Прививая киновкус

Интервью с кировским кинорежиссером Алексеем Погребным.

05.12.2011  1468

20 лет работы, 12 серий, государственная премия «За достижения в области киноискусства». Это «Лешкин луг» - документальный телероман  кировского кинорежиссера Алексея Погребного.  В течение двух последних ноябрьских недель этот сериал был впервые полностью показан  в эфире телеканала «Россия 24».  Сегодня сам Погребной – в гостях у газеты «Бизнес Новости».

Вернее, мы у него в гостях – в небольшом рабочем кабинете в здании телекомпании «ГТРК-Вятка». Здесь уютно и «советским духом» пахнет. Обе стены полностью увешаны фестивальными дипломами. Среди них и фотография Владимира Путина, вручающего Алексею Ивановичу государственную премию. Сам Погребной – живое воплощение классического кинотворца: спокойный, несколько погруженный в себя и своих героев, болеющий за страну и людей.

Алексей Иванович, сначала о самом главном для любого режиссера: что снимаете сейчас?
– В этом году нам пришлось работать сразу над семью фильмами. Среди них – два гранта Министерства культуры РФ: уже завершена картина о выдающемся ярославском художнике-аниматоре Александре Петрове, получившим  «Оскара» за свою работу «Старик и море». Второй фильм «Сельский приход» мы снимали у нас на Вятке в селе Волково. Кроме того, в работе цикл фильмов о старообрядцах в России и за рубежом. Завершаются съемки фильма «Азбука любви» о молодой семье кировчан, на производство которого  мы недавно получили Президентский грант. Если говорить о перспективах, то есть идея создать цикл фильмов под общим названием  «Антология вятского бизнеса».  И надо сказать, что в нынешнем году мы приступили к его воплощению.

Было бы весьма интересно посмотреть. А что это за проект?
– Это, конечно же, совсем не рекламный формат. Мы планируем создать галерею фильмов, интересных не только узкому кругу лиц. Речь пойдет о предприятиях и деловых людях - первопроходцах нового времени, тех, кто в период сложнейших социально-экономических реформ начала 90-х, в условиях жесткой конкуренции закладывал основы вятского предпринимательства. О тех, кто сумел выстоять, и сегодня остается в числе лидеров бизнес-сообщества. Эти ленты должны стать своеобразным продолжением  кинолетописи Вятского края на материалах новейшей истории. Герой первого фильма – один из крупных предпринимателей нашего города с  очень непростой историей рода. Его дед, священник, был репрессирован, отбывал срок в сталинских лагерях. Их семья долгое время бедствовала, подвергалась гонениям. Однако наш герой сумел окончить институт,   стал хозяйственным руководителем, а потом и секретарем райкома партии.  А с приходом другой власти ему пришлось осваивать законы рынка, бороться за выживание своего предприятия, которое сегодня одно из лучших в отрасли. А сколько  кировских предпринимателей стало жертвами «столичных воротил», стремившихся  «наложить лапу» на нашу вятскую собственность! Пока проект только в начальной стадии, и я надеюсь, что в будущем наши кировские бизнесмены  проявят интерес к нашей «Антологии».

Алексей Иванович, а скажите, такая профессия как режиссер-документалист сегодня востребована? Много ли в России таких специалистов, как вы?
– Знаете, еще несколько лет назад я был настроен достаточно пессимистично, потому что на фестивали документального кино приезжали  молодые журналисты, представлявшие не фильмы, а нечто вроде информационных репортажей. Сейчас же появилось много молодых интересных режиссеров, обретающих свой голос и стремящихся работать в русле накопленных традиций. Печально,  что в России документальное кино не ценится так, как на западе. Приведу пример. Я   был в Амстердаме на одном из крупнейших европейских фестивалей документального кино. Он проходил в главном городском кинотеатре, и там показывали фильмы в пяти залах. И что интересно, с утра до вечера все залы были переполнены. У зарубежных зрителей привит вкус к документальному кино. В залах российских фестивалей, в основном, только сами участники. А вот в Голландии  зрители смотрели «Лешкин луг» на протяжении четырех часов  до поздней ночи, а потом остались еще на обсуждение фильма.  

Получается, снимать документальное кино в России невыгодно. А дорогое ли это удовольствие?
–  В советское время цена 30-минутного фильма равнялась стоимости отечественного автомобиля. Сейчас она стала еще выше. В среднем,  стоимость одной минуты документального кино равна 30 тысячам рублей. Об игровом говорить не буду, но полагаю, что многократно дороже.

 Вернемся к провинциальной культуре. Как оцениваете новые правительственные культурные задумки: музыкальный театр,  детский космический центр?
– Это разумные инициативы. Все, что делается в городе для расширения пространства культуры - замечательно. Относительно бывшего Дома офицеров -  сюда в прекрасный старинный особняк будет перенесен единственный в городе орган,  и  горожане смогут наслаждаться не только органной, но и камерной классической  музыкой. А что касается «космического центра», то помимо просветительских задач,  он сможет стать тем местом, где наши кировские дети интересно и с пользой для себя смогут проводить свое свободное время. В советское время было очень много творческих домов и студий для детей. Надо возрождать эти традиции.

Досье:
Алексей Иванович Погребной
, художественный руководитель киновидеостудии «Вятка»,  член Общественной палаты Кировской области
Место рождения: Амурская область, село Константиновка
Образование: режиссерское отделение МГИКа (Москва), отделение режиссеров телевидения ЛГИТМИКа (Ленинград)
Заслуги: заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственных  премий РФ за телероман «Лешкин луг» в 1999г. и за фильм «Извините, что живу» в 2003 г., член Академии Российского телевидения, Академии кинематографических искусств «Ника», Евразийской академии телевидения и радиовещания.

назад


Читайте также:

13.04.2019    Интервью с Борисом Пестовым
Борис Пестов, генеральный директор фабрики художественных материалов «АртАвангард» (ранее она называлась «Художественные материалы»), в интервью газете «Бизнес Новости» рассказал о об организации безотходного производства и поделился мнением, почему использование мусора — это наше неизбежное будущее. (1)
07.10.2018    Ситуация «идеального шторма»
Интервью с Вячеславом Вакушиным, директором компании «Мехико».
01.10.2018    Алексей Кабашов
Можно и горы свернуть (1)
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • НАРОДНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ, 06.12.2011, 01:11
    А не боится наш телекинорежиссёр, что герои его очередного эпохального проекта-антологии кончат так же печально, как и главные действующие лица документальной трагедии "Лёшкин луг"??? По моему мнению, во многом их поступки были в какой то степени спровоцированы - игрались на кинокамеру, этим и объясняется зачастую не совсем оправданные простой житейской логикой их действия в той или иной ситуации, что в итоге и привело их к такому трагическому финалу, хотя, конечно же и сами они были люди совсем не простые, иначе и снимать о них 12 серийную документальную телеэпопею было бы не интересно, а тем более, смотреть всё это нам, простым вятским, и не только, телезрителям. Так что остаётся лишь пожелать Алексею Ивановичу достаточно сил, времени и творческого вдохновения для осуществления его новой, надеюсь, не безинтересной задумки, дай то Господь!
    ответить
  • Гость, 06.12.2011, 14:02
    а о каких именно действиях вы говорите?
    ответить
    • НАРОДНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ, 07.12.2011, 00:03
      Да практически о всех, о которых рассказывается в фильме, взять хотя бы случай с вывозом спорного сена с Лёшкиного луга определивший трагическое развитие событий в судьбах главных героев повествования, наверняка, на такое дело герои фильма решились в том числе и потому, что наивно полагали себя в праве пойти на этот поступок, по человечески вполне оправданный и в какой-то степени наверняка продиктованный романтическими представлениями о справедливости на примере многочисленных экранных историй борьбы добра со злом, но с точки зрения юридической казуистики всё оказалось совсем наоборот, ведь это только в импортном игровом кино герои всегда побеждают, в наших же реалиях всё гораздо печальнее, что, кстати, вполне согласуется с законами документального жанра
      ответить
  • хм, 08.12.2011, 09:00
    "А вот в Голландии зрители смотрели «Лешкин луг» на протяжении четырех часов до поздней ночи, а потом остались еще на обсуждение фильма" - а вот и не удивлюсь, если бы у нас свободно продавалось то же что и в голландии, и фильм бы был о жизни голандских маргиналов, банальная история тоже бы заинтересовала
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

 "Быстро не будет"
"Быстро не будет"

В Европу смертельный вирус нагрянул сразу после Китая, погрузив ее экономику - вторую в мире после американской – в глубокий кризис. Сможет ли Старый Свет преодолеть последствия катастрофы, какие пути ведут к  спасению и кому выгоден коронавирус? Об этом рассуждает известный чешский политик Ян Младек.

  1152  1

Налоговая и бизнес

В ИФНС уверены, что постоянный контроль помогает увеличить поступление средств в казну, а предприниматели готовы платить все налоги, лишь бы их не третировали проверками.

  1026

Фитнес-разбалансировка

В минувший вторник с оперштаба поступили долгожданные для организаций физкультуры и спорта новости: с 25 июня сферу открывают. Однако официальное постановление вызвало бурную реакцию: бизнес не увидел в документе разрешения на групповые занятия в залах, на чем специализируется большинство кировских клубов.

  1042


Полмиллиона рублей будет дополнительно привлечено Рахимом Азимовым на ремонт Стуловского дома культуры

На средства проекта "Культура малой Родины" партии "Единая Россия" в 2020 году проводится ремонт и обновление материальной базы в 27 сельских домах культуры. Общий объем финансирования составил 34,9 млн. рублей.

  317