«Зачипировать» все

Введение онлайн-касс и маркировки товара — это те самые новшества, которые последнее время активно обсуждаются бизнесом. На вопросы о том, для чего это нужно и сможет ли привести в итоге к большему порядку, «Бизнес Новостям» ответил генеральный директор «Вятка-Эко» Виктор Шестаков.

06.04.2019  985

- Виктор Васильевич, недавно начался 3-й этап перехода на онлайн-кассы. Как идет процесс?

— 54-ФЗ исполняется уже третий год, была первая волна, вторая, сейчас началась третья. На данный момент основной вопрос заключается в том, что кассы придется ставить и тому бизнесу, который до этого с ними, возможно, не работал. В первом случае шла модернизация касс, во втором, по сути, тоже. Поэтому сейчас у третьего потока предпринимателей возникает масса вопросов о том, зачем кассы нужны и сколько они стоят. Решение было принято на законодательном уровне. Очевидно, что правительство планирует перевести в цифру все бизнес-процессы. Они выбрали такой путь, для нас — революционный. В качестве решения налоговых проблем предлагают применять онлайн-кассы. Опыт показывает, что это достаточно эффективный инструмент. Кроме того, мы в этом вопросе — пионеры.

- То есть в других странах подобные механизмы не применяются?

— В США — нет, в Европе — тоже нет. Первый подобный проект стартовал несколько лет назад в Казахстане. Он был выстроен немного по другой схеме, более упрощенной, чем у нас. У нас уже все реализовано, и сегодня этот процесс запущен и работает.

- Можете ли объяснить, как это происходит технически?

— По сути, все кассовые аппараты сейчас подключены к интернету. Когда кассир пробивает чек, данные отправляются оператору фискальных данных (ОФД). Это организация, которая является посредником между кассой и налоговой. Передается туда все, что указывается в чеке — наименование, цена, количество проданного товара, и сумма начисленных в связи с этим налогов. ОФД собирает и хранит эти данные у себя на серверах. Налоговая может запросить информацию о продажах в конкретной торговой точке либо на предприятии в любой момент.

- Что грозит тем, кто не последует закону и не установит кассу?

- Это достаточно большие штрафы — в среднем 30 тысяч рублей за каждый не пробитый чек. При этом сама стоимость кассы составляет от 14 000 рублей. К тому же малый бизнес имеет возможность получения налогового вычета, величина которого равна 18 тысяч рублей. То есть на это тратятся минимальные средства.

- Но сколько-то стоит еще и обслуживание кассы?

— Помимо приобретения онлайн-кассы предпринимателю нужно подключиться также к оператору фискальных данных. Это примерно 3 тысячи рублей в год. Также каждая онлайн-касса имеет внутреннюю память - фискальный накопитель, ту часть, которая отвечает за формирование чека. Она рассчитана на определенный срок - на 15 месяцев или на 36. После этого у накопителя заканчивается ресурс и его нужно менять.

- Предприниматели этому новшеству не рады и наверняка выливают свое недовольство и на вас. Скажите, в чем оно заключается?

- Кто может быть доволен в этой ситуации? Конечно, это определенное обременение. Однако бизнес понимает, что и мы в данном случае — простые исполнители. Кроме того, на мой взгляд, у всех должны быть равные условия. Не должно быть такого, чтобы рядом с магазином, который выполнил все формальности, установил ККТ, платит налоги, существует торговая точка, которая эти правила просто игнорирует. Это нечестная конкуренция и этого быть не должно. Все должны находиться в равном правовом поле.

- Сколько сейчас на рынке предприятий, которые предоставляют подобные услуги?

— В связи с экономической ситуацией в стране количество ЦТО (центров технического обслуживания) существенно сократилось. На рынке остались только те, кто сумел перестроиться. Но конкуренция есть, и это нормально. Мы — рыночная компания, которая создает доступный и качественный для клиента сервис.

- Эта реформа началась в 2017 году. Есть ли у вас собственные наблюдения за тем, как это в итоге сказалось на бизнесе?

— Прямой связи с установкой кассовых аппаратов нет. Это просто инструмент, канал связи с налоговой. Бизнес не стал от этого чаще разоряться, так как сами затраты не настолько велики. Кроме того, многие с установкой новой техники получили и выгоды. Это абсолютно новый инструмент для контроля за своим бизнесом: предприниматель получает возможность вести почековый анализ и знать, что продается, когда, и в каких объемах, можно выстраивать графики движения товаров. Раньше такие системы автоматизации устанавливались только в крупных сетях. А у малого бизнеса была тетрадочка, в которой предприниматель вел учет продаж. Сейчас же с помощью онлайн-касс и приложений можно максимально автоматизировать свои бизнес-процессы.

- Еще одно новшество в сфере контроля бизнеса — это чипирование и маркировка. Власти уже не раз отчитывались о том, как успешно эта реформа была проведена в меховой отрасли.

- В планах правительства — «зачипировать» все. Мы движемся к «интернету вещей» — в скором времени все будет оцифровано, и товародвижение станет прозрачным. То, что произошло в меховой отрасли, поспособствовало тому, что она стала достаточно открытой. В этом году под маркировку в России попадают табак и обувь. В следующем году власти собираются маркировать фармацевтику и косметику, а далее одежду и т.д. В проекте прописаны определенные группы товаров, которые до 2024 года должны попасть под этот процесс.

- Чипирование и маркировка — это одно и то же?

— Можно сказать, да. Меховая отрасль была первой, где это было реализовано. Но маркировка там проводилась несколько по другой схеме: использовались RFiD-метки. Сейчас будут использоваться не чипы, а коды, которые можно будет считать с помощью любого мобильного устройства. Вся маркировка будет находится в единой системе, оператором по которой станет Центр разработки перспективных технологий (ЦРПТ).

- В чем будет выражаться маркировка?

— Все производители должны будут нанести на свои продукты определенный код. Везде это будет выглядеть по-разному: на упаковке сигарет он будет выжигаться лазером, на коробке обуви — в виде этикетки и т.д.

- Кто задействован в маркировке?

- Производители, которые обязаны промаркировать свою продукцию, оптовики, которые должны будут принять ее только при наличии штрих-кода, конечный продавец, который должен будет подтвердить выбытие товара из оборота. Все это фиксируется в единой системе. На любом из этих этапов можно проследить за тем, где находится товар. Для того, чтобы осуществить проверку кода, нужен сканер. Каждому, кто задействован в этой системе, необходимо его купить.

- Для чего это делается?

— Для борьбы с контрафактом. Производители маркируют свой товар, получают крипто-коды, которые являются уникальными. По ним можно проверить, есть ли товар в системе. Если он выпущен реальным производителем, значит, это не контрафакт. И каждый обычный пользователь сможет проверить легальность абсолютно всей продукции с помощью своего смартфона.

- При этом предприниматели считают, что уже итак слишком много делается для контроля за их деятельностью.

— Однако и этот механизм будет полезным. И если ваше производство обходится вам в миллионы рублей, покупка одного сканера не нанесет больших финансовых потерь фирме. При этом вы будете защищены от контрафакта. Все будут в равных условиях.

- Контрафакт все равно не исчезнет с рынка. Это все понимают.

- А это уже вопрос к контролирующим органам. Если мы создаем цивилизованный бизнес, то государство должно вывести из него людей, которые не вписываются в эту картину.

- Еще один метод контроля за бизнесом — ЕГАИС? Там, кажется, пока не получилось бороться с нелегальной продукцией.

— Я считаю, что внедрение этой системы было успешным. А то, что все еще продается «левый» товар, это опять же вопрос к контролирующим органам. Мы надеемся, что все это в скором времени сведется на нет.

- Очень много вопросов к этой системе возникает у Кировского облпотребсоюза. Их сотрудникам на селе сложно освоить не то, что новые программы, а просто интернет в целом. Вы помогали им решать эти вопросы?

— Эта система работает в едином цифровом пространстве при подключении к интернету. Сложности возникают там, где нет сетей. Естественно, что эти возможности необходимо найти. Да, мы сталкиваемся с маленькими магазинами, где нет ничего. И особых послаблений в законе для них тоже нет. В каждой частной ситуации мы этот вопрос решаем: где-то ставятся усилители сигнала, где-то заключаются новые контракты по покрытию. И да, людям старшего возраста бывает сложно перейти на компьютерные системы. Но тут ничего не поделаешь: мир не стоит на месте, когда-то мы все перешли в компьютерную эру. И сейчас, даже если кассир в маленьком сельском магазине еще использует счеты, то бухгалтер в нем ведет учет уже только с помощью компьютера.

- Каким вы видите сегодня предпринимательский климат в регионе?

— Основная проблема заключается в низком платежеспособном спросе населения. У людей не растут зарплаты. Притока денег нет. Кто-то закрывается, рынок сжимается, все это путь в никуда. Даже если ты построишь в деревне лучший супермаркет, а у людей не будет денег, чтобы там что-то купить, какой в этом смысл? Многие закрываются, большое количество свободных площадей сдается в аренду. Это объективная реальность. Количество предпринимателей в Кировской области сократилось почти в два раза за последние пять лет. А когда приходят крупные сети, они выживают всех мелких предпринимателей. В Европе, например, если большая сеть занимает определенный объем рынка, то она работает строго до шести вечера, после чего дается воля маленьким частным компаниям. Все это процесс госрегулирования.

- Приведут ли сегодняшние изменения, связанные с контролем бизнеса, к тому, что через несколько лет он будет работать только «в белую»?

— Это сложно прогнозировать. Но я уверен, что в самое ближайшее время автоматизация и компьютеризация повсеместно будут внедряться в технологические процессы. За нас будут работать компьютеры. На рынке труда произойдут кардинальные изменения. И лет через 15 мы будем отдыхать, получать пособия, заниматься рисованием, творчеством.

Досье

Виктор Васильевич Шестаков, генеральный директор компании «Вятка-Эко».

Дата и место рождения: 18 июня 1955 года, г. Советск, Кировская область.

Образование: Кировский политехнический институт.

Карьера: с 1981г. – ПМК кировского облпотребсоюза, мастер спецучастка; с 1984 г. – РМК кировского облпотребсоюза, главный инженер; с 1993 г. - компания «Вятка-Эко», генеральный директор.

Увлечение: горные лыжи, охота.

Любимая литература: классика.

Любимая музыка: поп-музыка.

Девиз: под лежачий камень вода не течет.

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • !, 13.04.2019, 12:50
    Конечно. Но о ГЛАВНОМ не сказал. Честная речь должна быть такой - "Процесс чипирования - это очень выгодно для моей и без того сытой физиономии". Уберите это лицо. Умоляю.
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Рынок очищается"
"Рынок очищается"

Помогло ли стимулирование строительного рынка застройщикам и не приведет ли это к раздуванию "ипотечного пузыря"? Об этом, причинах несогласия с новшествами в саморегулировании отрасли, бюрократических препонах и ценовой конкуренции на торгах рассказал генеральный директор "Маяковской" Дмитрий Сергеев.

  503

"Коронный" спорт

Ситуация с коронавирусом повлияла на многие сферы. На спорт в том числе. Здесь тоже были (а кое-где и до сих пор есть) карантин, ограничения, корректировка планов и, увы, более серьезные проблемы.

  240

ГенЦифры для Кирова

На неделе в рамках публичных слушаний в мэрии Кирова обсудили проект генплана города-2040.

  207

60 томов мошенничества

Владимиру Быкову, экс-главе города Кирова и бывшему спикеру ОЗС, предъявлено окончательное обвинение.

  309

Золото продолжает дорожать

Крупные ювелирные сети предупредили кировчан о повышении цен.

  210


Кировчане могут купить SIM-карты Tele2 на Wildberries

Tele2 запустила дистрибуцию SIM-карт в крупнейшем российском онлайн-ретейлере Wildberries. Кировская область подключилась к проекту после пилотного старта продаж в четырех городах России.

  129

Кировчане начали получать "тревожные извещения" от "ЭнергосбыТ Плюс"

Адресатами специальных уведомлений стала почти 21 тысяча должников.

  223

"Билет в будущее": знакомство с профессиями

Третий год в Кировской области реализуется проект по ранней профессиональной ориентации "Билет в будущее". В июле новый поток участвовал в программе на онлайн-платформе.

  67