Ольга Верхотурова

Останутся сильнейшие

01.10.2018  3248

О том, как сегодня развивается туристическая отрасль, «Бизнес Новости» поговорили с Ольгой Верхотуровой, директором одного из самых крупных кировских агентств - «Вятки-тур».

 

- Ольга Анатольевна, вашей компании уже более 20 лет. Расскажите о том, как вы ее создавали.

- Идея появилась в середине 90-х годов: тогда организовывалось много новых фирм, начали говорить о туризме, в том числе выездном. Это было заманчиво и интересно. Мы объявили конкурс, наняли специалистов. А в 2000 году стали обучаться сами. Дочь после окончания инфака стажировалась в Германии и Америке в крупных туристических компаниях. Этот опыт применяли в своей работе. Когда мы открывались в Кирове работало всего 7 туристических фирм, поэтому конкурентов практически не было.

- До каких масштабов вы доросли сейчас?

— Сейчас у нас четыре офиса, в которых работает 15 человек. Мы позиционируем себя как одно из крупнейших туристических агентств города. По каким направлениям вы работаете? Сейчас в принципе сложно найти направления, по которым не работала бы турфирма. Что касается нашей компании, мы работаем с ориентацией на отдых и путешествия по России. Больше 50% путевок продаем на наш юг, являемся туроператором по России и сами организуем туры - как на отдых, так и познавательные, экскурсионные. Прежде всего это Сочи, Анапа, Геленджик, курорты Крыма. Для групп по заявкам: экскурсии по Кирову и городам области, в соседние регионы: Татарстан, Марий Эл, «Золотое кольцо» и т. д. И конечно же, зарубежные туры.

- За последнее время что-то изменилось в развитии внутреннего туризма в России? Туристов стало больше?

- В целом по России люди стали больше путешествовать, узнавать другие регионы . Что касается нашей области, я бы не сказала, что у нас большой приток туристов. Этим вопросом надо специально заниматься, развивать инфраструктуру, представлять регион на туристических выставках. Мы много раз были на правительственных совещаниях, но они в большинстве случаев заканчивались только разговорами. Конечно, у нас появляется больше новых туристических объектов, например, недавно был открыт «Юркин парк». Но что есть у нас еще? «Истобенский огурец», «Вятский лапоть».... Это не так интересно для широкого круга людей. Они не поедут ради этих мероприятий в наш регион. Да, многие приезжают на Великорецкий крестный ход. Но это не совсем туризм.

- А Рябово, например, пользуется спросом? В него столько средств было вложено.

— Да, о нем спрашивают, но я бы не сказала, что мы организуем туда много туров. Мне эта тема близка, потому что я несколько лет работала в Художественном музее. Но массового спроса на Рябово, к сожалению, нет. Нужно развивать не отдельные проекты, а в целом интерес к региону. Я, например, не помню, чтобы мы когда-то участвовали в крупных выставках в Москве. А они проходят два раза в год, и туда приезжают представители многих регионов. Как-то к нам обратились из нашего Центра развития туризма, спросили, успеем ли мы за три дня подготовить материалы для какой-то выставки. Мы отказались. Какие три дня? Выставка — это серьезное мероприятие, к которому нужно готовиться заблаговременно.

- Как-то сказался на развитии внутреннего туризма состоявшийся этим летом в России чемпионат мира по футболу?

— Конечно, в больших городах все было красиво, празднично, создавалось определенное настроение. Это в любом случае очень полезное мероприятие для имиджа нашей страны. Люди много узнали о городах, в которых раньше никогда не бывали и в которые вряд ли бы специально поехали. Думаю, в будущем это скажется на развитии туризма в стране в целом. Но Киров пока от этого не выиграл? — К нам обращались за билетами, за помощью, но не было того, чтобы можно было назвать туристическим бумом. Зато когда у нас шли суды по Навальному, мне звонили разные федеральные издания и всерьез интересовались тем, возможно ли развитие в Кировской области судебного туризма. Также спрашивали, стало ли больше туристов в связи с этим. Я, конечно, сказала, что это ерунда.

- Количество турагентств в городе за последнее время заметно сократилось?

— Думаю, это очевидно. Вы лично много видите вывесок турфирм, когда ездите по городу? Меньше, чем раньше.

- Кризис так повлиял?

— Несколько лет назад, еще до кризиса 2015 года, турфирм в Кирове было около 220, а сейчас их, на мой взгляд, чуть больше 100. Но чаще всего речь идет о маленьких компаниях: один стол, один сотрудник, один директор. Многие даже и офиса не открывали, работая прямо у себя дома. Но при этом были зарегистрированы и считались фирмой. Почему они закрываются? Многие думают, что организовать турагентство очень легко. Но на самом деле это требует немалых вложений и усилий. Нужен как минимум хороший сайт, обученные сотрудники, договоренности с хорошо зарекомендовавшими себя на рынке операторами. Кроме того, турбизнес- один из малоприбыльных.

- Поэтому многие не справляются и закрываются? А некоторые заканчивают и уголовными делами. Буквально на днях руководителю одной из фирм вынесли приговор — она сядет в тюрьму.

— Это мне совершенно непонятно. Как вообще этот человек работал в сфере туризма? Где она клиентов-то искала? И собирала не по одному человеку, а группы людей. Значит, предлагались дешевые цены. Низкая цена в туризме должна насторожить, а не обрадовать. Не может у операторов быть большой разницы в стоимости туров. И все прекрасно знают, чем заканчиваются истории с компаниями, которые сильно демпингуют на рынке. За последние несколько лет обанкротилось немало туроператорских компаний, последняя история связана с «Натали Турс».

- Основная проблема туроператоров заключается в том, что они начинают сильно снижать цены?

— Да, а это сложный и серьезный бизнес, связанный с работой авиакомпаний, блоками мест в отелях. Что касается, например, «Натали турс», то ее суды с «Трансаэро» начались еще два года назад. Сформировалась большая задолженность, и они разбирались, кто кому должен. Мы тогда сразу перестали работать с «Натали турс». И даже если к нам приходили клиенты и просили туры от этой компании, мы им все объясняли и отказывали. Я считаю, что профессионализм агентства как раз в том и состоит, чтобы предвидеть подобные проблемы у операторов.

- Как вы их определяете?

— Профессионализм приходит с опытом. Мы отслеживаем проблемы с заселением, с персоналом вылета. Если они повторяются регулярно, мы прекращаем работать с таким оператором.

- Сколько сейчас на рынке надежных туроператоров?

— Так сложно ответить. И обанкротившиеся недавно компании были когда-то надежными. На рынке все стремительно меняется. Обычно мы работаем с туроператорами, которые на сегодняшний день стабильны.

- Сегодня изменилась структура предложений на туристическом рынке: не стало горящих путевок, скидок, цены поднялись...

— Действительно, сейчас изменилась концепция бронирования. Самые выгодные предложения приобретаются заранее, актуальна акция «Раннее бронирование».

- Может ли случиться так, что с развитием интернета турагентства перестанут быть востребованы? Сегодня практически любой человек может купить тур напрямую у оператора.

— Я уверена в том, что всегда будет существовать категория людей, которая не желает перекладывать ответственность за свой отдых на свои плечи. Многим очень важно живое общение с человеком, который что-то знает о туре, стране, операторе. Кроме того, агентство должно помогать решать проблемы, которые могут возникнуть у туриста. Недавно был случай — женщина с двумя детьми поехала в Турцию, купив путевку в хороший отель. По приезде она прислала нам фото номера, в который ее поселили: хуже двух звезд, и с плесенью. Информации о таких номерах ни на сайте, ни в каталоге не было. Ей сказали, что номерной фонд переполнен, а телефон гида не дали. Когда она сообщила нам о проблеме, мы срочно связались с туроператором, и на следующий день ее переселили в тот номер, за который она заплатила. Сама бы она, без поддержки агентства, вряд ли что-то смогла решить на месте. Во всех развитых странах до сих пор жив рынок туристических агентств, потому что его услуги востребованы.

- По данным Кировстата, в прошлом году кировчане в качестве направлений для отдыха в основном выбирали Турцию, Тунис и Таиланд. В 2018-м их предпочтения изменились, на ваш взгляд?

- Наш регион достаточно бедный, поэтому туристы выбирают, в основном, бюджетные направления. Но в целом в последнее время туристов стало больше. Насколько? Можете привести данные за последние год-два-три? — По сравнению с 2015 годом в 2016-м был небольшой спад примерно в 7%. В 2017 году рост составил более 20%. В этом году думаю будет также.

- А популярность Крыма возросла?

- Конечно, люди стали больше им интересоваться. Спрос увеличился благодаря телевизионной рекламе и открытию Крымского моста.

- Насколько, на ваш взгляд, обосновано введение курортного сбора?

— Я считаю, что это нужно для развития регионов. И не такие уж это большие суммы для туристов.

- На прошлой неделе на федеральном уровне сфера туризма была переведена из Минкульта в Минэкономразвития. Что это даст, на ваш взгляд?

- Лишь бы было во благо. Помнится, туризм уже был под началом Минэкономразвития, но почему-то сейчас умалчивают об этом. Поживем, увидим.

- В вашей отрасли что-то изменилось к лучшему за последнее время?

— Мы очень долго шли к тому, что было принято только недавно: ответственность за работу туроператора нельзя перекладывать на плечи агентств. Так, всем известно, что несколько лет назад многие агентства разорились вслед за операторами, когда с них стали требовать возврата денег за путевки. Некоторым пришлось выплатить и по несколько миллионов рублей. Почему-то многие считают, что раз мы берем деньги туристов, мы и должны отдать их обратно. Но мы же их сразу перечисляем туроператорам. Турагентство же должно отвечать только своей комиссией. И сейчас это так.

Также я приветствую введение онлайн-касс. Законопослушные фирмы должны процветать и было бы хорошо, чтобы им не мешали те, кто работает нелегально.

- Как вы видите будущее своей фирмы и отрасли в целом?

- Делать прогнозы — дело неблагодарное. И думаю, что даже эксперты с мировым именем не решились бы на это. Хочется верить в лучшее и в то, что на этом рынке останутся сильнейшие. И если все будет хорошо в экономике, то мы и дальше будем развиваться.

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

 

Досье

Ольга Анатольевна Верхотурова, директор туристического агентства «Вятка-тур».

Дата рождения: 14 февраля.

Образование: Кировский государственный педагогический институт, филологический факультет.

Карьера: «Кировский областной художественный музей» - старший научный сотрудник, «Вятка тур» - директор.

Увлечения: путешествия, ландшафтный дизайн.

Любимая литература: классика, любимая книга - М. Булгаков «Собачье сердце».

Любимая музыка: легкая, популярная, любимый певец - Николай Носков.

Любимая кухня: русская. Пельмени, голубцы, торт «Наполеон».

Девиз: Жить сейчас!

назад


Читайте также:

17.09.2019    Спортплощадка открыта
В Кирове на Северной набережной открыли новую площадку для воркаута. В сентябре здесь будут проводиться бесплатные тренировки с инструктором.
17.09.2019    Покупают по частям
За последнее время заключены сделки по продаже сразу двух активов ОАО «Птицефабрика «Костинская». (2)
17.09.2019    Первый якорный арендатор
Первым якорным арендатором нового ТРЦ «Макси» в Кирове стал «Л`Этуаль». Он откроет в ТРЦ магазин в новой концепции. Контракт между «Макси Девелопмент» и компанией подписан. (3)
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Вот это, 28.01.2019, 16:27
    БРЕД
    ответить
    • Вятич, 22.02.2019, 17:25
      Формальный сухой отчёт и безответственные заявления о том чего в действительности нет и никогда не будет. Про Рябово лучше забыть навсегда, его так испоганили что возродить уже невозможно.
      ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Без перекосов"
"Без перекосов"

Главное на рынке — наличие спроса. В противном случае регион может остаться с лесом, но без денег, - уверен министр лесного хозяйства Кировской области Алексей Шургин.

  530  12

Наши в Пальмире

Кировские промышленники побывали с бизнес-миссией в Сирии. Где, как и по каким направлениям вятские предприниматели могут начать сотрудничество с этой страной? 

  238

Цена культуре – рубль

С 2020 года в Кировской области начнет действовать программа "Наследие". В ее рамках эксперты установят границы у каждого культурно-исторического объекта, внесенного (или в будущем оказавшемся) в Единый государственный реестр.

  199

"Бизнес должен быть голодным!"

Три года назад два кировских предпринимателя рискнули начать свое дело, которое выросло в успешный бизнес-проект по производству автономных ферм для выращивания свежей зелени в городских условиях – "Сеем семена".

  443  9

Тонкости кадастра

После публикации в предыдущем номере материала "Кадастровая оценка: отсчет начался" с газетой связались представители КОГБУ "БТИ".

  844


«Вятлеспроект» – компания, способная выполнить любые задачи своего клиента

Жизнь в России в начале нулевых изменилась настолько радикально, что нереальное стало реальным не только в новых сферах, но и в фундаментальных, тех, что казались незыблемыми.

  126

"Антивзлом Бизнес": МегаФон предложил компаниям защиту от хакерских атак

МегаФон запускает новую услугу «Антивзлом Бизнес». Приложение в реальном времени отслеживает и отражает кибератаки на мобильные устройства сотрудников компаний. Теперь корпоративные данные будут надежно защищены.

  126

«Дружины здоровья» посетили еще 5 районов области и осмотрели около 1900 жителей

В минувшие выходные акция «Дружины здоровья» прошла в Опаринском, Сунском, Мурашинском, Орловском и Фаленском районах. В этот раз в ней поучаствовали школьники.

  79

В Кирове покажут короткометражное фантастическое кино

С 12 сентября в "Смене" стартуют показы международного фестиваля фантастического кино "Best Sci-Fi" 2019.

  252