Сектор «Банкрот»

12.08.2018 20:43:00 1778 0

Количество банкротств компаний в России в 2017 году достигло исторического рекорда. На днях в кировской налоговой прошли общественные слушания, где была обозначена ситуация в нашем регионе, а также рассказано о том, что можно делать, а что нельзя, если бизнес — банкрот.

Когда выводят активы

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве («Федресурса»), всего в прошлом году обанкротились 13 577 компаний. Если сравнить этот показатель с 2016 годом, то рост составил 7,7%. Кроме того, это максимально большие данные за последние восемь лет.

За первое полугодие 2018 года число компаний, признанных банкротами, также выросло - на 3% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. При этом количество тех, кто смог после этого реабилитироваться, уменьшилось на 16%. Москва находится в лидерах по количеству обанкротившихся компаний. В первом полугодии 2018-го там были признаны несостоятельными 1270 организаций.

В Кировской области, по данным «Федресурса», количество юридических лиц-банкротов за этот же период времени оказалось равным 49. Рост по отношению к первому полугодию 2017 года составил 14%. Всего в процедурах банкротства, по данным УФНС региона, на 1 июля 2018 года состоит 622 должника: 309 юридических лиц и 313 граждан с общей суммой задолженности 4,6 млрд рублей.

Большая часть экспертов склоняется к тому, что на такой рост банкротств повлиял кризис и стагнация в экономике страны. Так, за последнее время сильно упал курс рубля, были введены санкции, увеличилась налоговая нагрузка, кредиты стали менее доступными. Кроме того, согласно статистике, упал объем инвестиций в основной капитал, а также уменьшился потребительский спрос в связи с сокращением реальных располагаемых доходов населения.

Ирина Бетехтина, начальник отдела обеспечения процедуры банкротства УФНС по Кировской области, привела несколько примеров того, как именно предприниматели приходят к банкротству и какие законы при этом нарушают.

— Недобросовестные хозяева бизнеса, накопив долги, считают, что выйти из сложной ситуации можно путем вывода активов, создания фиктивной кредиторской задолженности, сокрытия всех финансово-хозяйственных документов, - рассказала Ирина Леонидовна. - Но реализация такой схемы может привести к негативным последствиям для собственников бизнеса. Так, созданная фиктивная кредиторская задолженность может быть обжалована любым кредитором. За 1,5 последних года налоговыми органами в судах была признана незаконной налоговая задолженность в сумме 872 млн рублей у 73 кредиторов. Кроме того, эта попытка расценивается как покушение на мошенничество с целью незаконного завладения имуществом. На территории Кировской области при таких обстоятельствах возбуждено 3 уголовных дела. По одному из них вынесен приговор в виде реального срока лишения свободы.

Кроме того, в рамках процедуры банкротства за последние два года была признана незаконной 31 сделка на сумму 363 млн рублей. Так, по факту вывода имущества по заявлению налоговиков правоохранительными структурами было возбуждено 21 уголовное дело, вынесено 6 приговоров. Пример: собственник бизнеса, накопив долги перед кредиторами и работниками, решил их не гасить, а совершил ряд сделок по выводу имущества. В итоге за совершение данного преступления его приговорили к 4,6 годам лишения свободы. Кроме того, с него взыскали ущерб в сумме 350 млн рублей.

Не остаться ни с чем

За последние 10 лет, по словам Бетехтиной, закон о банкротстве претерпел серьезные изменения. В него были включены нормы, предусматривающие множество механизмов, направленных на защиту кредиторов от недобросовестных действий. За это может наступить даже уголовная ответственность.

Так, к примеру, законом о банкротстве установлена субсидиарная ответственность лиц, которые создали ситуацию невозможности погасить долг перед кредиторами. Этими лицами могут быть руководители, учредители, собственники. То есть ответственность за бизнес несут именно его владельцы, а не номинальный директор, у которого, как правило, ничего нет. Кроме того, законом предусмотрено наложение обеспечительных мер на личные активы лица, привлекаемого по данному пункту. «В Кировской области к субсидиарной ответственности привлечены 16 лиц на сумму 47 млн рублей», - уточнили в налоговой.

Примеров подобных разоблачений УФНС приводит много. Так, один руководитель, чтобы не рассчитываться с кредиторами, снял со счета 17 млн рублей и потратил их. Факт был выявлен, направлено заявление в суд, средства взысканы, а в отношении виновного возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве. Еще один владелец организации решил уйти от уплаты кредиторской задолженности, которая составляла 3 млн рублей. При этом у него в собственности было здание стоимостью 20 млн рублей. Он подал заявление, составил фиктивную задолженность, договорился с арбитражным управляющим о проведении процедуры банкротства в своих интересах. А в это время у конкурсного управляющего возник собственный план — он продал здание за бесценок своему знакомому. Вырученных средств хватило только на погашение задолженности перед арбитражным управляющим. В итоге торги были признаны незаконными, один из фигурантов сделки привлечен к уголовной ответственности в виде лишения свободы на 6 лет. История с возвратом данного здания длится уже 7 лет. Сам владелец бизнеса остался ни с чем.

В налоговой предупреждают, что на любой стадии банкротства возможно заключение мирового соглашения. Оплата долга при этом должна производиться в течение года равными долями, а также должна быть обеспечена банковскими гарантиями, залогом на имущество или поручительством. На территории Кировской области пока было заключено 6 мировых соглашений.

По мнению ряда экспертов, число банкротств с каждым следующим годом будет только расти. Это происходит из-за отзыва лицензий у банков, сокращения объемов в строительной отрасли, а также в связи с общей стагнацией в экономике страны. При этом реабилитироваться после этого предприятия уже вряд ли смогут. Елена Окатьева lena.okatieva@yandex.ru

Мнения

Алексей Винокуров, директор Кировского филиала юридической группы «Яковлев и Партнеры», адвокат:

- Банкротство - это объективная история, которая отражает процессы, происходящие в экономике. В стройке, например, кризис только начался, малый бизнес тоже находится в тяжелой ситуации. Лично я к банкротству отношусь спокойно. Это естественный процесс завершения работы компании. Все меняется, кто-то ориентируется в рынке, а кто-то — нет. Процент банкротств, не входящих в планы владельцев бизнеса, и таких, которые наступили вследствие неэффективного менеджмента, становится больше. Они происходят просто потому, что у организации заканчиваются оборотные средства и возможности по привлечению денег. И о реабилитации в таком случае говорить сложно, потому что интереса к санации банкрота извне нет. Инвестору дешевле купить на торгах все, что осталось от бизнеса, чем что-то спасать.

Алексей Чагаев, генеральный директор ООО АК «БЭСТ», арбитражный управляющий:

- Все зависит от конкретного предприятия-должника, то есть причина каждого банкротства индивидуальна. В первую очередь влияет возросшая конкуренция, замедление роста цен и рентабельности, закредитованность компаний, рост реальных заработных плат. Во-вторых, банкротство может быть связано с длительной неустойчивостью экономики в целом и слабыми стимулами к развитию со стороны государства. В такой ситуации предприниматели могут выводить имущество и деньги из организаций. В-третьих, нельзя исключать и управленческие ошибки. Кроме того, не будем забывать о санкциях, которые также оказывают свое негативное влияние. Наш регион не исключение. Но при этом мы не в числе первых. Могу предположить, что в 2018 году количество банкротств возрастет. Все активнее сегодня стали заявлять о своей финансовой несостоятельности не только организации, но и физические лица, среди которых преобладающая часть – это индивидуальные предприниматели.

Согласно данным «Федресурса», в 2017 году арбитражные управляющие выявляли признаки преднамеренного банкротства в каждой восьмой проблемной компании. При этом половина компаний-неплательщиков не имела имущества уже по данным инвентаризации. А серые схемы фиктивного и преднамеренного банкротства сами по себе трудно доказать. Если посмотреть на отраслевую структуру банкротств, то наибольшая часть в строительстве и торговле, а также в сфере коммерческих услуг.

После банкротства предприятия реабилитируются очень редко. Главная проблема — отсутствие активов. Большая часть предприятий уходит в банкротство, когда уже реабилитировать фактически нечего: нет ничего кроме долгов, залогового имущества и неликвидных активов. В таком случае для реабилитации требуется больше средств и усилий, нежели при начале с чистого листа. Спасать компанию (реабилитировать) необходимо на ранних этапах, до подачи заявления о признании банкротом, когда только еще появляются первые признаки не платежеспособности.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте