Время стратегов
Второй региональный Лесной форум пройдет в Кирове 15–16 июня (16+). Главной темой обсуждения станет развитие эффективного лесопользования и лесовосстановления на территории России.
По задумке организаторов, на территории выставочной экспозиции будет организована биржа контактов. Она позволит участникам форума найти новые каналы сбыта выпускаемой продукции, расширить и укрепить позиции на рынке. И, без сомнения, в числе гостей форума мы увидим давно знакомые и известные лица. Но будут и те, кто получил кировскую прописку совсем недавно, но уже заставил о себе говорить. За короткое время за собственные средства, без поддержки государственных программ собственнику ООО «Мурашинский фанерный завод» удалось возвести и пустить в эксплуатацию производство продукции, пользующейся повышенным спросом, – фанеры.
Причем понятие «короткое время» здесь не имеет фигурального значения. Если посмотреть динамику строительства по датам, то получится, что сильно мотивированные люди, мобилизовав свои усилия, так организовали производственный цикл, что строители фанерного завода в Мурашах могли бы украсить воображаемую «Доску почета»: первый колышек, первый цех, пуско-наладочные работы спустя полтора года после начала строительства. Торжественный запуск в эксплуатацию первой линии завода и получение первой партии продукции состоялись 15 декабря 2017 года. Первая продукция поступила на внутренний рынок, а спустя полмесяца уже отгружена первая продукция на экспорт. А дальше – наращивание объемов до выхода на производственные мощности до 60 000 кубометров широкоформатной фанеры в год. При этом надо понимать, что в сегодняшнем состоянии российской экономики завод в чистом поле – это подвижничество в чистом виде.
Иван Владимирович Дунайчик, заместитель генерального директора по сбыту
Казалось бы, зачем вкладывать силы и средства в глубокую переработку древесины, если никаких препятствий для отправки на экспорт сырья нет? Но, видимо, пришло время стратегов, которые смотрят чуть дальше. И так совпало, что интересы правительства Кировской области совпали с интересами собственников. Север области обладает хорошим сырьевым потенциалом, но вместе с тем давно нуждается во внимании и наведении порядка в лесной сфере. И приход на мурашинскую землю, несомненно, положительно сказался на экономике как этого района, так и региона в целом. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней уже внесли свою весомую лепту. Персонал завода на 80 процентов состоит из жителей Мурашинского района: Мурашей, Безбожника, Октябрьского. Люди работают дома, не уезжают в поиске работы на вахту. Не распадаются семьи, рождаются дети, работает социальная сфера: детские сады, школы. У района появилась перспектива и надежда на завтрашний день. Конечно, люди ценят эту возможность и стараются выполнять доведенные до них планы и задачи.
Планы же у «Мурашинского фанерного завода» далеко идущие. Если первая пробная партия экспортной фанеры отправилась в Польшу давним партнерам, то сегодня в отгрузочных спецификациях Израиль, Китай, Южная Корея, Индия, Австралия. Надо сказать, что это высокомаржинальные рынки, которые требуют особого качества фанеры. И завод удовлетворяет эту потребность. Качество кировской фанеры отвечает самым высоким стандартам.
Главная составляющая качественного продукта – сырье. Береза, выросшая в условиях нашего климата, имеет оптимальную плотность. Спектр ее использования гораздо шире: строительство, реклама, транспортное машиностроение, авиастроение, судостроение, мебельное производство, интерьер, производство упаковочной тары и другое. Она имеет повышенную влагостойкость, высокую прочность и износостойкость.
Есть одно только маленькое «но»: производством фанеры уже много лет занимаются серьезные деревоперерабатывающие производства, такие как Свеза, Сыктывкарский фанерный завод, группа компаний Segezha group, ориентированных на крупнейшие мировые рынки. И даже неискушенный кировчанин может навскидку перечислить пару-тройку производителей фанеры в нашей и соседних областях: «Красный якорь», Вятский фанерный комбинат, Великоустюгский «Новатор», Жешартский фанерный комбинат, Сыктывкарский фанерный завод. Как вписаться в такой плотный строй, если потребитель конечного продукта известен? Он имеет свои пристрастия, определенную степень консерватизма и привычку доверять проверенному поставщику.
Вот тут самое время достать главный козырь молодого производства – гибкость, ориентированность на клиента, сжатые сроки выполнения заказа. Перестроить производственный цикл под определенную заявку по формату, толщине, сроку изготовления небольшому производителю проще. И это не все конкурентные достоинства завода.
Вторая составляющая качественного конечного продукта – современное технологическое оборудование ведущих мировых компаний. Вкладывая значительные средства, собственник изначально рассчитывал на производство продукции высокого класса. Поэтому третья составляющая – обученный персонал. Еще когда оборудование находилось в пути к месту своей эксплуатации, кадровая служба завода уже готовила персонал: обучали, стажировали, отправляли на переподготовку. Когда все три составляющие сошлись в одной точке, получился тот самый конкурентоспособный продукт, который не стыдно предложить на внутреннем рынке и иностранным партнерам.
Тут надо сделать маленькую оговорку. Понятие «не стыдно» в бизнесе практически не употребляется. Заменой ему служат сертификаты соответствия, декларации и экспертные заключения. И если на внутреннем рынке требования регулируются российским законодательством, то на внешних рынках у каждой страны свои особые требования к поставляемой продукции. На сегодняшний день предприятие получило сертификат на цепочку поставки FSC, а также успешно прошло сертификационные испытания и признано соответствующей требованиям CARB (California Air Resources Board*), а также сертификационным требованиям системы сертификации древесных композиционных материалов «Агентства по охране окружающей среды США» (EPA TSCA VI). Эти сертификаты позволяют начать продажи продукции на рынок Северной Америки. В ближайших планах компании получение CE – сертификата и начало активного сотрудничества с ведущими европейскими компаниями.
В одном из интервью нашей газете генеральный директор предприятия А.Н. Самоделкин отметил, что в понятие ответственности перед территорией собственник вкладывает и заботу об экологии. Лесопереработка всегда сопровождается наличием отходов. Конечно, этот вопрос не утратил своей актуальности и сейчас.
– Главная составляющая отходов – топливная щепа. Мы используем ее для отопления производственных площадей, 24-квартирного дома, построенного для привлеченного персонала, реализуем предприятиям ЖКХ. Кроме того, из шлифовальной пыли изготавливаем топливные брикеты. Население Мурашей обеспечено топливными дровами. Заявив о себе как о предприятии с замкнутым циклом, мы намерены это реализовать, – отметил заместитель генерального директора по сбыту Иван Владимирович Дунайчик.
Без сомнения, есть у предприятия и не решенные на сегодняшний день задачи. До сих пор не принято решение о включении в российскую программу «Приоритетные проекты в области освоения лесов». Заявка на включение завода в Перечень подана своевременно, но процесс этот не скорый, и рассчитывать пока приходится на давальческое сырье. А это – свои «минусы»: зачастую требования к качеству сырья выше, чем могут предложить поставщики, логистические цепочки выстраиваются методом проб и ошибок, транспортный узел за годы минимальной востребованности сократил штат и технику, и чтобы вернуться хотя бы на «доперестроечный» уровень, требуются колоссальные усилия.
И не менее важная задача, которую приходится решать ежедневно, – подготовленный и обученный персонал. Создать работоспособный коллектив с нуля можно было в условиях социализма. Сейчас люди вместо лозунгов хотят зарплату и не всегда отдают предпочтение официальному трудоустройству на заводе, предпочитая наемный труд за «серую» зарплату. Зачастую спрос у частника на дисциплину труда, на качество выполняемых работ невысокий. На заводе же все работает на конечный результат, что накладывает обязанности на каждого. Династий же в глубокой переработке леса в районе не довелось вырастить. Видимо, это дело будущего.
Конечно, на стенде предприятия на Лесном Форуме в середине июня мы не увидим перспективных планов завода. До цифры 120 000 кубометров еще долгая дорога: строительство второй очереди производственных площадей, погрузочного терминала, расширение ареала распространения, выход на новые рынки сбыта. Впереди – ежедневная кропотливая работа всего коллектива ради общей стратегической цели. Но такое оно, время стратегов, трудное и интересное.
По качеству продукции ООО «Мурашинский фанерный завод» уже конкурирует с самыми серьезными и маститыми производителями.
Уставный капитал - 20 млн руб.
Основным видом деятельности является производство шпона, фанеры, деревянных плит и панелей Размер инвестиций – свыше 4 млрд руб.
Прогнозная штатная численность – 400 чел.