«Без развития нет роста»

«Репутация зарабатывается долго, а теряется быстро», – уверен генеральный директор ООО «Строительно-монтажная компания» Артем Сенников.

01.04.2019  531

Следуя этого правилу, его компания, созданная 7 лет назад, завоевала устойчивый авторитет среди партнеров и заказчиков. О настоящем и будущем предприятия, конкуренции на строительном рынке, господдержке бизнеса, кадрах, несовершенстве системы торгов и другом – в интервью «БН».

- Артем Александрович, каковы основные направления деятельности «Строительно-монтажной компании» (ООО «СМК»)?

– Основных два. Первое – общестроительные работы, в том числе монтаж металлоконструкций. Работаем в сфере промышленного и гражданского строительства. Специализируемся на агропромышленном комплексе, где выполняем 80% от объема работ. Строим силосные траншеи, коровники, телятники, склады различного назначения, выгульные площадки, делаем подъездные пути, прокладываем все коммуникации. Среди основных заказчиков – предприятия «Кировского молочного комбината», «Кировского мясокомбината» и другие. Оказываем большой объем услуг по бетонным и кровельным работам.

Второе направление – индивидуальное жилищное строительство: коттеджи, дачи, загородные дома. По проектам заказчика строим объект «под ключ», начиная от сбора необходимой документации для строительства и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. Остается сделать косметическую отделку на свой вкус, и можно заезжать.

- Каковы на сегодняшний день производственные мощности компании?

– Есть собственная производственная площадка в Коминтерне, укомплектован необходимый парк техники и оборудования. В собственности имеется много редкого оборудования для бетонных и кровельных работ. К примеру, не так давно приобрели секционную виброрейку Atlas Copco и трамбовку, которая заменяет 16-тонный каток. На промплощадке установлено оборудование для производства фальцевых кровель, так что вся необходимая техника и оборудование имеются.

Сейчас, с учетом развития компании и увеличением спроса на услуги, решаем вопрос о приобретении дополнительной земли. Расширение производства позволит увеличить объемы наших услуг и открыть новые для нас направления, чтобы изготовлять продукцию как для своих нужд, так и для реализации на сторону.

- Рассматриваете варианты приобретения земли в собственность или в аренду?

– Рассматриваем только приобретение в собственность. Придерживаюсь позиции, что аренда – это плата за воздух. Мы изначально, когда возникали вопросы – купить активы или арендовать, – решили выбирать первый вариант. Лучше взять кредит в банке, рассчитаться в течение нескольких лет, при этом понимать, что платишь за свое. По крайней мере, если речь идет об оборудовании, которым пользуемся постоянно, складских помещениях или других необходимых для работы объектах недвижимости.

- В связи с изменениями регулирования отрасли планируете что-то менять в работе?

– Сейчас ведем переговоры с предприятиями агропромышленного комплекса по поводу строительства новых объектов. На данный момент наша компания имеет допуск СРО на проведение работ до 60 млн рублей. У нас объемы работ растут, компания развивается, поступают запросы со стороны заказчика на более масштабные проекты, поэтому задумываемся о получении нового допуска СРО – на более крупные суммы контрактов.

В то же время есть и другая сторона. Из-за нестабильности на строительном рынке и в целом в экономике предпринимателю сложно спрогнозировать свои доходы. В один год можно выполнить заказов на 100 млн рублей, в другой – из-за объективных факторов – намного меньше.

- Насколько изменился спрос на ваши услуги?

– Если говорить о небольших коммерчес­ких заказчиках и частниках, то объемы заказов снизились. Такая тенденция в целом на рынке, что связано со снижением покупательской способности и ухода небольших компаний. По крупным предприятиям ситуация лучше, в том числе, думаю, и за счет господдержки. Существуют субсидии, дотации, льготные кредиты. Их получателям необходимо освоить деньги, наращивать производственные мощности, пополнять базу средствами для расширения производства. Это дополнительная прибыль. Если не будут строиться – не будет и развития. В том же «Пути Ленина» еще несколько лет назад на территории стояли старые фермы, дороги весной размывало. Сейчас, в том числе с нашим участием, производится полное обновление животноводческого комплекса. За счет этого агрофирма увеличила поголовье скота, выросли надои. Цепная реакция: без развития нет роста. Так в любом виде биз­неса.

- Вы господдержкой пользуетесь или рассчитываете на свои силы?

– Подавали заявку на возмещение затрат на приобретение техники. Не прошли по формальным причинам. Сумма небольшая, 500 тысяч, но для нас как малого предприятия была на тот момент значимой. После этого решили полагаться на свои силы и услуги коммерческих банков.

В ряде ситуаций привлекаем заемные средства. Это необходимо, чтобы вовремя и в полном объеме выполнить обязательства перед заказчиком. В прошлом году произошла нехорошая история. Мы выиграли крупный тендер, а из-за нестабильности на рынке стоимость материалов резко выросла. К концу года, закрывая объект, оказались в убытке. Объект закончили вовремя, отработали в полном объеме, но вышли в минус. Мы понимаем, что вне зависимости от прибылей или убытков объект заказчику обязаны сдать вовремя, этому принципу и следуем в работе. Репутация зарабатывается долго, а теряется быстро.

- Многие предприниматели говорят о нехватке кадров в отрасли. Проблема, на ваш взгляд, сегодня решается или по-прежнему остается острой?

– До конца не решена. Она возникает еще на начальном звене, когда нет желающих идти в рабочие профессии. В регионе есть средние специальные образовательные заведения, где выпускают представителей рабочих профессий – каменщиков, плотников, столяров, токарей, фрезеровщиков. Желающих поступать не так и много. У нас, получается, старое поколение дорабатывает, а новых кадров – дефицит. Молодежь не очень хочет работать руками. Многие до сих пор мечтают стать коммерсантами, банкирами или руководителями, а производить конечный продукт желающих не так много. Если все будут банкирами или управленцами, то кто будет строить, производить хлеб, молоко? Сейчас много говорят о повышении престижа рабочих профессий, но на мой взгляд, эта работа недостаточна.

- Вы работаете только по Кировской области? Рассматриваете ли соседние регионы?

– Мы работаем по Кирову, Кировской области и в Республике Коми. Близлежащие регионы рассматриваем, работаем, но здраво оцениваем конкуренцию. Там работают такие же строители.

- С госструктурами в рамках контрактов деятельность ведете?

– Принимаем участие в электронных аукционах на торговых площадках. Не всегда получается предложить более низкую цену. На аукционах государственных и муниципальных закупок некоторые падают на 30–40%. Как честно выполнить работы по такой стоимости? Если материалы стоят, условно говоря, тысячу за квадрат, как я их куплю за 700 рублей? Получается, мне надо купить материалы низшего качества или сэкономить на работах, однако ни один из вариантов меня не устраивает. Если бы система госзакупок была урегулирована, думаю, проблем с добросовестным исполнением обязательств, взятых подрядчиками, не возникало бы.

- Насколько здорова конкуренция на вашем рынке? Больше порядочных или непорядочных игроков?

– Есть и те, и другие. Непорядочные так или иначе «отсортировываются». Мало заказчиков, которые один раз обманулись и готовы обмануться вновь. Мы себя позиционируем как честная организация и чаще всего пересекаемся с добросовестными партнерами.

Есть недобросовестная конкуренция, о которой говорилось выше. К сожалению, недобросовестные игроки хотят максимально удешевить и упростить все строительные процессы, как правило, не имея должного образования и опыта, что приводит к крайне трагическим последствиям. Разница в конечной цене услуг компаний, работающих по законам рынка, отличается максимум в 5%. Все прекрасно понимают, что цель открытия ООО – получение прибыли, а не благотворительность. Почти два века назад великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин написал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

- Как в целом складываются отношения с контрольно-надзорными органами?

– Стараемся со всеми дружить. С такими органами лучше не ругаться (улыбается).

- Сейчас много говорится о снижении давления на малый бизнес. Вы это на себе ощущаете?

– Ощущаем. Да, бывают встречные проверки по предприятиям, работающим с возмещением НДС. После выполнения каждого объекта, когда заказчик отчитался в налоговую о выполнении работ, к нам приходят встречные запросы. Мы стараемся всю документацию вести вовремя и в сроки, чтобы не возникало проблем. Однажды столкнулись с ситуацией, когда наш контрагент не заплатил НДС. После этого работаем только с проверенными. Другого способа нет.

- А конкуренция в сфере ИЖС здоровая?

– Многие частные застройщики недопонимают окончательные затраты, которые входят в конечную стоимость дома. Сейчас идет очень много рекламных объявлений: «Дома дешево», «Дом за миллион». При этом обещают построить объект, который полностью готов к приему жильцов. По факту – ставят коробку дома, делают крышу, устанавливают окна и двери (порой самые дешевые). Потребитель поздно понимает, что этот дом-недострой требует огромных вложений. Мы называем окончательную стоимость, приближенную к реальности. Заказчик говорит, что очень дорого. В итоге сумма его затрат оказывается такой же, иногда и выше. С этой точки зрения конкуренцию здоровой назвать не могу.

- Мне кажется, все-таки начинает формироваться пул потребителей, которые понимают: лучше сразу вложиться и доплатить 1–2 млн рублей, чем потом потратить на доделки еще большие суммы, время и нервы?

– Наверное, да, но таких пока меньшинство. Потребители начинают осознавать, что нельзя при выборе застройщика ориентироваться исключительно на цену. Однако, как я уже сказал, пул недобросовестных застройщиков, обещающих сделать много и задешево, остается. И такие предприниматели мешают честным подрядчикам.

- Почему вы занялись именно строительным бизнесом?

– Мое первое высшее образование – строительного профиля. Второе – управленчес­кое. Сначала пошел за получением опыта работать на стройку. Через какое-то время понял: образование есть, знания, умения и опыт появились, – после чего с коллегой решили создать свое дело.

- Вас уже нельзя назвать стартапом: 7 лет – достаточно долгий путь. Если бы сейчас перед вами встал вопрос – создать свой бизнес или работать по найму, какое решение бы приняли?

– Создать свой бизнес. Если бы задумался над тем, чтобы работать на кого-то, то давно бы работал в другом месте.

- Какой видите компанию через 5 лет?

– Большой, успешной и высокоприбыльной. Наверное, каждый руководитель хочет видеть свою компанию именно такой.

г. Киров, ул. Московская, д. 107, корп. 1

Тел./факс: 8 (8332) 62-85-35

Сот.: 8-912-827-66-13, 8-922-909-61-08

E-mail: smk-stroi@bk.ru

ООО «СМК», г. Киров, ул. Московская, д. 107, корп. 1,

ОГРН 1104345006259

Досье

Сенников Артем Александрович, генеральный директор ООО «Строительно-монтажная компания».

Дата и место рождения: 23.08.1986 года в Кирове.

Образование: Высшее. В 2008 году окончил ВятГУ (специализация «Промышленное и гражданское строительство»). В 2011 году окончил ВятГУ (специализация «Экономика и управление на предприятии»).

Карьера: в строительстве с 2006 года. С 2012 года – наст. вр. – учредитель ООО «Строительно-монтажная компания».

Семейное положение: женат, воспитываю сына 3,5 года.

Блиц-опрос:

Хобби: сноуборд.

- Кем мечтали стать в детстве?

- Космонавтом.

- Как относитесь к конкурентам?

- Мы их называем партнерами.

- Что цените в людях?

- Честность.

- На что не жаль потратить деньги?

- На сына.

- Жизненное кредо?

- Лучше что-то делать и ошибаться, чем, боясь ошибки, ничего не делать.

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Михаил Ковязин: "Не молчите!"
Михаил Ковязин: "Не молчите!"

О финансовом кризисе в стране молчат, но он продолжается. Признаться с высоких трибун нельзя: политические амбиции не позволяют. Об этом, рынке ЖКХ, кировских МУПах, претензиях к чиновниках и власти Путина "Бизнес Новостям» рассказал депутат кировской гордумы Михаил Ковязин. 

  370  2

Архитектура и бизнес

Готов ли бизнес вкладываться в сохранение исторического наследия Кирова? Да, только правила игры должны быть прозрачными, а бюрократические препоны – исчезнуть. И тянуть нельзя: город совсем скоро может растерять свою уникальную историю.

  572

«Прямолинейные» темы

Практически после каждой прямой линии президента эксперты отмечают, что большинство заданных вопросов находятся в компетенции местных властей — муниципальных и региональных.

  164

Футбол и частный бизнес: Кировский опыт

Существует стереотип, что футбол активно развивается в тех городах и регионах, где есть сильная команда. Она служит своеобразным флагманом, мотивируя людей не только ходить на стадион и болеть, но и самим пинать мяч.

  272


Big Data МегаФона определила самое популярное место Вятки

Анализ больших данных МегаФона определил важную локацию для телеком-стройки в Кировской области.

  105

Старый котел заменят на современный обогреватель

Модернизация пройдет в здании школы Дым-Дым-Омги.

  105