Специалисты уверены, что рост НДС большой роли в общей налоговой нагрузке на бизнес не сыграет.

Налоговые маневры

27.02.2012 00:04:00 1348 0

Правительство в очередной раз «находит выход» из проблемы бюджетного дефицита.

Круглый стол

Участники:
Владимир Бакин, депутат Заксобрания Кировской области, председатель комитета по бюджету и налогам
Александр Иванов, гендиректор комбината «Искож»
Игорь Израилев, гендиректор компании «МЦ-5»
Алексей Лопаткин, директор компании «УКС Авитек»
Олег Шаклеин, директор управляющей компании «Союз»

Российское правительство по-прежнему ищет способы закрыть «дыры» в бюджете с помощью налоговых маневров. На этот раз законодатели обсуждают возможность возвращения ставки страховых взносов до 34% с перенесением части нагрузки на работника, введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и повышение НДС до 22%. Кроме того планируется повышение акцизов на алкоголь и табак, дабы поддержать на приличном уровне расходы на «оборонку», госаппарат и правоохранительные органы. Правда, на носу выборы, и поэтому когда, как и какова будет эффективность от подобного роста, рассуждали эксперты «круглого стола».

Неустойчивая политика
Владимир Бакин:

- Сегодня в стране очень неустойчивая налоговая политика. Она напоминает штормовое море: то рост, то падение. При подобном раскладе сложно говорить о каком-либо развитии. Впрочем, хочу отметить, что мы переживали времена, когда налог на прибыль был 24%, а суммарные страховые сборы - 36%. Затем был введен ЕСН в общей сумме 26%. Потом вновь от него отказываются и переходят к страховым взносам, увеличивая их. Забыли эту историю?
Разумеется, самое печальное, что может быть в налоговой политике, - это неустойчивость. Ставки и тарифы в налогах - инструмент, позволяющий дать или некую преференцию определенным отраслям, или направить все усилия на наполнение бюджета. Их необходимо стабилизировать и конкретнее определиться с уровнем налогов. Например, налог на добавленную стоимость: был 20%, сейчас 18%, и мы пока работаем устойчиво именно на этой цифре. Это однозначное снижение. Также снизился налог на прибыль. Он сейчас, если не ошибаюсь, 20% в совокупности: 2% - федерации, 18% - субъекту.

Александр Иванов:
- Речь не о том, что было, а о том, что есть. Я не сомневаюсь, что наши законодатели могут повысить налоги после выборов. Правда, только тогда все лозунги правительства о наукоемких отраслях будут похоронены. При подобных налогах станкостроению и машиностроению невозможно существовать, они, впрочем, и сейчас на ладан дышат. Однако, я все-таки думаю, путь будет выбран несколько иной. Но, хочется сказать, прежде чем наполнять бюджет с помощью повышения налогов, может быть, стоит вернуть деньги из оффшоров и сделать прогрессивный подоходный налог? Это будет более эффективно. Я сторонник повышения налога на прибыль, но за льготу в 50% для тех, кто занимается модернизацией производства. У нас была прекрасная налоговая система до 2002 года, которая все это воплощала. Однако кому-то такой расклад был не по душе, к тому же на ситуацию наложилась безграмотность господ Шаталова и Кудрина, которые в итоге эту льготу убрали и снизили налог на прибыль. Что получило от этого государство? Ничего. Деньги ушли в оффшоры, а модернизации не случилось.

Алексей Лопаткин:
- Рост налогов уже сказывается на нашей отрасли - себестоимость  растет. Я имею ввиду, сказывается повышение тех налогов, которые вступили в силу в прошлом году. И даже, несмотря на то, что впоследствии страховые выплаты несколько снизили, большой роли для нас это уже не сыграло. Вообще, от роста налогов сейчас ничего хорошего не происходит. Все расходы в итоге будут переложены на потребителя, поскольку искать обходные пути бесполезно, результат один - за все платит потребитель.

Игорь Израилев:
- Ну, во-первых, если повышение налогов и будет, то не сегодня, а в перспективе. Во-вторых, этот вопрос еще только затронут и не обсуждается с точки зрения перспективности. Есть люди, которые отвечают за наполнение бюджета, а есть те, кто отвечает за развитие. Зачастую, их видение ситуации не совпадает. В частности, я читал заключение минэкономразвития по вопросы повышения налогового бремени в этом году и оно отрицательное. Ни для кого ничего хорошего нет в повышении налогов. Вопрос нужно ставить таким образом, чтобы рост поступлений в бюджет достигался не за счет роста налогов, а за счет развития отраслей. В конце концов, должен быть баланс между возможностями и желаниями.

Владимир Бакин:
- Добавлю еще по поводу налога на добавленную стоимость. НДС вряд ли может серьезно сказаться на общей картине сбора, так как по нему работают только часть предприятий. Сегодня НДС занимает в объемах поступлений 3 место (1-е -  НДФЛ, 2-е - налог на прибыль). То есть он ушел из группы решающих налогов. Наверное, поэтому сейчас вновь начались разговоры о его повышении.

Еще один шанс
Олег Шаклеин:

- Начну с того, что отношусь к любому повышению налогов сегодня негативно, как, впрочем, и любой предприниматель. Хотя я прекрасно понимаю, что наше государство живет за счет фискальной политики. Но вопрос-то вот какой: на сколько это оправдано? Полгода назад мы слушали дебаты, в которых нас уверяли, что никакого роста налогов не будет (тогда речь шла об очередных «социальных» налогах). Однако, как показывает практика, полагаться и верить обещаниям правительства особо не приходится. Тем более, выборы на носу. Сколько обещаний мы услышали за последние полгода? Ну а теперь, пожалуйста, ложечка дегтя в бочку меда.

Александр Иванов:
- Все это так, но налоговая система сегодня – это единственный шанс найти рычаги для полноценной модернизации, на которую от силы осталось 5-6 лет. Через этот промежуток времени в действие полноправно вступят все правила ВТО, которые будут наносить нам ежегодный ущерб в размере 1,5 трлн рублей в год. Колоссальные цифры для страны! Единственный путь – модернизировать то, что осталось. Если не модернизируем, то при технической отсталости и отсутствии технически грамотных кадров – «дело труба». Для страны это будет просто катастрофа. Правда, я не знаю, кто сегодня может заняться модернизацией в рамках страны. Не вижу подходящих людей. Подумать только – сколько денег у нефтяников, а они в постсоветское время ни одного нефтеперерабатывающего завода с «нуля» не построили.

Алексей Лопаткин:
- Поддерживаю. Для того чтобы реализовывать заявленную социальную политику, нужно развивать производство. Об этом почему-то никто не говорит. Мы пытаемся подоить корову, но кормить ее не хотим. Дает она 5 литров молока, а мы хотим 6... А если мы захотим от нее 7 литров, так она у нас с вами просто «загнется».

Олег Шаклеин:
- Разумеется, любой рост налогового бремени сейчас скажется очень негативно, и арифметика здесь проста: тем, кто ушел «в тень», попросту все равно на происходящую ситуацию, страдать будут исключительно добросовестные налогоплательщики. Особенно пострадает производство, в этом я согласен с коллегами. Но здесь никто не озвучил самое главное: любой рост налогов влечет за собой поднятие цен практически на все. Да, Путин обещает нам «придержать» инфляцию до июня, но я в это не верю. Практика показывает, если инфляцию заявляли на уровне 7-8%, однако стоило зайти в магазин и изучить изменение цен за год, то сразу становится понятно, что это никак не 8%. Вообще, не знаю, откуда берут такие показатели.

Владимир Бакин:
- Конечно, я согласен с тем, что в условиях сегодняшних экономических реалиях вообще нецелесообразно поднимать налоги. Мы должны смотреть на ситуацию не только с точки зрения интересов бюджета, но и бизнеса - основы государства. Все это прекрасно понимают. Идеальная ситуация – когда налоговые ставки и тарифы остаются неизменными долгие годы. Однако я не согласен с тем, что налоговые дыры «латать», кроме как поднятие налогов, нечем. Сегодня региональные бюджеты связаны единой налоговой системой на территории всей страны. Она предусматривает передачу трансфертов, субсидирование и прочее. У нас очень большая страна с разным уровнем экономического развития в различных частях. Если бы этого не было, не было бы страны. Да, денег никогда много не бывает. Но, знаете, что скажу? Мы переживали и такие периоды, когда денег не было вообще. Вы забыли 1990-е? В тот период бюджет исполняли преимущественно взаимозачетами.

Александр Иванов:
- Я знаю, на что сегодня не хватает денег. Могу прочитать лекцию на эту тему кому угодно. У нас огромное количество неэффективных трат, в том числе ежегодный теряемый миллиард на пресловутых госзакупках и еще миллиард - на госконтрактах. Верните хотя бы половину этих денег, и вот уже будут средства и на содержание полиции, и для вливания в оборонный комплекс, и самим чиновникам что-то перепадет. Начинать надо с коррупции. Если следующий президент вплотную не займется коррупцией, я ему не завидую... Будет крах экономический и политический. Для повышения есть свои источники: акцизы, налог на роскошь, о котором вновь заговорили. Роскошь, к слову, – это не квартира и машина, а дорогие авто, бриллианты дороже 100 тыс. рублей.
Недавно был на совете Российского союза промышленников и предпринимателей, где один из министров жаловался, что в 2011 году упала собираемость налогов. Но это же было очевидно изначально: все ушли в «тень». Мое предложение - НДС следует установить на уровне 10%, компенсировать его налогом с продаж, а налог на прибыль - 25%-26% с 50% льготой для тех, кто модернизирует производство.

Подготовила
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

 

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте