«Логику вижу»
В 20-месячном контракте на содержание дорог и улиц Кирова есть логика. Это повысит ответственность и дальновидность подрядчиков. Крупная сумма контракта ограничивает конкуренцию. Для бюджета это плохо, но и здесь можно найти свою плюсы. Такие мысли в эфире «Эхо Москвы» в Кирове озвучил член общественной палаты России и Кировской области, вице-президент Вятской ТПП Андрей Усенко.
Напомним, на сайте госзакупок опубликован аукцион о поиске подрядчика для оказания услуг по содержанию улично-дорожной сети на территории города Кирова. Начальная цена контракта — более 823,1 млн рублей. Срок действия — 20 месяцев. Ранее время действия контрактов было меньше.
Положительную сторону Андрей Усенко показал на примере посыпания улиц песком в зимний период. Если подрядчик выигрывает содержание дороги на зимний период, он «безоглядочно сыплет песчано-соляную смесь, засыпает весь город, ему потом весной и летом этот песок убирать не надо». Или будет убирать его в рамках другого контракта, это будут уже другие деньги.
- 20 месяцев — это три сезона, условно говоря: зима-лето-зима. Соответственно, если ты летом приводишь в порядок улицы, тебе их зимой проще убирать, если ты зимой меньше сыплешь песка или делаешь это разумно или лучше расчищаешь зимние улицы, тебе меньше летом по гарантийным обязательствам восстанавливать. Я здесь логику 20-месячного периода вижу, - сказал гость студии.
При этом конкуренцию в сфере назвал формальной. Из-за высоких требований к обеспечению заявки заявиться на торги могут не все:
- … мы понимаем, что, условно говоря, из Нижнего Новгорода или Перми, или из Москвы, никто не будет заявляться. Из Москвы наверное, может, и найдутся, но тогда речь будет идти как с дорогой на Русское, о субподряде. А реальной конкуренции, организации, которая владела бы техникой и всем остальным, нет. Никто из Нижнего не поедет содержать полтора года наши дороги в надлежащем состоянии.
Ограниченная конкуренция скажется на бюджетной составляющей: понижения цены не будет, что плохо для бюджета.
- С другой стороны, когда это компания с государственным участием, есть ведь прибыль и дивиденды, которые из нее извлекаются. Поэтому здесь необходимо соблюдать баланс механизмов воздействия на эту компания, - добавил Усенко.
Это «история, когда рынок не выровняет, потому что его нет». По мнению спикера, необходимы административные механизмы воздействия, чтобы «компания, находясь в неконкурентном пространстве, не проверещала это неконкурентное пространство во вседозволенность». Это единственный способ, потому что создать здесь конкурентное пространство крайне сложно.
- Если дробить на небольшие лоты, надо быть готовыми к тому, чтоб нам лет 10 надо будет прожить в состоянии легкого, а иногда нелегкого хаоса с содержанием дорог, пока эта сфера не возникнет и не достигнет конкурентного состояния. Когда появятся 3-5 компаний, которые будут обладать необходимыми ресурсами и будут нести ответственность. И тогда это сможет регулировать рынок. Если ты работаешь плохо, то другой сделает. Для этого надо лет на 10 забыть о хороших качественных дорогах в зимний период, - считает Андрей Усенко.