Работа с колеса

24.02.2019 19:26:00 1181 0

Ситуация с железнодорожными вагонами для кировского бизнеса вдруг обернулась другой стороной: теперь вагонов стало много, но предпринимателям они почему-то оказались не нужны.

В очередной сложной ситуации пытались разобраться в Вятской торгово-промышленной палате.

Одними из инициаторов встречи стали именно представители РЖД. Заместитель начальника Горьковской железной дороги (по территориальному управлению) Сергей Шагалов, рассказал о ситуации с загруженностью вагонов на начало года и текущий момент:

— В 2018 году мы перевезли 2 796 835 тонн лесной продукции ж/д транспортом. По сравнению с 2017 годом прирост составил 22,6%, - сказал он. - Сегодня наблюдается тенденция к снижению. В январе перевезли всего 224 440 тонн груза. Для сравнения, 232 500 тонны было в январе прошлого года. Мы потеряли почти восемь тонн.

20 дней февраля также показали отставание по отношению к уровню прошлого года — на 45 360 тонн. Есть, как известно, трудности с вывозом леса в Китай. Но наблюдается также и снижение во внутри-российском сообщении по низкосортной древесине и пиломатериалу (в два раза): по северной железной дороге (84% к уровню прошлого года), по Северному Кавказу (только 60%), по Москве и Московской области (всего 0,9%).

- Если в прошлом году мы грузили в среднем в сутки около 500 тонн, то сегодня эта цифра составляет не больше 5 тонн, - подытожил Шагалов. - Нам важно понимать перспективы дальнейшей работы. Мы должны считать расходы, понимать, сколько у нас уйдет на содержание инфраструктуры и штата. Мы все получаем заработную плату с колеса.

Директор «Азиатско-тихоокеанской экспедиторской компании» Ольга Любимова в ответ сказала, что у очень многих предпринимателей лес простоял долгое время, потому что со стороны РЖД заявки не оформлялись. Ее компания выгрузила в Уссурийске недавно «кругляка» на 25 млн рублей, а клиент от него отказался, потому что железная дорога не дала его вывезти. Товар на 20 млн рублей лежит у компании еще и в Кирове, но Любимова уже не рассчитывает его продать: дерево начало подгнивать.

Ее поддержал и представитель лесного бизнеса из Слободского. Он рассказал, что общается со многими своими коллегами и везде ситуация одинакова: лес лежит и не вывозится, потому что заявки не согласовываются со стороны РЖД. У кого-то сырье уже гниет.

— Тоже занимаемся пиломатериалом, - рассказал один из руководителей компании «Вятская береза» Константин Ситчихин. - В прошлом году мы нарастили мощности к сентябрю: закупили березу, начали ее пилить, заплатили за сушилку, вложились в зарплату. А потом оказались в тупике. Декабрь не работали, январь — тоже. Какой смысл работать, если наши склады итак забиты. Только недавно, благодаря тому, что я связался с руководством РЖД в Москве, мы «поехали». Сейчас мне хотелось бы понимания от железной дороги, с чем мы столкнемся в этом году, куда нам направлять контракты. Может быть, нужно переделывать договоры и заключать их с кем-то другим. Не хочется упасть в грязь лицом перед нашими партнерами. Если будет понимание того, сколько у меня будет вагонов, мы снова нарастим объемы производства.

На вопрос о китайском направлении предпринимателям ответил начальник Горьковского территориального центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Дмитрий Козлов:

— Если на Дальний Восток мы не можем проехать, то на Забайкальск, например, можем, - сказал он. - В феврале мы добились согласования 119 вагонов на Китай через Забайкальск. Однако из них было погружено всего 20. По вопросу согласования дополнительных объемов в нашем центре нам ответили, чтобы мы сначала хотя бы 70% от имеющихся загрузили. При этом мы обзвонили все заинтересованные предприятия. Они нам сказали, что отказываться от вагонов не будут. Но и грузить их при этом они не собираются.

Шагалов же привел в пример ошибки и неточности со стороны бизнеса. Так, он сказал, что недавно один из вагонов был поставлен компании 13 числа, а выведен только 20.

- Таких рабочих моментов предостаточно, как с вашей стороны, так и с нашей, - сказал представитель РЖД. - Мы работаем ежегодно, круглосуточно, в выходные и праздничные дни. Я тоже со своей стороны прошу вас работать так и организовывать работу. Давайте применять календарное планирование.

Предпринимателей также волновал вопрос штрафов. По мнению сразу нескольких из них, наказание часто оказывается несоизмеримым по отношению к допущенному нарушению. Так, компанию Ольги Любимовой оштрафовали на 1 млн рублей за перевес. ОАО «Березовский леспромхоз» из Опаринского района наказали за то, что бревно у них выпирает всего на 12 см.

— Одно дело, когда штраф касается вопроса безопасности движения. Если же в десятикратном размере штрафуется недостоверность сведений в документе, это уже явно несоразмерно, - поддержал коллег и директор компании «Атлант» Иван Козлов. - Получается огромная сумма. С этим надо работать.

Представители РЖД пояснили: суммы штрафов установлены законом, и они не вправе обсуждать эти нормы. Кроме того, напомнили, что железная дорога несет ответственность за перевозимые грузы.

Начальник отдела продаж АО «ФГК» Отар Бердзенишвили также напомнил, что и у них есть недопонимания с грузоотправителями. Часто, по его словам, бывает так, что вагон приходит к клиенту, а тот от него отказывается, ссылаясь на неготовность груза.

— На текущий момент компания содействует любой номенклатуре грузов, - рассказал Бердзенишвили. - Наша доля за 20 дней февраля составляет 42% от погрузки всей железной дороги в полувагонах. В прошлом месяце это было 33%. При этом доля нашего парка составляет всего 19%. Явный перекос в пользу горьковской дороги есть. Мы со своей стороны идем навстречу грузоотправителям, чтобы они вывозили как можно больше объемов. Но, например, на текущий момент на Северный Кавказ ушло всего 36 вагонов. Причем это данные с электронной площадки, то есть мы не влияем на грузоотправителя, на то, куда он посылает товар. Вагоны всегда есть. Другой вопрос, что бывает высокий сезон, когда очень велико число самих грузоотправителей.

Вице-президент Вятской ТПП Юрий Исупов поинтересовался: сохранится ли в течение года тенденция по наличию вагонов, не получится ли так, что в отопительный сезон все мощности опять будут брошены на перевозку угля, как это случилось в прошлом году. Однозначного ответа от ФГК предприниматели не получили.

— Мы входим в холдинг РЖД, и около 45% нашего парка задействовано в социально-значимых перевозках, в выполнении контрактов в сфере ЖКХ, - сказал представитель ФГК. - Но мы делаем все для того, чтобы предоставить как можно большее количество вагонов, хотя для нас это не всегда целесообразно с точки зрения экономики. Поэтому не могу обещать, что выдержим эту долю. Есть фактор сезонности. У вас (ред.: обращается к лесникам) сезон сейчас, мы со своей стороны строили на бизнес планы, отталкиваясь от погрузки прошлого года. Поэтому говорить сейчас о том, что перевозчик не может предоставить вагонный парк, не корректно.

Также со стороны бизнеса поступила жалоба на то, что плохо работает единый телефон, созданный именно для грузоотправителей, и автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО «РЖД» по территории Российской Федерации (ЭТРАН). Эти жалобы представители РЖД взяли на заметку, обещав провести для бизнеса обучение по новой системе приема заявок. Также они заверили, что разберутся с вопросами, возникающими у предпринимателей по соразмерности грузов габаритам вагонов и их весу. Со своей стороны бизнес обещал предоставить в РЖД и ФГК свои планы по работе на ближайший год, даты контрактов, чтобы график по предоставлению вагонов можно было составить заранее.

Мнения

Ольга Любимова, директор «Азиатско-тихоокеанской экспедиторской компании»:

- У меня международная организация, я работаю с Китаем. Но ехать туда железная дорогам не не дает. У меня уже долгое время простаивает груз. Я могла бы за это время заплатить таможенных платежей на 7,5 млн рублей. Могла бы и подвижного состава вагонов почти на 50 млн рублей заказать. Совокупные потери только от меня составили таким образом больше 100 млн рублей. От меня как от микроорганизации. А сколько таких, как я.

Сейчас с меня еще и просят штраф в 1 млн рублей. Почему в Лянгасово взвесили вагон на 64,9 тонн, а в Приморье на этих же весах на 62,5? На меня будут подавать иск в арбитражный суд. И РЖД выиграет его, потому что суд всегда на их стороне. Как только будет вынесено решение, я разберу железнодорожный тупик по частям, продам его, и на вырученные деньги оплачу этот штраф. Я вложила деньги в бизнес, а меня разорили.

 

Иван Малышев, генеральный директор ОАО «Березовский леспромхоз» (Опаринский район):

- Когда идет перегруз, это может привести к небезопасности движения. Но если речь о не догрузе, то это просто неправильно оформленная документация. Суд имеет право снизить штраф на свое усмотрение. Особенно если юристы со стороны РЖД не будут возражать. У нас тоже был один случай, когда бревно выпирало на 12 см в рамках габарита вагона. Из-за этого вагон якобы нельзя эксплуатировать, и у нас посылают людей с пилами срезать концы. Но это разве безопасно?

Я был в Финляндии на выставке и видел, как мимо меня проезжал состав с лесом. Я был в шоке от того, как он погружен. Вы что, думаете, финны меньше заботятся о безопасности движения? Мы все адекватные люди. Но если на щитовой платформе торчит 12 см бревна, как они могут повлиять на безопасность?

 

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте