«Зачипировать» все

06.04.2019 16:24:00 1295 0

Введение онлайн-касс и маркировки товара — это те самые новшества, которые последнее время активно обсуждаются бизнесом. На вопросы о том, для чего это нужно и сможет ли привести в итоге к большему порядку, «Бизнес Новостям» ответил генеральный директор «Вятка-Эко» Виктор Шестаков.

- Виктор Васильевич, недавно начался 3-й этап перехода на онлайн-кассы. Как идет процесс?

— 54-ФЗ исполняется уже третий год, была первая волна, вторая, сейчас началась третья. На данный момент основной вопрос заключается в том, что кассы придется ставить и тому бизнесу, который до этого с ними, возможно, не работал. В первом случае шла модернизация касс, во втором, по сути, тоже. Поэтому сейчас у третьего потока предпринимателей возникает масса вопросов о том, зачем кассы нужны и сколько они стоят. Решение было принято на законодательном уровне. Очевидно, что правительство планирует перевести в цифру все бизнес-процессы. Они выбрали такой путь, для нас — революционный. В качестве решения налоговых проблем предлагают применять онлайн-кассы. Опыт показывает, что это достаточно эффективный инструмент. Кроме того, мы в этом вопросе — пионеры.

- То есть в других странах подобные механизмы не применяются?

— В США — нет, в Европе — тоже нет. Первый подобный проект стартовал несколько лет назад в Казахстане. Он был выстроен немного по другой схеме, более упрощенной, чем у нас. У нас уже все реализовано, и сегодня этот процесс запущен и работает.

- Можете ли объяснить, как это происходит технически?

— По сути, все кассовые аппараты сейчас подключены к интернету. Когда кассир пробивает чек, данные отправляются оператору фискальных данных (ОФД). Это организация, которая является посредником между кассой и налоговой. Передается туда все, что указывается в чеке — наименование, цена, количество проданного товара, и сумма начисленных в связи с этим налогов. ОФД собирает и хранит эти данные у себя на серверах. Налоговая может запросить информацию о продажах в конкретной торговой точке либо на предприятии в любой момент.

- Что грозит тем, кто не последует закону и не установит кассу?

- Это достаточно большие штрафы — в среднем 30 тысяч рублей за каждый не пробитый чек. При этом сама стоимость кассы составляет от 14 000 рублей. К тому же малый бизнес имеет возможность получения налогового вычета, величина которого равна 18 тысяч рублей. То есть на это тратятся минимальные средства.

- Но сколько-то стоит еще и обслуживание кассы?

— Помимо приобретения онлайн-кассы предпринимателю нужно подключиться также к оператору фискальных данных. Это примерно 3 тысячи рублей в год. Также каждая онлайн-касса имеет внутреннюю память - фискальный накопитель, ту часть, которая отвечает за формирование чека. Она рассчитана на определенный срок - на 15 месяцев или на 36. После этого у накопителя заканчивается ресурс и его нужно менять.

- Предприниматели этому новшеству не рады и наверняка выливают свое недовольство и на вас. Скажите, в чем оно заключается?

- Кто может быть доволен в этой ситуации? Конечно, это определенное обременение. Однако бизнес понимает, что и мы в данном случае — простые исполнители. Кроме того, на мой взгляд, у всех должны быть равные условия. Не должно быть такого, чтобы рядом с магазином, который выполнил все формальности, установил ККТ, платит налоги, существует торговая точка, которая эти правила просто игнорирует. Это нечестная конкуренция и этого быть не должно. Все должны находиться в равном правовом поле.

- Сколько сейчас на рынке предприятий, которые предоставляют подобные услуги?

— В связи с экономической ситуацией в стране количество ЦТО (центров технического обслуживания) существенно сократилось. На рынке остались только те, кто сумел перестроиться. Но конкуренция есть, и это нормально. Мы — рыночная компания, которая создает доступный и качественный для клиента сервис.

- Эта реформа началась в 2017 году. Есть ли у вас собственные наблюдения за тем, как это в итоге сказалось на бизнесе?

— Прямой связи с установкой кассовых аппаратов нет. Это просто инструмент, канал связи с налоговой. Бизнес не стал от этого чаще разоряться, так как сами затраты не настолько велики. Кроме того, многие с установкой новой техники получили и выгоды. Это абсолютно новый инструмент для контроля за своим бизнесом: предприниматель получает возможность вести почековый анализ и знать, что продается, когда, и в каких объемах, можно выстраивать графики движения товаров. Раньше такие системы автоматизации устанавливались только в крупных сетях. А у малого бизнеса была тетрадочка, в которой предприниматель вел учет продаж. Сейчас же с помощью онлайн-касс и приложений можно максимально автоматизировать свои бизнес-процессы.

- Еще одно новшество в сфере контроля бизнеса — это чипирование и маркировка. Власти уже не раз отчитывались о том, как успешно эта реформа была проведена в меховой отрасли.

- В планах правительства — «зачипировать» все. Мы движемся к «интернету вещей» — в скором времени все будет оцифровано, и товародвижение станет прозрачным. То, что произошло в меховой отрасли, поспособствовало тому, что она стала достаточно открытой. В этом году под маркировку в России попадают табак и обувь. В следующем году власти собираются маркировать фармацевтику и косметику, а далее одежду и т.д. В проекте прописаны определенные группы товаров, которые до 2024 года должны попасть под этот процесс.

- Чипирование и маркировка — это одно и то же?

— Можно сказать, да. Меховая отрасль была первой, где это было реализовано. Но маркировка там проводилась несколько по другой схеме: использовались RFiD-метки. Сейчас будут использоваться не чипы, а коды, которые можно будет считать с помощью любого мобильного устройства. Вся маркировка будет находится в единой системе, оператором по которой станет Центр разработки перспективных технологий (ЦРПТ).

- В чем будет выражаться маркировка?

— Все производители должны будут нанести на свои продукты определенный код. Везде это будет выглядеть по-разному: на упаковке сигарет он будет выжигаться лазером, на коробке обуви — в виде этикетки и т.д.

- Кто задействован в маркировке?

- Производители, которые обязаны промаркировать свою продукцию, оптовики, которые должны будут принять ее только при наличии штрих-кода, конечный продавец, который должен будет подтвердить выбытие товара из оборота. Все это фиксируется в единой системе. На любом из этих этапов можно проследить за тем, где находится товар. Для того, чтобы осуществить проверку кода, нужен сканер. Каждому, кто задействован в этой системе, необходимо его купить.

- Для чего это делается?

— Для борьбы с контрафактом. Производители маркируют свой товар, получают крипто-коды, которые являются уникальными. По ним можно проверить, есть ли товар в системе. Если он выпущен реальным производителем, значит, это не контрафакт. И каждый обычный пользователь сможет проверить легальность абсолютно всей продукции с помощью своего смартфона.

- При этом предприниматели считают, что уже итак слишком много делается для контроля за их деятельностью.

— Однако и этот механизм будет полезным. И если ваше производство обходится вам в миллионы рублей, покупка одного сканера не нанесет больших финансовых потерь фирме. При этом вы будете защищены от контрафакта. Все будут в равных условиях.

- Контрафакт все равно не исчезнет с рынка. Это все понимают.

- А это уже вопрос к контролирующим органам. Если мы создаем цивилизованный бизнес, то государство должно вывести из него людей, которые не вписываются в эту картину.

- Еще один метод контроля за бизнесом — ЕГАИС? Там, кажется, пока не получилось бороться с нелегальной продукцией.

— Я считаю, что внедрение этой системы было успешным. А то, что все еще продается «левый» товар, это опять же вопрос к контролирующим органам. Мы надеемся, что все это в скором времени сведется на нет.

- Очень много вопросов к этой системе возникает у Кировского облпотребсоюза. Их сотрудникам на селе сложно освоить не то, что новые программы, а просто интернет в целом. Вы помогали им решать эти вопросы?

— Эта система работает в едином цифровом пространстве при подключении к интернету. Сложности возникают там, где нет сетей. Естественно, что эти возможности необходимо найти. Да, мы сталкиваемся с маленькими магазинами, где нет ничего. И особых послаблений в законе для них тоже нет. В каждой частной ситуации мы этот вопрос решаем: где-то ставятся усилители сигнала, где-то заключаются новые контракты по покрытию. И да, людям старшего возраста бывает сложно перейти на компьютерные системы. Но тут ничего не поделаешь: мир не стоит на месте, когда-то мы все перешли в компьютерную эру. И сейчас, даже если кассир в маленьком сельском магазине еще использует счеты, то бухгалтер в нем ведет учет уже только с помощью компьютера.

- Каким вы видите сегодня предпринимательский климат в регионе?

— Основная проблема заключается в низком платежеспособном спросе населения. У людей не растут зарплаты. Притока денег нет. Кто-то закрывается, рынок сжимается, все это путь в никуда. Даже если ты построишь в деревне лучший супермаркет, а у людей не будет денег, чтобы там что-то купить, какой в этом смысл? Многие закрываются, большое количество свободных площадей сдается в аренду. Это объективная реальность. Количество предпринимателей в Кировской области сократилось почти в два раза за последние пять лет. А когда приходят крупные сети, они выживают всех мелких предпринимателей. В Европе, например, если большая сеть занимает определенный объем рынка, то она работает строго до шести вечера, после чего дается воля маленьким частным компаниям. Все это процесс госрегулирования.

- Приведут ли сегодняшние изменения, связанные с контролем бизнеса, к тому, что через несколько лет он будет работать только «в белую»?

— Это сложно прогнозировать. Но я уверен, что в самое ближайшее время автоматизация и компьютеризация повсеместно будут внедряться в технологические процессы. За нас будут работать компьютеры. На рынке труда произойдут кардинальные изменения. И лет через 15 мы будем отдыхать, получать пособия, заниматься рисованием, творчеством.

Досье

Виктор Васильевич Шестаков, генеральный директор компании «Вятка-Эко».

Дата и место рождения: 18 июня 1955 года, г. Советск, Кировская область.

Образование: Кировский политехнический институт.

Карьера: с 1981г. – ПМК кировского облпотребсоюза, мастер спецучастка; с 1984 г. – РМК кировского облпотребсоюза, главный инженер; с 1993 г. - компания «Вятка-Эко», генеральный директор.

Увлечение: горные лыжи, охота.

Любимая литература: классика.

Любимая музыка: поп-музыка.

Девиз: под лежачий камень вода не течет.

Елена Окатьева

lena.okatieva@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте