Путешествие в себя

Гудбай, Берлин! Немецкая современная проза. О подростках. Но то ли потому, что автор, ее написавший, талантлив, то ли наш Театр на Спасской ее очень красиво воплотил на сцене, кажется, что все происходящее — про тебя.

11.03.2018  932

Новый спектакль Театра на Спасской учит самому простому и самому сложному — как быть счастливым.

Вольфганг Херрндорф написал роман «Чик. Гудбай, Берлин!» в 2010 году. Немецкие литературные критики назвали его открытием года и не ошиблись: автор получил Немецкую молодежную литературную премию и еще несколько других. Книга была переведена на 24 языка, а ее общий тираж превысил 1 млн экземпляров. Также после публикации романа была сделана его театральная адаптация и снят художественный фильм. «Чик. Гудбай, Берлин!» - это классическая история взросления подростков, написанная в жанре, который можно назвать «роуд-муви». Два 14-летних парня отправляются в незапланированное и неожиданное путешествие, убегая от жизни, которая им надоела.

В Театре на Спасской за эту работу взялся актер труппы и начинающий режиссер Александр Трясцин. Два года назад он уже поставил на сцене детский спектакль «Полет на Марс», получив за него премию регионального отделения СТД России «Удача года». «Гудбай, Берлин» станет дипломной работой Трясцина на режиссерском факультете Театрального института им. Щукина.

Началось все в начале года: с простых и очень емких цитат в соцсетях, с милого, наполненного жизнью тизера, с мини-спектакля, разыгранного актерами прямо на улице. Целая рекламная компания. И весьма успешная — на премьере полный зал.

На сцене — декорации, которые многие уже видели на фотографиях с репетиций. Их хочется долго разглядывать, а лучше — подойти и пощупать. Это стеновые панели из квадратной плитки, которые по ходу спектакля благодаря шикарному освещению превращаются то в образ звездного неба, то в нечто абстрактное, символизирующее духовные метания главных героев, то - уже в финале - вся сцена будто погружается на дно океана. Конечно, это уже совсем не традиционная театральная постановка, а, если можно так выразиться, спектакль со спецэффектами. Но и время сегодня новое. И дети новые. И судя по тишине, какая была в зале на премьере — именно это им и нравится. И совершенно справедливо, потому что смотрится все это безумно красиво.

По сценарию два мальчика угоняют машину и пускаются в путешествие. Точнее, просто убегают: от родителей, которые постоянно говорят, как надо жить (или вовсе от проблемы отсутствия родителей), от других школьников, потому что чувствуют себя не такими, как все, от города, в котором просто устали повторять каждый день одни и те же действия. И вот что получают: «Мы ехали среди полей и лугов где-то под Берлином. Это было самое прекрасное и самое странное, что со мной происходило в жизни. Все казалось больше: краски — ярче, звуки — как в Dolbysurround», - размышляет главный герой Майк.

Конечно, они сталкиваются с проблемами: с законом (он явно не на их стороне), попадают в аварию, больницу. Но вместе с этим они выходят за рамки своей обыденной реальности и узнают, например, как прекрасно поле, на котором растет ежевика, как вкусен рис с горошком, когда ты голоден, или как слить бензин из чужого бака А еще ребята знакомятся с новыми людьми. Очень странными, даже противоречивыми. Кто-то говорит: «Запомните одну вещь, голубчики: все бессмысленно, даже любовь». А потом другой: «Девчонки и любовь — вот самое важное в жизни. Самое что ни на есть важное». Выбирать приходится самим. И Майк решает: «Все это не имеет значения, а важно только вот что: счастлив ты или нет. Это и только это».

Все происходящее специально перенесено вглубь сцены. А эмоции героев крупным планом транслируются на большом проекторе — их приключения и слова представлены не только в реальном времени, но и в качестве видеоряда, как истории в соцсетях формата «прямое включение». Все это создает своеобразный эффект присутствия — события не просто происходят сейчас и на наших глазах, они происходят как будто с нами. Мысли и шутки ребят о любви, смысле существования и просто о жизни — это как будто наши мысли и шутки.

И даже не важно, в каком ты возрасте сейчас, подросток ты или родитель подростка, а может, его бабушка или дедушка. Не имеет значения, в каком городе или стране ты живешь. Получается так, что это все про твое время, про твое сегодня, про тебя. И остается действительно только одно — позволить себе быть счастливым.

Елена Окатьева

Lena.okatieva@yandex.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Зяка, 17.03.2018, 00:37
    Об извращенцах: если бы добропорядочный провинциальные мамаши Кирова были в курсе что такое Эквус, символ Тюза с легкой руки Клокова, ( пьеса об извращенце- садисте-сатанисте и убийце), вообще бы за км обходили это заведение. Чего стоит сайт тюза- красно- черный дизайн....Брррр.....То ли оккультное, то ли бордельерное заведение.
    ответить
  • дурак, 11.03.2018, 21:37
    ауфидерзеен - лучче чем - гудбай
    ответить
  • ульяна, 30.03.2018, 11:33
    Замечательный спектакль! Спасибо тюзу,просто молодцы!!!!!жаль, что последнее время театр так жёстко критикуют комментаторы сети, очень обидно! По слухам это происходит из за нелицеприятного и не порядочного поведения одного из актёров труппы.он тоже, кстати, играет в этом удивительном спектакле, правда не главную роль.
    ответить
  • вагенбех, 11.03.2018, 16:43
    Немецких сценаристов понять можно. Им без широких жестов в сторону половых извращенцев в Европе признания не получить, никак. Наш спектакль наверное свободен от этого всего. В этом спектакле Чику ведь нравятся девочки?
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

«Главный командир в экономике — рубль»
«Главный командир в экономике — рубль»

Руководитель племзавода «Мухинский» не согласен с политикой нынешних властей, а горожан называет «городскими тараканами».

  1206  13

Будущее Вятка-сити

Последнее в этом году заседание градостроительного совета в кировской мэрии выдалось весьма многолюдным и «жарким»: спорили долго и много.

  794  1

«Звездный» бизнес

Хватает ли сегодня в Кирове концертных площадок и нужен ли нам новый большой зал на 2 тысячи мест?

  27

Напуганы мусорным апокалипсисом

Бизнесмены Кировской области опасаются мусорного коллапса. На минувшей неделе Региональная служба по тарифам не утвердила тариф на вывоз ТКО.

  750

Театр с нуля

Рассказывая о своем театре мюзикла «Миниатюра», Елена Копосова избегает слова «бизнес».

  696  1

Зайцы, индюки, улитки

В этом нет какой-либо оригинальной идеи и тем более высокого искусства, но, кажется, этот проект, должен вызвать интерес в нашем городе. Это простая, красочная, но замысловатая «Азбука» петербургского художника Петра Фролова.

  668