20 лет и год спустя

19.12.2011 00:08:00 1383 0

Интервью с руководителем областной Контрольно-счетной палаты Юрием Лаптевым.

В начале этого года газете «Бизнес Новости» давал интервью Алексей Помаскин, бывший до того времени пять лет руководителем областной Контрольно-счетной палаты. Его тогда, как многим показалось, внезапно сняли с поста: часть депутатов Заксобрания даже не хотела соглашаться с этим решением. Новый ревизор оказался тоже весьма неожиданным: им стал начальник областной службы занятости Юрий Лаптев. Прошел уже почти год, как он занялся совершенно новой работой. «БН» стало интересно, все так же ли жестко нынешняя счетная палата следит за финансовым порядком в регионе.

Из проверяемого в ревизоры
Юрий Николаевич, сразу ли согласились возглавить контрольно-счетную палату? Почему выбор пал на вас, все-таки служба занятости и КСП - разные вещи.
– Во-первых, я не считаю, что Алексей Михайлович ушел со скандалом, как думают многие. Все произошло по его желанию. Да и не все депутаты были против. Часть из них, конечно, не на «ура» приняла это решение, что вполне можно объяснить, потому что сама должность очень значима. В тех условиях, когда идет нестабильное развитие экономики, во всем мире правители говорят об оптимизации расходов. Позволю себе привести в пример слова французского президента Николя Саркози: «Ключевой задачей стран Еврозоны является повышение бюджетной дисциплины». А мы (счетная палата) как раз стоим у руля, занимая главные позиции в решении этого вопроса. То есть моя нынешняя должность – ключевая для современной экономики, отсюда и все сомнения и разговоры в период переназначений.

Но почему именно вы? Конкуренты на этот пост у вас были?
– Этого я не знаю. Когда мне предложили эту работу, я согласился. При этом на раздумье было дано немного времени. Конечно, к службе занятости я прикипел, создавая ее с нуля, прошел все этапы становления этой структуры. Но всему есть предел. И уровень знаний, профессиональных навыков, наработанных мной за предыдущие 20 лет, объективно нуждался в новой реализации. Это предложение очень удачно легло на мои умонастроения.
 
Долго привыкали? Все-таки безработица и контроль за расходованием бюджетных средств - абсолютно несхожие направления деятельности?
– Я быстро адаптировался в новой должности и при этом использовал те знания, которые получил, будучи еще в ситуации проверяемого. Меня же 20 лет проверяли все контрольные органы и не по разу. А перед самым моим уходом областная счетная палата как раз анализировала то, как мы использовали деньги, которые получили для снятия напряженности на рынке труда Кировской области. Через нас, кстати, в последнее время проходило около 2 млрд рублей в год. Сегодня я представляю все эти процессы как практик изнутри.

Считалось, что своими принципами Помаскин часто противоречил новой власти, даже шел против нее. Вы сегодня и счетная палата в целом являетесь некими раздражителями для власти, много ли ее ошибок поправляете?
– Я не буду оценивать то, как работал Алексей Михайлович. Он положил начало формированию контрольно-счетных органов в Кировской области, и в этом состоит его большая заслуга. А что касается давления, то скажу – его нет. Больше того, за этот год удалось выстроить конструктивные отношения с правительством, Законодательным собранием, всеми депутатскими комитетами. И сейчас эти отношения направлены на то, чтобы получать отдачу от бюджетных денег, которые мы имеем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В текущем году был принят закон, согласно которому региональные контрольно-счетные палаты должны стать полностью независимыми от областной власти и депутатов. Вы, судя по всему, все же согласовываете некоторые действия?
– Тот закон, который сегодня принят, создает возможности для того, чтобы контрольно-счетный орган стал принципиально самостоятельным. Это уже в следующем году проявится в том, что мы становимся подотчетными, а не подконтрольными областному Заксобранию. То есть если раньше план нашей работы утверждали депутаты, то сегодня это делаем мы сами, учитывая предложения и правительства, и Заксобрания.

Какого эффекта от этого закона вы ожидаете? Станете более свободными?
– Ну как сказать. У нас свободными, мне кажется, никто не вправе себя считать. Но в практике моей пока еще недолгой работы не было такого, чтобы кто-то что-то просил или оказывал давление, мы чувствовали себя самостоятельным органом, и действовали в соответствии с общей стратегией развития региона. Сегодня же мы ждем только повышения эффективности нашей работы. К тому же ее направления определяем мы сами. Сейчас, к примеру, мы видим, что у нас есть серьезные проблемы с использованием областного имущества, кроме этого плохо налажен контроль за использованием земель, которые находятся в собственности области и муниципалитетов. Значит, наш бюджет не получает свои законные доходы. Заметить это – наша прямая обязанность.
 
В октябре вступил в силу новый закон области о Контрольно-счетной палате, согласно которому во всех муниципальных образованиях будут созданы контрольно-счетные комиссии. Что изменится на местах?
– В большинстве муниципальных образований будет работать в основном по одному человеку. Мы же на себя возьмем координацию их деятельности и методическое сопровождение. Конечно, вряд ли один сотрудник будет успевать, но мы будем брать в этом случае не числом, а качеством. Все-таки увеличение количества чиновников – не самый эффективный способ работы, все это признают.

Следим за бюджетом
Итоги проверок этого года, я думаю, уже есть. Можете ли озвучить некоторые из них? Начнем с Вятских Полян – вы анализировали, как реализована программа модернизации моногорода. Успешно?
– Проверка находится в стадии завершения. Ее итоги будут рассмотрены на Коллегии КСП 22 декабря, о результатах мы проинформируем общественность через наш сайт. Пока делать поспешные выводы я бы не хотел.
Слышали ли вы о предполагаемом выводе активов с предприятия?
– Дело в том, что за последние несколько лет столько всяких предположений появилось вокруг Вятских Полян, что я сомневаюсь и в их объективности, и в том, что им можно верить. Если дело действительно касается вывода активов, то это не к нам, а к правоохранительным органам. Мы проверяем, на те ли цели потрачены деньги. И наши сегодняшние выводы говорят о том, что на те. А вот насколько эффективно и экономно они потрачены, об этом расскажем позже.
 
В июле этого года был проверен «Вятавтодор», выявлены серьезные нарушения в его деятельности. Все ли устранено?
– Да, эта проверка имела серьезный резонанс. Мы в первую очередь контролировали использование имущества, которое было передано из области в ведение «Вятавтодора» на сумму 0,5 млрд рублей. Также часть имущества была приобретена в лизинг, оплата которого ложилась на областной бюджет. В ходе проверки выяснилось, что несвоевременные выплаты лизинговых платежей привели к неэффективным расходам бюджетных средств. Кроме того, мы посмотрели использование имущества, которое не связано непосредственно с дорожными работами. Так, мы оценили, что находящиеся в хозяйственном ведении у предприятия полувагоны не совсем разумно и по сниженной цене были переданы в аренду. Сегодня вопрос решен. Имущество продано, выгода от сделки очевидна. Нас услышали. Был вскрыт и еще ряд нарушений со стороны руководителей: один из них освобожден от занимаемой должности, возбуждено уголовное дело. Факты бесхозяйственного отношения к имуществу имели место и в других подведомственных структурах. Поэтому в наших планах в следующем году провести выборочную проверку эффективного и результативного использования имущества, которое находится в собственности Кировской области и закреплено на праве оперативного управления за некоторыми областными учреждениями. Кроме того, учитывая, что дорожная тема общественно значима, мы планируем проверить использование бюджетных денег, направленных на капремонт и содержание дорог.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Еще одно резонансное событие, которым интересовалась почти вся общественность, - результаты использования лесного фонда Кировской области и скандально известного предприятия «Кировлес». Больших ошибок, кроме того, что снизились доходы в бюджет от этой деятельности, вы не выявили. Их действительно не было?
– Мы сделали акцент на том, насколько эффективно используется наш лесной комплекс с точки зрения пополнения бюджета. И вывод был - неэффективно. Не всегда предъявляются штрафные санкции к нарушителям, порой лес сдается в аренду нелегально. Мы, конечно, не смогли охватить всех лесопользователей. Но почему все ждут, что мы должны обязательно выявить какие-то миллионные хищения, что мы предоставим всем количество и фамилии чиновников, пойманных за руку? Я считаю, гораздо ценнее то, что нами вскрыта некая системность нарушений и инициировано внесение поправок в действующую нормативную базу.
 
Почему все ждут? Потому что все знают, что наши леса активно разворовываются...
– Это сначала доказать надо. Воруют или не воруют - это дело правоохранительных органов, которым мы передаем материалы наших проверок.
 
Началась проверка программы «Развитие культуры в Кировской области». Насколько мне известно, уже проверено село Рябово, на развитие которого выделены значительные бюджетные средства. Как они используются?
– Когда мы приехали в Рябово, то увидели, что те деньги, которые были туда направлены, могут быть неэффективно и не до конца потрачены. Причина этому – наступившая зима. Но нас уверили, что в декабре будет сделано все, что связано с созданием тропы сказок (скульптуры и хозяйственные постройки). Итоги по этому вопросу мы подведем уже в начале следующего года.
 
Ну и самый главный вопрос конца текущего года - областной бюджет на следующий год. Больших вопросов к нему от счетной палаты, как я понимаю, не было?
– Вы ошибаетесь. Мы имели очень серьезные претензии к нему. Первое и самое главное замечание – мы считаем, что не все источники доходов учтены. Нужно искать более жесткие подходы к взыскиванию тех недоимок, которые сформировались, в том числе, и от неправильного использования лесного фонда. Мы предложили все это учесть в поправках. Второй момент – финансирование целевых программ в нашем бюджете прописано только на 60%. Наше предложение по этому поводу – скорректировать бюджетные ассигнования. Далее для каждого автономного учреждения должны быть прописаны нормативы трат. Сегодня их нет, что затрудняет контроль за деньгами. Все наши предложения учтены и будут приняты к исполнению. Важно, чтобы чиновники относились к бюджету не как к копилке, которую необходимо растратить, а пытались бы собрать больше средств в него. Следить за этим для нас в этом вопросе очень важно.

В целом проверки этого года были эффективными? Много ли финансовых нарушений удалось предотвратить?
 — Мы выполнили план в полном объеме. Удачными были мероприятия, которые связаны с проверкой дорог местного значения, неплохо прошла ревизия «Вятавтодора», удачно проверили сферу ЖКХ. В этой отрасли, кстати, только замечаний, связанных с неэффективными тратами, нами обнаружено на 57 млн рублей. При этом само количество этих замечаний превышает 600. Были вскрыты системные недостатки: где-то производилась оплата невыполненных работ, качество самих работ в целом страдало. Один из вопиющих примеров: в Нагорском районе был построен дом для переселения, но жильцы отказываются туда ехать, потому что он не пригоден для проживания (а потрачено на него около 3 млн рублей). При этом те дома, где они жили, уже снесены. В следующем году мы проверим деньги, которые пошли на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.На следующий год мы еще вернемся и к этой теме: проверим все деньги, которые пошли на строительство и капитальный ремонт системы ЖКХ. Еще одна проблема – основные траты проходят во второй половине года, а отсюда спешка, ошибки и различные массовые нарушения. Есть в этом и вина федерального центра, и местных властей: поздно проводятся конкурсы, поздно составляется проектно-сметная документация, безобразно работает технический надзор. И чтобы быстрее освоить деньги, местные чиновники часто идут на сделку с совестью. В течении года мы выявили более 1,5 тысяч нарушений, а неэффективное использование средств по завершенным мероприятиям превышает более 5 млн рублей. В итоге 46 должностных лиц привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Юрий Николаевич, а как вам лично первый год в новой должности? Вжились?
- В целом я удовлетворен итогами работы, но хочется делать больше, и я сожалею, что на все не хватает времени. Хотелось бы более тщательно и последовательно изучать ресурсы, имеющиеся у региона для пополнения доходов областного бюджета, поскольку доля трансферта из федерации будет уменьшаться и к 2015 году закончится. К примеру, налоговые льготы, которые сегодня предоставляются бизнесу, отнимают в общем целом от нашего бюджета ежегодно 2 млрд рублей. А насколько они эффективны? Быть может, гораздо правильнее будет не всем сестрам раздать по серьгам, а заменить эти льготы конкретными субсидиями конкретному товаропроизводителю. Тогда и эффективность сбора средств в бюджет была бы выше. Нам необходимо понять, изучить проблемы, которые мешают эффективно тратить деньги, и здесь, безусловно, мы рассчитываем на активное участие общественности, так как бюджетные деньги – это общественные деньги. С этой целью мы активизируем, раскручиваем наш информационный сайт.
 
Но есть элемент, который, несмотря ни на что, будет отнимать бюджетные деньги. Это коррупция. Россия, кстати, в этом году занимает 143 место рядом с Угандой и Нигерией по этому показателю. Мне кажется, в первую очередь, с этим явлением надо бороться.
– Я только что приехал с совещания из Москвы, где услышал очень интересную цифру от заместителя главы минфина Алексея Лаврова. Бюджетные траты на одного жителя России в месяц составляют 12 тыс. рублей. Люди должны понимать, что бюджетные деньги – это их деньги и им необходимо следить за тем, куда они уходят. Коррупцию не остановить до тех пор, пока люди сами не перестанут быть к ней безразличными.
 
Юрий Николаевич, ностальгируете по своей первой должности – следите за безработицей в регионе?
– Слежу и доволен тем, что ее уровень сократился и составляет сегодня 1,6%. Когда я работал в этой службе, были времена, что она зашкаливала за 7,5%, в годы кризиса она была 3% и более. А сейчас я очень рад за своих коллег.

Беседовала Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru
 
Досье:
Юрий Николаевич Лаптев, председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области.
Дата и место рождения: 16 февраля 1953 года, г. Киров.
Образование: высшее, окончил Всесоюзный юридический заочный институт, Горьковскую высшую партийную школу, Высшую школу экономики Минэкономики и Госкомвуза России по специальности «Региональная экономика и управление».
Карьера:
1970-1971 гг. - слесарь основного локомотивного депо станции Лянгасово Горьковской железной дороги, г. Киров;
1971-1973  гг. - служба в рядах Советской Армии;
1973-1988   гг. - работа в партийных и комсомольских органах;
1988-1991 гг. - первый секретарь Кировского областного комитета ВЛКСМ;
1991-2010 гг. -  начальник управления государственной службы занятости населения Кировской области, руководил службой занятости  почти 20 лет;
17 января 2011  назначен на должность председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области.
Увлечения: хоккей с шайбой, музыка (сочиняю, играю на гитаре, пою).
Любимая музыка: Олег Митяев, Елена Ваенга.
Любимые фильмы: боевики, исторические, не люблю серьезные фильмы.
Любимые блюда: рыба.
Жизненный девиз: «Не останавливаться на достигнутом», «Все лучшее еще впереди».
 
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте