О'кей, «ЦДС»
О современных технологиях, которые планируется внедрить в кировском транспорте, рассказали в "ЦДС".

О'кей, «ЦДС»

681 0

В «Центральной диспетчерской службе» рассказали о новых «фишках» и современных технологиях, которые планируется внедрить в кировском транспорте.

Почему местные, а не «Яндекс»?

В 2017 году в Кирове запущено мобильное приложение для мониторинга общественного транспорта «Passenger». Оно позволяет в режиме реального времени отследить, во сколько точно ждать автобус или троллейбус. На сегодняшний момент в Кирове работают 16 «умных» остановок, которые также информируют, сколько времени осталось до прибытия транспорта. С внедрением таких ноу-хау снизилось число жалоб, связанных с расписанием.

Если до внедрения проекта «умная» остановка 50-60% жалоб касались тем: «Где автобус», «Почему задержался» и так далее, то сейчас число жалоб такого плана сократилось до 20%, рассказал в эфире «Эхо Москвы» в Кирове директор «ЦДС» Александр Рыболовлев.

- За счет данных со спутников (кировский общественный транспорт одним из первых полностью подключен к системе ГЛОНАСС — прим. «БН») каждые 20 секунд в режиме онлайн мы получаем координаты, скорость транспорта, направление движения. С помощью специальных алгоритмов просчитываем прогнозное время, выводим результат на сайт, на «умные» остановки или в приложение, - пояснил Рыболовлев.

Сейчас в Кирове работают 16 "умных остановок" (фото мэрии Кирова).

Фишка в том, что все программные разработки — местные, хотя предложение помочь в работе поступало от Яндекса.

- Яндекс приезжал к нам, мы начинали вести переговоры. У нас все-таки алгоритм более умный, потому что мы постоянно в эту систему «вбрасываем» корректирующую инфорацию, полученную от наших диспетчеров, работающих круглосуточно. К примеру, если образуется пробка — выясняем и прогнозируем, сколько она продлится. Сошел автобус с маршрута — выясняем, насколько, встанет ли снова и когда. Помимо «глонасовских» данных вмешивается живой человек, диспетчер, который реально видит картину, - пояснил Александр Аркадьевич.

Он дополнил, что технологии не стоят на месте и «рано или поздно от человеческого фактора уйдем»:
- Думаю, рано или поздно компьютер существенно вытеснит человеческий фактор, но пока об этом говорить рано.

О'кей, ЦДС

Сейчас ЦДС намерена усовершенствовать мобильное приложение. Для начала — сделать его доступным для людей с плохим зрением (да и просто для тех, кто не профессионал в работе со смартфонами).

- Буквально на днях от руководства города, с подачи кировского отделения «Всероссийского общества слепых», поступила задача - рассмотреть возможность создания на базе мобильного приложения голосового помощника. У телефона можно будет спросить, когда придет тот или иной автобус. По принципцу «О'кей Гугл», - пояснил глава «ЦДС».

Кто будет разрабатывать «добавку» в приложению — сами или с помощью сторонней организации — пока не решено. Так или иначе, это потребует расходов. Впрочем, сейчас есть библиотеки (файлы с функцией распознавания голоса) для бесплатного пользования. Они работаю, только медленно.

В любом случае, при разработке «ЦДС» будет плотно сотрудничать с реготделением Общества слепых, потому что сервис предназначен именно для такой категории пользователей общественным транспортом, подчеркнул Рыболовлев.

«Большой брат» для общественного транспорта

Хотя жалоб на расписание стало меньше, по-прежнему есть нарекания к работе кондукторов, курению водителей, недостаточное число автобусов на маршруте (особенно в вечерние часы). Решение большинства из них не в компетенции «ЦДС». Часть проблем решают сами перевозчики, в частности, за счет установки системы контроля в салонах.

В первую очередь, это на руку самим перевозчикам: системы помогают разбираться в конфликтных ситуациях, к примеру, между кондуктором или пассажиром или при разборе ДТП, когда водитель резко вильнул, а пассажир упал и травмировался.

- У нас в стоимость билета входит страховка пассажира. Согласно правил пассажирских перевозок, пассажир во время движения обязан держаться за поручни. Если водитель резко ускорился и пассажир упал, при этом последний в этот момент не держался, то вина — пассажира. Видеонаблюдение помогает выяснить, был страховой случай или нет, - пояснил Рыболовлев.

Он рассказал, что в «ЦДС» работают над расширением этого поля. Сейчас здесь готовят пилотный проект онлайн-наблюдения салонов.

- Несколько камер будут установлены в салонах автобуса. К нам на сервер пойдут видеоданные того, что происходит внутри. Цели разные. Основные из них — это безопасность и разбор тех же спорных ситуаций. Будем пробовать, - констатировал Александр Рыболовлев.

Остановка с удобствами

Зашла в эфире речь о более «бытовых» и приземленных технологиях. К примеру, о кондиционерах на остановках, оборудовании на них мест для зарядки телефонов, пунктах обогрева на остановках. Эти темы кировские специалисты тоже изучают. Уже провели эксперимент по обогреву с помощью инфракрасного обогревателя.

- Да, такая штука действительно работает, но нужно решать вопрос по электроэнергии — кто за это будет платить, - рассказал глава «ЦДС».

И пояснил, почему изучают именно такой вид обогрева:

- Обычный калорифер на открытом пространстве будет греть воздух. Инфракрасный обогреватель нагревает объекты, ветер тепло не выносит. Мы на своей территории уже провели эксперимент. Апробировали мощность в 0,8 киловатт. Маловато, надо 3 киловата. Он хоть и не в постоянном режиме работает (человек пришел — включил), все же посчитали — затратно по электроэнергии.

Все же не исключил, что «месяца через два мы сделаем такую штуку».

Наше - вам

Все эти и другие «фишки» - пока в планах, хотя вполне близки к воплощению в жизнь. Сейчас для изучения кировских ноу-хау приезжают специалисты со всей России. Буквально на днях здесь побывали гости из Татарстана и Киргизии.

Их интересует вся система работы, в первую очередь - организация мобильных сервисов. Изучают иногородние эксперты и единую карту для школьников, которая позволяет по принципу «два в одном» заходить в школу, оплачивать питание в школьной столовой и использовать для оплаты билетов в общественном транспорте.

Во-первых, родитель спокоен, так как знает перемещение своего ребенка. Во-вторых, видит, где питался ученик — в школьной столовой или сбегал за «газировкой-шоколадкой» за пределы школы. И, в третьих,  с мелочью ребенку в атобусе трястить не надо. В России такая практика, где на одной карте «завязаны» две системы, не распространена. Обычно питание и школа — по одной карте, оплата проезда — по другой.

Кстати, для обычных владельцев транспортных карт в «ЦДС» тоже готовят приятный сюрприз.

- Запустим онлайн-пополнение транспортных карт (в настоящее время деньги на счет пожно вносить только через банкомат — прим «БН»). Сейчас обновляем программное обеспечение, нужно время для тестовых испытаний. Деньги можно будет положить с домашнего компьютера, через мобильное приложение или сайт. Как обычный платеж. Думаю, это очень сильно простимулирует дальнейшее развитие этой системы, - прокомментировал Александр Рыболовлев.

Он дополнил: счет будет пополняться без комиссий. Онлайн-пополнение транспортных карт планируется запустить через месяц.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений