Останутся сильнейшие

О том, как сегодня развивается туристическая отрасль, «Бизнес Новости» поговорили с Ольгой Верхотуровой, директором одного из самых крупных кировских агентств - «Вятки-тур».

23.09.2018  1200

- Ольга Анатольевна, вашей компании уже более 20 лет. Расскажите о том, как вы ее создавали.

- Идея появилась в середине 90-х годов: тогда организовывалось много новых фирм, начали говорить о туризме, в том числе выездном. Это было заманчиво и интересно. Мы объявили конкурс, наняли специалистов. А в 2000 году стали обучаться сами. Дочь после окончания инфака стажировалась в Германии и Америке в крупных туристических компаниях. Этот опыт применяли в своей работе. Когда мы открывались в Кирове работало всего 7 туристических фирм, поэтому конкурентов практически не было.

- До каких масштабов вы доросли сейчас?

— Сейчас у нас четыре офиса, в которых работает 15 человек. Мы позиционируем себя как одно из крупнейших туристических агентств города. По каким направлениям вы работаете? • Сейчас в принципе сложно найти направления, по которым не работала бы турфирма. Что касается нашей компании, мы работаем с ориентацией на отдых и путешествия по России. Больше 50% путевок продаем на наш юг, являемся туроператором по России и сами организуем туры - как на отдых, так и познавательные, экскурсионные. Прежде всего это Сочи, Анапа, Геленджик, курорты Крыма. Для групп по заявкам: экскурсии по Кирову и городам области, в соседние регионы: Татарстан, Марий Эл, «Золотое кольцо» и т. д. И конечно же, зарубежные туры.

- За последнее время что-то изменилось в развитии внутреннего туризма в России? Туристов стало больше?

- В целом по России люди стали больше путешествовать, узнавать другие регионы . Что касается нашей области, я бы не сказала, что у нас большой приток туристов. Этим вопросом надо специально заниматься, развивать инфраструктуру, представлять регион на туристических выставках. Мы много раз были на правительственных совещаниях, но они в большинстве случаев заканчивались только разговорами. Конечно, у нас появляется больше новых туристических объектов, например, недавно был открыт «Юркин парк». Но что есть у нас еще? «Истобенский огурец», «Вятский лапоть».... Это не так интересно для широкого круга людей. Они не поедут ради этих мероприятий в наш регион. Да, многие приезжают на Великорецкий крестный ход. Но это не совсем туризм.

- А Рябово, например, пользуется спросом? В него столько средств было вложено.

— Да, о нем спрашивают, но я бы не сказала, что мы организуем туда много туров. Мне эта тема близка, потому что я несколько лет работала в Художественном музее. Но массового спроса на Рябово, к сожалению, нет. Нужно развивать не отдельные проекты, а в целом интерес к региону. Я, например, не помню, чтобы мы когда-то участвовали в крупных выставках в Москве. А они проходят два раза в год, и туда приезжают представители многих регионов. Как-то к нам обратились из нашего Центра развития туризма, спросили, успеем ли мы за три дня подготовить материалы для какой-то выставки. Мы отказались. Какие три дня? Выставка — это серьезное мероприятие, к которому нужно готовиться заблаговременно.

- Как-то сказался на развитии внутреннего туризма состоявшийся этим летом в России чемпионат мира по футболу?

— Конечно, в больших городах все было красиво, празднично, создавалось определенное настроение. Это в любом случае очень полезное мероприятие для имиджа нашей страны. Люди много узнали о городах, в которых раньше никогда не бывали и в которые вряд ли бы специально поехали. Думаю, в будущем это скажется на развитии туризма в стране в целом. Но Киров пока от этого не выиграл? — К нам обращались за билетами, за помощью, но не было того, чтобы можно было назвать туристическим бумом. Зато когда у нас шли суды по Навальному, мне звонили разные федеральные издания и всерьез интересовались тем, возможно ли развитие в Кировской области судебного туризма. Также спрашивали, стало ли больше туристов в связи с этим. Я, конечно, сказала, что это ерунда.

- Количество турагентств в городе за последнее время заметно сократилось?

— Думаю, это очевидно. Вы лично много видите вывесок турфирм, когда ездите по городу? Меньше, чем раньше.

- Кризис так повлиял?

— Несколько лет назад, еще до кризиса 2015 года, турфирм в Кирове было около 220, а сейчас их, на мой взгляд, чуть больше 100. Но чаще всего речь идет о маленьких компаниях: один стол, один сотрудник, один директор. Многие даже и офиса не открывали, работая прямо у себя дома. Но при этом были зарегистрированы и считались фирмой. Почему они закрываются? Многие думают, что организовать турагентство очень легко. Но на самом деле это требует немалых вложений и усилий. Нужен как минимум хороший сайт, обученные сотрудники, договоренности с хорошо зарекомендовавшими себя на рынке операторами. Кроме того, турбизнес- один из малоприбыльных.

- Поэтому многие не справляются и закрываются? А некоторые заканчивают и уголовными делами. Буквально на днях руководителю одной из фирм вынесли приговор — она сядет в тюрьму.

— Это мне совершенно непонятно. Как вообще этот человек работал в сфере туризма? Где она клиентов-то искала? И собирала не по одному человеку, а группы людей. Значит, предлагались дешевые цены. Низкая цена в туризме должна насторожить, а не обрадовать. Не может у операторов быть большой разницы в стоимости туров. И все прекрасно знают, чем заканчиваются истории с компаниями, которые сильно демпингуют на рынке. За последние несколько лет обанкротилось немало туроператорских компаний, последняя история связана с «Натали Турс».

- Основная проблема туроператоров заключается в том, что они начинают сильно снижать цены?

— Да, а это сложный и серьезный бизнес, связанный с работой авиакомпаний, блоками мест в отелях. Что касается, например, «Натали турс», то ее суды с «Трансаэро» начались еще два года назад. Сформировалась большая задолженность, и они разбирались, кто кому должен. Мы тогда сразу перестали работать с «Натали турс». И даже если к нам приходили клиенты и просили туры от этой компании, мы им все объясняли и отказывали. Я считаю, что профессионализм агентства как раз в том и состоит, чтобы предвидеть подобные проблемы у операторов.

- Как вы их определяете?

— Профессионализм приходит с опытом. Мы отслеживаем проблемы с заселением, с персоналом вылета. Если они повторяются регулярно, мы прекращаем работать с таким оператором.

- Сколько сейчас на рынке надежных туроператоров?

— Так сложно ответить. И обанкротившиеся недавно компании были когда-то надежными. На рынке все стремительно меняется. Обычно мы работаем с туроператорами, которые на сегодняшний день стабильны.

- Сегодня изменилась структура предложений на туристическом рынке: не стало горящих путевок, скидок, цены поднялись...

— Действительно, сейчас изменилась концепция бронирования. Самые выгодные предложения приобретаются заранее, актуальна акция «Раннее бронирование».

- Может ли случиться так, что с развитием интернета турагентства перестанут быть востребованы? Сегодня практически любой человек может купить тур напрямую у оператора.

— Я уверена в том, что всегда будет существовать категория людей, которая не желает перекладывать ответственность за свой отдых на свои плечи. Многим очень важно живое общение с человеком, который что-то знает о туре, стране, операторе. Кроме того, агентство должно помогать решать проблемы, которые могут возникнуть у туриста. Недавно был случай — женщина с двумя детьми поехала в Турцию, купив путевку в хороший отель. По приезде она прислала нам фото номера, в который ее поселили: хуже двух звезд, и с плесенью. Информации о таких номерах ни на сайте, ни в каталоге не было. Ей сказали, что номерной фонд переполнен, а телефон гида не дали. Когда она сообщила нам о проблеме, мы срочно связались с туроператором, и на следующий день ее переселили в тот номер, за который она заплатила. Сама бы она, без поддержки агентства, вряд ли что-то смогла решить на месте. Во всех развитых странах до сих пор жив рынок туристических агентств, потому что его услуги востребованы.

- По данным Кировстата, в прошлом году кировчане в качестве направлений для отдыха в основном выбирали Турцию, Тунис и Таиланд. В 2018-м их предпочтения изменились, на ваш взгляд?

- Наш регион достаточно бедный, поэтому туристы выбирают, в основном, бюджетные направления. Но в целом в последнее время туристов стало больше. Насколько? Можете привести данные за последние год-два-три? — По сравнению с 2015 годом в 2016-м был небольшой спад примерно в 7%. В 2017 году рост составил более 20%. В этом году думаю будет также.

- А популярность Крыма возросла?

- Конечно, люди стали больше им интересоваться. Спрос увеличился благодаря телевизионной рекламе и открытию Крымского моста.

- Насколько, на ваш взгляд, обосновано введение курортного сбора?

— Я считаю, что это нужно для развития регионов. И не такие уж это большие суммы для туристов.

- На прошлой неделе на федеральном уровне сфера туризма была переведена из Минкульта в Минэкономразвития. Что это даст, на ваш взгляд?

- Лишь бы было во благо. Помнится, туризм уже был под началом Минэкономразвития, но почему-то сейчас умалчивают об этом. Поживем, увидим.

- В вашей отрасли что-то изменилось к лучшему за последнее время?

— Мы очень долго шли к тому, что было принято только недавно: ответственность за работу туроператора нельзя перекладывать на плечи агентств. Так, всем известно, что несколько лет назад многие агентства разорились вслед за операторами, когда с них стали требовать возврата денег за путевки. Некоторым пришлось выплатить и по несколько миллионов рублей. Почему-то многие считают, что раз мы берем деньги туристов, мы и должны отдать их обратно. Но мы же их сразу перечисляем туроператорам. Турагентство же должно отвечать только своей комиссией. И сейчас это так.

Также я приветствую введение онлайн-касс. Законопослушные фирмы должны процветать и было бы хорошо, чтобы им не мешали те, кто работает нелегально.

- Как вы видите будущее своей фирмы и отрасли в целом?

- Делать прогнозы — дело неблагодарное. И думаю, что даже эксперты с мировым именем не решились бы на это. Хочется верить в лучшее и в то, что на этом рынке останутся сильнейшие. И если все будет хорошо в экономике, то мы и дальше будем развиваться.

Досье

Ольга Анатольевна Верхотурова, директор туристического агентства «Вятка-тур».

Дата рождения: 14 февраля.

Образование: Кировский государственный педагогический институт, филологический факультет.

Карьера: «Кировский областной художественный музей» - старший научный сотрудник, «Вятка тур» - директор.

Увлечения: путешествия, ландшафтный дизайн.

Любимая литература: классика, любимая книга - М. Булгаков «Собачье сердце».

Любимая музыка: легкая, популярная, любимый певец - Николай Носков.

Любимая кухня: русская. Пельмени, голубцы, торт «Наполеон».

Девиз: Жить сейчас!

 

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Гость, 24.09.2018, 11:53
    Раньше мы и многие наши знакомые ездили в Европу и другие визовые страны. Но после введения новых правил (отпечатки для виз делают ближайшие города только в Казани, Н. Новгороде), в Кирове сейчас нет такой услуги. и это полумиллионный город! Вот если "Вятка-Тур" заинтересована в притоке туристов, организуйте в г. Кирове и будет Вам счастье.
    ответить
    • Хрен, 25.09.2018, 08:30
      Надо, чтобы ещё строгие ошейники ввели. Процедуры, как для уголовников. Нахрена вы вообще туда прётесь, в эту Европу, на таких условиях? Никакого самоуважения.
      ответить
  • оёё, 29.09.2018, 13:43
    при нынешнем развитии инета кому нужна прокладка в виде агента? бабушкам? так они на огород туристствуют, а коли языкам кто не обучен - списываются со студентами любого местного вуза, изучающими рус.яз. - и все ОКЕ - за сотню евро/тугриков/бананов студент охотно подтянет свой рус.яз., а за приглашение в гости в Россию все б/п и место свое в общаге уступит
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"В ЖКХ не стоит гнаться за количеством"
"В ЖКХ не стоит гнаться за количеством"

Стимулировать жильцов к раздельному сбору мусора целесообразно за счет снижения тарифа. Так считает руководитель УК «Лепсе-Быт» Лариса Шмырова.

  507  1

"Не славы ради, а дела для"

Почему, зачем и как бизнес поддерживает проекты активистов? Участники очередного эфира "Разворота на бизнес" обсудили эти темы на примере проекта "Солнечная Люльченка".

  257

Налоговый узел

Два месяца назад об этом шептались, а сегодня в открытую заговорили о планах увеличить ставки по налогу на имущество для владельцев торговых и офисно-административных центров.

  527  8

Факультатив для оценки

В этом году в Кировской области заново провели определение кадастровой оценки очередного перечня недвижимости — объектов капитального строительства и земельных участков.

  261


"Дом.ru Бизнес" приглашает на вебинар "Еще больше звонков? Вызов принят"

Федеральный телеком-оператор "Дом.ru Бизнес" приглашает на онлайн-семинар "Еще больше звонков? Вызов принят".

  128

Tele2 гарантирует кировчанам лучшую цену

Мобильный оператор Tele2 запускает рекламную кампанию «Гарантия лучшей цены». Она направлена на поддержку выгодного по цене и наполнению тарифного предложения.

  152

В кино за 100 рублей

24 августа кинотеатр “Смена” приглашает кировчан и гостей города на свой день рождения.

  146

25 августа в парке им. Гагарина состоится музыкальный фестиваль!

Известные джазовые стандарты, поп- и рок-хиты прозвучат в живом исполнении учеников и преподавателей Школы современной музыки «Practice Method».

  157

Киров принимает участие во всероссийской акции “Ночь кино-2019”

24 августа кинотеатр “Смена” примет участие во всероссийской акции "Ночь кино-2019" и покажет три фильма прямо во дворе кинотеатра совершенно бесплатно.

  224