Топливная фиксация

11.11.2018 18:02:00 1464 0
31 октября федеральное правительство договорилось с крупными нефтяными компания о том, что оптовые цены на бензин будут зафиксированы. А через два дня в УФАС по Кировской области рассказали, почему розничные цены на бензин растут и будут расти  дальше.
- Рост цен в рознице в этом году спровоцировало повышение акцизов, - рассказала Марина Никонова, глава кировского УФАС. - С 1 января этого года акцизы возросли на 1083 рубля. Это очень много. Помимо этого еще и повысились налоги на топливо. Акцизы и налоги могут занимать до 60-65% розничной цены. Есть и другие факторы, которые влияют на стоимость топлива. Мировые цены оказывают существенное влияние на рост наших цен. Так, выросла стоимость нефти марки brent — ресурса, который добывается в Северном море и на цену которого ориентируются во всем мире. В апреле, мае и июне произошел самый высокий рост мировых цен. Дело в том, что компании начинают поставлять топливо за рубеж, чтобы получить дополнительную прибыль, в связи с чем на внутреннем рынке образуется дефицит и цены начинают расти.
 
В Кирове, по мнению Никоновой, ситуация стабильна. Но у многих возникает вопрос о том, почему компания «Чепецкнефтепродукт» повышает цены быстрее, чем «Лукойл-Уралнефтепродукт». Так, в первый раз стоимость бензина у компании повысилась летом на 5-10 копеек. Потом цены выросли на 1,3 рубля за 92-й и на 2 рубля за 95-й виды бензинов. «Чепецкнефтепродукт» объясняет это повышением цены в закупе. 
 
- Мы сделали запросы, они должны нам предоставить документальное подтверждение этого, товарные накладные, - сказала Никонова. - Тогда мы сможем сделать окончательные выводы. 
 
  
 
Также в ведомстве пояснили: у наших компаний в целом розничные цены растут медленнее, чем закупочные. Так, если у «Лукойла» розничная цена на АИ-92 выросла на 7,8%, то закупочная увеличилась почти в два раза — на 14,7%. У компании «Чепецкнефтепродукт» разрыв чуть меньше — 10,7% и 15,4% соответственно. Поэтому в УФАС не отметили в течение этого года у наших кировских розничных компаний ни одного нарушения антимонопольного законодательства.
Если сравнить Кировскую область с соседними регионами, то, например, рост наших розничных цен окажется выше, чем в в среднем в ПФО. Так, если цены на АИ-92 у нас в среднем увеличились на 9%, то в ПФО — на 8,7%. По АИ-95 рост в ПФО составил 8,5%, у нас - 11,4%. По росту цены на АИ-95 мы обгоняем даже общероссийский показатель.
 
- Почему так происходит? Если мы рассмотрим рынок Кировской области, то увидим, что у нас работает только два крупных игрока, - продолжила Никонова. -  Мелких розничных продавцов очень мало, они  занимают не более 4% рынка. Поэтому в Кировстате ведется наблюдение именно за заправками компаний «Лукойл» и «Чепецкнефтепродукт». В этом году я была в командировках в нескольких других российских городах. Могу привести в качестве примера город Самару. «Лукойл» на их рынке занимает не так много места, как у нас. При этом цены на бензин у него на заправках Самары выше, чем в Кировской области. Но так как на рынке там много других компаний, средняя цена по региону получается не такой высокой. В Крыму и Сочи такая же история.
 
В правительстве пояснили: если хотя бы одна из них нарушит эти условия, пострадают все - будут введены заградительные пошлины на экспорт.
 
Представители УФАС - и не только кировского - несколько раз посылали свои предложения в правительство России. Говорили о необходимости как минимум не повышать оптовые цены. И недавно были услышаны. Так, 6 ноября крупные нефтяные компании пошли на уступки властям и согласились с тем, чтобы цены на топливо были зафиксированы до конца марта 2019 года. Об этом сообщила газета «Ведомости». По условиям соглашения, средняя оптовая цена на АИ-92 до января 2019 года не должна превысить 39,9 рублей, а на АИ-95 — 42,8 рублей. В январе цены могут подняться максимум на 1,7% (на разницу в НДС), а в феврале-марте их можно будет повысить не более, чем на величину инфляции (4,3%).
 
Кроме того, нефтяные компании должны поставлять на внутренний рынок минимум 17,5% продающегося топлива для независимых АЗС. Участниками соглашения стали все вертикально-интегрированные нефтяные компании: «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Русснефть», «Нефтегазхолдинг» и т. д. В правительстве пояснили: если хотя бы одна из них нарушит эти условия, пострадают все — будут введены заградительные пошлины на экспорт. При этом вице-премьер правительства Дмитрий Козак (под председательством которого проходило совещание), сказал, что власти не готовы к тому, чтобы перейти к «ручному управлению» ценами на бензин и такое решение - всего лишь вынужденная мера.
 
 
Однако это не означает, что розничные цены на бензин не будут расти.
 
- С 1 января следующего года повысятся акцизы, - напомнила Никонова. -  Их рост снова составит около 1000 рублей. То есть, произойдет такая же ситуация, что была этой весной. И основания для повышения в рознице есть. Мировые цены продолжают оказывать влияние на наш рынок. Интерес к экспорту у крупных компаний не пропал. Да, произойдет заморозка оптовых цен, что позволит несколько стабилизировать стоимость топлива для независимых участников рынка, доля которых в России равна 62%. Но налоги все равно сильно повлияют. А что будет после 31 марта 2019 года, пока неизвестно.
В конце текущей недели в федеральных СМИ появилась информация о том, что АЗС, принадлежащие крупным нефтяным компания, придумали другой способ повышения розничных цен. Они вводят наценки при оплате по топливным картам, хотя раньше по ним предоставлялись скидки. Называется это сервисным сбором. У транспортных компаний, которые пользовались  ими ради экономии, вдруг начали расти издержки. В связи с этим эксперты говорят о скором повышении цен в различных других отраслях экономики.
 
Мнения
 
Сергей Киселев, президент холдинга «Движение-нефтепродукт»
 
Рост цен обусловлен в большей степени высоким экспортным паритетом. Компаниям невыгодно продавать топливо в России: они отправляют его за пределы страны, получая валютную выручку. В нашей же стране создается дефицит. Чтобы цены не росли, нужно насытить рынок топливом в оптовом сегменте. Правительство сейчас заключило соглашение с очень малым количеством компаний. Этого недостаточно, чтобы розничные цены не росли. И соглашения вообще не нужно бы заключать. Это сродни картельному сговору. Нужно просто создавать такие экономические условия, которые бы соответствовали максимальному насыщению рынка топливом и конкуренции.
Пока же розничная стоимость бензина будет расти. Уже в конце ноября цена на дизтопливо увеличится примерно на 10%. В следующем году цены на бензин вырастут вслед за ростом акцизов и НДС. С января, думаю, цены вырастут сразу на 10%.
 

Евгений Пименов, президент Союза автомобилистов Кировской области: 
 
Несмотря на все договоренности, цены на топливо будут расти. Наш регион не занимается добычей углеводородов, поэтому Кировская область в этом плане своеобразный заложник наших соседей (Татарстана, например). Розничные продавцы говорят, что у них оптовые цены растут. Оптовики объясняют это тем, что растет себестоимость, потому что сырье они добывают на севере. В любом случае на западе бензин дороже чем в России, а наши власти не могут ограничить наших производителей в продаже нашего топлива за рубеж. В обмен те просят компенсировать затраты, которые они понесут, если не будут продавать нефть за границу. Кроме того, в цене на бензин столько составляющих, что уследить за тем, кто прав, сложно.
 
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте