Бизнес социальной направленности

15.05.2019 09:40:00 1479 0
Число потребителей артезианской воды «Ключ здоровья» растет, и на это есть веские причины. 18 лет назад компания зашла на рынок. Сегодня бизнес готов активно участвовать в жизни города. Ему не надо преференций, нужны только прозрачные условия для работы. Об этом в интервью «БН» рассказал генеральный директор компании «Ключ здоровья» Василий Зонов.
Под жёстким  контролем 
 
Василий Васильевич, проводили ли вы исследования, какая доля населения пользуется сегодня артезианской водой? 
– Согласно данным наших последних опросов, воду «Ключ здоровья» пьют около 50% кировчан, и их количество растет. Это в том числе связано и с многолетней правильной пропагандой плодотворного влияния артезианской воды на здоровье и долголетие человека. Такова объективная картина для всей России. 
 
Это дань моде или необходимость?
– Необходимость. По заключению Всемирной организации здравоохранения, качество употребляемой населением воды очень сильно влияет на здоровье и продолжительность жизни. Человек, регулярно пьющий качественную артезианскую воду, проживает лет на 5 больше, чем его брат-близнец, живущий точно в таких же условиях, питающийся той же едой, но употребляющий воду из-под крана.
 
Вода, текущая по поверхности земли, никогда не бывает стабильно чистой. Она насыщена как антропогенными, промышленными, так и природными загрязнениями, бывает заражена бактериями. Вода под землей, на достаточных глубинах, обладает стабильным составом, отсутствием бактериологии и необходимым комплектом минеральных веществ.
Артезианская вода «Ключ здоровья» регулируется СанПиН 2.1.4.11116-2002 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества». Это самый жесткий СанПиН по питьевой воде. Нас проверяют по 84 показателям – не только на отсутствие вредных веществ, но и на наличие полезных, которые участвуют в обмене веществ человека и необходимы организму ежедневно.
 
При этом водопроводная и артезианская вода регулируются разными СанПиНами. К примеру, допустимое превышение аммония или аммиака в водопроводной воде по сравнению с артезианской может отличаться до 20 раз. По гептахлору разница – в тысячу раз! Если в нашей воде допускается 0,05 мкг/л, то в водопроводной – 50 мкг/л. Хлорорганика – сильный канцероген, она появляется при взаимодействии хлора с органикой. Но хлор до сих пор применяется для обеззараживания водопроводной воды. Так что потребление артезианской воды – не мода, а здравый подход, основанный на данных науки и медицины.
 
Кто вас проверяет?
– Мы находимся под пристальным вниманием многих ведомств. В первую очередь, контролирует Управление Роспотребнадзора. Отбор проб для полных и кратких химических анализов ведется из киосков, накопительных емкостей скважин. Жестко выстроенная система контроля качества работает и на самом предприятии: постоянно ведутся ночные мойки киосков, стерилизация оборудования, обработка при каждом акте заправки. Контроль – постоянный. За 18 лет нашей работы не было выявлено ни одного случая нарушения требований в час­ти качества воды, обслуживания и регламента работы.
 
 
Растущий спрос
 
Сколько сегодня киосков у «Ключа здоровья» в Кирове?
– В Кирове работают 180 киосков. К осени планируем увеличить их количество до 194. Это связано и с развитием новых микрорайонов, и с уплотнением сети. С учетом постоянно растущего спроса мы заботимся о пешеходной доступности: уплотняем сеть, чтобы повысить удобство для потребителей и объемы реализации. 
 
Насколько знаю, киоски под вашим брендом работают по всей стране?
– Они установлены в 52 российских городах. Мы на двух производственных площадках в Кирове переоборудуем водовозы, производим оборудование – готовые конструкции киосков, моющие установки, скважинное оборудование для водоподготовки в других точках нашего присутствия. У нас распространенный в России бренд, при этом в Кирове – самая низкая цена (3 рубля за литр). Мы ее держим на таком уровне сознательно, это часть социальной составляющей бизнеса.
 
Без афиширования
 
Какую социальную функцию несет ваша компания?
– Наш бизнес сам по себе социальный: поим людей гарантированно качественной водой по низкой цене. Сравните цены в ритейле и у нас. Продажа воды через торговую сеть – это затраты на изготовление, склады, перевозку, стеллажи, хранение. Все это отражается на себестоимости товара. У нас один человек привозит 14 тонн, разгружает в несколько киосков, воду наливает автомат. Это минимизирует затраты до конечного потребителя.
Делаем много другой, невидимой работы. К примеру, территория вокруг каждого нашего киоска ежедневно прибирается, что понятно: стоящий в грязи киоск с чистой водой – нонсенс. При этом у каждого висит урна для мусора, хотя киоск не выделяет никаких упаковок. У нас порядок как изнутри, так и снаружи. Это тоже социальная составляющая.
 
Вы очень много помогаете детским домам, социальным учреждениям и нигде это не афишируете. В каких социально значимых для города проектах вы участвуете?
– Наша компания оборудовала спортивную площадку на набережной Грина. Сейчас там регулярно проводятся фитнес-сборы, тренировки. Отремонтировали участок дороги «Северный обход» от Ганино до ул. Дзержинского, за которым следим.
В качестве спонсорской помощи поставляем воду во время проведения многочисленных спортивных и массовых мероприятий. К примеру, во время Крестного хода в Великорецкое тысячи паломников сопровождает водовоз «Ключ здоровья». В Крещенье у церквей стоят наши машины, воду в которых освящают служители церкви. Обеспечиваем водой участников «Гринландии», «Вятских холмов» и других подобных мероприятий. Делаем безвозмездно и другие полезные городу дела.
 
В мире – тенденция на запрет использования пластиковой тары. С учетом повышенного внимания к проблемам экологии и безопасности использования такой тары тему начинают активно обсуждать и в России. В такой ситуации вы думаете на перспективу или придерживаетесь позиции – действовать по ситуации?
– При обсуждении темы с точки зрения экологии смешивают два вопроса: загрязнение природы пластиком и влияние пластика на качество хранящихся в нем продуктов.
Пластиковая упаковка, одноразовая посуда – это действительно серьезная экологическая проблема. Идет массовое засорение планеты пластиковым мусором, который практически не разлагается.
«Ключ здоровья» изначально, с 2000 года, следовал идее – убрать из оборота одноразовую тару. Наши бутылки используются многократно, в одной и той же можно носить воду год и два. Во-первых, это удешевляет продукт (стоимость бутылки выше стоимости воды). Во-вторых, решает проблему появления мусора.
С точки зрения безопасности сейчас тоже много дискуссий – как влияет пластик на продукты, которые в нем хранятся. Наука и практика однозначно подтверждают: пищевая модификация ПЭТ для холодных продуктов – абсолютно безвредная упаковка. Этот же самый материал, из которого изготавливаются бутылки под воду, используется для изготовления шовного материала в хирургии, большого спектра имплантов и протезов: сердечных клапанов, сухожилий, суставов. Это гипоаллергенный, безопасный материал, который не имеет никаких вредных выделений, если его не нагревать сильно.
 
Фильтры Грызлова под брендом «Шойгу»
 
Когда только создавали бизнес, прогнозировали такое его развитие?
– На это меня навела поездка в Чехию. Тогда поразился: там водопроводная вода несравненно качественнее и вкуснее, чем в Кирове, при этом покупная вода была очень востребована. В Кирове в 2000-е воду продавали только в магазинах маленькими бутылками. Я уже тогда понял: рано или поздно и мы к этому придем.
У меня на тот момент была информация (в том числе закрытая) со съезда онкологов. Там я впервые узнал про проблемы, связанные с централизованным водоснабжением. Одна из них касается водозабора реки Вятки, которая до сих пор собирает сточные воды с химическими отходами с промзон. Ситуация обостряется в период половодья. В советское время про это не говорили (тогда и про Чернобыль не сразу сказали).
Вторая проблема связана с хлорированием для обеззараживания воды, что является одной из причин развития онкологических заболеваний. Третья проблема – сложная ситуация с разводящими сетями по городу. У нас под асфальтом еще с советских времен закопаны тысячи километров чугунных и железных труб (это сейчас перешли на плас­тиковые). Если посмотреть на трубу в разрезе – увидим, что она сама по себе является источником инфицирования воды. Это три проблемы, которые окончательно не решены до сих пор.
 
Насколько сложно было зайти на рынок? Как складывались отношения с государством?
– Было определенное сопротивление. Я просил участки земли площадью 6 кв. метров под киоск, чтобы сделать доступной чистую воду. К счастью, тогда Василий Киселев не сразу, но все-таки дал разрешение. Ежегодно договоры аренды земли продлевались.
 
По поводу отношений с государством в целом… Пока я не стал предпринимателем, не думал, что многие вещи в нашей стране возможны. Думал, так только в фильмах бывает. Например, государство видит проблему и декларирует ее наличие, создает программу «Обеспечение населения России качественной питьевой водой». Программа освещается с большим пафосом, в центральных СМИ пуб­ликуются большие материалы. Всех, кто может и хочет заняться этой темой, приглашают принять в ней участие. Предпринимателям обещают серьезные преференции. Я с этой программой год по кабинетам ходил.
Позднее выясняется причина: программа была инициирована не для таких, как Василий Зонов. Ее затеяли российский изобретатель Виктор Петрик в соавторстве с на тот момент председателем Госдумы Борисом Грызловым. Предприниматель с государственным деятелем. Стоимость проекта, который планировалось внедрить по всей России, оценивалась в 15 трлн бюджетных рублей! За эти деньги по всей стране хотели установить нанофильтры под названием… «Шойгу». Тогда первыми возмутились некоторые ученые Российской академии наук. Они заявили о несоответствии заявленным требованиям угольных фильтров из березовых углей, которыми по факту оказалось «гениальное» изобретение. Для избежания обострения скандала установку фильтров прекратили.
 
Для нас эта шумная история завершилась появлением в Кирове киосков, торгующих водой. Хоть и без преференций, прописанных в той федеральной программе. Это все дела минувших дней, однако это среда, в которой мы жили и продолжаем жить.
 
«Нам, бизнесу, не нужны преференции – лишь бы не мешали. Бизнес – не цыпленок, который должен сидеть на коленях у чиновников и кормиться с ложечки бюджетными деньгами».
 
Давление на вас было?
– Были бандиты, рэкет, которым я ни разу не платил принципиально. И бандиты в погонах ко мне тоже приходили. 2005 год. Мы на рынке 4 года, только развиваемся. Иду по территории в строительной робе (мы тогда здание строили, я сам работал с каменщиками). Заходит бригада из пяти человек из одного силового ведомства. Все в форме. Показывают корочки. Первая фраза их «бригадира»: «Если заплатите, проверка будет хорошей, нет – найду способ что-нибудь с вами сделать». У меня – шок. Отказался. Пошел к их начальнику, рассказал ситуацию. Тот вскочил: «Лжете!» Я ответил, что пойду в независимые СМИ. Тот заявил: если это сделаю, арестует и посадит, поскольку мешаю следствию. Я так и не заплатил, и «бригада» стала целенаправленно разрушать весь наш бизнес. До уголовного преследования, слава Богу, не дошло (не наскребли ничего). Неизвестно, что бы сейчас было, если бы наскребли (суд в стране, как известно, в 99% случаях встает на сторону следствия)…
Фамилия этого «бригадира» Терюхов. Он еще потом 10 лет «дербанил» город. Ко многим знакомым предпринимателям наведывался. Кто-то платил, кто-то с ним боролся, кто-то сел, кто-то потерял бизнес. Орудовал до тех пор, пока его другое силовое ведомство не поймало на спровоцированной взятке в 16 млн рублей и не посадило. Это ответ на ваш вопрос о взаимоотношениях с государством. Тогда ко мне приехало государство в виде людей в погонах вымогать деньги.
 
Ассоциация против нелепостей
 
А давление с точки зрения законодательства, регулирующее ведение бизнеса? Новая реформа ККТ вас коснулась? 
– Была попытка. Мы понимаем неоправданность и нелогичность таких действий, поэтому со стороны бизнеса предприняли определенные шаги. «Ключ здоровья» стала соинициатором создания в начале 2018 года в России «Ассоциации производителей питьевой воды в розлив». Это общероссийская структура, имеющая выход на федеральные органы власти. Мы помогаем чиновникам убрать нелепости, регламентирующие нашу деятельность. Так, именно через ассоциацию нам удалось внести в 54-ФЗ (Закон «О торговле») поправки, разрешающие торговать водой в розлив – из автоматов и киос­ков – без применения контрольно-кассовой техники.
 
Для нас хотели ужесточить противопожарные требования. Тоже нелепость: по факту металлический киоск, начиненный водой, ни на один процент не является источником распространения огня. В начале этого года мы нашли выход через представителя в Госдуме на замминистра МЧС – главного пожарного инспектора России, дошли до него и разъяснили: киоски с водой не горючие. После этого было издано распоряжение о сокращении до нуля расстояния от автоматических киосков до других объектов пожарной опасности. У нас в Кирове уже была попытка заставить убрать один из таких киосков. Я дал бумагу, больше к нам вопросов не возникало. Чиновники не всегда знают проблемы бизнеса, а сами собой они не решатся. Возникла – иди и сам добивайся решения. За тебя это никто не сделает.
 
В интересах города
 
В связи с социальной ролью вашего предприятия есть ли у вас какие-либо преференции для работы?
– Преференций никогда не было, нет и сейчас. Работаем, как любое коммерческое предприятие, – в том же правовом поле, по тем же системам налогообложения, в соответствии с теми же требованиями. Нам, бизнесу, не нужны преференции – лишь бы не мешали. Бизнес – не цыпленок, который должен сидеть на коленях у чиновников и кормиться с ложечки бюджетными деньгами.
 
У вас сейчас земля в аренде?
– Она всегда была в аренде. Сначала в аренде у города. Потом по всей России пошла тенденция отказывать арендаторам в участках. Власти обосновывали тем, что тот или иной участок земли не отмежеван. Есть версия, что выгодоприобретателем, бенефициаром и заказчиком были торговые сети. Они через высокие государственные органы лоббировали движение против мелких лавочек и магазинчиков, отнимающих у них 30% от объема продаж.
 
Иногда арендуем земли, принадлежащие ТСЖ или магазину, который просит установить киоск на его территории. Нам опять говорят: территория ТСЖ не предназначена для торговых объектов. При этом в доме 100 квартир, и каждая подписала согласие на размещение киоска – с организацией всех расстояний, зазоров, противопожарных заездов. Мы им платим деньги за нахождение на территории дома, следим за чистотой территории.
 
Не должно быть у предпринимателя проб­лем с получением земли на платных здравых условиях. И власть не должна вести себя как собственник, потому что собственник муниципальных земель – население. Это прописано в Уставе города. И распоряжаться этими землями надо в интересах населения, которое живет в этом городе.
 
 А как в целом на сегодня отношения с местной властью? Дают участки?
– За прошлый год у нас не отклонили ни одной заявки. Сейчас формируется новая схема размещения нестационарных торговых объектов, которая заработает с 2020 года. Надеюсь, что мы там тоже будем присутствовать.
 
Не сгибайте бизнес
 
Есть за что ругать власть?
– Да, городскую власть принято ругать, и порой есть за что. С другой стороны, район дотационный, бюджет на одного кировчанина ровно в десять раз меньше, чем на одного москвича. Радикального улучшения ситуации нашей инфраструктуры, жилищного фонда, коммуникаций, дорог с учетом имеющихся средств не добиться.
 
 При этом многие предприниматели готовы помогать в развитии города.
– Мы и помогаем. Я плачу налоги, это большие суммы. Мне иногда звонят: «помоги, у тебя же есть деньги». Да, есть, мы их отправляем туда – в федеральный, региональный или городской бюджеты. Там и просите. Почему-то считается, что это как отдать барину дань, тот через год пришел – вновь отсыпаешь. Не жалко, если эти деньги идут по назначению. Обидно, если этот барин вытаскивает их в офшор или куда-то вместо того, чтобы строить на них дороги и отчитываться за каждый рубль. 
 
 Если не нужна господдержка, что нужно?
– Сделайте разумным и прозрачным законодательство, уберите бюрократические процедуры, которыми у нас все проросло и все завязло. Сделайте понятными и низкими налоги, дайте дешевые кредиты тем, кому они нужны. Тогда люди начнут создавать. Все будет расти, как в Китае. Там скоростные поезда, у нас нет ни километра скоростной линии. В Китае вырос уровень жизни, взлетел национальный доход! Весь мир растет, у нас стоит, потому что все забюрократизировано. Единственное, что требуется от власти, – создать прозрачные и простые условия для работы. У людей есть энергия и желание хорошо жить, зарабатывать, рожать и растить своих детей. Просто дайте им возможность все это делать. Не сгибайте бизнес.
 
 
Цифры
 
18 лет назад компания зашла на рынок.
 
Около 50% кировчан пьют воду «Ключ здоровья». 
 
На 5 лет дольше проживает человек, регулярно пьющий качественную артезианскую воду, чем его брат-близнец, живущий точно в таких же условиях, питающийся той же едой, но употребляющий воду из-под крана.
 
По 84 показателям проходит проверку вода «Ключ здоровья». Определяют не только отсутствие вредных веществ, но и наличие полезных, которые участвуют в обмене веществ человека и необходимы организму ежедневно.
 
За 18 лет работы не было выявлено ни одного случая нарушения требований в части качества воды, обслуживания и регламента работы.
 
180 киосков работает в Кирове. К осени планируеся увеличить их количество до 194.
 
В 52 российских городах работают киоски под брендом «Ключ здоровья».
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте