Партийный разогрев

24.01.2011 1486 0

Кто и сколько зарабытывает на выборах?

Во время выборов заработать можно практически на всем, в том числе на изготовлении календарей. Кому-то удается заработать и политические очки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 марта состоятся выборы в Законодательное собрание Кировской области. Сама выборная кампания официально стартовала 11 декабря. Суммы затрат на этот период исчисляются сотнями миллионов рублей. Насколько адекватно выглядят такие издержки в глазах общего числа избирателей - уже другой вопрос. Некоторые из них, зная, что предвыборный ажиотаж можно использовать как хорошее подспорье, вполне умело на нем зарабатывают.

Чем раньше, тем лучше

Помнится, еще Отто Фон Бисмарк говаривал: «Колбаса и политика: если хотите наслаждаться ими - не смотрите, как они делаются». И правдивость этого выражения понимаешь, пообщавшись с людьми, хоть раз принимавшими участие в предвыборной гонке.

Партийная борьба с каждым годом идет все изощреннее, победа в этом соревновании дается отнюдь не за красивые глазки и лозунги, результатов добиваются самые искусные игроки.

Так вот, начало выборной и агитационной кампании - вещи разные. Если, допустим, сопоставить эти периоды политической жизни с той же самой колбасой Бисмарка, то вот он, продукт, уже вроде бы лежит на столе, но есть его в обертке пока никак нельзя, надо взять нож, очистить и разделить колбасно-партийный список на кусочки, чтобы был виден каждый кандидат, разложить на блюдце, чтобы увидеть количественные и качественные затраты, содержимое избирательного фонда, и вот тогда уж вперед, кормить электорат.

Однако, несмотря на то, что официальный запуск предвыборной агитации начинается за 28 дней до дня голосования, особую партийную активность мы наблюдаем уже задолго до этого короткого периода. Правда, активность эта не проходит гладко. Конкуренты по предвыборной кампании не дремлют и немедленно кричат о несправедливости. Только за последние месяцы прошлого года, когда стартовала выборная кампания, стало известно о двух громких спорах. Первый касался издания собственной газеты одной из партий до начала официального периода агитации. По словам оппонентов, дело дошло до контролирующих служб, но привязаться им было не к чему: как оказалось оды на политическую тематику выпускала не партия, а верный друг-спонсор по доброте своей души.

Еще один межпартийный спор коснулся размещения на улицах города рекламных плакатов. В результате одной из партий пришлось убрать 10 баннеров политической рекламы (такой вердикт высказала МУ «Городская реклама») с глаз горожан. Как отметил депутат Заксобрания Кировской области 4 созыва Юрия Шлемензон (кстати, не баллотирующийся на этих выборах), «выборная кампания обещает быть острой и очень не простой, партии достаточно серьезно готовятся, хорошо, если бы при этом еще не был подключен административный ресурс для отдельных партий».

Пирамида предвыборных потребностей

Куда же идут предвыборные бюджеты, и кто стремится ухватить лакомый кусочек со стола той или иной партии? Самая малая оплата достается рядовым агитаторам, чаще всего студентам, которые в качестве партийной пехоты участвуют в митингах, расклеивают или раздают агитпродукцию, собирают подписи. Размеров своих гонораров «пехотинцы» не скрывают, оплата услуг начинается от 300 рублей, однако стоимость может варьироваться в большую сторону в зависимости от масштабности выборов. В первую очередь, партии предпочитают предоставлять такой дополнительный заработок уже когда-то проявившим себя активистам.

Среднее звено пирамиды предвыборных потребностей составляют копирайтеры и PR-специлисты. «Копирайтер – это и человек, пополняющий сайт кандидата пресс-релизами и новостями, и специалист, ответственный за рекламную стратегию, слоганы и тексты, - делится информацией Ирина Алтуфьева, копирайтер. - Вообще, специальность берет начало в журналистике». Чаще всего на эту должность идут смишники-фрилансеры. К личным  штатным сотрудникам издатели относятся достаточно ревниво, не приветствуя такой вид подработки. Кстати, заработать в кресле копирайтера можно не одну сотню тысяч рублей, один минус - работа длится несколько месяцев, а клеймо партийного журналиста-пиарщика остается надолго.

Но самым высшим звеном политической армии и одновременно роскошью (так как оплата исчисляется уже не в тысячах, а в миллионах) можно назвать приглашение на работу настоящих профессионалов пиара из столицы, продумывающих тактику и стратегию предвыборной кампании. «Политтехнологи зарабатывают на предвыборных программах очень неплохо. Хотя бы написанием плана мероприятий, которые необходимо провернуть для того, чтобы будущий кандидат стал ближе к народу, - рассказывает Александр Печорин, специалист по PR-технологиям.

Чем дальше, тем больше

Помимо конкретных солдат политического фронта предвыборная гонка позволяет получить хорошую прибыль и крупным участникам рынка, предоставляющим спектр различных услуг, востребованных в период агитации. В первую очередь, это типографии. По словам коммерческого директора Кировской областной типографии Валентины Комышевой, заказы на печатную продукции в предвыборный период увеличиваются практически в два раза. «Пользуются спросом все виды печати: газеты, листовки, брошюры, и так далее. В этом году ажиотаж начался с января, когда у партий открылось финансирование и они начали мобилизовать свои силы», - говорит она. Естественно, после того, как лозунги и лица кандидатов напечатаны, их необходимо доставить в ящики домов. Поэтому еще одна статья партийных расходов - это распространители печатной продукции.
Немалую долю прибыли получают в период партийного соперничества и рекламные агентства. По словам Виктора Лыскова, исполнительного директора рекламного агентства «Дизайн-Экспресс», «ажиотаж есть, особенно по метало-конструкциям, которые находятся на территории города. Однако не скажу, что это какие-то глобальные увеличения. Есть спрос на центральные улицы города, но если они ранее были заняты обычными организациями на длительный срок, их никто не будет выгонять ради того, чтобы на два месяца разместить рекламу партийного характера. В целом рекламные компании продолжают функционировать в обычном рабочем режиме».

Хорошо зарабатывают на предвыборной гонке и средства массовой информации. На первом месте, конечно, телевидение. На втором - радио и печатные СМИ.

И, как ни странно, помимо всех перечисленных участников предвыборного процесса из партийной копилки немало денег уходит нотариусам. Чтобы выдвинуть кандидатов на выборы, партии необходимо предоставить заверенную копию устава. К примеру 40 экземпляров такой заверенной у нотариуса копии обойдутся в 20 тыс. рублей.

Ну, и уж не говоря о том, что порой в конечном счете оплачиваются и сами голоса, допустим, через такую схему: избиратель подписывает договор агитатора, ему выдают сумму в 300 рублей, а фактически он отдает за эти сребреники свою бюллетень. Но это опять из разряда высказываний Бисмарка, как делается политика лучше не видеть и, уж тем более, не участвовать.

Юлия Шевцова
kor-julia@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте