Поехали в Каринторф!

Может ли уникальный объект - узкоколейная железная дорога в Каринторфе - стать музеем и туристическим клондайком?

19.05.2019  590

Вагончик тронется
 
Дорога от Кирово-Чепецка до Каринторфа занимает минут 40. Это пять остановок по узкоколейной ж/д ветке – Новый, Вернисаж, Боево, Пойма и конечная станция Техническая. Сама по себе узкоколейка – это уже памятник, его даже называют чепецким метрополитеном. 
 
А вот для местных жителей, которые используют дома за рекой в качестве летних «резиденций» и просто для поездок на работу и обратно, маленький тепловоз с вагончиками стал обычным автобусом. По выходным состав заполняется дачниками, пенсионерами, детьми всех возрастов. Билет стоит 22 рубля. 
 
 
Туристов как таковых нет, поэтому машинист отвечает охотно и с гордостью: «Тепловоз 1984 года выпуска, из Сибири привезен. Работает на солярке, а буржуйки в вагонах топим зимой дровами». 
 
График движения состава одинаковый зимой и летом, без выходных и праздников поезд курсирует пять раз в день. Маршрут местами живописен и не скучен: часть его проходит по мосту через реку Чепцу. И, пока здесь не появится капитальный автомобильный мост, жить узкоколейка будет долго.
 
Назад, в 50-е
 
В Каринторфе, на первый взгляд, время остановилось. Именно за этим ощущением возврата в прошлое сюда приезжают фотографы и любители советской старины. Автомобилей почти нет, местные пользуются мотоциклами. В ходу есть даже грузовик ЗиЛ 60-х годов выпуска, на котором перевозят брус от разбираемых домов.
 
Депо, теплушки, вагонетки, топливные цистерны, разъезды, семафоры – основные составляющие заброшенного железнодорожного пейзажа. Но главное достояние поселка – тишина, высоченные сосны и, конечно, архитектура.
Деревянные двухэтажные жилые дома, возведенные немецкими военнопленными, к сожалению, постепенно разрушаются, уходят в небытие. Бабушки на лавочках сетуют: «Все нас забыли, канализация прохудилась, крыши текут!»
 
 
Кому это нужно?
 
Пара домов в поселке уже обшита сайдингом, так что дух уникальности постепенно сходит на нет. Основные средства городского бюджета идут на поддержку перевозок между Каринторфом и городом. Как пояснили «БН» в администрации Кирово-Чепецка, город возмещает затраты перевозчику: ежегодно на эти цели выделяется 15 млн 515 тысяч рублей.
 
– Вопрос дальнейшего развития узкоколейной железной дороги администрацией города не рассматривался, хотя в будущем АНО «Музей железной дороги» планируется работа над организацией экскурсионных маршрутов, – отметили в кирово-чепецкой администрации.
 
 
В Центре развития туризма Кировской области считают, что из-за отсутствия базовой туристской инфраструктуры в поселке (точки общепита, туалетов, средств размещения, объектов показа) организация групповых туристских поездок в Каринторф не является возможной. 
 
– Туристический поток по данному направлению состоит из индивидуальных туристов, увлеченных историей и наследием рабочего поселка 50–60 годов прошлого века, построенного пленными немцами, а также фотографов и блоггеров, которых привлекает атмосфера места и возможность запечатлеть уникальное путешествие на ушедшем в далекое прошлое транспорте, – прокомментировали ситуацию в Центре.
 
Музей УЖД – реален?
 
Можно ли превратить Каринторф в настоящий туристический клондайк, даже имея не столь большой перечень исторических объектов: узкоколейку, памятник труженикам тыла в виде тепловоза, жилые дома. У местных жителей на этот счет свое мнение.
 
– К сожалению, большая часть домов идет под снос, скоро и этого не будет, есть и кладбище немецких и венгерских военнопленных, которые работали на стройках и торфяниках. Оно тоже часто привлекает туристов, – считает основатель интернет-СМИ «Каринторф» Александр Воробьев.
 
По мнению Александра, идея создания в поселке музея узкоколейных железных дорог реальна, но на пути его создания есть преграда – отсутствие круглогодичной автомобильной автодороги. 
 
– В весенний период выручает только УЖД, поэтому если что-то и планировать, то после открытия автодороги. Музей мог бы стать замечательным местом, где можно было бы узнать об истории узколейных железных дорог, торфоразработок и в целом истории кировского края, – считает он.
 
По мнению депутата Кирово-Чепецкой городской Думы Сергея Завьялова, местная УЖД – это уникальный метрополитен России.
 
- Очень радует, что по сей день эта магистраль функционирует – это, по сути, живой музей. Сам поселок был построен в послевоенные годы и с тех пор практически не изменился, что позволяет практически окунуться в жизнь сталинской эпохи. Организация туристического маршрута по данному направлению, несомненно, вдохнула бы новую жизнь в развитие Каринторфа, - считает Сергей Завьялов.
 
 
Михаил Шинкарев, глава администрации Кирово-Чепецка: 
 
– По мнению экспертов агентства стратегического развития «ЦЕНТР» (г. Москва), в ходе работы над проектом по разработке архитектурно-художественной концепции развития общественных пространств, Каринторф является уникальной территорией. Возможно, опираясь на самобытность Каринторфа, сохранность его исторической среды, сделать ставку на его туристический потенциал и для развития КировоЧепецка и региона в целом. Использовать Каринторф можно не только как туристический объект, но и, к примеру, как площадку для событийных мероприятий (в программе «Дневной разворот» 16+).
 
Для справки:
 
Каринторф – это микрорайон Кирово-Чепецка, расположенный в 13 километрах от основной части города. Основан в 1930 году на торфоразработках, которые велись для нужд Кирово-Чепецкой ТЭЦ. Последний поезд с торфом был отправлен из поселка в 2012 году. Отделен от него рекой Чепцой. Из-за отсутствия автомобильного моста через Чепцу круглогодичной автодороги в Каринторф нет. В период половодья из Кирово-Чепецка до Каринторфа можно добраться только по узкоколейной железной дороге. 1 мая 2019 года УЖД сменила собственника. Вместо АО «ВяткаТорф» им стало АНО «Музей железной дороги». Начальная цена имущества УЖД составила 22 миллиона рублей
 
Надежда Пономарева 
mail@bnkirov.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • кпрф, 21.05.2019, 09:15
    какой только бред не несут, лишь бы показать , что работают
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"В ЖКХ не стоит гнаться за количеством"
"В ЖКХ не стоит гнаться за количеством"

Стимулировать жильцов к раздельному сбору мусора целесообразно за счет снижения тарифа. Так считает руководитель УК «Лепсе-Быт» Лариса Шмырова.

  521  1

"Не славы ради, а дела для"

Почему, зачем и как бизнес поддерживает проекты активистов? Участники очередного эфира "Разворота на бизнес" обсудили эти темы на примере проекта "Солнечная Люльченка".

  263

Налоговый узел

Два месяца назад об этом шептались, а сегодня в открытую заговорили о планах увеличить ставки по налогу на имущество для владельцев торговых и офисно-административных центров.

  534  8

Факультатив для оценки

В этом году в Кировской области заново провели определение кадастровой оценки очередного перечня недвижимости — объектов капитального строительства и земельных участков.

  265


25 августа в парке им. Гагарина состоится музыкальный фестиваль!

Известные джазовые стандарты, поп- и рок-хиты прозвучат в живом исполнении учеников и преподавателей Школы современной музыки «Practice Method».

  170

Творческий вечер Александра Дмитриева "Судьба-река"

25 октября в 19.00, большой зал Кировского театра кукол имени А.Н. Афанасьева, ул.Спасская, 22.

  165