Мария Гайдар

13.02.2012 08:22:00 3326 0

Обещала вернуться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летом прошлого года, пожалуй, самый известный замгубернатора за всю историю Кировской области покинула регион. Мария Гайдар запомнилась каждому, даже самому аполитичному, кировчанину. Сегодня бывшая чиновница изучает экономические дисциплины в Гарварде, а Кировская область пожинает плоды затеянной ею реформы здравоохранения и гадает, виновна ли она в смерти Алисы Суворовой. На вопросы, интересующие практически каждого, Мария Гайдар ответила «Бизнес Новостям» в своем первом развернутом интервью после отъезда в Соединенные Штаты.

Спустя полгода
Мария Егоровна, добрый вечер... (Ред. - Интервью состоялось в 20-30 по московскому времени) вернее, день. У вас же сейчас день в самом разгаре.
- Добрый вечер вам. У нас еще почти утро.

Как настроение? Настрой боевой?
- Бороться не с кем, а настроение замечательное. Буквально только что с тренировки вернулась.

Полгода прошло, как вы находитесь в Гарварде. Половина курса обучения пройдена. Многие до сих пор не понимают, чему вы там учитесь...
- Ну, как чему? Гарвард - это такой международный котел, где все «варятся», учатся, обмениваются знаниями и опытом. Программа построена замечательным образом. Первоначально, как это всегда бывает, обучение строится на общих дисциплинах, а затем курс зависит от того, что ты сам выберешь. В самой Harvard Kennedy School порядка 400 предметов, их которых можно выбрать наиболее нужные и интересные тебе. При этом рядом располагается множество других школ - это бизнес школа, юридическая и другие. И в каждой из них можно брать дополнительные курсы. В итоге, получается, что ты можешь выбрать из 8000 тысяч предметов именно те, которые более интересны. А если вернуться к вашему вопросу, чему я здесь учусь, то коротко и не расскажешь. Очень многому.

В таком случае скажите, какие курсы выбрали?
- Первоначально нас обучали, для освежения в памяти, математике, экономике, статистике. Грубо говоря, основным наукам. Дополнительно ко всему я выбрала, в частности, геополитические и макроэкономические предметы: к примеру, вопросы социально-экономического неравенства различных государств. Курс ведет венесуэльский профессор, невероятно известный в своих кругах. Фактически эти знания дают возможность взять любую страну и провести глубокий макроэкономический анализ того, что в этом государстве происходит. Еще один курс, к примеру, я взяла по переговорам: как их проводить, как быть медиатором. А также по Ближнему Востоку и праву.

Не разочаровались в американском образовании?
- Однозначно нет. И это не столько чисто американское образование, сколько международное. В Америке учебные заведения по типу Гарварда построены по принципу международных университетов. Здесь работают преподаватели со всех стран мира: россияне, африканцы, латиноамериканцы, европейцы... Кто угодно. По такому же принципу они и подбирают студентов, пытаясь дать возможность всем, кто хочет и может, получить превосходное образование.

Насколько известно, центр Кеннеди в Гарварде специализируется на «демократическом воспитании». Вам это зачем? Собираетесь пропагандировать демократию в России?
- Я бы не сказала, что он специализируется на демократическом воспитании. И, если честно, я несколько не понимаю, что вы вкладываете в это понятие...

Грубо говоря, там обучаются люди, заинтересованные в демократических преобразованиях в своих государствах.
- Я не знаю, откуда берутся такие представления об этом учебном заведении. И никакого специального обучения какой-то демократии здесь нет. Люди в Гарварде изучают те предметы, которые им необходимы в первую очередь.

Вы уж извините за вопрос, но слухи разные ходят, поговаривают, что вы ведете активную антигосударственную деятельность. Якобы вели ее, еще находясь в Кировской области.
- Что вы вкладываете в это понятие?

Работа на другое государство.
- На какое? На США? Пока я работала в Кировской области, я была в Америке один раз. Это я не считаю антигосударственной деятельностью. Учебу в Штатах я тоже не считаю чем-то пагубным. Сотни россиян учатся здесь. Это тоже, как вы говорите, антигосударственная деятельность? Я учусь здесь с целью будущей реализации своих знаний на территории родного государства. И, на мой взгляд, это вполне нормальная государственная деятельность.

Но информация о вас разная ходит...
- Это, как обычно, из разряда слухов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Насколько я знаю, вы получаете в Штатах неплохую стипендию. Для чего же правительственным структурам не совсем дружественного для России государства платить стипендию гражданину России?
- Большинство университетов в Соединенных Штатах являются частными, никакого финансирования от правительства они не получают. У учебных заведений есть определенные фонды целевых капиталов с бюджетами в несколько миллиардов долларов. При грамотном использовании этих капиталов университеты зарабатывают проценты, которые впоследствии и расходуют на лучших преподавателей и выплату стипендий. Основная ценность хорошего университета - студенты, которых они отбирают. Между учебными заведениями США идет достаточно жесткая конкуренция за лучших профессоров и лучших студентов. Если они перестанут придерживаться собственных правил и начнут за взятки принимать всех желающих получить образование, то они перестанут быть лучшими. А от государства университеты практически никак не зависят.

После полугода жизни в США не передумали возвращаться в Россию?
- Конечно, не передумала. Я сразу заявляла, что уезжаю на время и только ради учебы. Свою жизнь я связываю исключительно с Россией. Связь с Родиной для меня всегда являлась основополагающим моментом. Жить и работать в России - это ключевой момент для меня.

Президентские выборы пропустите или все же проголосуете?
- Однозначно проголосую. Думаю, сделаю это в консульстве.

То есть на время выборов в Россию не приедете?
- Если честно, пока не знаю. Есть мысли в начале марта приехать в Москву - у меня как раз в это время будет небольшой перерыв в учебе. А если честно, не так важно, где гражданин страны находится, главное, что он имеет вполне законные основания проголосовать практически в любой точке мира.

Перед отъездом в США вы заявили, что в Киров больше не вернетесь. Почему? У нас все так плохо?
- Ну, я несколько не так говорила. На самом деле, не хочу зарекаться, вернусь или нет в Киров... Случиться может все, что угодно. На данный момент варианта возвращения не рассматриваю, поскольку то, что я хотела сделать в Кировской области, я сделала. Сегодня то, что я начала, продолжает команда, которая формировалась с моим участием, и, как мне кажется, работает достаточно эффективно. Поэтому сейчас в своем возвращении не вижу смысла. Мне интересно заниматься конкретными вещами, тем, в чем я вижу какой-то смысл. А просто занимать высокую должность, большой кабинет ради должности и кабинета, важно расхаживать по длинным коридором мне не интересно.

Следите за Кировской областью (в частности, за теми сферами, которые ранее курировали)?
- Обязательно. Я же общаюсь с большим количеством людьми, непосредственно с которыми ранее работала. Переписка, телефонные звонки... И поэтому я не могу не быть в курсе того, что происходит в регионе.

Довольны результатом ваших реформ?
- Мне кажется, что все продвигается очень здорово, намеченное нами исполняется практически в полном объеме. Всем вполне довольна. Конечно, в той же медицине остается еще множество проблем и вопросов, требующих своего разрешения.

Получается, не жалеете о «содеянном»?
- Раз я сказала, что всем довольна, то как могу жалеть? Если ранее Кировская область по многим социальным характеристикам в России находилась на одном из последних мест, то сегодня регион приводят как пример очень успешных преобразований. Идем по верному пути. Даже еще тогда, когда я работала в областном правительстве, заметно поднялась удовлетворенность качеством медицинских услуг. Так что, я думаю, в настоящий момент после проведенных преобразований и ремонтов удовлетворенность и дальше будет возрастать.

Но вы не могли не слышать о жалобах на медреформы со стороны населения, особенно из сельской местности.
- Здесь имеет смысл смотреть на цифры и факты, а не на общие суждения. Когда население предметно спрашивают, стало ли для вас более доступно амбулаторное лечение и как вы оцениваете качество пребывания в стационаре, были ли бесплатные лекарства, все ли процедуры были -  то мы видем, что эти показатели улучшаются. При этому если человека спросить в целом, что он думает по поводу проводимых реформ, то ответ вряд ли будет положительным. У нас так повелось, что само слово «реформа» имеет негативный окрас. А вот если спрашивать по конкретным характеристикам, то выясняется, что удовлетворенность выросла.

Уверены, что когда перемены в системе здравоохранения в нашем регионе завершатся, они будут положительно восприняты населением?
- Перемены не завершатся, они должны и будут происходить постоянно, поскольку все время что-то меняется, появляются новые проблемы, демографические вызовы, новые методы лечения болезней. И, к слову, не существует ни одного города или страны, где бы население было полностью удовлетворено состоянием здравоохранения. Идет же постоянный поиск баланса. К примеру, советская система здравоохранения была призвана лечить, прежде всего, инфекционные заболевания: борьба с эпидемиями, вакцинация населения и т.д. А сейчас болезни связаны в основном не с массовыми эпидемиями, а с теми, которые требуют совершенно другого подхода и отношения между врачом и пациентом. А что нас ждет впереди - не известно. И в связи с новыми переменами будет необходимо строить другую систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Молва форумов
Обратимся к народной молве. Недавно вновь заговорили о ДТП, где погибла Алиса Суворова. Независимые экспертизы установили, что водитель троллейбуса Марина Ногина не могла сбить школьницу. В связи с этим вновь вспомнили вас, якобы Киров вы покинули по причине виновности в ДТП...
- Да, слышала, что эта тема вновь обострилась. Что я могу сказать по этому вопросу... Если Марина Ногина действительно не сбивала Алису, то любые дополнительные независимые экспертизы, способные помочь в установлении настоящего виновного, - вещь нужная. Единственное, что установлению истины никак не поможет - это писать анонимно на форумах, что в смерти Алисы Суворой виновата Мария Гайдар. А логика завсегдатаев форумов такова, что я сбила девочку и уехала в Гарвард... Это единственный аргументы и это полнейший абсурд. Легко проверить, что заявка на учебу мной была подана еще до декабря (об это, кстати, писал в своем блоге Никита Белых). Я понимаю, что многим людям может показаться странным, как можно променять государственную службу на год обучения. Но я вас уверяю, странным это кажется только тем, кто не понимает, что такое Гарвард. Вместе со мной учатся люди, которые занимали не менее высокий пост, нежели я: первая женщина-депутат ОАЭ, глава валютно-резервной системы Китая. Все они совершенно спокойно оставили свои кабинеты и уехали повышать квалификацию.
Обвинения в мой адрес носят исключительно анонимный характер. То, что они пишут, ничем не подкрепляется. Нет ни одного факта и ни одного человека, который сказал бы, что Мария Гайдар виновна в ДТП. Если такой человек появится, я стану подробно отвечать, где я была в то утро, что делала. А сейчас нет такой необходимости.

Случайности вряд ли бывают. Неужели в Кирове мало чиновников или бизнесменов, на кого можно ткнуть пальцем. Почему именно вы? Может, у вас есть предположения?
- Значит, в Кирове у меня есть враги. И эта кампания с удовольствием поддерживается активно работающими «ботами» в Интернете. Еще раз скажу, что если появится хоть один человек, который сможет вразумительно и не анонимно обвинить меня в смерти девочки, я буду давать комментарии.

Вы упомянули о врагах. Кто они?
- Знаете, у меня нет точной теории на эту тему. Если Марина Ногина действительно не виновна, то есть люди, которые виновны. Поэтому предположу, что именно они распространяют эти слухи для отвода глаз. Причем, я не знаю деталей дела, подробно не разбиралась в нем, я лишь говорю свое предположение. Пока я работала в Кирове, какое-то количество людей было мной уволено, кто-то оказался не удел, кто-то обиделся. И я подозреваю, что обидеться могли серьезно. Ну, а есть и такие люди, которым я по тем или иным причинам просто не нравлюсь. И, возможно, последним понравилась брошенная кем-то идея о возможной моей причастности к ДТП, после чего они начали тиражировать ее в Сети. К примеру, когда я пишу что-то в «Твиттере», мне 20 человек всегда с одних и тех аккаунтов отвечают «Чтоб ты сдохла». Нужно ли на это что-то отвечать? Думаю, нет.

Можно еще одну теорию надумать. Вы входите, то есть входили в так называемую «команду Белых». А очернить Никиту Белых пытаются многие. Может, отсюда ноги растут?
- Интересная теория. Может быть, конечно, это и правда. Когда я работала в кировском правительстве, обо мне распространяли всевозможные слухи. Например, обязательно дважды в год я беременела и делала аборты. Или я - наркоманка и алкоголичка. И я всегда недоумевала: неужели я так плохо выгляжу? Так что вполне логична ваша теория о таком способе очернения губернатора - какая команда, таков и начальник. Что бы там ни было на самом деле, работа идет... имею ввиду с их стороны. Что-то происходит.

А что именно?
- Я не знаю этого... Лишь хочу, чтобы редакторы и владельцы тех же газет не верили всем слухам и хотя бы иногда пытались давать более взвешенную позицию.

А как вы думаете, Марина Ногина виновата?
- Этого я не знаю... Знаю только одно: Алису Суворову сбила не я. А так как я не владею подробной информацией, то не могу строить предположения на счет виновности Ногиной. Но не исключаю версии, что ее подставили. И если Марина не виновна, то очень надеюсь, что настоящего преступника все же найдут.

Планы на будущее
Было бы логично продолжить разговор выборами. Но, если честно, сегодня о них уже столько сказано... Поэтому, если можно, давайте исключим их. А вот о политике, в частности, вашем будущем и будущем Никиты Белых было бы интересно поговорить.

- Поддерживаю.

Как думаете, судьба еще раз сведет вас и Никиту Белых?
- Вполне возможно. У нас страна, с одной стороны, большая, но, с другой, людей, имеющих схожие ценности и взгляды, не так много. Так или иначе, думаю, еще встретимся.

Но, насколько понимаю, точно не в Кирове?
- Почему же? Я же говорю, не будем зарекаться. Тем более Киров для меня останется родным городом. И если я буду реализовывать какие-то региональные проекты, то Кировская область станет одной из первых площадок для этого. Так или иначе, в вашем городе я побываю еще не раз...

Сегодня многие гадают, что ждет Белых в будущем (снятие с должности, повышение). У вас есть какие-то прогнозы?
- У меня нет никакого прогноза, поскольку я не могу предположить, что будет происходить в нашей стране после президентских выборов. Есть общая неопределенность. Конечно, на мой взгляд, для Кировской области было бы очень хорошо, если бы Никита Юрьевич и в дальнейшем оставался вашим губернатором. Но, мне кажется, в случае чего он не станет держаться за эту должность просто ради должности. Он молодой и энергичный, поэтому найдет чем заняться и куда податься, если ситуация будет не рабочей. Уверена я лишь в том, что Белых так или иначе будет либо в государственном управлении, либо в политике.

А что вы готовите для себя: участь оппозиционера или же что-то более умиротворенное?
- Что бы я ни выбрала, это будет адекватно текущему моменту. Понимаете, мне интересны созидательные проекты, делать то, что меняет жизнь людей к лучшему. Занимаясь политикой или работая в правительстве Кировской области, я, прежде всего, руководствовалась этими принципами. А что меня ждет?.. Все зависит от того, какая будет ситуация. К тому же, большое значение для меня имеет то, с кем предстоит работать. Уверена лишь в том, что я не стану просиживать лучшие годы своей жизни в кабинете. Работы очень много в правительстве, в регионах, в политической и гражданской среде. Так что свой проект я найду в любом случае.

Значит, вы не исключаете, что можете вновь пойти в госуправление?
- Конечно, не исключаю. Мне кажется, это вполне нормальное стремление любого политика придти в государственную власть с целью что-то сделать. Если хочешь перемен, то госвласть - самое эффективное место для этого. Но лишь в том случае, если руководство стремится к этим переменам. Если же нет, то работать не интересно. При этом, это не означает, что я завтра собралась идти во власть. Мне 29 лет, и я мыслю в перспективе 10, 20, 30 лет.

Беседовал
Григорий Холкин
kholkin@inbox.ru

Досье

Мария Егоровна Гайдар, бывший заместитель председателя правительства Кировской области.
Дата и место рождения: 21 октября 1982 года, город Москва.
Образование: экономическое.
Карьера:
- на третьем курсе учебы в вузе в 2002 году (до 2004 года) начинает работать в компании «Видео Интернэшнл» экспертом по планированию СМИ;
- в 2006-2007 годах работает учителем, преподает экономику в средней школе;
- в 2007 году - ведущая авторской общественно-политической программы «Черное и белое» на телеканале О2ТВ, ведет ее вместе с журналистом Олегом Кашиным;
- ведущая радиостанции «Эхо Москвы» (вела программы «Дневной разворот», «Особое мнение», «Кредит доверия», «Кейс»);
- в 2009-2011 годы работала заместителем председателя правительства Кировской области;
- с лета 2011 года учится в Гарварде.
Президент некоммерческой организации «Фонд поддержки молодёжных программ»
Увлечения: йога, теннис.
Любимая литература: А. Чехов, А. Пушкин, Ф. Достоевский, В. Пелевин.
Любимая музыка: Моцарт, Брамс, Чайковский, органная музыка, ДДТ и вообще русский рок.
Любимое блюдо: картофельное пюре, помидоры в любом виде, окрошка.
Жизненные приоритеты: развитие.
Жизненное кредо: Успех неизбежен!

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений