Схема продаж

Для чего в ВятГУ считали магазины в Кирове? Этот вопрос обсуждался в очередном эфире программы «Разворот на бизнес».

20.01.2019  674

- Александр Седельников, начальник управления развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Кирова

- Нина Юхнева, доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела ВятГУ

- Ирина Деветьярова, доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела ВятГУ

- Ирина Мищихина, начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России

- Алексанр Косулин, директор по развитию торговой сети компании «Система глобус»

Опорный вуз в конце прошлого года представил исследование по обеспеченности районов города торговыми площадями.

Светлана Занько, главный редактор «Эхо Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+):

- Городская администрация заказала опорному вузу научное исследование, которое будет использоваться в работе с розничными сетями и магазинами разного направления. Расскажите, чем был вызван такой запрос?

Александр Седельников:

- Правительство Кировской области представило нам новые нормативы минимальной обеспеченности стационарными торговыми объектами. Был введен ряд новых позиций. Так, примерно на 100 кв метров вырос норматив обеспеченности торговыми сетями на 1000 человек. Кроме того, введены новые понятия: магазины и павильоны по продаже продовольственных товаров с площадью торгового объекта до 300 кв метров. И их у нас не хватает. Впервые введен норматив минимальной обеспеченности нестационарными объектами: павильоны и киоски по продаже продовольственных товаров и с/х продукции, общественного питания, печатной продукции. И четвертый норматив — минимальная обеспеченность торговых мест по продаже продовольственных товаров на розничных рынках. Эта работа осуществлялась вузом в рамках сотрудничества с нами на некоммерческой основе. Результатами мы удовлетворены.

Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эхо Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+):

- Эти требования обязательны к исполнению?

Нина Юхнева:

- Это минимум, который определяет государство, а рынок все регулирует сам. Бизнес, исходя из этого исследования, может ориентироваться на то, где ему можно работать, а где — лучше не стоит.

Светлана Занько:

- Какая задача была поставлена муниципалитетом перед вами?

Ирина Деветьярова:

- Мы должны были оценить обеспеченность города торговыми сетями и то, в каком состоянии находится торговая инфраструктура. Для этого использовался метод полевых исследований, разработанный силами наших студентов. В специальных анкетах мы записывали наименование предприятия, его организационно-правовую форму, тип магазина, адрес расположения, ассортимент магазина, метод реализации товаров, размер площади. Потом полученные данные обобщили и проанализировали.

Светлана Занько:

- Что выяснили?

Ирина Деветьярова:

- Всего в нашем городе расположено более 2 тысяч торговых предприятий общей площадью 700 кв. метров. Это и продуктовые, и непродуктовые магазины. Конечно, в центральной части города сконцентрирована их большая доля, а в районах Большой горы и Ганино — наименьшая обеспеченность.

Олег Прохоренко:

- А как происходило само деление на районы? Александр Седельников: Мы разбили город на 22 элемента планировочной структуры и попробовали определить плотность населения в каждом из них: Молокозавод, Чистые пруды, Лепсе, Заречье, Филармония, Центральный рынок, Филейка, Юго-запад и т.д.

Светлана Занько:

- Насколько выявленные данные соответствуют нормативам?

Ирина Деветьярова:

- В целом по городу идет превышение норматива: и по продовольственным товарам, и по непродовольственным. Но есть и районы, где показатели достаточно низкие (например, Дружба, Лепсе и Филейка). Причем больший разрыв наблюдается в непродовольственной сфере.

Светлана Занько:

- Спросим у бизнеса: проводите ли вы собственные исследования, совпадают ли ваши результаты с тем, что представил ВятГУ?

Алексанр Косулин:

- Можно говорить о том, что равномерного распределения торговых площадей у нас нет. Мы, как предприятие торговли, годами занимающееся этим направлением, проводим собственные исследования, изучаем конъюнктуру рынка и конкурентов. Изучаем и территории, на которых еще не представлены, исследуя там плотность населения, конкурентов, считаем потенциальную выручку. А дальше смотрим — куда пойдем. Однако часто бывает так, что на таких территориях просто нет подходящих земельных участков или свободных площадей. Кроме того, надо понимать, что наш город большой. 20% покупателей совершают покупки не рядом с домом, а там, где они учатся или работают. Более того, часть покупателей — около 30% - совершают крупные покупки и только раз в неделю, выезжая в крупные гипермаркеты. Это никак не связано с территорией их проживания. Поэтому надо разделять обеспеченность торговыми сетями в целом в городе и неудовлетворенность людей имеющимися магазинами.

Олег Прохоренко:

- В связи с этим будете продолжать свое исследование?

Ирина Деветьярова:

- Мы наметили стратегию дальнейшего сотрудничества с администрацией. Далее будем исследовать предприятия сферы услуг и проводить более глубокие исследования по ассортименту и удовлетворенности покупателей имеющимися магазинами.

Александр Седельников:

- Также нам интересно размещение нестационарных торговых объектов. Задача муниципалитета — увеличить минимальную обеспеченность торговыми площадями в Кирове. Каждый житель должен иметь равные возможности доступа к продуктам питания.

Олег Прохоренко:

- А с теми результатами, которые уже есть, можно ознакомиться широкому кругу людей?

Александр Седельников:

- Эта информация открыта, есть и брошюра, и презентация.

Светлана Занько:

- Какие инструменты есть уже сейчас у муниципалитета для того, чтобы выровнять диспропорцию? Почему бизнес не заходит, например, на Большую гору и в Ганино?

Александр Косулин:

- Когда мы проводим исследование рынка, смотрим, какой может быть потенциальная выручка. Но мы делаем акцент на крупный формат магазинов. Наш запрос — от 500 квадратных метров и выше. И в большинстве случаев сталкиваемся с нехваткой площадей и земельных участков. Так, в Ганино и на Большой горе таких площадей нет, поэтому там открываются малоформатные магазины.

Александр Седельников:

- 66,7% магазинов работает во встроенных и бывших жилых помещениях. И к нам поступает большое количество жалоб на шум при выгрузке товаров, например, запахи и т.д. По существующим правилам при открытии магазина предприниматель только уведомляет Роспотребнадзор об этом и все. В первые три года его работы никакая надзорная служба не имеет права к нему заходить. Только если есть жалоба. И при условии, что эта жалоба несет угрозу жизни человека.

Светлана Занько:

- Как тогда муниципалитет может повлиять на эти процессы? Есть какие-то легальные инструменты?

Ирина Мищихина:

- Мы ежегодно проводим анализ состояния конкуренции, и высчитываем доли каждой муниципальной сети. Для этого делаем запросы в Кировстат, в каждую торговую сеть и администрации муниципалитетов. Исходя из полученных данных считаем доли. Если доля какой-то сети превышает 25%, главам муниципальных образований направляются письма о том, что ей открывать новые магазины больше нельзя. Если это все же произойдет, мы можем подать в суд. В Кирове у нас таких сетей нет. В районах есть, например, те магазины, чья доля за 2017 год увеличилась. Это Кирово-Чепецк, Белохолуницкий, Верхнекамский и другие районы. Там доля ООО «Тандер» (магазины «Магнит») превысила долю в 25%.

Светлана Занько:

- А должно ли быть регулирование данной сферы: как считает бизнес?

Александр Косулин:

- Сегодня такого регулирования нет. Если предприятие приняло решение открыть магазин, оно это сделает. Это носит, как уже было сказано, уведомительный характер. Должен ли город вмешиваться в эту деятельность? Скорее всего, нет, потому что сам рынок является регулятором. И если вдруг ставится задача не открывать магазин, потому что их много, то возникает вопрос: «А много - это сколько?» Открою вам секрет, что в центральной части города есть превышение по торговым сетям в 20 раз. Дело в том, что методики у всех разные. У нас более 300 критериев, по которым мы смотрим, возможно ли открытие магазина, минимум — 60. Власть только должна создавать условия для развития. Да, в сложившейся застройке это сложно сделать. Но в перспективе развития нашего города это можно и нужно делать.

Олег Прохоренко:

- Почему город не может заниматься регулированием?

Александр Седельников:

- Какие меры могут быть у нас: муниципальная земля и помещения. И создание преференций по тем программам, которые есть. Да, мы можем планировать и дальнейшее строительство. К примеру, в ходе проведенного исследования выяснилось, что у нас не хватает. Но жестко требовать или запрещать мы не можем. Как и не можем рекомендовать размещать, например, в Ганино, нестационарные торговые объекты.

Светлана Занько:

- Сможем ли мы в ближайшее 10-летие изменить процесс обеспечения жителей торговыми площадями?

Александр Седельников:

- Да, но нам в этом вопросе важен контакт с бизнесом, важно знать, что он ждет от муниципалитета. Александр Косулин: Наше предприятие с учетом исследований и тех факторов, которые декларирует наш покупатель, будет делать акцент на такое понятие, как сервис (боле 60% покупателей выбирают магазин именно по этому критерию). Вопрос к конкурентам: готовы ли они меняться?

Ирина Мищихина:

- Наш анализ говорит о том, что объем реализованной продукции растет, торговых сетей становится больше. То есть обеспеченность ими населения только увеличится.

Опрос:

А вам в Кирове хватает магазинов?

- Хватает. Куда ни глянь — одни магазины - 36,36%

- Магазинов много, а вот ассортимент и качество не радуют — 58,18%

- В моем районе даже продуктовых магазинов не хватает — 3,64%

- Не хватает узкоспециализированных магазинов — 13,64%

Источник: сайт «Эхо Москвы» в Кирове

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Михаил Ковязин: "Не молчите!"
Михаил Ковязин: "Не молчите!"

О финансовом кризисе в стране молчат, но он продолжается. Признаться с высоких трибун нельзя: политические амбиции не позволяют. Об этом, рынке ЖКХ, кировских МУПах, претензиях к чиновниках и власти Путина "Бизнес Новостям» рассказал депутат кировской гордумы Михаил Ковязин. 

  325  2

Архитектура и бизнес

Готов ли бизнес вкладываться в сохранение исторического наследия Кирова? Да, только правила игры должны быть прозрачными, а бюрократические препоны – исчезнуть. И тянуть нельзя: город совсем скоро может растерять свою уникальную историю.

  551

«Прямолинейные» темы

Практически после каждой прямой линии президента эксперты отмечают, что большинство заданных вопросов находятся в компетенции местных властей — муниципальных и региональных.

  143

Футбол и частный бизнес: Кировский опыт

Существует стереотип, что футбол активно развивается в тех городах и регионах, где есть сильная команда. Она служит своеобразным флагманом, мотивируя людей не только ходить на стадион и болеть, но и самим пинать мяч.

  205


Big Data МегаФона определила самое популярное место Вятки

Анализ больших данных МегаФона определил важную локацию для телеком-стройки в Кировской области.

  76

Видеонаблюдение «Дом.ru Бизнес» научилось распознавать номера и работать в паре с «умным» шлагбаумом

Федеральный телеком-оператор «Дом.ru Бизнес» продолжает развивать систему видеоанализа.

  169

Старый котел заменят на современный обогреватель

Модернизация пройдет в здании школы Дым-Дым-Омги.

  80