Владимир Смирнов

24.06.2018 18:07:00 2044 0
«Так же нельзя!»

Что убивает проектировщиков и застройщиков, кто засекретил ливневку и почему затопило «Новое Сергеево»? Об этом и многом другом в интервью «БН» рассказал гендиректор ГК «Кировводпроект» Владимир Смирнов.

Владимир Смирнов.

 

Электронные аукционы убивают нормальные проектные и строительные организации. Амбициозные проекты Кирова, которыми занимались иногородние фирмы, так и не дошли до финала. Чиновники этого не хотят понять. У них задача — освоить деньги и отчитаться. Об этом и многом другом «БН» рассказал генеральный директор ГК «Кировводпроект» Владимир Смирнов.

- Владимир Григорьевич, обозначьте основные направления деятельности ГК «Кировводпроект»?

Мы занимаемся проектированием и изысканиями под строительство зданий, инфраструктурных проектов. Причем являемся проектно-изыскательской организацией, которая выполняет все разделы проекта собственными силами. Это сейчас большая редкость не только для Кирова, но и для всей России. По нашим проектам в Кирове и Кировской области построено много жилых домов, административных зданий, культурных и спортивных сооружений, школ, детских садов, судов (год назад запроектировали здание Ленинского районного суда, которое построят в слободе Курочкино). За последние 20 лет по нашим проектам с нуля построено несколько городских улиц, в частности, участок по Некрасова - от автовокзала до Октябрьского проспекта.

По изысканиям работаем с такими компаниями, как «Лукойл» и «Транснефть»: выполняем для проектов трубопроводов, по которым нефть идет в Европу и Азию. К примеру с «Транснефтью» сотрудничали по нефтепроводам Восточная Сибирь -Тихий океан, по Балтийской трубопроводной системе, они сейчас позволяют стране дифференцировать поставки нефти и получать дополнительную прибыль. Описывали границы Кировской области, Республики Коми. Занимаемся кадастровыми работами, инвентаризацией земельных угодий. Проектировали сети водоснабжения и водоотведения для поселка Красная Поляна в Сочи и спортивных сооружений горного кластера Олимпиады-2014, за что получили благодарственное письмо ГК «Олимпстрой». Проектируем газопроводы, по нашим проектам построены практически все пруды в Кировской области. Кроме того, выполняем много других специфических проектов, связанных с реками Кировской области.

Такой  большой спектр работ позволил нам в рыночных условиях, которые создались после 1993 года, чувствовать себя достаточно уверенно. Система «все в одних руках» позволяет оказывать услугу с наименьшими затратами и более высоким качеством. Когда исполнители работают друг с другом бок о бок ежедневно, снимается много вопросов. Когда работают в разных местах или городах на субподряде, общаясь друг с другом по интернету, то не все нюансы в проекте могут уловить. Хорошо, если это «вылазит» в экспертизе. Плохо, если в строительстве.

- На днях в УФАС рассматривали вашу жалобу. Насколько развита конкуренция на вашем рынке и здорова ли она?

- Почему-то в проектно-изыскательском бизнесе для некоторых органов власти основная задача - получить проект как можно дешевле и при этом расширить конкуренцию. На этом рынке конкуренцию нужно не расширять, а делать ее добросовестной. Сейчас конкурсные процедуры на проектно-изыскательские работы чаще всего проходят в форме электронных аукционов, где не учитывается наличие необходимых сотрудников, техники, опыта работы по конкретным объектам, которые разыгрываются. Главное здесь — цена, и такой формат торгов наносит огромный ущерб нашей отрасли. По ценам, по которым выигрывают наши конкуренты, они могут сделать проект, выплачивая зарплату неучтенными деньгами и не платя налоги, и, что самое страшное, не выполняя на площадке строительства необходимые изыскания. Только в таком случае еще как-то можно «слепить» этот проект.

- Именно «слепить», а не разработать?

- Слепить. Главная цель - пройти экспертизу. К сожалению, у государственных и муниципальных заказчиков чаще всего она такая же. Мотивация следующая: нужно сделать проект к определенному сроку, иначе деньги пропадут или их не выделят на строительство.
Чаще всего в городе, и тем более в районах, нет специалистов, которые могут оценить проект.

В 90-е и начале 2000-х годов в структурах, которые этим занимались, работали грамотные инженеры, они исполняли функцию заказчика. Получив проект, смотрели его, оценивали технические решения,  целесообразность применения материалов и оборудования, технологичность в строительстве (можно же так запроектировать, что строители потом заревут), удобство и экономичность объекта при его эксплуатации. Сейчас этого нет. Проверить проект никто не может. Сейчас заказчик принимает от проектировщика проект, сверяет по накладной количество томов, - и несет в экспертизу. Экспертиза начинает смотреть, находит проблемы (там, слава богу, есть грамотные специалисты) и говорит: пишем отрицательное заключение. А на дворе ноябрь, и деньги надо освоить в этом году. И заказчик идет уговаривать экспертизу дать положительное заключение на плохой проект.

- Если теоретически экспертиза соглашается?

- Ну, подпишут под видом «мы потом доделаем». Заказчик начинает теребить подрядчика, а тот: все, я свою миссию выполнил, не приставайте ко мне больше. Один знакомый директор как-то сказал: «Сколько заплатили, на столько мы и запроектировали». Проект идет дальше - строители начинают выть: видят, что по нему нельзя строить. Снова пытаются этого проектировщика взять за жабры, а его либо уже нет, или взять с него нечего. Мы присутствовали на совещаниях и в областной, и в городской администрации с такими проектировщиками. У них даже сметчиков нет, чтобы смету пересчитать. Госзаказчику надо стройку довести до конца, в результате он идет в нормальную проектную организацию, которая на аукционе проиграла заказ на этот проект, и тратит при этом дополнительные деньги. Эффект от электронных аукционов часто именно такой. Электронные аукционы - это прямое стимулирование «серого» бизнеса и убийство нормальных проектных организаций. У нас в городе их и так скоро совсем не останется.

- Ну не все же заказчики у нас такие?

- Анастасия, мы живем в Кирове и Кировской области и хотим быть полезными здесь. Качественные проекты автодорог, газопроводов, водопроводов вятчанам очень нужны (достаточно сказать что во многих райцентрах области и пригородах Кирова нет канализации, дома топят дровами - и это в 21 веке!) Это задача муниципалитетов, но...

Когда мы работали на крупные корпорации, на тот же «Олимпстрой», тогда чувствовали заинтересованность в нас. И мы понимали ответственность перед страной. Люди ночами, в выходные работали, и мы выдавали продукцию и проходили госэкспертизу в Москве, Ростове. Люди получали нормальную зарплату. Сейчас, чтобы как-то с этими проходимцами конкурировать, надо в цене так упасть, что я не могу инженеру заплатить больше 20 тысяч. И он мучается, и я мучаюсь. Зачем это надо?

- До власти позицию доносите?

- Доносим. Будем по линии профсоюзов встречаться с губернатором, попытаемся донести. На днях с Еленой Васильевной Ковалевой и депутатами встречались. Она говорит: понимаю проблему, но не могу администрации приказать проводить конкурсы вместо аукционов. На депутатской комиссии пообещала вопрос рассмотреть. Мы не просим отдать все заказы нам, да и закон это не подразумевает. Но закон разрешает проводить открытые конкурсы. В них выиграем если не мы, то подрядчики, которые имеют необходимые ресурсы и смогут выполнить работу качественно.


- В том числе иногородние, которые сейчас берут у нас многие заказы? Их заход оправдан?

- Если заказ выиграет авторитетная проектная организация, у которой кировским проектировщикам есть чему поучиться, то это благо для всех, но кроме проекта объездной дороги вокруг города Кирова, я таких случаев не помню. Покажите мне еще хоть один проект за последние годы, где бы кто-то пришел и сделал хорошо. Большинство проектов, которые на аукционах выиграли иногородние проектировщики,  закончились ничем или большими проблемами для заказчика.

Несколько примеров. Московская фирма выиграла проект берегоукрепения реки Вятки - от Вечного огня до Старого моста. Сделали «веселые картинки», которые даже в экспертизу никто не понес. Город убытков не понес, но и проекта нет. Или помните планы на строительство новой областной больницы? Даже участок был выделен. Подрядчика выбирали на аукционе. Выиграла саратовская фирма, у которой есть только директор и бухгалтер. Проект сделали, но экспертизу он не прошел. Я уже не говорю про дорогу Опарино-Альмеж. Фирма взяла контракт на строительство на аукционе, что-то там делала-делала. Не доделала, контракт расторгли. Есть сегодня эта дорога? Как еще объяснять, что нельзя у нас работать по аукционам?

- Юридически это как-то можно прописать?

- У проектировщиков законодательство позволяет проводить конкурсы, а у строителей нельзя, там только аукционы. Но это легко решается: надо всего лишь три пункта в постановлении правительства РФ отменить. Это даже не закон, через Госдуму проводить не надо. Мы вместе со строителями просим областную администрацию, Законодательное собрание выйти с инициативой на федеральное правительство. Надо убедить, что в строительстве аукционы проводить нельзя. Вы так губите строительные фирмы! А по проектно-изыскательским работам ничего не мешает проводить открытые конкурсы. Заказчики считают это мелочью. Говорят, какая разница, как разместить заказ. Объясняем: теряем налоги, зарплата у таких подрядчиков «серая», люди там работают на положении рабов — ни кредит взять не могут, ни на больничный уйти, ни декретных получить. 90% проектировщиков Кирова так и работают. Выведите зарплату из тени и пенсионный возраст повышать не надо будет!

Пока мы заинтересованности со стороны властей не видим. По крайней мере, состав городской администрации, который сегодня курирует строительство, мне кажется совершенно не заинтересованным ни в каких таких движениях. Не мыслят они государственными категориями. У них другие задачи: надо освоить деньги, отчитаться, а завтра уйду — и не мое это дело.

- На заседании рабочей группы при администрации говорили о разработке комплексной программы развития транспортной инфраструктуры (подрядчика, кстати, определят по конкурсу). Вы принимаете участие в таких обсуждениях?

- Не знаю, что за группа. Нас не приглашают. Как правило, там между собой что-то решают. В городе Кирове который год обсуждается необходимость строительства современной ливневой канализации. Мы в рабочую группу по этой проблеме входим и считаем, что необходимо сначала разработать схему ливневки на весь Киров с привлечением всех грамотных специалистов города. Но, видимо, возобладает мнение разрабатывать сразу проекты на отдельные кварталы, что в результате может повлечь неоправданное увеличение стоимости строительства.

Кстати, в действующем генплане Кирова есть  раздел схемы по ливневке, но эти данные мало кто видел: они под грифом «секретно» и пользоваться ими могут только имеющие соответствующий допуск ФСБ. Если город сегодня разработает схему ливневки, это поможет оптимизировать сети водоотведения и минимизировать суммарные затраты на их строительство. Кроме того, схема ливневой канализации войдет в новый генплан города, и что уменьшит стоимость его разработки. После этого можно будет выделить наиболее проблемные участки городской территории и на них разрабатывать проекты ливневой канализации.

- В ближайшее время планируется проанализировать действующий генплан, чтобы оценить, что из него можно перенести в новый, до 2040 года. Наверное, это коснется и ливневки?

- В любом случае нынешний генплан был разработан в начале 2000-х. За это время ситуация в городе поменялась кардинально: появились новые улицы, дома, коммуникации. Та схема уже не может быть воплощена, она разрабатывалась на тот момент, с учетом той ситуации. Сегодня мы говорим: давайте с учетом всех новых исходных данных сначала разработаем схему ливневки в целом по городу. Подсчитали: надо 7 млн рублей (коллеги за 25 разработать предлагали). Это обсуждалось, наверное, год - еще с Менькиным, различными начальниками отделов, у Перескокова, у Морозова.

В этом году назначили новую администрацию. Во всех газетах сообщили: схема разрабатывается. Ничего пока не разрабатывается, москвичи с советами вмешались. Сейчас город просит нас обсчитать, сколько будет стоить проект ливневки, грубо говоря, в этом или в этом квартале. Без учета, что у нас делается на соседних улицах. Это можно делать, но зачем? Во-первых, денег на строительство именно сейчас нет. Во-вторых, при разработке проекта необходимо учесть весь рельеф города, все коммуникации. Когда проектируешь кусок, твоя задача — организовать сток конкретно по этому району. При разработке общей схемы можно минимизировать количество тех же очистных сооружений, коллекторов. Мы это объясняем чиновникам мэрии, но, похоже, под чьими-то чуткими рекомендациями победило предложение: давайте делать кусками, чтобы хоть что-то делать.

- Главный аргумент - отсутствие денег...

Деньги надо искать потом. Нужно для начала понять, что ты хочешь, разработать стратегию, а потом деньги искать. Не наоборот. Вы же когда квартиру покупаете, все оцените: нужна квартира в кирпичном доме, в таком-то районе, 3-комнатная, стоит столько-то. И уже потом начинаете думать, как ее купить. Давайте поймем сначала, какой нам город нужен, а потом будем искать деньги. Инвестиционную программу разработаем, в Москву с ней поедем, еще как-то заработаем. Поэтапно решать будем, но будем решать так, а не иначе. Рядом с Кировом есть прекрасные примеры для подражания - Казань, Йошкар-Ола. Все можно сделать, только подход надо поменять.

