное, стало неожиданностью смена главы «Дирекции дорожного хозяйства»?

- Оценку его труду дает руководство администрации города. У всех трех городов - Кирова, Кирово-Чепецка, Слободского - исполнительская дисциплина была очень высокой, проектная группа, в которую входили и представители «ДДХ», выполнила большой объем работы: мы ежемесячно 30 отчетов формировали при ограниченном количестве людей. При том, что этот функционал был для них новым, они ездили на обучение в Москву. Без привязки к руководителю сотрудники «ДДХ» провели большой объем работы, который, на первый взгляд, не виден.

- Какие задачи ставятся на сезон 2018 года по строительству и ремонту дорог?

- По проекту «БКД» в Кировской агломерации (Киров, Кирово-Чепецк, Слободской) — будет отремонтировано 134 км. Также будет отремонтирована часть дорог местного и регионального значения.

На последней Транспортной неделе в Москве было озвучено, что финансирование строительства дорог из федерального бюджета, скорее всего, будет уменьшено. Ставка делается на государственно-частное партнерство в виде платных дорог либо отсрочки (строит дорогу частник, потом ему выплачиваются средства). Такой подход мы намерены реализовать в двух проектах: дороге Опарино-Альмеж и Западном обходе. На Западный обход уже есть интересант, проведены предварительные переговоры.

- Бытует мнение, что Западный обход важнее для Кирова, чем, например, путепровод в Чистые пруды, потому что он разгрузит такие микрорайоны, как Филейка и Юго-запад...

- Чисто визуально, это так. Плюс он разведет две федеральные дороги «Вятка» и Пермь-Киров-Кострома. По западному обходу можно будет пустить большегрузы, чтобы они уличную сеть не давили. Но тут встает вопрос: ГЧП предполагает введение платы за проезд, насколько это может обострить ситуацию в социальном плане? Проект достаточно дорогой — 17 млрд рублей. Если бы мне как хозяйственнику предложили целевым образом «потратить» эти деньги, то я бы выбрал региональную и муниципальную сети дорог. Но для развития Кирова как мегаполиса это необходимо. На этот вопрос можно ответить, если получим разработанный КСОТ: когда у нас уличная сеть не справляется без обходов с трафиком и когда у нас пробки не позволят передвигаться. Западный обход будет построен, потому что Южный обход уже есть, их надо соединить.

- В 2017 году подрядчик по строительству путепровода в Чистые пруды «Мостоотряд-46» заявил, что может вложить собственные средства в создание объекта. Какой объем финансирования мы получим в 2018 году?

- В этом году было выделено 650 млн рублей, на следующий год предполагалась сумма в 1 млрд 600 млн рублей, чтобы закончить строительство. Будет выделено 800 млн рублей, что может не позволить ввести объект в 2018 году. Мощности подрядной компании позволяют завершить строительство путепровода в 2018 году.

- Не могу не спросить об аэропорте «Победилово». В декабре вы заявили, что вывести его в прибыль не получится. Почему?

- Все зависит от пассажиропотока. Приведу пример: перелет Новосибирск-Москва стоит 4 тыс. рублей, а Киров-Москва — 7 тыс. рублей. Цену на перелеты устанавливает авиаперевозчик. Это зависит от пасажиропотока, покупательской способности населения и от заинтересованности перевозчиков.

Поверьте, мы перепробовали все пути: пассажиропоток растет, но не теми темпами, чтобы можно было дать серьезные скидки на билеты. Нет желаемой заинтересованности у авиаперевозчиков, у «Победилово» нет своего авиаотряда, нет своего топливо-заправочного комплекса, что также влияет на снижение доходов. В основном, летают командировочные, которым перелет оплачивает работодатель, и бизнес-элита. Можно содержать аэропорт и иметь небольшой плановый убыток, но мы должны планировать, как его поддержать субсидированием, в том числе и маршрутов, которые не являются коммерчески привлекательными. Мы пробовали привлекать инвесторов для покупки аэропорта, но все смотрят статистику пассажиров, и она говорит, что ни один из них в сжатые сроки в прибыль его не выведет.

- Как регулируется ситуация с закредитованностью аэропорта?

- Она составляла 100 млн рублей — как раз та цифра, которая требует субсидирования ежегодно. Этих денег не было предусмотрено в областном бюджете на 2017 год, это были крупные займы частных инвесторов, которые «Победилово» вынуждено обслуживать. Сейчас обязанности руководителя аэропорта исполняет Павел Коновалов. Ранее он был заместителем по безопасности в аэропорте. Его задача — ситуацию не ухудшить, написать и защитить бизнес-план. Пока Коновалов со своими обязанностями справляется.

- В связи с этим открытие новых маршрутов не в приоритете?

- Есть маршруты субсидируемые, а есть коммерческие, которые должны быть выгодными авиаперевозчику. Мы активно обсуждали появление рейса Киров-Казань и со своей стороны направили возможность субсидирования в Росавиацию. Идет процесс переговоров, мы только «за» расширение географии полетов и частоты рейсов.

- Насколько актуален сейчас перевод автобусов на газомоторное топливо? Соглашаются ли на это автопредприятия?

- Газ в три раза дешевле, чем дизельное топливо и гораздо экологичнее. Перевод общественного транспорта на газомоторное топливо позволит снизить вредное воздействие на окружающую среду и в будущем снизить затраты автоперевозчиков. Есть определенные сдерживающие факторы: недостаточное количество заправок (их всего две) и специально оборудованных ремонтных баз. Мы сможем обслуживать кировские маршруты, а если отъедем в Вятские Поляны или Яранск, то автобусу просто негде будет заправляться. По этому вопросу ведутся переговоры с «Газпромом». Автотранспортные предприятия на сегодняшний день, к сожалению, не имеют финансовой возможности поменять свой парк, нужна серьезная финансовая поддержка. 

Мы изучаем опыт Башкортостана (там перевод успешно проведен, построено большое количество заправок), прорабатываем вопрос о возможности приобретения нового оборудования и переоборудования старого бензинового на газовое (это стоит 50 тыс. рублей), собираем статистику. Далее планируем выйти с предложением к альтернативным производителям газового топлива: мы запускаем программу по закупке или переоборудованию транспорта, а они как партнеры участвуют в создании автозаправок. Тогда мы с юга начинаем покрывать сеть до Кирова и дальше по потребностям. Планируем обратиться в Башкортостан, где производятся автобусы «НефАз».

- Недавно депутаты коснулись судьбы «КировПассажирАвтотранса» («КПАТ»), заявив, что предприятие медленно тянется к банкротству...

- «КировПассажирАвтотранс» в этой части несет социальную нагрузку и вынужден выполнять планово убыточные маршруты. Подрядчики не заявляются на подобные конкурсы, а мы обязаны обеспечить транспортную доступность для жителей области. Такие проблемы есть на уровне всех субъектов РФ. и связаны они с отсутствием лицензирования заказных перевозок. Ездят частные предприниматели, у нас нет законных оснований бороться с ними. Максимальный штраф для такого перевозчика — 3 тыс. рублей. На федеральном уровне сейчас обсуждает закон о лицензировании заказных перевозок. К этому толкает в первую очередь безопасность: за этот год случилось с десяток резонансных ДТП, и в основном они связаны с частниками, которые нарушают режим отдыха, не проходят мед- и техосмотр. Эту конкуренцию нужно ограничить законными способами. «Белый» перевозчик и так несет налоговую нагрузку, расходы на транспортную безопасность и содержание базы. 

- Почему в «КировПассажирАвтотрансе» сменилось руководство?

- В первую очередь для повышения прозрачности и управляемости организации. В качестве директора мы взяли общественника Дениса Пырлога, он достаточно давно работает на рынке автоперевозок, пришел к нам с программой развития, здравыми идеями. Среди них предложения по наведению порядка на автовокзале, переводу «нелегалов» в легальные перевозчики и многое другое. Например, на каждом маршруте нужно установить экономически обоснованный тариф, отыгрывать это надо через конкурсные процедуры. Будем оплачивать ровно столько, за сколько готов ездить перевозчик... У нас должно быть понимание, что мы финансируем предприятия, которые выполняют социальную нагрузку.

- Власти региона повысили транспортный налог для владельцев некоторых авто. Можно назвать такую меру обоснованной? 

- Считаю, что это обоснованная мера. Повышение транспортного налога коснулось автомобилей мощностью свыше 150 лошадиных сил. То есть это только легковые автомобили, грузоперевозчиков и общественный транспорт повышение не затронуло. Транспортный налог в Кировской области не повышался с 2011 года, и ставки налога на автомобили такой мощности у нас были одни из самых низких в ПФО. Повышение коснулось примерно 6% автомобилистов.

- Как складывается взаимодействие с Союзом дальнобойщиков? Пришли к единому мнению на счет стоянки?

- Мы предложили два варианта площадки под стоянку – в Слободском и Кирово-Чепецком районах. Мне кажется логичным, что стоянка должна располагаться на федеральной трассе, где большой поток машин. Дальнобойщики считают, что им нужна площадка в Кирове. При этом конкретного проекта развития этой территории нет. Предоставить безвозмездно востребованную территорию в центре города без понимания что и когда там будет, мы, разумеется, не можем.

Диалог продолжается, при этом мы также обсуждали возможное содействие со стороны правительства в обеспечении перевозчиков контрактами. Мы можем проработать этот вопрос с крупными сельхозпроизводителями или деревообрабатывающими предприятиями.

- Вы сказали, что много передвигаетесь на автомобиле. Есть то, что в Кировской области вас удивляет или то, что хочется поменять?

- Когда ты едешь мимо поселка городского типа, то региональная дорога нормальная до въезда в поселок, дальше — это колдобины. Разные зоны ответственности и бюджеты, и это неправильно. Существует тенденция передачи региональных дорог в федеральную собственность, поэтому у нас есть задумка: дороги, которые проходят через поселения, брать в региональную собственность. Но все опять же упирается в финансирование. В первой декаде мы подготовим предложения, какие дороги сможем принять в областную собственность.

Также соглашусь, что светофоры в Кирове работают неправильно. Бросается в глаза отсутствие кругового движения, большое количество поворотов налево, очень много перекрестков. Общественный транспорт должен заходить в карманы, а не останавливаться посередине дороги. Непонятным образом участки земли проданы под высотки, которые не совместимы с дорожной сетью. Для решения проблемы надо заказывать КСОТ. Разработкой комплексной схемы должны заняться профессионалы. Она будет стоить от 30 до 60 млн рублей, но при этом там будут выданы четкие указания, и мы будем понимать, где нужно вкладываться в дороги, а где — в светофоры и интеллектуальные системы. Лучше один раз вложиться, чем лезть в «бутылочное горлышко» и пользоваться местечковыми способами.

Ольга Кутергина

mail@bnkirov.ru

Блиц

Хобби: футбол.

Любимое блюдо: борщ.

Что цените в людях? Открытость, честность.

Что для вас главное в жизни? Удовлетворенность от жизни.

Досье:

Поршнев Михаил Николаевич, министр транспорта Кировской области.

Дата и место рождения:

16 апреля 1977 года, г. Москва.

Образование:

В 2001 г. окончил Московский государственный институт электроники и математики (технический университет) по специальности «Математические методы и исследование операций в экономике».

Карьера:

С 2001 по 2015 годы работал в коммерческих структурах (г. Москва), а также начальником департамента конкурентной политики, логистики и материально-технического обеспечения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (г. Москва).

С 2015 г. трудился в ГУП г. Москвы «Мосгортранс»: замначальника и начальником службы материально-технического обеспечения, первым заместителем директора аппарата управления филиала Службы энергохозяйства ГУП «Мосгортранс».

В марте 2017 г. назначен на должность замминистра транспорта, в июне – и.о. министра транспорта Кировской области.

С сентября 2017 г. – министр транспорта Кировской области.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте