Бизнес на конкурентах

Недобросовестные предприниматели идут на все, чтобы убрать конкурента или сделать на нем деньги. Находят незанятую нишу, поливают грязью соперника, пользуются его наработками. Чиновники и контролирующие органы заявляют: они следят за чистотой рынка, чтобы создать условия для работы добропорядочного бизнеса. Предприниматели государевой помощи не ощущают.

26.05.2019  594

Дело на штрафстоянках
 
Кировское УФАС с прошлого года ввело новую практику. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства применяют такую меру, как взыскание незаконно полученного дохода в бюджет государства. Три выданных предупреждения по таким делам были связаны с созданием фиктивных штрафстоянок. Первое заявление — в прошлом году - поступило от сотрудников ГИБДД.
 
Схема любопытная. По закону Кировской области, если ГИБДД задерживает автомобиль (за вождение в нетрезвом виде, парковку в неположенном месте, после аварии), он вызывает автоэвакуатор со штрафстоянки, расположенной ближе всего к месту задержания. 
Что сделали недобросовестные конкуренты на этом рынке. Одно лицо создает несколько фиктивных стоянок. Организуют их в самых распространенных местах города, где происходит больше всего аварий, - рассказала начальник отдела финансовых рынков и рекламы Кировского УФАС Наталья Метелёва. - Нами было установлено, что фактически этих автостоянок нет.
 
За счет фиктивных стоянок их «владелец» получает прибыль — оплату от водителей. Ту, которую недополучают другие участники рынка.
Второй момент. Инспектор ГИБДД при задержании машины указывает адрес штрафстоянки, с которой вызывал автоэвакуатор и куда, по идее, должна отправиться машина. Поскольку фактически такой штрафстоянки нет, автовладелец приезжает — пусто. Ему приходится связываться с ГИББД, а там знают об одном - официальном - адресе. В итоге владельцу автомобиля приходится совершать еще несколько маневров, чтобы найти своего «железного коня».
 
- У нас было выявлено три предупреждения таким недобросовестным владельцам штрафстоянок - со взысканием необоснованно полученного дохода в бюджет государства. Два исполнено, одно нет. В настоящее время завершается рассмотрение дела по этому факту. Суммы необоснованно полученного дохода за 2018 год составили 60-70 тысяч для каждого правонарушителя, - добавила Наталья Метелева.
Добавим, в большинстве регионов России подобные штрафстоянки выбираются на конкурсной основе (в Кирове система уведомительная).
- Возможно, наша область тоже придет к этой практике (ред: закупок). В настоящее время вопрос прорабатывается на региональном уровне, - дополнила Наталья Метелева.
 
Под знаком «Белки»
 
Всего за 2018 году на рассмотрение в Кировское УФАС поступила 61 жалоба о нарушении антимонопольного законодательства. В 2017 году их было 60.
- Примерно одинаковое количество поступивших и рассмотренных жалоб свидетельствует о том, что у нас имеется стабильность удовлетворенности конкуренции на соответствующих товарных ранках, - отметила Наталья Метелева.
 
По признакам недобросовестной конкуренции выдано 20 предупреждений. Напомним, их начали выдавать с 2016 года, если исполнено — дело не возбуждается. Предупреждения трех категорий. Первая связана с дискредитацией деятельности конкурентов, когда распространяются ложные сведения о нем.
 
- Такие действия мы выявили на товарных рынках оказания медицинских услуг, дополнительных платных услуг для детей, в области оказания услуг в сфере информационных технологий и управления многоквартирными домами, - пояснила Метелева.
 
Следующая категория выданных предупреждений касается введения потребителей в заблуждение. Традиционно — по фальсификату масла. В прошлом году на территории Кировской области объявился очередной такой производитель из Московской области - ООО ПК «Айсберг-Люкс».
 
Третья категория связана с иными формами недобросовестной конкуренции. За исключением организации штрафстоянок, темы известны - участие в торгах, реализация табачной продукции с нарушением ограничений.
 
К примеру, в прошлом году владельцам торговой сети - ООО «Лабиринт-Волга» и ООО «Альфа Пенза» - были выданы два предупреждения за торговлю табаком. Табачная продукция в магазинах владельцев реализовывалась на расстоянии ближе 100 метров от образовательных учреждений. Предупреждения до настоящего времени не исполнены. Предприниматели с ними не согласны и пытаются доказать свою позицию в суде.
 
- Предупреждения были обжалованы в суде. Судами первой инстанции подтверждена их законность и обоснованность. В настоящее время судебное разбирательство продолжается в апелляционной инстанции, - прокомментировала Наталья Валерьевна.
 
За год возбуждались и административные дела по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Их немного — 10, из них 6 прекращено, так как факт не подтвердился. Одно из дел связано с незаконным использованием товарного знака. Заявление поступило от меховой фабрики «Белка» из Слободского. Предприниматель в Кирове начал на своих изделиях, которые реализует, указывать такой же товарный знак. Выдано предписание об устранении нарушений, оно исполнено.
 
Поставщики подвели
 
Тему недобросовестной конкуренции и защиты порядочных игроков рынка на минувшей неделе затронули сразу на нескольких круглых столах, проходивших в преддверии форума «Предпринимательство на Вятке». Внимание уделили легкой промышленности. Начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора Кировской области Виктория Маркевич рассказала о профилактике и пресечении на территории региона продукции, не отвечающей обязательным требованиям (список нарушителей вывешен на сайте федерального ведомства).
- Некоторые говорят, что на территории Кировской области не соблюдаются техрегламенты по легкой промышленности, а Роспотребнадзор не предпринимает мер. По легкой промышленности в 2019 году от граждан поступило всего 11 сообщений. В 2017 году их было 45, мы наблюдаем тенденцию снижения количества жалоб, - рассказала Маркевич.
Так, в этом году поступила жалоба в части реализации меховых изделий.
- Нами была организована внеплановая проверка. Но наши предприниматели предприимчивые: к моменту проверки объект закрылся и предприниматель исчез. Материалы направлены в УМВД, - констатировала выступающая.
 
Рассказала и о проверках, которые массово инициированы федеральным центром.  4 квартал 2018 года был ознаменован проверками меховых изделий.
- Из 19 проверенных хозяйствующих субъектов у 18 были выявлены нарушения. На один торговый объект пришли — предприниматель даже не знает, что нужно иметь маркировку и сопроводительную документацию. Другой  - не сможет предоставить ни то, ни другое. Где нарушения не были устранены — меховые изделия — 156  - изъяты из оборота, - сообщила Виктория Викторовна.
 
О рисках добросовестного бизнеса рассказала и зам. директора по техническому регулированию Кировского ЦСМ Марина Лашукова.
- Продукция легкой промышленности, в том числе товаров для детей, составляет наиболее уязвимый сегмент рынка. 30% - либо фальсификат, либо контрафакт.  Более того, эта продукция попадает под действие техрегламентов Таможенного союза и подлежит обязательной сертификации. Получая сертификаты и не проводя испытания бизнес несет риски: сейчас, в век цифровизации, это легко проверить.
 
Добросовестные производители сталкиваются и с другими проблемами.
- Например, при смене поставщика. Не провели испытания — не знали, что входит в состав ткани. Считают, что хлопок,  а там добавлено 5% полиуретана. Это уже нарушение, - привела пример Лашукова. -Еще один пример: предприниматель не провел испытания, получил сертификат на 5 лет.  Сменил поставщика фанеры — продукция перестала соответствовать нормам.
Сэкономил на фанере, но шесть месяцев не мог продавать продукцию. После этого пришлось вновь проводить исследования по безопасности.
 
При этом экономические тенденции делают бизнес все уязвимее.
- Когда товар - особенно из Китая, - хлынул на наш рынок, недобросовестные предприниматели стали перемаркировывать продукцию, менять лейблы. Для добросовестного производителя - огромная проблема подстроиться и создать конкуренцию хаотичному поступлению таких товаров на рынок. Так так легкая промышленность не является товаром первого спроса, низкая покупательская способность ведет к закрытию компании, - констатировала Марина Лашукова.
К слову, в этом году Роскачество провело исследование брюк для мальчиков. Проверили 99 образцов. Из них 86 не соответствовали техреглемантам по сырьевому составу.
 
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru
 
 
Мнения
 
Игорь Израилев, ген. директор ЗАО «МЦ-5»:
 
Не будет добросовестной конкуренции. Как только рынок начинает «сжиматься», люди идут на все: подделывают продукт, уходят в «серые схемы» и будут это делать. Они хотят выжить. Другой вопрос – чтобы не отъедали слишком большие куски.
Я однажды вознамерился  - вдруг все-таки наше законодательство работает и можно до конца довести процесс защиты индивидуальной собственности сначала должны были чуть ли не с понятыми закупить наш подделанный товар. Нашли. Закупили. Через полтора года выиграли суд, который признал: товар - подделка. А того предприятия уже нет, вместо него работает другое - под другим юридическим названием - снова продает наш товар. Я спрашиваю: «Что дальше?» Ответ: «Закупайте товар».
Не существует добросовестной конкуренции. Это ужесточает условия и ту гарантию выживаемости, которая итак отсутствует.
 

Андрей Морозов, ген. директор компании «Калинка-Морозов»:
 
Мы столкнулись с КИЗами (контрольные знаки для чипирования меховых изделий — прим. «БН») и видим: они появляются не только у производителей, но и у компаний, которые привозят и реализуют товар. Тот, который перепродается - китайского или турецкого производства. Это все видно. Делают название, похожее с названием производителя. К примеру, есть «Калинка», а будет «Малинка». Потребитель не видит разницу. «Малинку» привезут, перемаркируют и продают. Товар низкого качества, а продажи идут. Контроля должного нет, эти функции не выполняются.

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Шоу-бизнес — моя стихия"
"Шоу-бизнес — моя стихия"

Готовы ли кировчане тратить деньги на развлечения, порочна ли система прокатчиков и что нужно современному зрителю? Об этом, билетной мафии, политике и коррупции рассказал директор Кировского цирка Олег Рыбкин.

  46

Налоговая чехарда

Вслед за изменением налогового законодательства бизнес ждет усиления налоговой нагрузки. Предстоящая отмена ЕНВД — не исключение.

  47

На стыке бизнеса и благотворительности

Кто и как может получить статус социального предпринимателя, какие преференции им предлагает государство и как сделать роль таких организаций в экономике заметнее? Темы обсудили участники "Разворота на бизнес" (16+).

  36

Эхо решения ВАДА

Решение ВАДА об отстранении российских спортсменов от международных соревнований имеет далеко идущие последствия не только для тех, кто выступает на высоком уровне, но и для массового физкультурного движения.

  37