- Что еще сегодня в городе волнует вас, как жителя и как эксперта?

Улицами надо заниматься, так же нельзя. Город скоро встанет. Давайте начнем думать на перспективу. Парковки нужны. У администрации приходится долго кружить по кварталу, чтобы где-то бросить машину. Зато рядом с мэрией построили торговый центр. На него изначально вовсе разрешения не было, а ведь под носом у администрации строился!

Возьмем выезд из города в сторону Садаковского. Выделили участок под микрорайон «Метро». Хорошо, молодцы. А вы дорогу почему не расширили и оставили по одной полосе? Сейчас застройщик еще 6 или 7 башен настроит вдоль дороги, что там будет? Это же все просчитывалось. Можно тем же застройщикам условие поставить о расширении дороги.
Все кричат: «Ура! Скоро «Макси» откроется». А зачем нам здесь еще один торговый центр, его прекрасно можно было разместить в другом месте, как, например, «Метро», где оборудована большая стоянка. Или «Новые просторы» - идеальный пример размещения, все сделано по уму. А зачем «Джем Молл» в центре города? И жильцам рядом стоящих домов плохо, и для посетителей ТЦ очень неудобная стоянка.

За пределами города на окраине земли достаточно. В сторону юга федеральные земли пустые стоят (раньше там совхоз был, сейчас земли зарастают). Работайте с Москвой, эти земли надо включать в оборот! Строители говорят: мы готовы там строить. Там же и коммуникации есть.

- Власти говорят, что земли сложно у федерации забрать…

Все можно. Работать надо – с министерством строительства и прочими. А куда они собираются строить дальше? Разве выгоднее строить там, где
земля принадлежит кому-то и ее надо выкупать?
 
- Вы работаете по России. У нас работать проще или сложнее, чем на других территориях?

Подход разный. К примеру, в Москве или Татарстане все организовано по-другому. Там крупные проектные институты или остались муниципальными, или выкуплены в муниципальную собственность и работают. У нас в Москву, в «Мосинжпроект», три наших бывших сотрудника работать ушли. Это крупнейшая организация, принадлежащая Москве, которая выполняет работ на десятки миллиардов рублей в год! В прошлом году они купили институт «Москапстрой», чтобы сделать его техническим заказчиком по программе реновации. Понимаете, как подходят? В Москве чуть ли не каждый месяц запускают дорожные развязки, а у нас путепровод через железную дорогу построить - как будто мы мост в Крым строим.

- На общем собрании регионального Союза строителей вы обозначили тему нехватки профессиональных кадров на рынке проектировщиков и изыскателей. Как можно восполнить «кадровый» голод?

Проблемы вытекает из предыдущего разговора. Я в институте работаю с 1982 года, генеральным директором – с 1993-го. Были разные периоды. Когда есть работа, и она идет по нарастающей, то кадры берутся сами по себе. В 1993 году нам пришлось сократить очень многих сотрудников. Мы тогда занимались в основном мелиорацией, а ее не стало. Если бы остались государственным предприятием, нас бы ликвидировали. Мы пошли на приватизацию, и таким образом взяли судьбу в свои руки. Начали искать новые виды работ. На определенном этапе у меня геологи, гидрологи, проектировщики работали землеустроителями. Тогда этих кадров не хватало, а стояла задача инвентаризации и постановки на кадастровый учет всех земель. Потом молочный техникум начал выпускать специалистов, сельхозакадемия, халтуринский техникум. Приходили девчонки-парни лет по 20, которые только азы знали. У нас работы было много, поэтому они за 2-3 года, работая, становились нормальными специалистами. Сейчас кадастровых инженеров в Кирове, которые так прошли через нас, минимум десятка три. Многие работают самостоятельно. В начале 2000-х решили заниматься проектированием в строительстве. Нашли хорошего ГИПа, архитектора. И за короткое время – строительство опять же росло быстрыми темпами – у нас на пустом месте появился отдел в 30 человек.

Когда идет такой подъем и много работы, то за 2-3 года из выпускника вуза (даже если он учился не совсем на это) можно выучить хорошего инженера, а через 5-6 лет он будет хорошим специалистом. Это при условии, что каждый день работает. Если специалист каждый день проектирует газопроводы, то делает все меньше ошибок. Если работы нет, он делает два проекта в год, а остальное время рыщет в поисках «где бы прокормиться», у него останавливается процесс обучения и получения опыта. Кадры появляются тогда, когда есть работа.

По жилью у нас в городе нет проблем. Есть много хороших проектировщиков жилых зданий –  архитектурная мастерская Павлова, проектировщики «Кировспецмонтажа», Кировского ССК и еще десяток фирм. Кирпичное красивое жилье они всегда запроектируют, они это умеют. Но всю инфраструктуру - дороги, ливневку, канализацию, водопровод, газопровод, проекты планировки, скверы - они не проектируют, это не их задача. Тех, кто может, сегодня остались единицы. Если город  такие проекты не заказывает, приходится брать заказы из других регионов. А ведь там нас никто не ждет. Там удобнее работать со своими, и я их прекрасно понимаю.

- Хотите сказать, что в других регионах держатся за местных?

Конечно. В Казани работает муниципальный институт. Все заказы идут через него как генподрядчика. Если не справляется или какими-то работами или не может ими заниматься, есть субподрядчики. И ни кто попало, а проверенные и местные. Помню, поехал к ним как-то перед Универсиадой (мы у них программный продукт покупали). Говорят: «Приезжай, только не завтра. Завтра мы все на стройках, вместе со строителями должны то-то и то-то сделать». Все понятно. А у нас в городе если что-то по нашим проектам построят и торжественно сдают— даже не приглашают. Последний раз на открытие спортивного комплекса «Перекоп» звали. Нам плевать на все эти торжественные ленточки, сам факт отношения важен. Про нас вспоминают, когда что-то «горит». Помните, в Лянгасово, в новом доме для детей-сирот подвал начало топить? Из Москвы комиссия приехала, тогда «загорелось». Нас зовут: сделайте что-нибудь. Мы тогда осушение подвала запроектировали. В аукционе на проектирование этого дома мы тоже участвовали, но выиграла та фирма, которая его потом строила и которой уже давно не существует. Вот результат электронных аукционов.

- Если не ошибаюсь, «Академия-строй». Я только после этой ситуации ее название впервые услышала.

И таких очень много. Вы раньше, к примеру, название «Техкомсервис» слышали?

- Застройщик слободы «Новое Сергеево»? Там проблема еще со стадией проекта связана. По этому проекту еще вашу репутацию запятнать пытались...

Было дело, пытались. Мы сначала понять не могли: за что нас-то приплетают. Стали смотреть: в 2006 году сделали изыскания - совсем другой фирме, пробурили 5 скважин по диагонали земельного участка. И не под строительство домов, а просто на оценку состояния грунтов. Когда дома проектируешь, надо под каждым фундаментом свои исследования сделать, пробурить. Проектировщики слободы где-то взяли те наши изыскания и по ним начали якобы проектировать. На затопляемой пойме не удосужились провести гидрологические изыскания. Диву даюсь такой безграмотности!  Ну нельзя же так!

Досье:
Смирнов Владимир Григорьевич, генеральный директор ГК «Кировводпроект».
Дата и место рождения: 11 ноября 1959 г. в селе Зониха Верхошижемского района Кировской области.
Образование: высшее. Окончил Московский гидромелиоративный институт.
Карьера: вся трудовая деятельность связана с работой в ООО «Институт «Кировводпроект»:
с 1982 г. - инженер-проектировщик;
с 1989 г. - начальник отдела;
с 1993 г. - генеральный директор.
Семейное положение: женат

Блиц:


Что цените в людях?  Честность, порядочность, умение держать слово.

За что любите свою работу? За необходимость решать разные задачи ежедневно, за возможность принести реальную пользу стране и своим работникам.

Жизненное кредо:  Всё, что ни делается, - к лучшему.

Хобби: путешествия, спорт (лыжи, финская ходьба).

Что для вас счастье? Оно может быть каждый день, все зависит от твоих запросов. Если ты радуешься каждый день солнечному утру или тому, что  рядом с тобой любимый человек и тебе с ним хорошо, то что еще нужно для счастья?

 
От автора:
Есть люди, к которым я отношусь с особым уважением. Тем, кто не боится говорить о проблемах открыто, не заискивает перед власть имущими, не жалуется, а предлагает конструктивные пути выхода из ситуации. Предлагает, потому что как эксперт знает «от и до» ситуацию изнутри. Владимир Григорьевич — именно такой. Дай бог, чтобы прислушались.

Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений