Николай Шаклеин считает, что аббревиатуру "ШБК" придумали журналисты.

Николай Шаклеин

20.02.2012 09:51:00 5494 0

Меня уговорили

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фигура экс-губернатора Кировской области Николая Шаклеина уже давно ушла с передовиц кировских СМИ и слетела с уст общественности, однако совсем потеряться бывший глава региона не спешит. Не завершив все дела в Совете Федерации в качестве представителя от Кировской области, он уже обрел новый пост – директора кировского филиала МГЮА. Такая активность автоматически привлекает к себе внимание: поговорим о новых планах и, что особенно интересно, вспомним о старых политических перестановках и «неоднозначных альянсах».

Стремился к науке

Николай Иванович, сначала об актуальном. Успели ли вы вжиться в новую должность? Вас давно интересовала юридическая академия или это назначение оказалось случайным?

– Я здесь пока ровно месяц. С 16 января, напомню, приступил к этой должности. Потихоньку вживаюсь. А назначение было и случайным, и нет. Я давно планировал после работы на государственных должностях попробовать себя и в качестве профессора-преподавателя. У меня с молодости была склонность к этому. Я, помнится, еще будучи начинающим прокурором, был прикреплен соискателем для защиты кандидатской диссертации в институт прокуратуры Советского союза в Москве. Когда я впервые попросился у прокурора области съездить в учебный отпуск, мне сказали: «Наукой ты позже займешься, а здесь сейчас много работы, поэтому оставь пока свои увлечения». И вот так многие годы это мое желание оставалось в стороне. Но иногда все же удавалось собирать материал, и в 2006 году я защитил кандидатскую, а еще пару лет спустя у меня уже была готова и докторская. 11 октября прошлого года я ее защитил. Речь в ней, кстати, шла о конституционно-правовом статусе российского парламента: федерального и регионального. Это не случайно - я планировал перейти на преподавательскую работу. И вот, в конце декабря прошлого года меня стал уговаривать занять новую для меня должность ректор Московской юридической академии. Кроме этого, когда я уходил из Совета Федерации, мне поступали и другие предложения от различных научных учреждений.

Есть информация, что бывший руководитель филиала что-то не поделил с главным руководством академии. По-вашему, по какой причине ушел Самвел Кочои? Или может быть его попросили об этом?
– Я не могу сказать, не угодил он кому-то или нет. Знаю только, что еще года два назад вставал вопрос о переводе его на другую должность. Я возглавляю региональное отделение «Российской ассоциации юристов», в совете которой был и Кочои. Там и поднималась тема смены руководства вуза.

А в связи с чем поднимался этот вопрос?
– Я не вникал. Ему предложили профессорскую должность в московском головном отделении академии, и, я так понял, что он согласился.

Сейчас вы преподаете?
– Нет пока. Много других дел. Я столько работаю, пока не до этого. Кроме того, в этом нет и потребности. Часы распределены между преподавателями, зачем мне кого-то теснить.

То есть сегодня нет проблемы нехватки кадров в вузе? Какое-то время назад кировские СМИ писали о том, что многие преподаватели жалуются и уходят из МГЮА.
– Такое было. Но на данный момент проблемы нет. Поэтому и штат увеличивать нет необходимости.

А решился ли самый актуальный вопрос для академии – проблема с нехваткой помещений?
– Не совсем. Причем этот вопрос не двигается аж с 1994 года. Сейчас проблема встала еще острее, поскольку положение критическое: в тех зданиях, в которых мы сейчас работаем - аварийная обстановка. Там надо менять целые перекрытия.

Но в конце того года вам предоставляли какие-то новые площади?
– Это были арендованные здания, и сейчас платить за них нам стало просто не по силам: требуются слишком большие суммы. Аренда для учебного заведения обременительна – надо же где-то брать деньги. Те здания, которые у нас есть сейчас, - федеральная собственность. Они переданы нам в бессрочное пользование. Сейчас мы намерены просить у области, чтобы нам передали также одно из зданий в пользование. Ведутся переговоры с губернатором - он дал поручение найти для нас подходящий вариант. С сентября нам надо уже находиться в другом месте.

Недавно кировский филиал МГЮА проверила прокуратура и выявила ряд нарушений, в том числе тот факт, что в делах ряда студентов нет информации о том, что они сдавали ЕГЭ. Нарушения удалось устранить?
– Все было исправлено еще до моего прихода сюда. Ничего критичного в этом не вижу. На данный момент никаких других нарушений у нас нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Нужен жесткий срок

Какие важные вехи  работы в Совете Федерации вы могли бы отметить?

– Я сразу вошел в комитет по правовым и судебным вопросам. Кроме этого был включен в официальную делегацию парламентской ассамблеи Совета Европы. Это довольно сложная работа. Мне приходилось прорабатывать множество законов. В основном мы разбираемся с уже рассмотренным материалом: с законами, которые депутаты уже приняли. Хотя у нас есть право и законодательной инициативы. Я сам лично «изготовил» один законопроект. Это был закон о Федеральном Собрании в целом. Наше Федеральное Собрание состоит, как вы знаете, из нижней палаты - Госдумы и Совета Федерации. А закона о едином органе, который бы предусматривал порядок взаимоотношения двух палат, структурно бы их синхронизировал и организовывал их отношения с другими органами, до сих пор нет. Я в своем законопроекте все это отразил. Моя работа была даже представлена на докторскую защиту. Сейчас этот вопрос можно уже вносить в думу для официального рассмотрения, но сегодня это уже не в моей компетенции.

Вы являлись представителем от Кировской области в Совете Федерации с 2009 года. Однако недавно произошла рокировка: вместо вас на это место прочили Игоря Игошина, в связи с чем вас и отозвали из совета. Вам не обиден тот факт, что нынешний губернатор сначала назначил вас на эту должность, а потом сам снял? Кроме того, человек, который должен был заменить вас в совете, в итоге не пошел туда.
– Письмо о моем снятии - это, наверное, простая формальность. У нас с нынешним губернатором был договор и соглашение о том, что я скоро могу закончить в свою деятельность в совете. Не буду озвучивать, от кого в данном случае шла инициатива. А вопрос о том, кто будет после, меня уже не волновал. В целом же я считаю, что эта система должна быть изменена. Почему член парламента избирается жестко на определенный срок, а член Совета Федерации может без объяснения всяких причин быть освобожден от занимаемой должности? Предложения по изменению этого порядка я уже вносил.

Вы наверняка следите за реформой образования в Кировской области и в России в целом. Что вы думаете об основных ее новшествах: о введении ЕГЭ, о закрытии школ в селах?
– То, что происходит, нужно анализировать не только в рамках нашего региона. Все процессы характерны для России в целом. К ЕГЭ у меня полностью отрицательное отношение, поскольку это не самый лучший способ выявления знаний. Я скорее сторонник тех, кто критикует и требует отказа от этого новшества. Все доводы по проблеме уже много раз озвучивались, и я к ним присоединяюсь.
Что касается закрытия школ – это общероссийский процесс, и происходит он во всех регионах. Но важно понимать, что в первую очередь не школы закрываются, а население из сел и деревень уезжает, и учиться там просто некому. Здесь никак нельзя определить, хорошо это или плохо, так как с тем, что этот факт печален, никто спорить не будет. Сегодня не только школы закрываются – умирают целые деревни. Чтобы этого не происходило, должна измениться в целом государственная политика: необходимо все силы направить на сохранение села. Как-то же осваивали мы в свое время тундру, леса, горы. И сегодня в любом случае сохранить легче, чем построить заново. А сейчас политика другая: происходит вымирание того, что создавалось в советские времена. Нужно полностью сменить политический курс: вкладывать деньги в производственную базу, заинтересовывать людей, чтобы они ехали работать в те места, которые необходимо развивать. Народ надо воспитывать. При этом можно, конечно, сохранить 1-2 сельские школы, но общей картины это не изменит.

Какие-то шаги уже есть. Слышали о новой правительственной программе строительства жилья для бюджетников?
– Сейчас подобное практикуется везде. Это отличная задумка, которая будет способствовать закреплению кадров. У нас много населенных пунктов, которые можно еще придержать. При любых обстоятельствах мы должны делать больше для того, чтобы сохранить село. Бросать его нельзя. Мне кажется, в скором времени и государство вернется к этому вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Крепостнова в губернаторы не звал
А мы пока вернемся к нашему прошлому, точнее к вашему губернаторству. Назначение нового губернатора не из кировских людей для вас стало неожиданностью и шоком?

– Нет, ничего подобного я не испытал, так как наш регион в этой реформе был не первым. Я не удивился и не вижу в нашем случае какого-либо исключения.

А почему, по-вашему, решили назначить Белых: федеральные власти не видели уверенности в местных управленцах?
– Об этом надо, наверное, президента спросить. Мне трудно сказать. Я не принимал участия в обсуждении кандидатуры для нашего региона. Хотя где-то за 1,5 года до окончания своего губернаторского срока я представил резерв в администрацию президента.

Вы имеете ввиду Валерия Крепостнова?
– Нет, как раз его и не было. Не знаю даже, откуда такие предположения у вас взялись.

А кого?
– Не могу сказать: это закрытый вопрос. Да и какая сейчас разница, если его не учли.

А вы в целом, насколько я знаю, сторонник выборности губернаторов?

А сейчас как откажешь президенту? Кроме этого, я задаюсь вопросом, почему Заксобрание не может предлагать своих кандидатов. Было бы справедливее. Главное, что сегодня, видимо, власти решили вернуться к этому варианту выборов. Это, в каком-то смысле и подыгрывание желаниям населения, которое в последнее время стало очень активным.

Фигура нынешнего губернатора вас устраивает?
– В целом, да. Конечно, у него есть некоторые ошибки, но это все издержки начинающего губернатора. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Белых очень активно работает, его потенциал еще не раскрыт. Надо меньше критиковать, а больше помогать. У нас ведь много желающих раскритиковать, а меньше тех, кто хочет и может помочь.

Слышали о конфликте Путина и Белых по поводу тарифов в Нововятске?
– В этом случае нельзя говорить, что это конфликт. Подобные замечания и президент, и премьер-министр регулярно делают главам региона.

Да, а после таких замечаний некоторых губернаторов иногда снимают…
– Возможно, но не после того, как кто-то что-то сказал, а после того, как кто-то дело завалил. Такой же эпизод, как у нас, можно найти в любом регионе: это не ново, что какая-то группа компаний подняла тарифы на 40%. Зачем по одному только этому факту делать выводы, что снимут губернатора.

По-вашему, Белых будет до окончания своего срока с нами?
– Я думаю, оснований для того, чтобы считать по-другому, нет. Гарантий не может дать никто, но если подходить к этому вопросу объективно, то я могу сказать, что никаких причин для досрочного прекращения функций губернатора на сегодняшний день нет.

Коснемся вашего губернаторства. Кировские СМИ в то время постоянно писали о том, что вы находитесь в союзе с крупнейшими предпринимателями нашей области: Валерием Крепостновым (совладелец агропромышленного холдинга «Дороничи») и Олегом Березиным (владелец компании «Глобус»). В прессе даже придумали для этого альянса своеобразную аббревиатуру, которая стала «крылатой» - «ШБК». Действительно вы отстаивали интересы крупного кировского бизнеса?
– Это абсолютно надумано, и ни на чем не основано. Подобное писала наша оппозиция. Вся информация была перевернута, причем сознательно. Вот возьмем, к примеру, компании «Дороничи» и «Абсолют-агро». Я хорошо помню, как мы помогали им. К «Абсолют-агро» я много раз выезжал на объекты, мы рекламировали их работу, около 150 млн рублей было направлено из федерального и областного бюджета в эту компанию. «Дороничам» мы столько не направляли. А пишут, что я помогал только «Дороничам». Вы приведите несколько примеров того, как оказывались какие-то особые преференции этим компаниям?

Не секрет, что «Глобус» был монополистом на рынке продуктового ритейла. А федеральные сети почему-то не приходили.
– Ко мне никто ни разу из федералов не обращался. И вообще для многих регионов сети - большая беда, вымывание денег из экономики. Они же все деньги вывозят к себе и губят при этом местное производство, не пуская наших производителей на свои полки.

То есть они нам не нужны вовсе?
– Да почему же, нужны. Но говорить, что это благо, в одностороннем порядке нельзя. На этом рынке должно все гармонично сочетаться. Федералы же - это монстры, которые через свою торговлю «убивают» производителя. Я раньше не видел недостатка в торговых сетях в нашей области. Мне продуктов хватало. Тогда для чего, скажите мне, нам нужен приход новых игроков?

Главный аргумент «за» - развитие конкуренции и снижение цен на рынке.
– Конкуренция и раньше была, поскольку у нас не одна торговая сеть. Никто же не зажимал торговые точки. А что касается аббревиатуры «ШБК», то никакого союза никогда не было, мы вместе не обирались и ничего не обсуждали. И тот факт, что кто-то развивался успешно, а кто-то – нет, зависел не от меня. Если кто-то работал плохо, то как ему не помогай, лучше не станет. Если «Глобус» развивается, а кто-то нет, значит он просто не старается. Надо уметь работать в условиях рынка. В данном случае успех одной компании вызывал зависть другой, и невозможность конкурировать последние объясняли не инициативой и более успешной деятельностью «Глобуса», а тем, что им кто-то помогает. Союза никогда не было. Единственный альянс у нас сложился с Крепостновым, когда я уговорил его быть моим замом. Он один из немногих, кто согласился и успешно работал в правительстве.

Поэтому, видимо, общественность и предполагала, что он будет губернатором.
– Не знаю, я еще раз говорю, что не выдвигал его кандидатуру.

А вам приятно, что больше половины вашей команды осталось работать и при нынешнем губернаторе?
– Я удовлетворен, конечно. То, что они сегодня востребованы, безусловно, приятно. А с другой стороны, если бы были лучшие, Белых бы их взял. Но где у нас в области набраться толковых руководителей. Всех, кто есть сейчас, я очень долго уговаривал на эту работу. Около сотни людей я «перебрал» за пять лет, но как найти желающего работать за такое маленькое жалование? В то время даже зарплата губернатора была меньше, чем заместителя руководителя какого-нибудь крупного предприятия.

Одно из новшеств нашего сегодняшнего либерального губернатора – создание Общественной палаты. Насколько, по-вашему, этот орган необходим и что делалось для того, чтобы его создать в ваше время?
– Начинания в этом деле были уже тогда, просто оформилось все позже. Во время моего губернаторства общественные палаты начали появляться в других регионах. Мы просто не успели ее создать.

По-вашему, она нам необходима? Сегодня в этой структуре разочаровываются даже некоторые ее члены?
– Знаете, есть такая украинская пословица: оно, может, не поможет, но и не повредит. Все зависит от того, как она будет работать. Может быть, те, кто в ней разочаровался, ожидали большего. Некоторые думали, что сразу на все их предложения будет «зеленая улица». Но так не бывает – нужно работать. Где-то палата может быть и эффективной, а где-то нет. Нужен индивидуальный подход.

Николай Иванович, почему все же после долгих «путешествий» решили осесть в Кирове?
- Кому-то больше нравится в Москве, кому-то в Кирове. Мне когда первый раз предлагали работать в генеральной прокуратуре, я решил остаться в Кирове. Потом меня вызвали и сказали, если я еще раз откажусь от такой должности, по мне будут делать соответствующие выводы. Я согласился и в 90-м меня назначили заместителем генерального прокурора России. Там я проработал до ноября 1993 года. После расстрела Белого дома Ельцин освободил всех руководителей генеральной прокуратуры в связи с переводом на другую работу, потому что мы не поддержали его указ. Мы тогда поддержали решение Конституционного суда, который признал указ не соответствующим Конституции. Сюда меня пригласил бывший глава администрации Кировской области Василий Десятников своим первым заместителем. Хотя в Москве тоже было много предложений (и в налоговую инспекцию звали, и в таможенный комитет), я решил вернуться в Киров. Сейчас уже третий раз возвращаюсь. Уехал депутатом, вернулся губернатором. Москва больше для молодых: мой сын уехал туда студентом, прижился и сейчас работает главным врачом одного из московских медицинских центров. А я больше люблю здесь находиться, чем в Москве.

Беседовала
Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru


Досье
Николай Иванович Шаклеин
, экс-губернатор Кировской области, директор кировского филиала МГЮА.
Дата и место рождения: 20 декабря 1943 года, деревня Коршуниха Просницкого района Кировской области.
Образование: юридический факультет Пермского государственного университета.
Карьера:
- с 16 лет работал токарем и слесарем на Кировском заводе имени 1 мая;
- с 1969 года – юрисконсульт кировского завода «Маяк»;
- с 1971 года – помощник прокурора Кирова;
- с 1978 года – прокурор Октябрьского района Кирова;
- с 1981 года – инструктор Кировского обкома КПСС, затем заместитель прокурора Кировской области;
- с 1986 года – прокурор Кировской области;
- 1991-1993 годы – замгенерального прокурора России, затем заместитель главы администрации Кировской области;
- с 1997 года – депутат Госдумы второго созыва;
- с 1999 – депутат Госдумы третьего созыва;
- 2004-2009 годы – губернатор Кировской области;
- с 2009 года – член Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти Кировской области;
- с января 2012 года – директор кировского филиала МГЮА.
Увлечения: путешествия, рыбалка, охота, лыжи, велосипед, плавание.
Любимая музыка: эстрадная (Вячеслав Добрынин, Игорь Крутой).
Любимые книги: практически есть вся классическая литература.
Любимые фильмы: стараюсь следить за последними серьезными фестивальными кино-новинками (не люблю сериалы, детективы, фантастику, ужасы).
Любимая кухня: всеяден.
Секрет успеха: трудолюбие, настойчивость, упорство.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений