«Машинка»: перезагрузка

Кировский машзавод им. 1 мая после банкротства вновь заработал. О том, благодаря чему это произошло, рассказали в очередном выпуске программы «Разворот на бизнес» его сотрудники.

03.02.2019  2399

А в этом году будет праздноваться 120-летие предприятия.

Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+):

- 2014 год был для машзавода богатым на заказы. В то же время в российской экономике сложилась тяжелая ситуация, и многие заказчики отказались от того, что раньше планировали купить. В январе 2015 года на заводских путях осталась стоять готовая продукция на миллиард рублей, а завод задолжал банкам по кредитам большие суммы денег. Если бы удалось продать ту продукцию, то предбанкротной ситуации можно было бы избежать? Расскажите, что происходило на заводе в то время?

Анатолий Колчин, заместитель генерального директора по маркетингу Кировского машзавода им. 1 мая:

- Для выполнения контрактов, заключенных в 2014 году, мы были вынуждены прибегнуть к получению банковских кредитов. В тот период, когда у промышленных предприятий денег не оказалось, они расторгли с нами более 15 договоров. Это были большие потери для завода, произведенная техника осталась невостребованной.

Однако было принято решение не останавливать производство, прибегать к непопулярным мерам мы не стали. В итоге завод работал, а реализации продукции не было. В конце 2014 года - начале 2015-го наш долг по кредитам составлял около 800 млн рублей, а на конец 2015 года дорос до миллиарда. В 2015 году нам не на что было жить. Мы произвели несколько кранов и остановились. Возникало ощущение, что завод больше не восстановить.

Светлана Занько, главный редактор «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+):

- Напоминаем, что эта ситуация привела к банкротству предприятия, а в 2016 году «машинкой» занялся кировский завод «Сельмаш». Правильно?

Сергей Зубов, главный инженер Кировского машзавода им. 1 мая:

- Да, нам повезло, что завод «Сельмаш» обратил на нас внимание. В качестве исполнительного директора в октябре 2016 года на предприятие пришел Александр Анатольевич Чурин. С тех пор начались вливания, пошла реализация продукции (которая была на складе), были погашены долги по заработной плате. Мы начали восстанавливать свой авторитет, прежде всего, в глазах РЖД, а потом и других промышленных предприятий - наших заказчиков.

Светлана Занько:

- Люди в сложное время уходили от вас целыми бригадами, зарплата падала, производство стояло. Это изменилось?

Анатолий Колчин:

- Да, за 2015 год мы произвели всего семь единиц кранов (тогда как в стабильное время их выпускалось около 50). На заводе осталось всего 700-800 человек, тогда как было 1500. В 2016 году, как я уже сказал, начались первые шаги по стабилизации обстановки на предприятии, в 2017 году мы ежемесячно ездили в Москву в АО РЖД. К апрелю-маю РЖД наконец-то в нас поверили, поняли, что мы можем выполнять их заказы. Александр Анатольевич лично неоднократно бывал и в Минпромторге, убеждал руководство ведомства в нашей работоспособности.

Олег Прохоренко:

- У вас есть конкуренты, которые могли бы занять вашу нишу во время кризиса?

Сергей Зубов:

- В советское время существовало такое негласное разделение в краностроении: ГДР производила краны большой грузоподъемности, а наш завод — малой (16-25 тонн). Но в 90-е годы нам пришлось осваивать краны и большой грузоподъемности, и сейчас мы производим всю линейку кранов. В России их больше никто не делает. Все наши конкуренты находятся за границей: Германия, Китай. По путевым машинам (вторая часть нашего предприятия) конкуренты в России есть и достаточно сильные. С горечью можно сказать, что эту линейку мы потеряли. В полном составе ушли наши конструкторы (сейчас они работают в Туле), которые вели путевую технику, и заказы исчезли. Основные наши конкуренты по этому направлению — заводы Калуги.

Олег Прохоренко:

- С кем работали все это время железнодорожники?

Сергей Зубов:

- Кран служит не один год и не два, а порядка 15-20 лет. Прожить без закупок года два можно легко, но в итоге РЖД все равно бы вернулись к нам: то, что предлагает запад, слишком дорого.

Светлана Занько:

- Сколько стоит один ваш кран?

Сергей Зубов:

- Цену я называть не буду, но скажу, что на один немецкий кран можно купить три наших.

Светлана Занько:

- Какой заказ вы получили в 2017 году?

Анатолий Колчин:

- Получили заказ на 350 млн рублей на создание маленьких 16-тонных кранов. До конца года их отгрузка была завершена (это около 20 кранов).

Светлана Занько:

- Что это позволило сделать предприятию в дальнейшем?

Анатолий Колчин:

- Конечно, вся Россия знала, что мы — банкроты. Приходилось доказывать, что нам можно доверять. Благодаря заказу от РЖД другие предприятия увидели, что мы можем наладить производство. Зарплата у персонала начала расти, стали возвращаться сотрудники. Так, если в 2017 году средняя зарплата у нас была равна 25 тысячам рублей, то в 2018 году — уже 30 тысячам. Предприятия возобновили контакты с нами, поверили в нас.

Отношения с РЖД тоже изменились: на 2018 год мы получили заказ уже на 30 кранов, еще на 15 штук — для промышленности. И если за 2017 год изготовили 28 кранов, то за 2018 — 55. Оборот по товарной продукции у нас составил почти 1,5 млрд рублей, тогда как в 2016 году он был равен всего 300 млн рублей.

Олег Прохоренко:

- Продукция, которую вы выпускаете сейчас, это разработки, которые были еще до 2014 года, или есть новые инженерные мысли?

Сергей Зубов:

- Линейка наших кранов широкая — от 16 до 150 тонн. Три крана (16, 25 и 32 тонн) — это, можно сказать, старый задел. Они прошли несколько модернизаций, постоянно совершенствуются, на них всегда есть стабильный спрос. Их берет и РЖД, и промпредприятия, они больше работают как экскаваторы (ими перегружают сыпучие грузы). Таких уже выпущено около тысячи штук, и их производство продолжается. Также, как я уже сказал, мы были вынуждены осваивать линейку большегрузных кранов. Да, они проще, чем европейские, но мы их постоянно совершенствуем и выпускаем по несколько штук в год.

Сейчас подошли к тому, что нужно делать следующий шаг. Пока завод находился в кризисе, наши конструкторы не спали, а продолжали трудиться и создали проект нового крана — 150-тонного КЖ-473. Сейчас он запущен в производство. К лету мы планируем его собрать, испытать, сертифицировать и предложить железным дорогам. Они его ждут. По своим характеристикам кран позволит нам встать в один ряд с заводом в Лейпциге. При этом в РЖД говорят уже о том, что хотели бы работать и на 200-тонном кране. Наши конструкторы пока только думают о том, как его создать. Конкурент в этом вопросе — Германия: там завод такие уже производит.

Олег Прохоренко:

- А где производятся комплектующие к этим кранам?

Сергей Зубов:

- Что касается маленьких кранов, то они практически на 100 процентов укомплектованы отечественными производителями. По гидравлическим процент импорта довольно высок. Когда мы выбираем комплектующие, прежде всего, смотрим на качество, а не на производителя. Так, когда мы создавали последний кран, то сменили примерно трех производителей гидроцилиндров.

Олег Прохоренко:

- Санкции вашей сферы не коснулись?

Сергей Зубов:

- Пока нет.

Олег Прохоренко:

- А импортозамещение на вас как-то сказывается?

Сергей Зубов:

- Пока похвастаться нечем. Есть позиции, без которых мы не проживем, если санкции по отношению к нашей отрасли вступят в силу.

Светлана Занько:

- Кто был вашим потребителем за рубежом до кризиса, и как вы возвращаете эти компании сейчас?

Анатолий Колчин:

- Это были все наши бывшие союзные республики. Кроме того, раньше поставляли технику в Ливию, Сербию, на Кубу. Сейчас эти страны узнают о нашей ситуации, и тоже начинают возвращаться. Если говорить о перспективах, то в проекте у нас взаимодействие с Кубой, Польшей, Узбекистаном, Таджикистаном, Азербайджаном, Грузией и Киргизией.

Олег Прохоренко:

- Расскажите подробнее о Кубе. Туда уже начинаются поставки кировских кранов?

Анатолий Колчин:

- В советское время наш завод туда поставил много кранов — до 90 единиц. После известных политических событий (с 90-х) поставок на Кубу не было. Потом были заявки по запасным частям, но они не состоялись. Кубинцы обходились все это время своими силами, перебирали старые краны и собирали из них новые. И буквально за последние 10 лет мы поставили туда восемь кранов.

Светлана Занько:

- Сейчас вы снова возобновляете работу с Кубой?

Анатолий Колчин:

- Да, действует государственная программа на межправительственном уровне. В 2017 году между Кубой и Россией было подписано межправительственное соглашение. В 2018 году вышло распоряжение Дмитрия Медведева о том, чтобы оказать содействие РЖД в восстановлении инфраструктуры, проведении капитального ремонта кубинских железных дорог. Исполнителем программы будет ООО «РЖД-интернешнл», с которыми у нас и будет весной этого года заключен контракт. Он уже согласован.

Олег Прохоренко:

- С какими еще странами намерены сотрудничать?

Анатолий Колчин:

- Есть предложение польского химического концерна, который готов купить четыре крана. В советское время мы обеспечивали нашими маленькими кранами всю социалистическую Европу. Они, кстати, до сих пор там работают.

Светлана Занько:

- А можно ли как-то вернуть кадры, которые ушли с предприятия, особенно конструкторов?

Сергей Зубов:

- Такое желание, конечно, есть, но для этого требуются большие деньги. Нужно понимать, под какой заказ их возвращать. Пока же придется самим воспитывать новые кадры.

Олег Прохоренко:

- Наш вуз способен их выпускать?

Сергей Зубов:

- В конструкторах хорошо «приживаются» выпускники Сельхозакадемии и ВятГУ, но специфика завода такая, что все равно приходится переучивать. Кроме того, сейчас у нашего руководства появилась идея возродить на территории нашего завода учебный центр.

Олег Прохоренко:

- Какие планы вы строите на будущее?

Сергей Зубов:

- Раньше каждый год на заводе разрабатывался документ плана организационно-технического развития. Там прописывалось все: от технической и экономической составляющей до охраны труда. В последний раз такой план составлялся в 2014 году, и вот сейчас появился новый. Революцию на заводе он, конечно, не сделает. Но реальные улучшения мы почувствуем: и в вопросах инфраструктуры, и по охране труда. Также у нас есть желание развивать новые направления, например, хотим научиться делать мостовые краны. Это все еще раз подчеркивает тот факт, что завод пережил сложные времена.

Олег Прохоренко:

- Кстати, в 1899 году произошло торжественное открытие Вятских главных железнодорожных мастерских, которые в 1929 году были преобразованы в Вятский машиностроительный завод. Как в этом году будет отмечаться 120-летие предприятия?

Анатолий Колчин:

- Думаю, это будет большое торжество.

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Заниматься рапсом выгодно"
"Заниматься рапсом выгодно"

Рапс - высокомаржинальная культура, но на полках кировских магазинов он не представлен. Но это вопрос ближайшей перспективы, говорит директор "Лебяжского завода растительных масел" Никита Молодкин.

  532

Как обелить "шашечки"

Эксперты зафиксировали резкий рост нелегального рынка такси в России. Об этом говорится в опубликованном на минувшей неделе исследовании аналитического центра при правительстве РФ.

  357

От поля до прилавка

Что влияет на качество молока и его продажи? Как изменился покупательский спрос и от чего зависит? Куда идет профицит вятского молока? Темы обсудили участники очередного "Разворота на бизнес".

  355


С должников за электроэнергию из Кумен взыскали 29 тысяч рублей

У одного из неплательщиков также был арестован и изъят телевизор.

  147

Взыскали с должников 150 тысяч рублей и арестовали имущество

Об итогах сентябрьских рейдов энергетиков и приставов.

  202

"Открой рот"

17 октября в 19:00 в Центре современного искусства "Галерея Прогресса" чемпионат России по чтению вслух.

  79

Олег Валенчук поможет жителям Верхошижемья отреставрировать мемориал

Подготовка к празднованию 75-летия Великой Победы идет полным ходом, и привести в порядок памятные объекты к юбилейной дате для - дело чести.

  154

Кировчане поделились опытом создания системы долговременного ухода на Всероссийском форуме в Москве

Кировская область презентовала свой опыт по созданию системы долговременного ухода на II Всероссийском форуме «Россия – территория заботы», прошедшем в Москве.

  131

Казанский ТЮЗ отправится на гастроли в Киров

Казанский государственный театр юного зрителя отправится в Киров на гастроли, которые приурочены к Году театра в России.

  126