Все столики заняты

12.08.2018 20:42:00 1308 0
Правительство региона рапортует о том, что сфера общепита приносит в бюджет огромные доходы, соцопросы утверждают, что люди перестали экономить, а сами кафе и рестораны пока не спешат говорить о каком-то серьезном увеличении выручки. В подробностях разбирались «Бизнес Новости».
«Купались» в чаевых
Пятница. Вечер. «Здравствуйте, у вас есть свободные столики?» «- Нет, все столики заняты!». И так впустую можно сделать 4-5, а  в праздники и значительно больше звонков. Почти все места в популярных кафе, барах и ресторанах заняты. Столики нужно бронировать хотя бы за неделю. И это при том, что доходы населения сегодня снижаются.
 
Но если статистика говорит о том, что реальные доходы у людей упали, то социологические опросы  утверждают практически обратное — россияне стали меньше экономить на еде и развлечениях. Так, по данным аналитического центра НАФИ, который в мае этого года провел опрос среди 1600 россиян из 42 регионов страны, доля тех, кто ощущает нехватку денег, существенно снизилась. По сравнению с сентябрем прошлого года этот показатель вырос с 19% до 31%. При этом стало меньше тех, кто в чем-то себе отказывает. Что касается развлекательных заведений, то если в кризисном 2015 году их перестало посещать довольно большое количество людей — почти 38%, то в 2018 году об этом заявило значительно меньшее количество человек — только 24%.
 
А недавно правительство Кировской области отчиталось о том, как эффективно у нас работают предприятия в сфере общепита. Так, только за первую половину текущего года их перечисления в бюджет (уточним: вместе с торговлей) составили 18% от общей суммы всех налоговых платежей региона — 4,3 млрд рублей. А по обороту в этих сферах деятельности наш регион занимает третье место в ПФО. Всего в данной отрасли сегодня трудится 13,5% от всех, кто занят в нашей экономике — 52 тыс. человек. «В сфере оптовой и розничной торговли, а также общественного питания ведут деятельность более 23-х тысяч субъектов предпринимательства. Это почти 35% от общего количества хозяйствующих субъектов», - сообщили в областном министерстве экономического развития и поддержки предпринимательства.
 
По обороту общественного питания на душу населения мы тоже занимаем 3-е место среди регионов Приволжья. Однако по данным Кировстата, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок общепита почти не вырос.  Так, за первое полугодие 2018 года в действующих ценах жители региона на питание и напитки вне дома потратили на 194,6 млн рублей (всего на 3,7%) больше, чем за аналогичный период прошлого года. А предприятия общепита реализовали продукции и товаров на 5,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах почти соответствует аналогичному периоду прошлого года. Также, по данным статистики, за первый квартал 2018 года каждый житель области на питание и напитки вне дома в среднем потратил 2 043 рублей. 
 
Казалось бы, сильный рост в сфере общепита мог бы произойти в первые летние месяцы, когда проходил Чемпионат мира по футболу и многие болельщики предпочитали смотреть его вне дома. По рассказам представителей данной сферы деятельности из других регионов, например, в Нижнем Новгороде и Казани, выручка кафе, баров и ресторанов, где проходили показы матчей, увеличивалась в несколько раз, а повара и официанты порой не справлялись с обслуживанием клиентов, зато «купались» в чаевых.
 
Футбол, интеллект и выручка
Кировская же статистика большого роста пока не демонстрирует. Так, оборот общественного питания в июне текущего года составил в регионе 975,6 млн рублей. И это лишь на 4 процента больше показателей мая. И на 1,5% меньше показателей июня прошлого года.
При этом практически все организации сферы общепита старались заработать на футболе. Так, например, в барах «Вятич» выручка за это время увеличилась почти в три раза. Об этом рассказала Екатерина Леухина, бренд-менеджер сети баров «Вятич».
— Я согласна с тем, что люди сегодня не экономят на питании и в заведениях общепита, - поделилась Екатерина. - Чемпионат мира по футболу еще раз это доказал. Все заведения в эти дни у нас были заполнены, это нам очень помогло. Но в целом за последний год наша выручка сильно не выросла (разве что только за счет открытия двух новых заведений). Возможно, сказалась погода: люди часто оставались дома и реже куда-то ходили.
 
В ресторане «Gaudi» со статистикой тоже согласны. Так, его директор Дмитрий Балезин сказал, что за первые полгода 2018-го их выручка даже уменьшилась на 2,5% по сравнению с 2017 годом. И связывает он это с тем, что люди стали экономить. «Сумма среднего чека у нас упала на 12%», - сообщил «Бизнес Новостям» Балезин. 
К слову, чемпионат мира по футболу в Gaudi тоже использовали в своих целях — выручку заведения в будни он серьезно повышал.
И это при том, что рестораны, кафе и бары придумывают сегодня все новые и новые формы для привлечения посетителей: живая музыка звучит в выходные практически в каждом заведении, интеллектуальных игр разного формата столько, что посещать их можно хоть каждый будний день, показывают фильмы, проводят мастер-классы, придумываются разные акции и событийные мероприятия.
 
— Мы регулярно проводим и интеллектуальные игры, и они приносят свой доход, - рассказывает Екатерина Леухина. - Без них у нас не было бы такой выручки в будние дни или в воскресенье. Кроме того, люди, которые первый раз приходят к нам ради игры, потом могут прийти и просто так, то есть мы получаем новых клиентов. Недавно мы сделали еще один шаг вперед по развитию сети — открыли семейное кафе. Это уже не просто пивной ресторан, а место для полноценного отдыха другого формата, в том числе и с маленькими детьми.
 
Однако не у всех заведений обороты упали или остались на том же уровне. Есть те, кто может похвастаться обратным.
— В нашем кафе отмечается повышение уровня оборота по сравнению с прошлым годом, - рассказывает Александр Садаков, шеф-повар и совладелец сети кафе «Hot Dog House». - Сумма среднего чека по сравнению с прошлым годом у нас выросла. Причиной тому стало повышение цен на продукты питания и напитки. Кроме того, мы стараемся работать без шаблонов, прислушиваемся к пожеланиям каждого посетителя. И конечно,  мы не могли обойти стороной xемпионат мира по футболу и следили за игрой нашей сборной. Он добавил нам трафика и выручки. Это же можно сказать и об интеллектуальных играх. Люди приходят пообщаться, поиграть, а заодно и покушать.
 
Казалось, на снижение оборотов общепита должно было повлиять также введение такого новшества, как онлайн-кассы, но бизнес отреагировал на это вполне спокойно. Например, Александр Садаков лишь отметил, что эта процедура излишне бюрократизирована и добавляет сложностей в работе. Но не более того. А  в Gaudi, по словам руководства, ничего не изменилось: «Никак не повлияло. Купили, провели интернет, подключили, работаем», - рассказал Дмитрий Балезин.
 
Получается, с одной стороны сфера общепита способна быстро изменять формат, предлагать новые идеи, и, кажется, в связи с этим должна бы увеличивать свои обороты. Однако меняются и предпочтения кировчан: на чем-то они все же считают нужным экономить. Главное, не на футболе, как показал опрос. А те заведения, которые не хотят развиваться, идти в ногу со временем и не соответствуют вкусам населения, простаивают полупустыми, закрываются и продаются. Впрочем, на известном сайте объявлений в нашем городе сегодня выставлено на продажу всего четыре точки общепита. Остальные же по-прежнему ждут и принимают новых и постоянных гостей.  
 
 
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте