От новых правил более всего выиграют простые автовладельцы. Остальным участникам рынка придется учиться играть по-честному.

Время на «обкатку»

06.02.2012 00:06:00 1249 0

За месяц действия новых правил техосмотра зафиксированы массовые нарушения.

Круглый стол.

Участники:
Иван Макин, директор филиала ООО «Росгосстрах» в Кировской области.
Василий Созинов, директор кировского представительства страховой компании «Цюрих»
Сергей Ердяков, председатель общественного движения  «Союз автомобилистов Кировской области»
Владимир Гордеев, директор компании «Техконтроль»
Владимир Тарбеев, директор кировского филиала «Военно-страховой компании»

По задумке чиновников, реформа системы государственного ТО должна решить три основные задачи: запустить рыночные механизмы регулирования данной сферы, снизить коррупционную составляющую процесса и сформировать условия для честной конкуренции. Прошел только 1 месяц, а эксперты уже фиксируют массовые нарушения, продажу талонов без фактического техосмотра, что ставит не только под сомнения  саму реформу, но и повышает аварийность на дорогах. Также, едва прошел месяц, как частные компании уже убеждают чиновников в необходимости заново оценить доходность их бизнеса и, соответственно, увеличить расценки. К чему это приведет, и стоит ли так раскачивать лодку, выясняли эксперты «круглого стола».

Идея хорошая, но...

Василий Созинов:
- Прежде всего, не будем проводить знак равенства между операторами техосмотра и страховыми компаниями - это все-таки разные юрлица, даже если между ними усматриваются эксклюзивные отношения. Действительно, правильное применение вводимой процедуры техосмотра позволит начать работать в этой области рыночным законам, что в какой-то степени снизит коррупцию. «В какой-то степени», потому что эксперт, несмотря на угрозу отвечать своим имуществом в случае ДТП, все равно стоит перед выбором взять деньги здесь и сейчас и подписать талон техосмотра на неисправный автомобиль – «авось пронесет»! Кроме того, у эксперта может вообще не быть имущества, отвечать будет нечем, соответственно, риск потери минимален. Вот если бы в качестве обеспечения добросовестности от эксперта требовалось, например, размещение депозита в банке - это другое дело. Конкуренция будет честной, как только во всех точках выдачи техталонов, будут оборудованы пункты инструментального контроля, а выдача техталона будет возможна лишь при соответствии автомобиля установленным для инструментального контроля требованиям. Хотя, мне кажется, такое вложение осилят далеко не все операторы ТО, даже из числа уже аккредитованных.

Сергей Ердяков:
- Также считаю, что перевод техосмотра на коммерческие рельсы – идея, в принципе, хорошая. В России каждый год количество автомобилей увеличивается на 10%, и при таких цифрах нужна уже совершенно другая система контроля. Автостраховщики – это вполне приемлемый выход из положения, у них и мотивация к качественному техосмотру есть. Да, конечно, я слышал о покупке талонов. Но, думаю, это издержки начала реформы, не более. Потом все войдет в свою колею, как обычно.

Владимир Тарбеев:
- С этим соглашусь. Любой закон, нормативный акт или какие-то правила обязательно должны пройти испытание временем. Жизнь внесет свои необходимые коррективы - это объективно. Вокруг всего нового всегда ведутся горячие дискуссии, вносятся предложения, проводятся усовершенствования. И это нормально. Возьмите закон об ОСАГО. Сколько было споров, обвинений в дополнительном налоге, порой натуральной истерии... Конечно, он и сегодня несовершенен, но ведь работает. И большинство сегодня уже не задает вопросов, нужен закон или нет. Никогда в нашей стране никто, кроме как ГИБДД (или при ее участии) не занимался ТО автомобилей. А тут вдруг страховщики и коммерческие структуры! Но если экономическая политика сегодня направлена в сторону снижения масштабов госрегулирования, то переход от административного контроля к страхованию ответственности более чем оправдан. При всех тех перипетиях, возникших в начале этого года по ТО, задачи, поставленные в законе, безусловно, выполнимы и выполняются уже. Вы посмотрите на этот процесс с точки зрения автовладельца: стоимость ТО снизилась, взяток можно не давать, нет очередей и т.п. Сегодняшние проблемы  являются таковыми лишь для пунктов инструментального контроля (ПИК) и страховщиков. Все борются за распределение денежных потоков, а процесс ТО остается формальным (думаю, что лишь пока).

Владимир Гордеев:
- На самом деле, все сегодняшние скандалы происходят по одной простой причине: «Росгосстрах» (а точнее, их структура – ЗАО «Техосмотр»), не выходя из офиса, выдает талоны технического осмотра без собственно осмотра машины, монополизируют рынок. Из-за этого бизнес всех честных предпринимателей может быть легко похоронен.

Василий Созинов:
- Добавлю еще, что кировский филиал «Цюрих» столкнулся с некоторым оттоком клиентов по ОСАГО. Так как многие граждане, размышляя над тем, проходить техосмотр за 373 рубля или купить «предзаполненный» талон техосмотра за те же деньги, выбирают последнее, поскольку реальное прохождение техосмотра во многом зависит от реального технического состояния автомобиля. Мне известны случаи, когда часть страховых компаний оформляют страховые полисы без техталонов, другие - под какое-то нелепое письменное обязательство пройти технический осмотр, третьи - вписывают номера старых талонов технического осмотра, а некоторые до сих пор датируют прошлым годом. Все эти ухищрения крайне негативно влияют на отношение граждан к страховщикам и законодательству. Конечно, возможно найдется и среди агентов «Цюриха» недобросовестный, но установленная техническая система контроля ввода полисов, выявляет такие «ошибки», не позволяет вносить в базу данных полисы, и агенту приходится возвращать деньги (страховую премию) клиенту, а полис будет считаться испорченным.

Иван Макин:
- Ну, о какой монополизации идет речь? На рынке сейчас около 30 миллионов договоров ОСАГО, только 13 миллионов из которых – у «Росгосстраха». На рынке Кировской области порядка 220 тысяч договоров, но в любом случае, никаких сложностей нет. У компании «Росгосстрах» есть федеральный партнер – ЗАО «Техосмотр», но помимо него у нас на 1 января было еще порядка 260 договоров с партнерами, также мы активно подписываем договоры с другими операторами ТО. По стране у нас сейчас около 500 партнеров. В Кировской области с начала года уже порядка десятка таких договоров заключено. Мы не закрываем никому доступ, да и не можем этого сделать. Пусть все желающие предприниматели, специализирующие на ТО, к нам приходят, сядем за стол переговоров, найдем взаимоприемлемые условия. На сегодняшний день у нас в филиале нет ни одной жалобы ни от физического лица, прошедшего ТО и потом застраховавшегося у нас, ни от операторов ТО. В любом случае, мы открыты для сотрудничества.

Аварийность не докажешь

Владимир Тарбеев:
- Сложности автостраховщиков, в первую очередь, связаны с тем, что в сегодняшней временной неразберихе, всех «собак» вешают на нас – мол, вам поручили, а вы все провалили. Но ведь это не так. Главная проблема января 2012 года заключалась в отсутствии талонов ТО, что не в компетенции страховщиков. Выход, который был предпринят одной известной страховой компанией, более чем сомнительный, что обсуждалось на комитете страховщиков при ВТПП. Одним из аргументов в пользу нового закона был аргумент заинтересованности страховщиков в снижении аварийности на дорогах. Действительно, от технического состояния автомобиля, в конечном счете, во многом зависят выплаты при наступлении страхового случая. Но я не думаю, что в реалиях новый закон повлияет на аварийность в ту или другую сторону, по крайней мере, в ближайшее время. Для того чтобы страховщики действительно могли влиять на качество инструментального контроля посредством аккредитации ПИК при РСА, должно пройти, как минимум, 2-3 года.

Владимир Гордеев:
- А при сегодняшней покупке талонов без прохождения техосмотра рост аварийности, несомненно, будет. А как иначе, если машина не проверяется?

Василий Созинов:
- Скажу крамольную вещь. Доказать, что ДТП произошло именно вследствие неисправности автомобиля очень сложно. Еще сложнее доказать, что автомобиль, попавший в ДТП, был неисправен при прохождении техосмотра, а не сломался, выехав за ворота пункта инструментального контроля. Но в чем я уверен, так это в том, что количество «автохлама» на дорогах не уменьшится. Водители продолжат ослеплять друг друга неправильно установленными фарами, ездить без огнетушителей, на «лысой» резине, с трещинами на стеклах, отравлять прохожих запредельным «выхлопом» и пугать горожан «самолетным ревом» глушителя дешевенькой малолитражки.

Иван Макин:
- А я вот не думаю, что аварийность действительно увеличится. Операторы несут ответственность за качество техосмотра, ее-то никто не снимал. К тому же, по поводу аварийности у меня есть риторический вопрос: с чем сравнивать? Статистики нет.

Сергей Ердяков:
- Тем не менее, думаю, что задачу постановки техосмотра на цивилизованные рыночные рельсы вполне можно решить путем увеличения пунктов техосмотра. И жестким контролем со стороны страховых организаций. Вот и все. Главное, лодку не раскачивать.

Иван Макин:
- Вы знаете, для доступа на рынок техосмотра не существует барьеров. Так что думаю, поставить этот процесс на рыночные рельсы уже получилось. Насколько я знаю, большинство из тех, кто хотел, прошли аккредитацию, а стоимость оборудования не такая значительная. Я имею в виду, что итоговая стоимость оборудования зависит от пожелания владельца. На рынке сейчас есть вполне недорогая техника, на которой можно осуществлять техосмотр.

Владимир Гордеев:
- Не соглашусь. Подобный бизнес требует больших вложений, а рентабельность очень низкая. Поэтому поднятие стоимости техосмотра – больной для нас вопрос, и радует, что правительство России идет нам навстречу.

Иван Макин:
- Рентабельность подобного бизнеса 1% - такая цифра со стороны Правительства Кировской области была озвучена перед полпредом ПФО на встрече 1 февраля. Но, то что потребитель выиграл, это однозначно: в совокупности он стал платить меньше. Опасения вызывает скорее то, что из-за низкой рентабельности операторы ТО и не придут в те районы, где их нет на сегодняшний день. Вот тогда и будет большое напряжение у населения в силу того, что Закон о ТО и ОСАГО не будет реализовываться должным образом. Сейчас только «Росгосстрах» снимает такой негатив.
Еще раз хочу подчеркнуть, что ни одной жалобы мне, как директору филиала, не поступило. А те, жалобы, которые направляются в Прокуратуру, скорее всего, инициированы операторами ТО, а не населением. Вообще вопрос рентабельности достаточно спорный.

Василий Созинов:
- А вы посчитайте экономику вопроса. Для простоты примера возьмем легковой автомобиль. Стоимость инструментального контроля - 373 рубля. Стоимость бланка - около 30 рублей. Время инструментального контроля занимает минут 30, то есть одна линия при бесперебойной работе (но создававшиеся очереди - как раз одна из причин принятия закона) способна пропустить максимум 16 автомобилей в день. Дневная выручка составит около 5,5 тыс. рублей. Расходы: приобретение, проверка, обслуживание и ремонт оборудования, приобретение или аренда помещения, плюс коммунальные расходы, затраты на подготовку эксперта, заработная плата эксперта, других работников пункта и налоги. Что остается? Почти ничего…  Один из способов повышения рентабельности пунктов инструментального контроля, на мой взгляд, организация в месте осмотра продажи страховых полисов. Комиссионное вознаграждение за оформление полиса составит 200-300 рублей, в зависимости от стоимости страхового полиса, при этом сотрудник пункта затратит всего 2-4 минуты. Почувствовав запах «легких денег» оживились некоторые посредники, так называемые «брокеры». Они наперебой стали предлагать пунктам инструментального контроля свои услуги по оформлению страховых полисов от нескольких компаний по выбору клиента. Но, как я уже неоднократно заявлял, чем больше посредников между бизнес-партнерами, тем меньше прибыль.

Владимир Тарбеев:
- На самом деле, все зависит от организации работы пунктов инструментального контроля. Любой бизнес всегда находится в зоне риска. Однако кому-то удается быть успешными и рентабельными, а кто-то не выдерживает конкуренции. За последние годы количество страховых компаний уменьшилось почти вдвое, оставшиеся работают с прибылью. Здесь как в поговорке: если вам не повезло с женой, это не значит, что надо отменить институт брака. Работать надо! Сегодня много разговоров о необходимости внесения поправок в новый закон. Уже создана рабочая группа при Минфине: ФСФР, Минтранс, Госдума, РСА. Что-то подобное есть в Московской области. Они вообще предлагают вернуть ТО в госструктуры. Мне вспоминается ситуация, когда в столице на месте бассейна «Москва» возвели храм Христа Спасителя, сразу же образовалось общество по восстановлению бассейна «Москва» на месте Храма Христа Спасителя. Вот такая наша ментальность...

Владимир Гордеев:
- В действительности, нужно предпринять для нормализации ситуации всего лишь несколько шагов. Во-первых, чтобы ЗАО «Техосмотр» имело свою базу ПИК, а не выписывало талоны в офисе. Во-вторых, чтобы они, как доминирующая компания на рынке, набирали специалистов, предъявляя к ним при этом жесткие требования (например, высшее автомобильное образование), а не девочек на шпильках с дипломами менеджеров, которые ничего не понимают в машинах. От подобной политики могут быть абсолютно не предсказуемые последствия. Ну а в остальном – мы готовы к конкуренции.

Подготовила
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте