Леонид Яфаркин
О жизни без прикрас
История с застройкой парка Победы - ни что иное, как попытка некоторых горе-политиков заработать рейтинг для прохождения в Гордуму. Перестрелки в 1990-е - обыкновенная практика взаимодействия предпринимателей и тех, кто пытался отщипнуть себе часть их благополучия... Про жизнь без прикрас и бизнес международного масштаба мы беседуем с московским (хотя он настаивает, что все же кировским) предпринимателем Леонидом Яфаркиным.
Защита от браконьеров
Леонид Михайлович, в Кировской области вы известны не только как президент Федерации тенниса, но и как учредитель завода охотничьего и рыболовного снаряжения. Слышала одну историю, будто бы этот завод раньше принадлежал кировскому областному обществу охотников и рыболовов, а потом председатель правления общества якобы сомнительным способом провел отчуждение этого предприятия. С тех пор оно стало полностью частным, из-за чего областной бюджет лишился существенной прибыли. Велика ли доля истины в этих предположениях?
- Вы хотите узнать, законно ли завод был выставлен на продажу? Конечно, законно! Там ничего нелегального и быть не могло. Я приобрел предприятие, когда общественная организация изъявила желание его продать. Но и тогда, и сейчас понимаю, что до получения хороших прибылей с этого сегмента мы (Ред. - Россияне) еще не доросли. С тех пор предприятие успешно развивалось, а объемы производства увеличились раз в десять. Это к слову о прежней прибыльности и эффективности. Где большие объемы, там и большие налоговые отчисления. Так что область ничего не потеряла после отчуждения своей бывшей собственности. А в 2014 году завод охотничьего и рыболовного снаряжения отметит свое 50-летие. И главное его сокровище, которым сейчас можно похвастать, - это разработчик Полев. Он создал уникальные пули, известные по всему миру.
А зачем вам понадобился именно этот завод?
- Еще до покупки предприятия, как только приехал на охотничьи угодья, понял - не могу без охоты. Но не такой, чтобы непременно убивать. Мне интересно заниматься выращиванием и разведением живности. Сейчас мы на своих территориях построили прекрасные кормушки, организовали наблюдение и охрану. Охота - это дорогое удовольствие, требующее немалых вложений. Я понял это на примере западных стран. В России уход за зверьем - пока еще не бизнес, скорее хобби.
По поводу наблюдения за животными. В природоохранной зоне под селом Русское вы построили крытые теннисные корты...
- Ну да, на арендованном мной участке мы выстроили крытые и открытые корты. Но это никак не мешает наблюдению. Современные технологии позволяют отслеживать передвижения животных с помощью установленных на территории камер. Вся информация через спутник поступает на мониторы компьютеров. Это в том числе помогает уберечься от браконьеров. Вполне современный метод охраны.
А причем тут корты?
- Корты?.. Просто я и теннис люблю. Мы там проводим детские соревнования и разыгрываем кубок губернатора. Недоброжелатели много всякого сочиняют про эти корты, а люди верят...
Чем вы сейчас занимаетесь в Москве? Какой бизнес читаете основным после того, как уехали из Кирова?
- Главным в моей жизни было и остается строительство. И обрел я эту профессию, когда более 30 лет назад по воле судьбы оказался в Кировской области. Тогда еще не было рыночной экономики, мы работали в колхозах и совхозах. Возводили различные комплексы: животноводческие, спортивные. Итого - несколько сотен объектов по всем районам.
Конечно, в те времена еще не было таких совершенных материалов, какие есть сейчас, да и подход к работе был другим... Никто же не считал финансы, не занимался экономикой, все принадлежало государству. А по факту - никому. Вроде и контроль был серьезный, а махинаций с приписками ради наград избежать не удавалось. Качество стройки, наверное, во многом тоже было никудышным - под стать контролю. Не везде, конечно. На тех же атомных станциях все было по-другому, но в сельской местности... Какой там контроль?
Если Кировская область так много для вас значит, почему же вы уехали жить в Москву?
- Я никуда не уезжал. Много времени провожу здесь, очень люблю охоту, и не секрет, что у меня прекрасные охотничьи угодья в разных местах Вятки. Другой вопрос - это требует вложения финансов. И любой предприниматель основную их долю получает оттуда, где сконцентрированы основные капиталы. Деньги должны работать, поэтому Москва для многих, кто там не родился, - место получения передового опыта и ведения серьезного бизнеса. В столице сосредоточено 80% всех российских ресурсов. Там интересно вести дела. А заработанные в Москве и Подмосковье деньги мне уже хочется вложить в Кировскую область.
Леонид Михайлович, в прессе встречала немного другую версию. Она касалась вашей якобы перестрелки с чеченцами, послужившей причиной отъезда в столичный регион.
- Еще раз говорю - я никуда не уезжал. В тот момент, это были 1993-1994 годы, в Кировской области были разные группировки, в том числе и чеченские. Наверное, это было самое страшное время для бизнеса. Ситуация, о которой вы говорите, не особенная. Не хочу никого оскорблять по национальному признаку, просто в тот период, к сожалению, много стреляли. Были попытки покушения и на меня. А потом стали появляться заказные статьи с содержанием типа «раз Яфаркин кого-то не боится, значит, он - главный бандит». Такие ярлыки многим вешали, потому что люди защищали свою квартиру, семью, компанию... Я тоже боролся за свое благополучие и имя. Не скрываю, что мне всегда приходилось защищать свою семью и бизнес. Родители научили принципу: чужого не трогай, а свое не отдавай. Это в Америке благодаря частной собственности люди уважают чужую территорию, а у нас до сих пор иногда срабатывает стереотип «все колхозное - все мое».
Принцип «не трогай меня и я не трону», привитый вам родителями, - из той же оперы? В Кировской области у вас много предприятий, и ваши интересы, наверняка, пересекаются с интересами других бизнесменов, также желающих контролировать местный рынок. Возможно, кто-то даже считает, что имеет на это право хотя бы потому, что не погнался за столичными финансами, а посвятил себя Вятке.
- Мой бизнес не ограничивается Кировской областью и Москвой. Вы знаете, мы все живем в одном экономическом пространстве и никаких конфликтов ни здесь, ни где-то в другом месте у меня нет. Например, в те же 1990-е годы у меня было 17 филиалов в регионах: в Москве, Казани, Карабахе, Ухте... Все они сегодня продолжают развиваться. Это и строительство, и нефтепереработка, и химия. Чтобы быть успешным, вовсе не обязательно воевать. Гораздо эффективнее вести дела по закону и делать ставку на грамотных добросовестных управленцев, готовых ежедневно учиться. Я и сам продолжаю получать новые знания. Одна из моих компаний расположена в Арабских Эмиратах, где мы, кстати, учимся совершенно новому подходу к строительству. Многие, кто приезжает в эту страну, поражаются, каким образом они за 30 лет смогли построить совершенно новое государство? Полезные знания получаю в Европе, Америке. Мне все это интересно, и есть желание вести бизнес в родной Вятке по лучшим зарубежным стандартам. Только так и появляется культура... Я много раз подчеркивал, что в Кировской области живет добрый народ, но, к сожалению, всегда находятся люди, которые ради своей выгоды готовы пойти на обман. Взять хотя бы ситуацию с парком Победы: кое-кто хочет заработать политические дивиденды и деньги буквально на ровном месте.
Политическая провокация
Кстати, о парке Победы. Сейчас идут споры по поводу его возможной застройки. Участок, о котором говорят городские власти и спорят жители микрорайона, захватывает часть теннисных кортов, принадлежащих вам. И есть предположение, что вы будете претендовать на эту землю. Как можете прокомментировать ситуацию?
- Тут история примерно следующая. Когда я увлекся большим теннисом, стал размышлять, как этот вид спорта можно развивать в Кировской области. Потому что игра воспитывает не только физическую выносливость, но и учит думать. Вообще люблю спорт, требующий активных передвижений: футбол, хоккей, большой теннис... Заметил, что на Вятке много желающих играть в теннис, но возможностей для этого почти нет. В подобной ситуации вполне логично было бы начать с обустройства областного центра. С учетом климата нам необходимы и крытые, и открытые корты. А тут еще сами граждане попросили меня возглавить областную Федерацию тенниса. Разумеется, согласился. Создал проект и решил вложить в него приличные инвестиции. Для этого компания, учредителем которой я являюсь, в частности, «Кировский завод охотничьего и рыболовного снаряжения», в 2006 году обратилась в администрацию города. После этого нам выделили участок под строительство. Это был практически заброшенный пустырь рядом с парком Победы. На ней располагались старые теннисные корты, организованные еще первым секретарем Бакатиным в советское время на бюджетные средства. В тот момент, когда мы оформляли документы на аренду, территория имела статус общественно-деловой зоны.
Мы построили открытые теннисные корты. Собирались было приступить к реализации второй части проекта, связанной с появлением закрытых кортов. Прошли соответствующие экспертизы и согласования. Запланировали инвестиции в размере порядка 3 млрд рублей, создание 300 рабочих мест. Не надо быть большим экономистом, чтобы понять, о каких объемах доходов для городской казны идет речь. Одного налога на имущества мы бы платили около 50 млн рублей ежегодно, и это не считая НДФЛ.
Я предполагал, что в этом месте можно создать уютный микрорайон, связанный со спортом, оборудованный всей необходимой инфраструктурой. Собирался облагородить близлежащий парк, чтобы люди комфортно отдыхать. Для меня пример идеального обустройства территории - это Лондон. Думал, построю отели для спортсменов, как за границей, буду устраивать соревнования. Не только российского, как в 2011 году, но и международного уровня. В 2009 году то ли умышленно, то ли по ошибке участок, арендованный нами, был отнесен к зоне зеленых насаждений общего пользования. Воспользовавшись неразберихой, провокаторы стали кричать, якобы в самом парке Победы будут вырезаны какие-то деревья. На самом деле речь идет о заброшенной зоне с дикорастущими деревьями, которые составляют не более 20% территории, а мы после ее облагораживания собирались довести площадь зеленых насаждений до 40%. На днях мы обратились в администрацию с просьбой привести документы в соответствие с теми, что были выданы ранее. Если мы арендовали участок общественно-деловой зоны, на каком основании он стал относиться к рекреационной? Хотелось бы уже приступить к реализации второй части проекта по строительству крытых теннисных кортов, на который у нас есть все разрешительные документы. Но вести строительство, не поставив в известность общественность, не можем. И вместо адекватной реакции сами видите, что получается.
То есть вы единственные, кто претендует на зону, прилегающую к парку Победы?
- Да. А шума вокруг этого поднимают только те депутаты, которые хотят пройти в Гордуму, но не знают, как поднять себе рейтинг накануне выборов. Я разговаривал с народными избранниками, которые активно протестуют против застройки якобы парка. Они открыто мне говорят, что просто хотят пройти в депутаты, а потом готовы помогать в строительстве теннисных кортов. По-моему, это очень некрасиво с их стороны. Они открыто обманывают народ. Поскольку речь идет все-таки об общественно-деловой зоне, на ней могут быть построены если не теннисные корты, так гостиницы или многоэтажки. Как вы не понимаете, что там в любом случае будет строиться все, что не запрещено законом? Пока же идут общественные слушания, и мы готовы принимать предложения населения по поводу того, что они сами хотят увидеть рядом с парком.
Почему так получилось? Это зависть?
- Наверное... Сегодня мне обидно, что преграды появляются буквально на пустом месте и не дают проекту двигаться дальше.
Как думаете, чем закончится эта история?
- В любом случае мы приведем все документы в соответствие. Закон, как любит повторять наш президент, обратной силы не имеет. Мы должны довести проект до ума и выполнить обещания по инвестициям, которые давали городской администрации еще в 2006 году, когда брали участок в аренду.
Вы процитировали президента и возникла ассоциация с его увлечением бадминтоном. Ваша любовь к теннису случаем не является продолжением уважения к первым лицам государства?
- Нет, скорее, это совпадение. В тот момент, когда я начал играть в теннис, Борис Ельцин тоже проявлял интерес к этому виду спорта. Наверное, в тот период многие российские руководители занялись теннисом. И не только они. Теперь, спустя время, наша страна вышла на совершенно новый уровень в этом спорте. За такой короткий период российская мужская команда стала неоднократным обладателем Кубка Дэвиса, женская команда выигрывала Кубок Федерации.
Депрессия - не от безденежья
Поговорим о власти регионального уровня. Вы - бывший советник губернатора Кировской области Николая Шаклеина. Как оцениваете результаты его работы в регионе?
- С Николаем Шаклеиным знаком очень давно, уважаю этого человека. Он профессионал, юридически грамотен. В период, когда он руководил областью, мы наблюдали подъем экономики в целом по стране и в регионе в частности. Николай Иванович заложил основу для многих проектов, которые сейчас реализует Никита Юрьевич.
Если все было, как вы говорите, настолько хорошо, почему в таком случае люди зачастую не совсем положительно отзываются об итогах губернаторства Шаклеина и о нем самом?
Вы продолжаете общаться с Николаем Шаклеиным?
- Я со всеми общаюсь, у меня нет привычки с кем-то ругаться. Да и причины для конфликтов нет.
В прессе мелькала информация, что именно вы финансировали избирательную кампанию губернатора Шаклеина. Это правда?
- Вы знаете, Николая Ивановича поддерживали многие. В принципе, избирательная кампания финансируется разными людьми, потому что кто-то один при всем желании не сможет ее проплатить. Это надо понимать.
То есть вы участвовали в той гонке на стороне Шаклеина?
- Я стараюсь во всех избирательных кампаниях поддерживать людей, которые мне симпатичны. Там много кто участвовал. Наверное, кто-то и материально поддерживал. Но не могу сказать, что все траты я взял на себя...
Тем не менее, как бы ни старались губернаторы, наш регион по-прежнему именуют «депрессивным» и часто сочувствуют Никите Белых по поводу его попыток как-то изменить жизнь кировчан. Верите ли вы, что Кировская область сможет рано или поздно потерять статус депрессивного?
- Что такое «депрессивный» в вашем понимании? Так нельзя именовать Кировскую область. Дотационный - это да. Просто денег не хватает. Здесь как в семье: ее глава должен заботиться, чтобы финансов было в избытке. Но если их недостаточно, то нет повода впадать в депрессию. В Европе, к примеру, валится вся экономика, но население не причисляет себя к неудачникам. Это мы больше склонны завидовать и полагать, что все непременно живут лучше, чем россияне. Прямо как в анекдоте. «Несколько молодых людей разбиваются в автокатастрофе. Один попадает в рай, остальные - в ад. Через какое-то время житель рая просит Бога отпустить его повидаться с друзьями. Придя в ад, путник обнаруживает лучшие, по его мнению, проявления «земной» жизни: пьянки, клубные тусовки с красивыми девушками. После возвращения в рай он стал тосковать и через какое-то время решил переехать к друзьям насовсем. Договорился с Богом, подписал все бумаги и только переступил за порог нового дома, как сразу попал в котел с кипятком. Завопил: «Что случилось? Такого же не было, когда я к вам приходил»! На что был ответ: «Ты туризм с миграцией не путай». И в жизни так же - не надо думать, будто хорошо там, где нас нет. Создай рай своим трудом здесь и сейчас.
Как это перевести на язык практики?
- Я вообще считаю, что нам повезло с руководителями и на российском, и на региональном уровне. Они приучили нас работать и надеяться только на себя, от этого последствия экономического кризиса, в который погружается Европа, для России будут не такими губительными. Сейчас, чтобы начать жить более достойно, всего лишь не надо мешать реализации проектов, подобных теннисному центру, который мы никак не можем воплотить возле парка Победы. Это же дополнительные вливания в бюджет. И даже более выгодные, чем разовые дотации из федеральной казны. Потому что объекты, построенные на московские деньги, содержать придется на областные. А мы планируем сами построить и сами же содержать, дополнительно выделять средства на поддержку спортсменов и тренерского состава.
И беда наша в том, что мы хотим жить благополучно, как в Европе, а ждать не хотим или не готовы. Но быстрого результата не бывает - нужно меняться изнутри. Пока мы только учимся лучшей жизни, добросовестной работе, уважительному отношению к бизнесу. Первый раз столкнулся с темой взаимоотношений власти и частного сектора в Германии, когда открыл там свое предприятие. Занимался цветными металлами. И однажды в процессе общения с партнерами к нам подходит мэр Вольсбурга (город, кстати, известен маркой автомобилей Volkswagen). Я понять не могу, за что такие почести, ведь на предприятии работает всего-то 5 человек? Мне партнер объяснил, что 5 человек - это 5 семей, поэтому для немцев я очень уважаемый бизнесмен. А у нас в России хоть 2000 сотрудников в компании трудится... И ничего.
Не скажу, что результатов в этом направлении нет никаких. Чиновники и предприниматели начинают поворачиваться лицом друг к другу, и город выигрывает, становится с каждым годом все привлекательнее. Но только когда мы окончательно научимся уважать бизнес и ценить каждое рабочее место, только тогда будут успехи и деньги. И о депрессивности региона можно будет забыть.
Беседовала Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru
Досье:
Яфаркин Леонид Михайлович
Дата рождения: 28 июля 1958 года.
Образование: кандидат экономических наук.
Карьера:
1976-1977 гг. - «Нижнекамскнефтехим», аппаратчик химической промышленности;
1977-1979 гг. - служба в армии;
1979 г. - «Нефтеюганскбур», помощник бурильщика;
1981-1990 гг. - занимался строительством в районах Кировской области;
1990 г. - зарегистрировал советско-американское предприятие «Хад-Дон-Вятка», стал его руководителем и управляющим 17 филиалов в регионах России; в настоящее время - председатель совета директоров группы предприятий.
Семейное положение: женат, четверо детей.
Хобби: теннис, охота, рыбалка, игра на гитаре.
Любимая литература: Пушкин, Лермонтов.
Любимая музыка: народная и авторская (барды).
Фильмы: «Угрюм-река», кинокартины Никиты Михалкова.
Любимое блюдо: все, что приготовлено из мяса.
Девиз: «Трудиться и учиться надо ежедневно».