Дмитрий Курочкин

17.06.2018 18:03:00 2410 0
«Экспертный потенциал»

Интервью вице-президента Торгово-промышленной палаты России Дмитрия Курочкина.

 

Сегодня многие регионы вынуждены конкурировать за внимание федерального центра, за инвестиции, за кадры. Варианты решения этих проблем до федерального правительства доносят через свои предложения эксперты ТПП России. Многие конструктивные предложения поступают от бизнес-сообщества Кировской области. Об этом в интервью «БН» рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Дмитрий Курочкин.

- Дмитрий Николаевич, вы к нам, как говорится, с корабля на бал. Сегодня в полночь в Киров прилетели?

- Мы за полночь только вылетели: самолет из Кирова не мог приземлиться во Внуково. Президенты с открытия чемпионата мира разлетались, все было перекрыто. Самолет «висел» бог знает сколько в воздухе. Пострадал за общее дело, поэтому и прибыл позже запланированного (улыбается).

- За чемпионатом следите?

- А как же? К вашим соседям, в своем родном Нижнем Новгороде матч Панама-Англия пойду смотреть. Недавно в командировке в Саранске был, видел, как идет подготовка. Для нас это тема чрезвычайно важная. Еще летом 2012 года в ТПП России я создал рабочую группу по содействию инвестиционным проектам, направленным на проведение чемпионата мира по футболу. Речь, естественно, не о мегапроектах, которые взяло на себя государство - по созданию и модернизации стадионов, аэропортов, дорог, гостиниц и так далее. Говорим о проектах в сфере обслуживания, местного туризма, развития малого и среднего бизнеса, которые могли бы выиграть от проведения чемпионата. Мы смотрим, как более профессионально позиционировать каждый регион, повышать его узнаваемость на внешней арене.

К сожалению, иностранцы кроме Москвы и Сибири мало что знают в России. Хотелось бы, чтобы они познавали разные регионы, хотя бы города, в которых проходит мундиаль. Это же и укрепление двусторонних деловых связей. Мы все понимаем: государство несет огромные расходы. Деньги, потраченные на создание стадионов - будем откровенны - не окупятся никогда. В этом плане нужно думать, кто и в чем мог бы выиграть. Выиграть не «здесь и сейчас», во время проведения мероприятия, но и в последующем. В первую очередь, речь о бизнесе. Любой чемпионат дает импульс развитию контактов, а любая активизация контактов неизбежно ведет к установлению деловых связей.

- Если говорить о взаимоотношениях с зарубежными странами, ситуация меняется?

- В начале июня состоялся визит Президента России в Австрию. В программе — важные встречи с руководством страны, федеральным канцлером Себастьяном Курцем и руководством ТПП Австрии. На этом примере, как в капле воды, видно уже налаженное взаимодействие предпринимательских структур между странами, прежде всего, между Россией и Австрией. Оно очень реально способствует не просто преодолению того неблагоприятного фона, в котором мы работаем последние 4 года (я имею виду взаимодействие с нашими западными партнерами). Позволяет не просто сохранить накопленный потенциал двухстороннего и многостороннего сотрудничества, но и успешно его развивать.

- В числе прочих вы курируете развитие предпринимательства и конкуренции. Вектор острых проблем за последнее время как-то изменился? Что позитивного может ждать бизнес уже в ближайшее время?

- Этим занимаюсь не только я, этим занимается вся система торгово-промышленных палат. На сегодняшний день в нее входят около 180 палат во всех регионах страны (работают практически в каждом крупном городе). Мы активно взаимодействуем с нашими партнерами за рубежом. Через систему своих представительств, деловых советов, так называемых смешанных палат (к примеру, Германо-Российской или Итало-Российской торговых палат) работаем в 40 странах мира. В региональном и отраслевом разрезе взаимодействуем со всеми. Конкретно я отвечаю за сектор, который принято называть реальным сектором экономики: промышленность, агропром, энергетика, транспорт, связь и так далее.

Экспертный потенциал российской палаты прежде всего сосредоточен в комитетах и советах. Это не наши кадровые сотрудники, а общественные формирования при ТПП РФ, которые объединяют предпринимателей той или иной отрасли. Эти эксперты лучше других разбираются в проблемах, и именно они готовят предложения. На сегодняшний день работают 34 комитета и совета при ТПП России, во всей системе — примерно 1100.

Мы не лоббируем интересы отдельной отрасли или, тем более, отдельного предприятия. Речь идет именно о системных проблемах, которые в целом мешают развитию предпринимательства. Отсутствует необходимая межрегиональная и межотраслевая кооперация. К сожалению, многие регионы вынуждены конкурировать за внимание федерального центра, за инвестиции, за кадры и так далее. Есть много нестыковок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в части и законодательства, и во многих практических вопросах развития предпринимательства, и вопросах привлечения инвестиций.

По каждой из этих тем можно говорить очень много. Мы подготовили и представили в правительство и президенту все наши предложения, которые будут внимательно изучены.

- Как охарактеризуете работу Вятской ТПП в системе?

- Находясь в Москве, мы являемся федеральной структурой, при этом работаем не на Москву, не на Московскую область, а на всю территорию России, в том числе и Кировскую область. Ваш регион, и конкретно Вятская ТПП, являются одними из самых активных и заметных. Николай Михайлович Липатников не просто руководитель региональной палаты, он входит в состав руководящих органов системы, Центра международной торговли (наша дочерняя структура). Именно от предпринимателей Кировской области через палату региона мы получаем наибольшее количество конкретных предложений - по развитию предпринимательства, устранению барьеров для развития бизнеса. При этом палата вашего региона очень требовательно ставит эти вопросы и добивается получения конкретных ответов. Не столько от нас, ТПП России, сколько от министерств и ведомств, от которых требуется решение тех или иных вопросов.

- В Кировской области создан Государственный фонд развития промышленности. Он займется финансовой поддержкой промышленных предприятий, которые планируют выпускать новую продукцию, расширять или модернизировать производство гражданской. На ваш взгляд, создание такой структуры актуально?

- Не могу не упомянуть тот факт, что именно ТПП России еще в 2004 году, в бытность Евгения Максимовича Примакова (в 2001-2011 г.г. президент ТПП РФ), выдвинула концепцию региональной промышленной политики. И не просто выдвинула, а активно ее продвигала. Немало законодательных актов на региональном уровне было принято именно в тот период. Только через 10 лет, в 2014 году, появился соответствующий федеральный закон «О промышленной политике», который мы также активно готовили вместе с Минпромторгом и другими нашими министерствами и ведомствами. Сегодня активно участвуем в реализации региональной промышленной политики. В частности, я, как член экспертного совета Фонда развития промышленности, практически в ежедневном режиме участвую в рассмотрении большого количества промышленных проектов из регионов, которые готовятся для представления в Фонд.

Сегодня региональные фонды развития промышленности созданы, если не ошибаюсь, уже в 47 регионах. Это позволяет более оперативно финансировать региональные проекты по схеме «70 на 30»: 70% дает федеральный фонд и 30% - региональный. Объемы финансируемых проектов поменьше, но это как раз то, что нужно бизнесу. Объем выделяемых средств — до 500 млн рублей — достаточно велик, если говорить о малом и среднем бизнесе. Совместное финансирование ФРП в Москве и региональным Фондом развития промышленности (они могут по-разному называться, но суть примерно одна и та же), позволяет приблизить параметры реализации проектов именно к малому и среднему бизнесу. Там есть проекты и по 30, и по 50, и по 70 млн рублей — как раз то, что необходимо средним производственным предприятиям. За последние три года примерно 250 профинансированных Фондом проектов было либо инициировано, либо поддерживается системой торгово-промышленных палат, их активными членскими организациями.

Кстати, в 2016 году в палате мы создали Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, который как раз и занимается подготовкой системных мер для развития этой сферы. Еще раз подчеркну: не лоббированием интересов отдельных отраслей, а снятием барьеров в целом для всей российской экономики. Ее перевода (реального, а не декларативного) на новую модель, которую мы условно могли бы назвать инновационно-промышленной, - в отличие от той сырьевой, которую по-прежнему мы, к сожалению, имеем на сегодняшний день. Хотя я бы не противопоставлял сырьевиков и промышленников, поскольку на сегодняшний день топливно-энергетический сектор является чрезвычайно важной отраслью и самой платежеспособной отраслью, которая предъявляет в большей части спрос на инновационную продукцию.

- Как раз 25 мая, в рамках ПМЭФ российская ТПП подписала соглашение с Российской Академией наук. Возникла необходимость?

- Мы считаем науку и промышленность неразрывно связанными. Основной промышленный форум, который ежегодно летом проходит в Екатеринбурге, называется «Иннопром». Инновации и промышленность должны быть слиты воедино, и никакой прорыв — ни экономический, ни социальный — невозможен без опоры на серьезную экспертную поддержку в виде нашей академии наук и разветвленной системы академических институтов.

Накануне приезда сюда я вернулся из поездки в один из подмосковных наукоградов - Фрязино. У нас их сегодня 13, больше половины находятся в Московской области, и в каждом из этих городов есть палата. Во время поездок встречаюсь с главами этих городов, руководителями предприятий, которые выпускают высокотехнологичную продукцию и для которых наука - это составная часть бизнеса, с руководителями академических институтов. И мы все вместе пытаемся нащупать более эффективную модель «бизнес-наука-власть», при которой большая часть научных разработок финансировалась бы не государством, а бизнесом. Речь преимущественно о прикладных исследованиях, которые во всем мире финансируются частным бизнесом. Именно он и должен быть основным драйвером развития инноваций, нововведений и предъявлять очень серьезный спрос на инновационную продукцию.

Одна из проблем в этой сфере - отсутствие серьезного спроса со стороны нашего внутреннего, российского бизнеса. Как правило, мы работаем на заграницу. Все, что у нас изобретается из серьезного и перспективного - тут же находит спрос за рубежом. А наша отечественная промышленность, к сожалению, не проявляет соответствующей активности. Для нас принципиально важно наполнить это соглашение конкретным содержанием. Еще раз повторю: наука и промышленность должны быть слиты воедино. У нас по некой бюрократической логике их рассматривают отдельно, как будто есть промышленная политика, еще есть какая-то научная политика, еще и третья — денежно-кредитная.

- В Кирове вы принимаете участие в мероприятиях Международного лесного форума. Как оцениваете потенциал ЛПК?

- В той же Вене мы регулярно проводим конференцию, посвященную развитию целлюлозно-бумажной промышленности России. Для нас ЛПК — это один из драйверов экономики, который потенциально способен приносить - подчеркиваю: потенциально - не меньше доходов, чем нефтегазовый комплекс. Для этого требуются серьезные инвестиции, продуманная промышленная политика. Немалую долю проектов, которые мы утвердили в рамках экспертного совета ФРП, направлены на реализацию проектов в этой сфере.

Пользуясь случаем, хотел бы пожелать предпринимателям Кировской области более активно взаимодействовать с Фондом. Если есть действительно хороший проект, с помощью Фонда за достаточно короткие сроки можно получить хорошее финансирование. Предприниматели Кировской области занимают достойное место в развитии лесопромышленного комплекса и здесь хорошие перспективы для развития. 

Досье:

Курочкин Дмитрий Николаевич, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.

Родился: 25 мая 1960 г. в Нижнем Новгороде.

Профессиональная деятельность: В ТПП России отвечает за развитие предпринимательства и конкуренции, координацию деятельности рабочих комитетов, развитие членской базы, содействие инвестициям и инновациям, развитие государственно-частного партнерства.

20-летний опыт работы в банковской системе в системе Внешэкономбанка (Глобэкс Банк, Белвнешэкономбанк) и зарубежных банках (БНП-Париба, Дрезднер Банк) во Франции и Бельгии. Длительный опыт работы в странах Западной Европы и Ближнего Востока (Аппарат Советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Сирии). 10-летний опыт преподавания в университете МГИМО МИД России и Российско-европейском Колледже при МГИМО МИД России.

Блиц:

- Что цените в людях?

- Порядочность.

- На что не жаль потратить деньги?

- На собственное развитие.

- Хобби?

- Театр, литература.

- Что для вас счастье?

- В кинофильме «Доживем до понедельника» есть диалог: «Что такое счастье?» - «Счастье - это когда тебя понимают». Я считаю, что это одна из формул. Универсальной не существует.

От автора:

«Все, что мы у нас делается, рассматривается и анализируется с точки зрения интересов предпринимателей». Эту фразу Дмитрий Николаевич произнес во время нашего «закадрового» разговора. Еще говорил о необходимости баланса треугольника «власть-бизнес-общество» и обозначил основную проблему этой тройки - отсутствие доверия. И простого рецепта, как его вернуть — нет. Здесь постараться должны все заинтересованные стороны.

Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений