Агломерационный эффект

12.05.2019 17:35:00 2385 0

О создании агломерации «Киров – Слободской – Кирово-Чепецк - Юрьянский район» в последнее время говорится много. Сейчас дело дошло до конкретики.

Необходимость проработки темы прописана в резолюции прошедшего в октябре 2018 году «Киров UrbanФоруме». Сейчас дело дошло до конкретики: федеральные и местные эксперты, чиновники, предприниматели и научные сотрудники собрались в нашем городе, чтобы понять – что даст такое объединение территорий и нужно ли оно.

По рыночным законам

- Агломерация не назначается. Она формируется рыночными законами, а не управленческими решениями. Управленческие решения направлены на развитие взаимосвязи этой территориальной системы, - отметила в своем вступлении управляющий директор ОАО «Гипрогор» (г. Москва, институт-разработчик нового генплана Кирова) Елена Чугуевская.

Этот тезис подтвердили и кировские эксперты. По словам зам. руководителя Кировстата Владимира Зырина, наблюдается тенденция концентрации экономических и социальных ресурсов на территории планируемой агломерации: здесь сосредоточено более 50% населения.

- Если смотреть за период с 2000 года, видим: численность населения в этих четырех субъектах за 17 лет выросла на 8,6 процентных пункта (0,5 процентных пункта в год). Рост идет за счет Кирова: за это время численность областного центра выросла на 26 тысяч человек или с трети до 42% в общей численности. Киров работает неким пылесосом, «забирая» население из районов. Многие приезжают учиться в Киров и остаются здесь работать, - привел пример Владимир Зырин.

По подсчетам статистиков, на территории агломерации сосредоточен 81% промышленного производства, три четверти инвестиций, сконцентрирован объем платных услуг (82,5% за 2017 год) и торговли (68,5% за 2017 год).

Обсудили тенденции и потенциал развития агломерации с других ракурсов. Так, доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела ВятГУ Евгений Конышев рассказал о туристических возможностях. На территории предполагаемой агломерации сконцентрировано более 80% туристической инфраструктуры, более 50% турпотока, работают 11 туроператоров (из 11-ти).

- Киров — главная туристическая доминанта нашей области. Здесь начинаются и заканчиваются большинство туристических маршрутов. Прилегающие территории, которые планируются для вхождения в агломерацию, выполняют функции по организации отдыха и оздоровлению населения. При этом каждый из этих районов обладает ярко выраженной индивидуальной специализацией, которая дополняет туристический потенциал и позволяет формировать замкнутые туристические маршруты и повышать общую конкурентоспособность местности, - считает Конышев.

Сверка часов

Создание агломерации напрямую отразится на разработке стратегически важных градостроительных документов. Один из них-генплан, поэтому, как отметила доцент кафедры архитектуры и градостроительства ВятГУ, член Союза архитекторов России Ирина Соболева, разработчикам генплана Кирова до 2040 года необходимо понимать намерения административных шагов о создании агломерации. Принятие такого решения повлечет новые вводные догмы, которые необходимо учесть при разработке документа. Это базовая численность населения и рост «дневного населения» города, которое появляется в результате маятниковой миграции с территории агломерации.

- В результате маятниковой миграции и увеличения интенсивности связей между городами агломерации необходима будет актуализация плана развития транспортной инфраструктуры от аэропорта Победилово, развитие транспортного узла на пересечении Производственной и Щорса с организацией нового Южного автовокзала для выходов на Советский тракт, проектный мост на Кирово-Чепецк и поддержка новых микрорайонов, к примеру, Чистые Пруды, - привела еще пример Ирина Соболева, добавив, что студенты кафедры архитектуры и градостроительства ВятГУ уже подготовили концептуальные проекты Южного Автовокзала.

При этом отметила, что вопрос об отсутствии нормативной правовой базы для создания агломераций поднимается на федеральном уровне.

Транспортные комбинации

Множество экспертных мнений – на что обратить внимание и куда двигаться - прозвучало по разным направлениям. Профессор кафедры экономики и менеджмента ВГСХА, эксперт Поволжской логистической ассоциации Александр Носов высказал мнение по транспортным связям.

- Чтобы агломерация состоялась, в первую очередь, надо решить проблему транспортного развития. Первая —сообщение Киров-Кирово-Чепецк-Слободской с выходом на федеральную трассу через Каринторф. Проблема, насколько знаю, сейчас решается за счет строительства моста через реку Чепца. По этому мосту хорошо закольцовывается выход на Слободской, - сказал Носов.

Среди перспектив развития логистики в целом назвал расширение агломерации вниз по Вятке, в частности, соединение с Котельничем.

- Между Мирным и Котельничем 20 км, но там нужен мост через Вятку. Дальше - совершенствуется дорога на Оричи. Прямая дорога Киров-Оричи-Котельнич сокращает расстояние в сравнении с существующим проездом на 40 км. Котельнич — развилка Транссиба. Мы давно говорили о создании там логистического центра, но без такой транспортной инфраструктуры он работать не будет, - подчеркнул Александр Носов.

Представитель Слободского района обратил внимание на необходимость развивать местные дороги (на фоне ремонта «агломерационных»).

- Едем в сторону Боровицы, где у нас спальный район Кирова, причем один из элитных. Границу Кирова в Порошино пересекаем — и въезжаем на сельские дороги. Сеть 400 км и 30 млн на ее содержание. Народ так воспринимает: если те улицы сделали, почему у нас нет? Народ-то у нас один, - привел пример Хомяков.

Как отметил министр строительства Михаил Поршнев, паспорт агломерации (по принципу маятниковой миграции) утвержден еще в 2016 году. С 2017-го регион участвует в приоритетном нацпроекте «Безопасные и качественные дороги». Паспорт проекта утвержден до 2024 года, менять его параметры нельзя. 

- Мы понимаем ситуацию Слободского, Кирово-Чепецкого районов. В настоящее время идет речь о строительстве Восточного обхода – заложен проект через Чепцу, ведется проектирование дороги. В министерство транспорта РФ подана заявка на строительство Западного обхода(онзапроектирован), там стоимость около 12 млрдрублей. Это позволит разгрузить Киров от грузового транспорта, - сказалминистр.

Поршнев добавил, что в рамках нацпроекта реконструкция дорог продолжится.А в самих городах Кирово-Чепецке и Слободском на сегодняшний момент уровень дорог в нормативном состоянии превысил 60% (раньше составлял 20%). К 2024 году необходимо выйти на показатель 85%.

В согласии с природой

Евгений Колеватых, кандидат географических наук, призвал адаптировать все долгосрочные планы к природным особенностям. По естественным причинам существуют «разрешенные ландшафтом» пути развития и неразрешенные, развитие которых требует дополнительных капиталовложений. Перспективным с этой точки зрения назвал развитие в юго-западном направлении.

- В Оричевском районе проживают не менее 25 тысяч человек, которые уже участвуют в создании Кировской агломерации. Это Лёвинцы (Киров ездит на «Нанолек»), Стрижи, Оричи, возможно, Мирный. По Нижнеивкино спорный вопрос: поселок создан для Кирова, сейчас живет отдельно, но важен как своеобразная точка роста, - высказал мнение Евгений Колеватых, подчеркнув, что все долгосрочные планы развития должны быть адаптированы к ландшафту.

При работе необходимо учесть экологию, и, по мнению экспертов, создание агломерации поможет решить часть проблемы в этой сфере. По словам начальника отдела водных ресурсов КамскогоБВУ по Кировской областиДмитрия Дудина, сегодня на участке от Слободского до Мурыгино в Вятку сбрасывается около 75% всего объема сточных вод региона. При этом есть проблемы с неконтролируемыми стоками. Создание агломерации повысит шансы на вхождение в федеральные программы для созданияэффективных очистных сооружений.

С мощнейшим козырем

Мнение о назревшей необходимости создания агломерации высказал и сити-менеджер Илья Шульгин.

- Город Киров по факту является мощнейшим пылесосом трудовых ресурсов. При этом довольно существенная миграция за пределы области показывает: мы серьезно теряем лучшие,подготовленныекадры. Меняем структуру трудового капитала не в лучшую сторону. Причины связаны с тем, что не решены пространственные градостроительные вопросы, - считает он.

В пример привел Слободской:

- Мы говорим о Слободском, как об историческом городе, втором Суздале, а чтобы жителю Кирова до него доехать, нужно потратить примерно час. Чтобы это же сделать жителю Кирово-Чепецка, ему необходимо доехать до Кирова, проехать его насквозь и уйти на Слободской. Такой путешествие по прямой — 25 км, а вокруг — около 100 км.

Шульгин развеял и опасения, прозвучавшие от представителей районов, - не лишатся ли те самостоятельности и не станут ли «поставщиком» земель для областного центра?

- Дефицит земли в Кирове очевиден, при этом агломерация не предполагает захвата соседних районов. Она направлена на то, чтобы за счет правильной градостроительной политики получить зоны роста. Сохранять ли субъектность муниципальных образования после того, как войдут в агломерацию? Конечно сохранять! Объединение в агломерацию вовсе не значит, что дальше она будет управляться изодного центра. Необходимость управления территориями как была, так она и остается, - сказал Шульгин.

Глава администрации отметил и уникальность Кировская области в плане географии: у нас максимальное в России количество соседей – девять.

- Если говорить о межрегиональном развитии —это мощнейший козырь. И агломерация как раз может стать центром притяжения – и компетенций, и профессиональных работников, и туристов, - считает Илья Шульгин.

Позиция районов

При подготовке круглого стола была проведена серьезная подготовительная работа. В частности, собраны мнения о видении ситуации с позиции потенциальных участников агломерации. Вопросов много, но перспективы очевидны.

- Строительство моста через Чепцу и дороги до Азлани Слободского района (в настоящее время идут проектные работы) позволит войти в нее Белой Холунице, а также создаст еще один путь для грузового транспорта в обход регионального центра, - говорится в письме организаторам за подписью главы Кирово-Чепецка Елены Савиной. - При этом агломерация между Чепецком, Белой Холуницей и Слободским может решить не только транспортные вопросы, но и образовательные. Другой вариант — Чепецк, Зуевка и Фаленки — имеют шансы для решения социальных и культурных задач.

- Создание агломерации внесет корректировки в развитие района. Сельские поселения (Шиховское, Бобинское, Ленинское, Вахрушевские г.п.), расположенные вблизи Кирова и имеющие развитую транспортную сеть вдоль федеральной трассы Киров-Пермь, правильнее будет рассматривать как «спальные» районы Киров. В таком случае целесообразно будет в них развивать социальную инфраструктуру, - отмечается в письме за подписью главы Слободского района Владимира Хомякова.

При этом дополняется: создание агломерации послужит дополнительным толчком к расширению индивидуального жилищного строительства на территории этих поселений, что также положительно скажется на развитии района.

- При условии строительства прямой трассы Слободской-Кирово-Чепецк создадутся дополнительные условия для развития Каринского, Светозаревского сельских поселений. Транспортная доступность к Кирово-Чепецку позволит создать условия для трудовой миграции населения этих поселений, что положительно скажется на развитии территорий. Так как в этих сельских поселениях много невостребованной земли, то возможно размещение производственных объектов, чему должно предшествовать создание инвестиционных площадок.

Добавим, в России существует успешный опыт создания межмуниципальных образований. Они решают задачи, которые выполнить один город в отдельности не может. К примеру, активно развиваются агломерации в Сибири. Сейчас четыре сибирские агломерации объединились в так называемую сибирскую курбацию, в планах которой торговля с Китаем.

 

Мнения:

Геннадий Безверхов, зав. кафедрой архитектуры и градостроительства, член союза архитекторов России, почетный профессор ВятГУ:

- Мы почти 50 лет занимаемся вопросами территориального планирования Кировской области. И опаздываем! Мы делали территориальную схему для 39 районов. Завершили работу в 2010 году. Накануне посмотрел — практически не реализована. Поэтому могу только приветствовать форум специалистов, которые наконец-то собрались, чтобы обсудить тему и снять вопрос о необходимости создания агломерации.

Сегодня мы говорим об организации открытых пространств, дошли до дизайна двора, а главной градостроительной безопасности не обеспечено. Необходимо начать хороший критический анализ генеральных планов. Для начала — трезубца — Киров — Слободской — К.Чепецк. Надо найти минимакс - минимальными градостроительными средствами максимально необходимые выражения. Я бы попросил разработчиков генплана посмотреть на Киров как на уникальный город, который достоин новой концепции. Я ее вижу через трезубец.

Олег Созинов, генеральный директор Института территориального планирования ОАО "Кировгипрозем":

- Как организатор, координатор и модератор круглого стола, отмечу три вещи. Во-первых, состоялся нестандартный формат обсуждения стратегической перспективы пространственного развития Кировской агломерации. Обычно подобные встречи проходят формально и узким кругом. Наша дискуссия позволила собрать воедино мнения профессионального сообщества разных сфер.

Во-вторых, мероприятие подтвердило высокий уровень компетенции экспертов и специалистов. И позволило сформировать команду, способную подойти к дальнейшей разработке и реализации документов для развития территорий, — как в рамках единой территории агломерации, так и отдельных ее субъектов.

В-третьих, мы поняли готовность от дискуссии перейти к выработке конкретных проектов для создания комфортных условия для проживания жителей. Формат урбанистического форума, который администрация города заложила в прошлом году, в этом году продолжится. Думаю, нам будет что предложить.

Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте