Защищая местных

Нужно ли производителям местных продуктов региональное лобби? Этим вопросом задались ведущие очередного выпуска программы «Разворот на бизнес».

16.03.2019  417

Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+);

Светлана Занько, главный редактор «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+);

Илья Курагин, председатель совета директоров АО «Вятич»;

Юрий Исупов, старший вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты;

Андрей Березин, президент группы предприятий «Система Глобус»;

Ринат Акчурин, председатель пивоваренной ассоциации Татарстана.

Олег Прохоренко:

- Если посмотреть ретроспективу лоббирования товаров местного производства, то в этом плане довольно жестко критикуется Татарстан - за препятствование продвижению товаров из соседних регионов на своей территории. Местные пивовары там объединились в ассоциацию, которая лоббирует введение минимальной розничной цены на пиво, чтобы устранить так называемое «серое» пиво с полок магазинов.

Светлана Занько:

- Да, Татарстан серьезно продвинулся в этом вопросе и подготовленный их предпринимателями документ уже рассматривается на федеральном уровне. Насколько наши производители считают подобные методы актуальными для кировского региона?

Илья Курагин:

- Это не протекционизм и не лоббирование, а элементарная защита прав потребителей: они должны получать качественные продукты. Актуальность этого вопроса обсуждается в течение всего последнего года. Для нас, как для легального бизнеса, никаких опасений в этом случае нет. Дело в том, что за последние годы участились случаи попадания сомнительных продуктов на полки магазинов и стал более ощутимым демпинг со стороны крупных компаний. Поэтому минимальная цена на пиво — это скорее благо, чем ограничительная мера.

Юрий Исупов:

- Минимальное ограничение розничных цен обсуждается довольно часто. Речь идет, конечно, о защите прав потребителей, а также о наполнении бюджетов (и региональных, и федеральных) налогами.

Андрей Березин:

- Я сформулирую свой ответ как председатель совета директоров Уржумского СВЗ: введение минимальной розничной цены на крепкий алкоголь позволило в свое время честным производителям быть конкурентоспособными. Дело в том, что цена на алкоголь формируется в большей мере за счет налогов и акцизов. И у тех, кто не платит налоги, она может быть раза в 2-3 ниже, поэтому честные производители изначально проигрывают. На пивном рынке подобная мера также даст эффект, это поможет почистить рынок.

Ринат Акчурин:

- На пивном рынке ситуация массового демпинга спровоцирована обилием сетей по разливу пива, а также крупными сетями-алкомаркетами. Ритейлерам приходится «обрушать» цены, так как потребитель привык, что пиво — дисконтный продукт. В итоге складывается ситуация, что региональные пивоварни и предприятия, уплачивающие налоги и акцизы, вкладывающие средства в качество сырья и модернизацию оборудования, становятся не востребованными. Потребителя интересует только цена. Полки захватывают крупные компании с международным капиталом, либо производители напитков сомнительного происхождения. акое состояние дел грозит разорением средним и малым предприятиям, потерям в региональных бюджетах, и в итоге может привести к рискам для потребителей. В связи с этим в Татарстане и была создана ассоциация, а основные игроки пивного рынка договорились о том, что необходимо ввести минимальную цену на пиво. Мы вышли со своим предложением на УФАС, на федеральное правительство. Надеемся, что в ноябре оно будет подписано.

Олег Прохоренко:

- Как от этого выиграет производитель пивной продукции?

Ринат Акчурин:

- Установление минимальной розничной цены даст производителям возможность выдержать конкуренцию Сейчас много магазинов предлагает продукцию по цене 20 рублей за бутылку. Это уже наталкивает на мысль о том, что продается либо некачественный продукт, либо его производитель не заплатил налоги. А увеличение цены на бутылку пива до 38 рублей даст возможность крупным компаниям быть конкурентоспособными.

Светлана Занько:

- Вы рекомендовали вашим торговым точкам установить подобную минимальную цену. Какова была реакция?

Ринат Акчурин:

- Наша просьба носила рекомендательный характер. Но самые крупные сети пошли на это, пусть и не сразу.

Светлана Занько:

- Однако любой магазин — это бизнес. Почему он должен продавать товары местных производителей? Ведь все решает конкуренция.

Ринат Акчурин:

- Понимаю. Но мы не вмешиваемся в вопросы бизнеса, в то, как и какой производитель представляет себя на полках. Мы рекомендуем: если вы находитесь на территории нашей республики, работайте и с нашими производителями тоже. В каких объемах - это уже решает каждый сам.

Светлана Занько:

- Многое удалось изменить с введением такой меры?

Ринат Акчурин:

- Увеличить продажи пива получилось. В бюджет тоже начали поступать деньги. Результат есть. Кроме того, мы выявили несколько подпольных заводов, производящих нелегальное пиво и мешающих работать другим производителям. Какие-то из них уже закрыты, другие поставлены на учет. Было изъято более 2,5 ы незаконной пивной продукции.

Олег Прохоренко:

- У нас работала подобная программа - «Покупай вятское». Она распространялась почти на всех производителей местных продуктов. Как вы оцениваете ее итоги сейчас?

Илья Курагин:

- Это была прекрасная программа, хотя объективных оценок ее эффективности, конечно, нет. Могу сказать только о собственных исследованиях. Мы изучили уровень потребления нашей продукции за 2011 год и 2018. И если в 2011 году по области и городу потребление было примерно одинаковым, то в 2018 году в связи с ограничением доступа нашей продукции в торговые сети в районах области по факту потребление снизилось на 5% (это связано, прежде всего, с естественной миграцией населения), а в Кирове сократилось примерно в три раза. То есть здесь нам создали искусственный барьер. И сделали это федеральные сети, которые не берут нашу продукцию к себе на полки.

Юрий Исупов:

- Положительно то, что в 2013 году у нас была активная поддержка со стороны правительства. Когда сети пришли к нам в 2009 году, мы посмотрели динамику развития нашей промышленности и увидели: произошло падение производства молочных продуктов — например, по маслу, майонезу. Сети ставили препоны нашим предприятиям. И хорошо, что тогда был сделан такой шаг, как программа «Покупай вятское». В то же время мое отношение к мероприятиям, призывающим покупать вятское, нижегородское или какое-то другое, противоречиво. Россия — это единое экономическое пространство, и не нужно культивировать самолюбование. Сам тезис «Покупай вятское» был не очень актуальным. У наших потребителей не было упадка интереса к собственным производителям. У них просто не было возможности купить эти продукты в нужном объеме, потому что сети резко сократили ассортимент. Бороться нужно было не за лояльность потребителей, а за справедливое отношение сетей к поставщикам.

Андрей Березин:

- В большей степени эффективность этой программы определялась субсидиями для малоимущих на продукцию местного производства. Давать деньги — всегда эффективно. Если же брать ее маркетинговую составляющую, то этим должны заниматься сами производители. Им в принципе много не нужно. Дайте возможность показать свой продукт, а продукту появиться на полке. И тогда начнется конкуренция, где главную роль будут играть вопросы цены, качества, маркетинга. И винить уже будет некого. Покупатель сам выберет то, что захочет. Но сейчас многие производители просто не могут попасть на полки федеральных сетей. К чему это приведет, очевидно: наши предприятия рано или поздно закроются.

Светлана Занько:

- Что можно сделать и каким образом на эту ситуацию может повлиять наше правительство?

Илья Курагин:

- После прихода в Кировскую область известной сети алкомаркетов мы написали туда около 450 писем по вопросу реализации нашей продукции. Ответов получили ноль. Сейчас пишем в министерство промышленности. Мы не просим лоббировать наши интересы, а хотим только организовать встречу. Нам никто не отвечает, это разве правильный подход?

Олег Прохоренко:

- Нужно ли в итоге лобби наших производителей?

Андрей Березин:

- Программы типа «Покупай вятское» не работают абсолютно. Нужно выбивать места для производителей на полках магазинов.

Илья Курагин:

- Согласен: не будет мест на полках - можно забыть про все остальное. Нам нужна возможность быть доступными для потребителей.

Юрий Исупов:

- Для этого необходимо координировать работу, которая касается наращивания диалога с сетями, в том числе заниматься формированием общественного мнения.

Подготовила Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Евгений Марков , 16.03.2019, 21:13
    Кроме доступа на полки сетей важно добиться от властей создания аграриям переработчикам сельхоз продукции более благоприятных условий. Снижение акцизов на топливо (недополученный доход бюддета можно получить за счёт прогрессивного ндфл, продажи гос долг бумаг США, сокращения расходов на чиновников и начальство силовиков. Снижение тарифов монополий. В жти тарифы включены огромные доходы руководства монополий и завышение издержек. Запрет на применение пальмового масла в продуктах питания, чтобы вырос спрос на молоко.
    ответить
  • Опять, 17.03.2019, 09:06
    Исупов и ВТПП не очем. Одни слова. Данная тема перетирается Липатниковым уже лет 5. А помощи нет.
    ответить
  • Кормчий, 17.03.2019, 10:13
    А зачем китайцам глобус? у них свой есть.
    ответить
  • Житель_села, 17.03.2019, 05:32
    Нет просвета у страны, надоели болтуны, слава блгу колдуны еще осталися. (с)
    ответить
  • Владимир, 18.03.2019, 14:03
    Отсутствие руководителей с государственным уровнем мышления. Федеральные сети выполняют роль западных санкций. Руководители регионов номинальные фигуры, если руководишь регионом, чётко прописывай условия работы федеральных сетей, вплоть до приостановления деятельности, если ущемляются местные производители, а это потеря налогов, рабочих мест.
    ответить
  • Хрен, 17.03.2019, 11:55
    "Платят только трусы" (с) Чо? Илья? На полки не пускают? Фигня, главное, что ты не трус. PS Выбивалка не выросла, ничто вас уже не спасет, фиксируйте убытки и валите прожигать остаток жизни куда-нибудь, где потеплее. Пока такая возможность есть. Время работает против вас.
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

«У государства другая идея - социальная»
«У государства другая идея - социальная»

Интервью с министром имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области Артемом Сурженко.

  716  12

Защищая местных

Нужно ли производителям местных продуктов региональное лобби? Этим вопросом задались ведущие очередного выпуска программы «Разворот на бизнес».

  417  6

Невозвратные долги

В Госдуму внесены поправки в Жилищный кодекс: они должны запретить передачу коллекторам долгов населения по жилищно-коммунальным услугам. Однако многие эксперты считают, что задолженность от этого станет только больше.

  285

Рекламная чистка без видимого результата

Несмотря на объявленную в Кирове чистку от незаконной рекламы ситуация не изменилась.

  306  1

Автоматная очередь, или Почему не растет рынок вендинга в Кирове?

О том, как чувствует себя сегодня почти самообслуживаемая сфера бизнеса, с «БН» поделились участники рынка, налоговики и местная власть.

  344  1


ESET и "Дом.ru Бизнес" – на защите вашего бизнеса

По прогнозам компании ESET, одного из ведущих разработчиков антивирусного ПО, в 2019 г. произойдет усложнение киберугроз и разработка новых векторов атак.

  132