"Это квадратные метры мусорят?"
565
0
В Кировской области все еще не утвержден «мусорный» тариф. Общественники настаивают, чтобы плата за вывоз ТКО взималась с человека, а не с квадратного метра жилья, а бизнес уверен, что Киров ждет «мусорный коллапс», так как юрлица не успеют заключить договоры с регоператором и останутся без контейнеров. Сегодня эти проблемы обсудили на заседании региональной группы общественного контроля за формированием тарифов в ОПКО.
Дорогие Осинцы
Тариф власти планировали объявить 4 декабря, однако у общественного совета при РСТ возникли вопросы к цифрам. Как пояснил глава совета Константин Ситчихин, основные цифры связаны с транспортировкой отходов. В тариф заложены расходы на инвестиционное приобретение техники и автотранспорта региональным оператором. Вопросы возникли и к тарифу на вывоз отходов в полигон в Осинцах.
- Его тариф в некоторых случаях в три раза больше, в некоторых в шесть-десять выше остальных тарифов, которые существуют по полигонам в Кировской области. Это порядка 631 рубля за куб — тариф, который установлен для данного полигона Региональной службой по тарифам, - отметил он.
Глава РСТ Максим Михайлов отметил, что были предложения сделать тариф в первый год действия регионального оператора максимальным.
- Максимальный тариф, который должен был быть утвержден региональным оператором, составлял 915 рублей за кубометр отходов (без учета НДС). По факту мы вынесли тариф на рассмотрение экспертного и общественного советов — 791 рубль 35 копеек в первом полугодии и 827 рублей 32 копейки — второе полугодие.
Тариф состоит из 3 частей — затраты на деятельность полигона, на транспортировку ТКО и собственные расходы регионального оператора, связанные с заключением договоров, фондом зарплаты и т.д. Общий объем инвестиций на 2019 год — 300 млн рублей.
Министр энергетики и ЖКХ Игорь Редькин рассказал, почему тариф на полигон в Осинцах — выше:
- Полигон больше половины всех твердых коммунальных отходов, которые образуются на территории Кировской области, забирает на себя. Там будут утилизироваться отходы города Кирова, где проживает большая часть населения, и прилегающих к нему территори, в том числе и Слободской район. Там по территориальной схеме планируется захоронение 200-250 тысяч тонн отходов при общей массе, которая у нас образуется, 500 тысяч тонн отходов.
Он отметил, что стоимость строительства второй карты полигона (она уже построена и ее хватит на 2 года) — 150 млн рублей, а первая (строится и рассчитана на 8 лет) будет в 4 раза больше (и дороже соответственно).
Инвестиции на покупку техники и транспорта составляют 352 млн рублей. Гендиректор АО «Куприт» Игорь Крысов рассказал, что в эту сумму входит как инвестсоставляющая на приобретение новой техники, так и затраты на амортизацию существующей.
По его словам, подрядчики в районах начали покупку техники:
- Компания «ВЭК» уже приобрела на сегодняшний техники на 150 млн рублей. Это компания будет работать на двух лотах - «юго-запад» и «юго-восток». Это 12 единиц новых мусоровозов, 4 мы уже видели, 8 уже на подходе.
До конца декабря «Куприт» определит, сколько техники еще понадобится.
- Безопасность дешево стоить не может, - считает вице-спикер ОЗС Роман Титов. - Дороговизна строительства полигона — это плата за экологическую безопасность жителей Слободского района.
С «квадрата» или с человека?
Главной темой встречи стало обсуждение двух вариантов начисления платы – с человека или с квадратного метра жилой площади.
Роман Титов отметил, что для Кирова справедлива плата с квадратного метра:
- Мы косвенно сможем использовать этот механизм для выявления людей без временной регистрации, который де факто проживают, образуют отходы, но не прописаны в городе Кирове. Это порядка 70 тысяч человек, по самым предварительным подсчетам. Если бы мы считали с человека, они бы платили только за одного собственника квартиры.
Его поддержал и Игорь Редькин:
- Для стандартной двухкомнатной квартиры площадью 50 квадратных метров плата составит 250 рублей.
Общественники считают, что для частных домовладений (например, в Нововятске), где проживают пожилые кировчане, нужно установить отдельный тариф. В РСТ отметили, что тариф в городе должен быть единым, а в министерстве - что нормативы поменять нельзя.
- Мы предлагаем на следующий год оставить плату по городу Кирову не с квадратного метра, а с прописанного человека, а со следующего года, с 2020-го, когда утвердят тариф для частных домовладений, сделать тариф с квадратного метра, - предложил Ситчихин.
Члены общественного совета обратили внимание на опыт Удмуртии, где отказались от введения платы за «квадрат» в пользу платы с человека: «Это квадратные метры мусорят?»
Без инвесторов
Министр охраны окружающей среды Алла Албегова заявила, что ежегодно образовывается 516-518 тысяч тонн отходов. В регионе насчитывается 27 объектов для захоронения ТКО, но в ближайшие три года 19 должны закончить свою работу.
- Без полигона в Осинцах дефицит мощностей составлял 72%, с полигоном — 22%. Эти 22% электронная модель распределила на действующие объекты, - пояснила она.
По ее словам, на строительство мусоросортировочных заводов в регионе не заявился ни один инвестор.
- 13 объектов мусоросортировки мы планируем создать не за счет частных инвестиций, которые легли в тариф, а за счет средств федерального и частично областного бюджета, которые, на наш взгляд, ситуацию несколько облегчат.
Член ОПКО Евгений Сметанин считает, что региональному оператору нужно пользоваться заемными средствами для приобретения техники, а не вкладывать эти затраты в тариф в первый год работы.
- Если регоператор заявился, то он должен своими средствами это обеспечить, а население не должно это оплачивать, - считает Валерий Семенищев, руководитель объединения старших домов Кирова.
- Форму, по которой подрядчик будет приобретать технику (покупать или брать в лизинг), выбирает сам подрядчик, в зависимости от потребности в количестве единиц на объем, - пояснил Игорь Крысов.
Что волнует бизнес?
У предпринимателей есть множество вопросов по «мусорной реформе». У бизнеса осталось всего три недели, чтобы заключить соглашения с региональным оператором.
- Я собрал мнение ряда предпринимателей, - прокомментировал Андрей Березин. - Осталось три недели — бизнес не успеет заключить договоры по нескольким причинам. В январь 90% бизнеса выйдет без договоров — это однозначно. Что волнует бизнес? Во-первых, это тариф. Рост затрат для добросовестного бизнеса (для тех, кто платит за мусор) — это минимум 300%. Это сотни миллионов рублей, которые лягут на зарплаты, налоги, на уровень инфляции. Второй факт — большинство контейнеров были предоставлены различным бизнес-структурам в городе компаниями. С 1 января эти контейнеры у бизнеса забирают. Контейнеры, которые стоят сейчас у магазинов, ресторанов - их не будет. То есть бизнес должен купить собственные. Стоимость контейнера сейчас на рынке — от 10 до 20 тысяч рублей. В наличии их нет, потому что по всей России колоссальный спрос. Выход — это покупать б/у-шные контейнеры, которые через год-два ты будешь менять.
Он отметил, что недобросовестные предприниматели не станут покупать контейнеры, что обернется мусорным коллапсом. Для полноценной подготовки к новой системе обращения с отходами нужно шесть месяцев, а не три недели. В ответ регоператор пообещал продлить срок заключения договоров на январь.