Борьба с внутренним врагом?

03.02.2019 19:38:00 1644 0

А как у них? Сегодня у нас есть возможность познакомиться с вопросами развития бизнеса у северного соседа — республики Коми. По словам президента торгово-промышленной палаты Коми Юрия Колмакова, проблема у предпринимателей та же: жесткая политика государства.

- Юрий Александрович, вы недавно приступили к обязанностям президента торгово-промышленной палаты Коми. Однако с бизнес-климатом региона знакомы давно. Какой он?

- Ситуация с деловым климатом в республике Коми такая же, как в целом в стране. Вместе с тем у нас наблюдается отток предпринимателей. Есть случаи, когда они перерегистрируются на других территориях (в Кировскую, Архангельскую области и так далее) либо вовсе закрывают предприятия. За последние два года их количество уменьшилось более чем на 800 единиц. При общении с предпринимателями становится ясно: нет уверенности в завтрашнем дне, это отражается на развитии их бизнеса. Новые проекты развиваются недостаточно. «Новички» видят, как сложно живется существующему бизнесу: многие разоряются, банкротятся, и это плохо отражается на экономике. К сожалению, бизнес сегодня не является примером для подражания среди молодежи. У нее другие мысли: многие хотят пойти работать в бюджетную сферу, силовые структуры. Но ведь наша страна — это не только «Газпром». Развитие малого и среднего предпринимательства - одна из целей государства.

- Когда вы говорите о давлении на бизнес, имеете ввиду налоговую и другие контролирующие органы?

- И их тоже. Контролирующие структуры исполняют свои обязанности в рамках имеющихся регламентов. Но если все так рьяно выполнять, можно совсем загубить бизнес. Президент страны поставил задачу: увеличить количество предпринимателей в стране до 25 млн человек. Однако республика Коми, возможно, станет территорией, которая внесет недостаточный вклад в комплекс мер по достижению этой цели. Политика государства по отношению к бизнесу сегодня непоследовательна и чрезмерно жесткая. Да, проступки бывают у всех, но зачем наказывать так, чтобы бизнес исчезал? Если одни закроются, новые не придут. Как в таком случае будет развиваться наша территория? Откуда будут браться налоги на социальные программы? Сегодня сокращается покупательская способность населения, уменьшаются рынки сбыта. Страна живет под гнетом санкций господина Трампа и Европы. Получается, что в то время как страну «гнобят» международные силы, бизнес вынужден бороться за свое существование в своей собственной стране. У предпринимателей опускаются руки.

- Но контролирующие органы, как вы сказали, действуют в рамках закона?

- Да, в рамках законов и своих ведомственных актов. У бизнеса случаются проблемы, например, с налоговой, но степень ответственности и суммы предъявляемых претензий должны определяться судом. А порой складывается впечатление, что предпринимателей хотят выставить в неприглядном свете. Иногда еще до суда их начинают допрашивать следственные органы, а могут и уголовные дела против них возбудить. Это воспринимается как давление и устрашение бизнеса. Слабые ломаются, сильные выживают, пусть и с потерями. Возникает вопрос: «А зачем и кому это нужно?» Мы что, с внутренним врагом боремся? У нас есть предложения, которые исправили бы ситуацию.

Так, до завершения судебного разбирательства по существу вопроса в суде последней инстанции можно не блокировать счета предпринимателям и не начинать против них никаких следственных мероприятий.

Если окончательная судебная инстанция примет решение не в пользу предпринимателя, то с даты принятия такого решения правильным будет предоставить предпринимателю 90 дней на урегулирование финансовых претензий – погашение суммы, которую в своем решении предъявит суд. Это время потребуется бизнесу на поиск денег (продажу активов, привлечение займов и так далее).

Кроме этого, предлагается ввести так называемый «инвестиционный налоговый кредит», который позволил бы предпринимателям урегулировать предъявляемые к ним судом финансовые претензии и заключался бы между предпринимателем и ФНС. Продолжительность такого кредита должна быть 5-7 лет, по ставке ЦБ. Таким образом, за предоставленные предпринимателю 90 дней после окончательного решения суда у предпринимателя будет возможность или уплатить деньги, или оформить инвестиционный налоговый кредит на сумму предъявленных к нему претензий, и тем самым решить вопрос. Предлагаемый механизм позволит бизнесу исполнять решения судов и не потерять бизнес, а государство, в свою очередь, получит соответствующие суммы налоговых платежей и не допустит сокращения рабочих мест.

- Я так понимаю, что из Коми уходит не только бизнес, но и уезжают люди.

- Такая тенденция есть. Когда я начинал работать в министерстве экономики в 1998 году, у нас проживало 1,2 млн человек. Сейчас осталось чуть более 800 тысяч. Конечно, происходит объективный отток населения с северных территорий (Воркуты, Инты и так далее). Это снижение потребителей товаров и услуг. Чем больше рынок территории, тем и бизнес будет лучше развиваться. Когда он сжимается, тогда покупательский спрос населения уменьшается, цены растут, а увеличения зарплат не происходит. У нас в республике ситуация усугублена еще и тем, что к величине МРОТ добавляются районные и северные коэффициенты. Нашим предпринимателям сложно выдерживать конкурентное противостояние с более южными территориями. Но, несмотря на это, бизнес в Коми работает.

- В каких сферах?

- Специфика нашей республики такова, что у нас всегда были в основном два типа предприятий: очень крупные (недродобытчики) и совсем маленькие. Средней прослойки практически нет. Многие завидуют, имея ввиду наличие у нас полезных ископаемых, но я им возражаю, так как основной налог из этой сферы (НДПИ) полностью уходит в федеральный бюджет. Ну а из развивающихся есть очень хорошие предприятия - «Зеленецкая птицефабрика», «Сыктывкарский пивзавод», молочные заводы, лесопереработчики, медицинские компании и другие.

- Какие у вас есть программы по поддержке бизнеса?

- Правительством республики ведется целевая работа в этом направлении: есть и льготное кредитование, и поддержка в рамках федеральных национальных проектов. Работает подразделение корпорации МСП, центры поддержки предпринимательства и так далее. Казалось бы, есть многое, но бизнес относится к этим программам скептически, иногда не востребованы никакие кредиты: ни льготные, ни обычные.

Недавно мы общались с коллегами о возможных причинах невостребованности льготных кредитов. Представителям финансовых структур было сказано: бизнес не берет кредиты, потому что ситуация в стране сложная, уверенности в завтрашнем дне мало, развитие бизнеса недостаточное. Тогда надо сделать по-другому: предоставлять льготные кредиты тем предпринимателям, которые уже реализуют проекты и имеют кредиты в коммерческих банках. Они уже проверены, по кредитам имеется обеспечение. То есть можно провести рефинансирование и заместить льготными кредитами (по линии господдержки и так далее) имеющиеся кредиты предпринимателей в коммерческих банках. Да предприниматели в пояс поклонятся, если фонды так сделают! Сократится финансовая нагрузка на бизнес, от этого выиграют все.

- Что еще можно сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? Или это в большей мере зависит от политики федерального центра?

- В большинстве случаев - да, многое зависит от федеральных законов. На региональном уровне мы не можем, например, снивелировать те же северные коэффициенты. При этом правительство республики Коми проводит работу по многим направлениям. Со своей стороны, чтобы организовать работу с правительством и сделать ее системной, мы внесли на рассмотрение проект соглашения о сотрудничестве ТПП РК с правительством республики Коми. В нем предложены направления сотрудничества, например, в вопросах проведения выставок, деловых миссий, предоставление ТПП РК функций экспортного центра Коми, обучающего центра и другие.

Какое-то время назад ТПП РК снизила свой авторитет среди бизнес-сообщества. Но коллектив ТПП РК – это слаженная команда, и сейчас общение с предпринимателями стало более активным. Бизнес устал без общения, ему нужно с кем-то поговорить, услышать совет, что делать в случае возникновения той или иной проблемы, какую может получить поддержку и так далее. Мы ведем работу по наращиванию членской базы, которая сильно сократилась за последние годы.

Бизнесу не надо, чтобы с ним «нянькались» и подтирали ему сопли. Ему нужны понятные и долгосрочные правила игры, понимание того, что наказание за проступки будет адекватным, что он не будет уничтожен. Сложностей много, время такое, но лично я - оптимист по натуре и уверен, что и эти трудности мы переживем, и ситуация в стране улучшится.

- Когда?

- Я давно живу, пережил много кризисов: и дефолт, и павловскую реформу (когда люди утром проснулись и узнали, что надо срочно менять деньги). Жаль, что иногда государство жестко действует. Одной из моих компаний в этом году исполняется 27 лет. Она занималась инвестиционной деятельностью и раньше по своему обороту занимала 3-е место на северо-западе страны. Сейчас, к сожалению, занимаемся другими направлениями. Бизнес сегодня — не такой, как был раньше: некоторые предприниматели возили компьютеры из Москвы, а здесь продавали втридорога. Сейчас все по-другому. Бизнес стал конкурентным, низкомаржинальным. Такова реальность. Но хотелось бы, чтобы, как и в те далекие 90-е годы, оптимизм лился через край. Сказать же, когда точно улучшится ситуация, думаю, никто не сможет. Это в равной степени зависит от всех нас: как будем работать и развиваться, так и будем жить.

- В каких вопросах вы будете сотрудничать с Вятской ТПП?

- У нас никогда не было соглашения с Вятской ТПП. Сейчас решили это досадное недоразумение устранить. И я благодарен Николаю Михайловичу Липатникову (президенту Вятской ТПП — прим. ред) за приглашение и насыщенную программу в Кирове. Скажу, что соглашение - это не дежурный документ. Я рассчитываю на поддержку более опытных коллег, возможно, и наш опыт заинтересует кировских друзей. Вятская торгово-промышленная палата - одна из лучших в России, что для нас очень почетно. В частности, сейчас мы обсуждаем вопрос об организации и проведении презентаций предприятий Республики Коми в Кировской области, а потом наоборот, - ваших предприятий у нас. Причем это должны быть не просто ярмарки и выставки. Такое взаимодействие нужно усилить культурными программами, представлением творческих коллективов, спортивными соревнованиями по разным видам спорта. Наши стороны обсудят эти вопросы с руководством, думаю, инициативу поддержат. Содружество наших территорий давно стало традиционным и, безусловно, в наших силах продолжить эту дружбу, поддержать взаимовыгодное развитие бизнеса территорий и повысить благосостояние жителей.

Досье

Юрий Александрович Колмаков, президент торгово-промышленной палаты Республики Коми.

Дата и место рождения: 1959 год, г. Воркута.

Образование: высшее, экономический факультет Сыктывкарского государственного университета. Карьера: трудовую деятельность начал рабочим на стройке в Воркуте. После окончания университета прошел путь от нормировщика до министра экономики Республики Коми. Создал одну из первых в республике не банковских инвестиционных структур – Инвестиционно-финансовую корпорацию.

Увлечения: плавание, среднеазиатские овчарки, пивные кружки. Является руководителем Федерации плавания Республики Коми.

Любимая музыка: классика (Шопен, Бах), рок (Deep Purple и так далее).

Любимая литература: классические детективы.

Девиз: У оптимистов сбываются мечты, а у пессимистов — кошмары.

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте