Недоступное самоуправление

03.03.2019 20:25:00 1284 0

Как в условиях дотационности выживать муниципалитетам? Тему в минувшую пятницу обсудили участники семинара «Города России: поиск прорывных идей».

Ликвидация «неперспективных»

Своим мнением о современных подходах и инструментах управления локальными территориями поделился Александр Лукичев, первый заместитель директора НИИ Государствоведения и местного самоуправления, экс-глава Вологодской городской Думы и эксперт в области местного самоуправления.

- Мы вступили в совершенно новый мир, а подходы к управлению и развитию локальных территорий остались из прошлого. В этом наша ошибка, - отметил Лукичев.

Он напомнил, что по Федеральном закону 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» в России было создано более 24 510 муниципальных образований. В результате реформы местного самоуправления 2005 года число муниципальных образований в стране выросло почти в два раза - с 12,6 тысячи до 24,5 тысячи. Тогда, с теоретической точки зрения, проблема максимального приближения государства к человеку и передачи полномочий органам местного самоуправления, казалось, была решена. Однако с 2005-го по 2018 год общее число муниципалитетов в России сократилось на 11%. Причем это данные без учета присоединения Республики Крым и города Севастополя, где было вновь образовано 289 муниципальных образований.

- Если бы мы их не учитывали, процент был бы еще выше. Тенденция очевидна, - признает эксперт.

Укрупнение муниципалитетов происходит двумя путями: объединение поселений с сохранением двухуровневой системы местного управления и создание городских округов на месте прежних муниципальных районов с упразднением городских и сельских поселений.

По мнению экспертов в области местного самоуправления, во втором случае происходит переход на одноуровневую систему, что является угрозой существования МСУ. Ярким примером сегодня является создание городских округов в Московской области.

- В конечном счете уровень доступности местного самоуправления конкретному жителю на сегодняшний день усложнен. Граждане отодвинуты от местного самоуправления. Заправляют всем государственные органы, - подчеркнул Лукичев.

Отодвинули от выборов

Еще одна проблема, актуальная для российских городов, - неучастие жителей в политической жизни.

- Если смотреть с точки зрения участия жителей в управлении, то по сравнению с 2005 годом они фактически отодвинуты от выборов, референдумов, решения вопросов о преобразовании, от выборов главы муниципального образования, от участия в определении системы местного самоуправления. Для российского гражданина остается не так уж много, - заметил первый заместитель директора НИИ.

На сегодняшний день большинство регионов Российской Федерации — дотационные. В таком случае особое значение имеет эффективное управление бюджетными средствами и муниципальным имуществом. Во многом оно зависит от качества программ социально-экономического развития территории. С этой целью в России был принят закон «О стратегическом планировании».

- Когда на уровне федерации вставал вопрос о том, чтобы дать деньги региону, то возникала проблема: как понять, сколько субъекту необходимо. Это сложно, потому что ослабла та связь между муниципалитетами и регионом, а те нормативы, которые принимали Законодательные собрания. Индикаторы, используемые в той или иной территории, были абсолютно разными. Сейчас делается попытка привести это все к единообразию, - пояснил эксперт. Однако документ, которого ждали муниципалитеты, на деле оказался «сырым».

Лукичев напомнил, что на реализацию национальных проектов в России необходимо 28 триллионов рублей.

- Все думают, что национальные проекты — это манна небесная, которая прилетит с федерального бюджета, и частичка с регионального. Это другие инвестиции, не государственные, не муниципальные, и на сегодняшний день есть механизмы, чтобы их привлечь, - сообщил он.

Среди проблем, которые сегодня стоят перед местным самоуправлением, участники назвали отсутствие стремления у руководителей на местах вникать в проблемы и решать их.

- Возникает вопрос: почему? Это боязнь? За это никто не спрашивает или не поощряет? Это никому не нужно или за это нет ответственности? Потому что глава сегодня максимум избирается из числа депутатов, а фактически назначается комиссией. Перед кем ему отчитываться: перед гражданами? Не очень я в это верю, скорее перед конкретным лицом, но правильно ли это — тоже вопрос? - задал он риторический вопрос.

По его словам, ответ - в законодательстве, которое позволило отстранить население от решения выборных вопросов.

Вся надежда на ТОС

Выходом может служить развитие и поддержка локальных территорий.

- Это наш с вами стратегический путь развития, если мы хотим остаться активными гражданами, если мы не хотим мириться с тем, что сегодня местное самоуправление все больше получает черты государства, командной системы, - заявил Лукичев.

Он представил дорожную карту развития локальных территорий. Один из ее разделов подразумевает строительство в новых городах или кварталах жилых объектов высотой не выше 5 этажей.

- Такая гуманная этажность имеет право на жизнь или это что-то из прошлого? - поинтересовался спикер у глав муниципалитетов.

У участников не возникло претензий к этому пункту, но они посчитали, что предложение пойдет в разрез с коммерческими интересами строительных компаний. В то же время, по мнению собравшихся, публичные слушания на местах реальной силы не имеют.

Что касается использования альтернативных и локальных источников электроэнергии, то горожане по этому поводу оптимизма не испытывают.

- Для нас это фикция, для нас это в 10 раз дороже, чем традиционные источники. Это больше для южных городов, - поделились мнением специалисты опорного университета.

Также при создании транспортной инфраструктуры предлагается отдать предпочтение экологическому и, в частности, общественному транспорту. На что жители отметили, что в отличие от многих городов Кирову удалось сохранить троллейбусы.

Дорожная карта также подразумевает систему раздельного сбора мусора, согласование архитектурного облика с особенностями местного ландшафта и даже развитие местной экономики в рамках небольших сообществ.

Инструментом для развития локальной территории могут служить органы территориального общественного самоуправления. На сегодня в России насчитывается 32 тысячи органов ТОС.

- Конечно, в процентном отношении по стране это мизерная цифра, - признал Лукичев.

Хотя за последнее время их количество увеличилось, так как с 2014 года правительство страны стало оценивать работу региональных администраций по созданию ТОСов.

По словам эксперта, в этом направлении у Кировской области есть перспектива и неплохой опыт. В прошлом году, напомним, Киров был выбран площадкой для проведения заседания Совета по развитию местного самоуправления при президенте России.

Лукичев привел пример решения ТОСом насущных проблем:

- В одном городе был прекрасный пустырь, расположенный среди жилого комплекса. Инициативные граждане все время пытались посадить там парк. Однако учитывая, что это спальный микрорайон, публика съехалась всякая, жилье недорогое, все эти попытка заканчивались плачевно. Парк ломали, он не выживал.

Жители пробовали огораживать деревья, но они не приживались.

- Но они нашли простое решение: решили посадить именные деревья — по случаю рождения детей, свадьбы, в память какого-то. Поставили освещение плюс своевременный контроль, и парк вырос. Это простое решение жителей территориального сообщества, - заключил первый заместитель директора НИИ.

Мнения

Николай Плюснин, председатель правления АНО «Центр гражданских инициатив»:

- Власть все дальше и дальше отходит от человека. Уничтожается сама идея: когда жители могут видеть ее на местах. Когда мы в один район объединяем несколько отдаленных поселений, и человеку за любой справкой или консультацией нужно ехать в центр — это далекие отношения. Одно дело — это деньги, которых не хватает, но совсем другое - близость власти. Когда для депутатов местных Дум еще ввели сдачу деклараций, желающих совсем не стало. У нас даже выборов на местах больше нет. Например, из поселения сделан один округ, на 5 мандатов найдено 6 кандидатов, и все - выборы признаны конкретными — это тоже проблема.

В Кировской области действительно есть положительная практика создания ТОСов. Когда районы стали превращать в муниципальные образования, то в деревнях стали образовывать ТОСы. Люди там понимают, что если они сами о себе не позаботятся, то это больше никто не сделает. Их никто не заставлял создавать ТОСы, они понимают, что только сами могут сделать свою жизнь хотя бы не хуже, чем она была ранее.

Виталий Брамм, общественный активист:

- Я согласен с тезисом о том, что население в настоящее время абсолютно оторвано от управления населенным пунктом, в котором живет. И чем дальше, тем оно сильнее отрывается. Это целенаправленная политика наших властей — лишать населения возможности решать насущные вопросы. Мне кажется, местного самоуправления уже практически нет, потому что ранее был выбран вектор на его уничтожение. Можно, конечно, на этом успокоиться, но можно и потратить силы, время и ресурсы, чтобы перебороть эту ситуацию. Я думаю, повлиять на нее еще возможно.

Предложенная дорожная карта по развитию локальных территорий показалась мне крайне идеалистичной. С этой стороны, конечно, к ее достижению нужно стремиться. Вопрос в том, что реальность нам пока рисует совершенно другую картину.

Ольга Кутергина

mail@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте