Генеральная стратегия

Разработчик генерального плана Кирова на 2020-2040 годы институт ОАО «Гипрогор» сделал первые прогнозные выводы.

28.04.2019  1768

К 2040 году численность населения Кирова превысит 600 тысяч человек. Сегодня промышленные территории занимают более 1,7 тысячи га площади города, а эффективно используется лишь тысяча га. Из них около 400 га можно ввести в оборот, в том числе за счет смены функционала. В жилищном строительстве акцент целесообразно делать на среднеэтажную застройку, а для разгрузки внутригородского грузового транспорта стоит подумать о создании логистических комплексов на объездных дорогах.

Таковы первые прогнозные выводы разработчиков генерального плана Кирова на 2020-2040 годы - института ОАО «Гипрогор». Контракт с московским подрядчиком был заключен в начале этого года. Главный инженер проекта Владислав Татарников  и главный архитектор проекта Юлия Барковская рассказали «Бизнес Новостям» о первых заключениях и предложениях по «перезагрузке» Кирова.

Концептуальное видение

В.Т.:- Разработка проекта генерального плана предусматривает пять этапов. Сейчас мы перешли ко второму — выработке концепции. Ее задача — определить основные целевые показатели и планировочные решения. После этого перейдем к формированию конкретных решений и их обсуждению с профессиональным сообществом.

Вы для этого приехали в администрацию?

- Формат общения шире. Помимо встреч с представителями администрации города мы приняли участие в «круглом столе», посвященном созданию Кировской агломерации Киров — Кирово-Чепецк — Слободской. Киров рассматриваем как основное ядро этой территориальной системы. Один из принципиальных наших подходов при разработке генплана — учитывать не только территорию в границах самого городского округа, но прилегающие территории. В первую очередь, речь о транспортно-коммуникационных связях, маятниковой миграции - смотрим, как передвигается население между Кировом, и подцентрами – Кирово-Чепецком и Слободским, какие существуют трудовые, культурно-досуговые, рекреационные связи и т. д.

Каковы основные задачи и направления концепции?

- Первая задача - выявление внешних факторов и драйверов, влияющих на развитие города. Вторая –определение внутреннего потенциала.Наша цель - выявить именно внутренние резервы. Это, к примеру, работа с промышленными территориями, их реновация. В этой части у Кирова большой потенциал: в городе промышленные территории занимают более 1700 га, а эффективно используются около 1000 га. Остальная территория требует особого подхода и дополнительного анализа. По нашим предварительным оценкам, около 400 га промышленных территорий можно ввести в оборот, возможно (для этого нужен более глубокий анализ) изменить их функционал. Немаловажный вопрос - сокращение санитарно-защитных зон действующих промпредприятий, потому что не все промышленные предприятияразработали и утвердили проекты по сокращению такихзон. Это проблема, поскольку часть жилой застройки попадает в их границы.

Большой потенциал видим с точки зрения экологическогокаркаса.Это использование природно-рекреационных ресурсов, природной оси реки Вятка (которая проходит вдоль всего Кирова), работа с общественными пространствами, создание речного фасада города, системы набережных.

Преемственность

Многие заложенные в действующем генплане решения пока не реализованы. Они будут учтены при разработке нового документа?

Ю. Б. - Действительно, издействующего генплана в полной мере реализована жилищная программа, а, к примеру, транспортная —только на 10-15%. Анализируя материалы предыдущего документа, мы, безусловно, смотрим на возможную преемственность. Оцениваем: что произошло с городом за эти 20 лет и как это можно применить в современных изменившихся условиях.

В генеральном плане до 2020 года заложено немало интересных идей. Среди примеров - Западный обход Кирова, который будет присутствовать и в новом документе. В предыдущем документе заложен третий мост через Вятку — в сторону Вересников. Скорее всего, мы это решение тоже поддержим: выход на другой берег необходим, нужны более глубокие связи Кирова с Кирово-Чепецком и Слободским. Точно будет исследована и принята в оборот территория самих Вересников, предусмотрено создание набережной и прогулочной зеленой зоны.

Обязательно поддержим исторический центр Кирова: нужно раскрывать историко-культурный потенциал, создавать дополнительные туристические маршруты, связанные с рекреацией. Очень редко в городах сочетание культурного наследия и рекреации находятся в такой близости друг от друга находятся. В Кирове погуляли в историческом центре – прошли вдоль оврагов «Засора».Создание рекреационных зон были заложены в предыдущем генплане, но решения не реализованы в полной мере. Мы их учтем. Здесь можно сделать акцент на создание  ландшафтной территории в оврагах.

Каким видите дальнейшее развитие жилищного строительства?

Ю.Б. - Традиционно сложившийся уклад средне- и малоэтажной застройки, характерный для Кирова, считаем нужным сохранить. Такая застройка сильно не нагружает территории. У нас будет создано несколько рабочих групп, одна из которых займется проработкой этого направления. Многоэтажная застройка будет существовать, но в небольших объемах. Основной упор планируем сделать на среднеэтажную застройку, как более комфортную для проживания граждан.

В каких направлениях продолжится застройка?

- Традиционно — в южном, восточном (противоположный берег Вятки). Рассматриваем и северное направление. Конкретно посмотрим по промышленным площадкам, которые расположены по северной стороне вдоль реки — можно ли провести их реновацию. Изучаем и западные территории.

В.Т.: Преимущество Кирова — в его возможности развиваться во все стороны. Однако для этого необходимытранспортные связи, исключающие изоляцию районов друг от друга. Важно отвести транспорт от центра, обеспечить его связь с пригородами.

Дороги и наследие

Как, на ваш взгляд, можно решить транспортные проблемы?

В.Т.: - В первую очередь,за счет развития системы общественного транспорта, а также строительства дополнительных дорог, мостов, путепроводов. Принципиальные решения касаются строительства Западного обхода и третьего моста через Вятку.

Необходимо внимательнее посмотреть логистику, связанную с промпредприятиями. Логистика в зоне промпредприятий создает дополнительный трафик, дополнительное напряжение на улично-дорожную сеть города. Один из вариантов выхода из ситуации – создание транспортно-логистических комплексов на вылетных магистралях. Они позволят «перехватывать» и распределять трафик дальше, не заводя в город.

Пока еще не понятен вопрос по выделенным полосам для общественного транспорта. Подробнее он будет прописан в отраслевой схеме. Создание сети велодорожек — еще одно из направлений, которое надо будет внимательно рассмотреть.

Оцените потенциал исторической части города?

Ю.Б. - Она очень красива, потенциал большой. Видим развитие в создании здесь туристических пешеходных маршрутов, доступных для любых категорий граждан. Одни, более экстремальные. могут быть ориентированы на молодежь. Другие — на семьи с детьми. Историческую часть нужно насытить жизнью, объектами разных функций. Это не только стационарные магазины, но и уличные торговые объекты, кафе, лавочки, урны. Создание такой системы зависит от сценария развития исторического центра. Когда прописываешь сценарий – получаешь определенный набор инструментов, из которых этот маршрут должен состоять. В дальнейшем маршруты соединяются.

В. Т.: - Работа с общественными пространствами необходима. Мы несколько дней ходили по городу, смотрели обустройство пешеходных зон. Бросилось в глаза отсутствие единой системы исвязности общественных пространств. Это одно из направлений, по которому город может выйти на новый уровень.

Очень важно сохранить желание людей оставаться в городе. От демографических показателей зависит очень многое. Мы сделали предварительный прогноз численности населения Кирова на 2040 год - около 609 тысяч человек. Это один из целевых показателей, на который  ориентируемся в работе. И сейчас, на стадии разработки концепции, и в дальнейшем, когда выйдем на разработку основных материалов генерального плана.

Власть и бизнес

Исполняемость генпланов постсоветского пространства составляет не более 10%. В чем причина?

Ю.Б:- Все просто. Выгоднее построить жилье, чем дорогу, которая не будет приносить прибыль. Это затянувшийся переходный период выхода из плановой экономики. В генпланы закладываются правильные решения, но денег для их реализации у городов нет, поэтому и получаются такие разрывы.

Современная тенденция - и Киров не исключение —в привлечении бизнес-сообщества крешению внутригородских проблем.

В.Т.: - Все развитые города выдвигают определенные требования к застройщикам по обеспечениютерритории объектамисоциальной инфраструктуры. Это совершенно новый подход к развитию территории, переход от развитой в 1990-2000-х годах точечной застройки к комплексной. Такая комплексная застройка накладывает обязанности не только на город, но и на застройщиков, инвесторов, которые заходят на эту территорию.

Ю.Б.:- Можно предоставить инвестору участок для застройки в чистом поле и сказать: стройся, но дороги мы тебе не сделаем (а это прерогатива города). Хорошо от этого не будет никому. А можно выстроить обоюдовыгодное сотрудничество. Город и застройщики вполне могут договориться и договариваются. В Москве большие строительные компании активно в этом плане сотрудничают с городом, иначе у них не купят жилье. Если запустить жилье рангом пониже - на территории без детского сада или школы — туда никто не поедет. Востребованность в таком жилье пропала. Сейчас люди тщательно выбирают, где хотят жить, уделяя большое внимание развитости социальной инфраструктуры. В свою очередь, город, давая преференции застройщику, получает часть выгоды для себя. Во многих городах дороги строятся за городской счет, внутренняя инфраструктура — за счет застройщика. Город согласовывает проект планировки, обеспечивает площадку инженерными и транспортными сетями, а застройщик создает социальные объекты. Такое разделение должно существовать.

Синхронизация планов

В.Т.: - В новом генплане определено два срока реализации. Первый этап– 2025 год,расчетный срок– 2040 год. Срок действия документа — 20 лет. Он синхронизируется со всеми отраслевыми схемами, в частности, разрабатываемой сейчас схемой комплексного развития транспортной инфраструктуры. Мы находимся в самом начале пути — работа длится всего около 3 месяцев. В общем итоге документ будет разрабатываться в течение двух лет. Сейчас идет ознакомление с городом, даются первые экспертные оценки. В дальнейшем какие-то позиции скорректируются. 

По результатам прошедших на минувшей неделе в администрации города Кирова совещаний будут созданы рабочие группы, в рамках которых мы будем тесно взаимодействоватьи с профессиональным сообществом, и со структурынми подразделениями администрации. 

Когда представите документ общественности?

В.Т.: - Разработка материалов проекта генплана закончится в конце года. В публичную плоскость выйдем в 2020 году, тогда материалы будут представлены для обсуждения с жителями города. В конечном итоге должен появиться документ, который нужен городу и который, что немаловажно, должен бытьреализуем городом.

Анастасия Белова

mail@bnkirov.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Политический перформанс"
"Политический перформанс"

Массовые акции протестов в Москве спровоцированы самими властями: гражданское общество оказалось не готовым к нарушению правил игры на примитивном уровне. Почему? Свою позицию озвучил эксперт Комитета гражданских инициатив, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Александр Согомонов.

  132

"Дорога молоку!"

Автопробег под таким названием прошел на минувшей неделе по России. Несмотря на то, что Кировская область принимала в нем участие впервые, именно она выбрана для старта.

  108

Нужен шаг от бизнеса

Только сам бизнес знает о многочисленных устаревших нормах и требованиях, которые предъявляют к нему контрольно-надзорные органы.

  97

Дресс-код для Ленина

Дизайн-код для улицы Ленина планируют внедрить с августа 2020 года.

  105


Творческий вечер Александра Дмитриева "Судьба-река"

25 октября в 19.00, большой зал Кировского театра кукол имени А.Н. Афанасьева, ул.Спасская, 22.

  207