Тернистый путь вятского HoReCa

Как развивать индустрию гостеприимства в Кирове, если ежемесячно заведения общепита проходят несколько проверок? Почему предприниматели отказываются от летних кафе, и появится ли на набережной привлекательная зона торговли? Как чувствует себя бизнес в сегменте HoReCa, обсудили в очередном эфире «Разворота на бизнес».

26.05.2019  531

Участники: 
 
Владислав Попов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области 
 
Петр Кочетов, коммерческий директор ТМ «Сели-Поели»
 
Семен Кытманов, владелец сети пекарен «Домашняя» 
 
Татьяна Кайгородцева, председатель комитета по ресторанному бизнесу и общепиту Кировского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»
 
Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+): 21 мая прошла форсайт-сессия «Стратегия роста предприятий индустрии питания и гостеприимства в городе Кирове». В ней принимали участие рестораторы, владельцы кафе и сетей общественного питания. Разговор получился острый Многие признавались: пришли на встречу, потому видят в ней потенциал и смысл. Какие цели преследовали его организаторы?
 
Владислав Попов: Тенденции развития предпринимательства говорят о том, что нужно работать по принципу «территория — отрасль». На форсайт-сессии мы рассмотрели крупнейшую точку развития предпринимательства — город Киров и сегмент HoReCa, то есть индустрию гостеприимства. Обсуждая конкуренцию на рынке, мы поняли, что этот сегмент малого и среднего бизнеса у нас не насыщен, и пришли к выводу, что именно здесь у нас есть возможности для развития. 
 
Николай Голиков, ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+): В том числе в плане конкуренции? 
 
Владислав Попов: Участники признались, что есть возможности для насыщения этого рынка. И наша задача, чтобы он насыщался не иногородними представителями, а местными. Это сегмент тем и интересен, что позволяет кировским предпринимателям и специалистам достаточно легко в него войти как с точки зрения руководителя бизнеса, так и с точки зрения рабочих мест, но для этого нужно создать условия. Мы изучили российскую практику: у нас нет единого свода документов, который регулирует данную отрасль. Есть отдельные акты для отельеров и общепита. В целом по стране работу сегмента общественного питания регулируют 17 контрольно-надзорных организаций, это как минимум несколько тысяч требований. Ключевой орган это, конечно, Роспотребнадзор.
 
 
Олег Прохоренко: Каким образом предпринимателям, которые работают в этой сфере, можно защитить себя от излишней опеки?
 
Татьяна Кайгородцева: Нам поступают жалобы от предпринимателей, что иногда за месяц приходит две-три проверяющих организации. Предпринимателям нужно смотреть на «предмет проверки». Например, если у Россельхознадзора предмет проверки — это свинина, то он должен проверять только свинину. Чтобы не было такого, когда по жалобе инспектор приходит и дополнительно проверяет рыбу, яйца - вплоть до пятен на потолке.
 
Николай Голиков: С целью что-нибудь да найти.
 
Татьяна Кайгородцева: Мы можем выехать к начальнику отдела этого проверяющего органа и провести разъяснительную беседу. В большинстве случаев получается договариваться и объяснять, что мы выявляем органы, которые оказывают самое большое давление на бизнес, и формируем отчет. Всегда сначала можно использовать предупредительные меры. Мы имеем на это право, как имеем и время на выполнение предписания.
 
Олег Прохоренко: Я неоднократно слышал идею, что KPI чиновников федеральных контрольно-надзорных органов должен состоять из такого показателя, как развитие бизнеса, который они контролируют. Чтобы зарплата зависела не только от пункта  «количество проверок», но и от показателя - чем быстрее развивается бизнес, тем эффективнее работа.
 
Петр Кочетов: Сегмент общественного питания — очень большой, и чтобы выжить в ресторанном бизнесе нужно быть внимательным к мелочам и быть нацеленным на результат. Вводят онлайн-кассы, системы «Меркурий» и ЕГАИС, но потребителя это не интересует. Он хочет получить продукт, поэтому наша задача - сделать так, чтобы было вкусно, уютно и быстро, а клиент не почувствовал, что каждый год нам добавляют новых затрат.  Пока рестораторы и чиновники говорят на разных языках. 
 
Олег Прохоренко: Есть потребность обращаться к уполномоченному по защите прав предпринимателей при проверках?
 
Петр Кочетов: У нас постоянно проходят проверки. Пока мы справлялись самостоятельно, то есть не приходилось никого приглашать. 
 
Олег Прохоренко: Сколько в месяц к вам приходят?
 
Петр Кочетов: Сложно сказать, но если разделить на 12 месяцев, то каждый месяц мы проходим проверки: камеральные, выездные, разные.
 
Конечно, нам больше бы хотелось думать о том, что мы приготовим и где закупим, чем о проверках. Поэтому если бизнес не готов к ним, то лучше обратиться за помощью.
 
 
Олег Прохоренко: Важная тема для кафе и ресторанов — размещение на первых этажах жилых домов. Это сфера до сих пор четко не отрегулирована.
 
Владислав Попов: Требования, которые Роспотребнадзором предъявляются к таким заведениям, в 90% случаев являются невыполнимыми. Открытие каждой конкретной точки в доме — это вопрос диалога. 
 
Олег Прохоренко: Это напрямую не запрещено, а в чем риски?
 
Владислав Попов: Помимо требований Роспотребнадзора, есть требования МЧС. Если мы говорим про встроенные помещения, то здесь еще необходимо договариваться с жильцами. А у них могут быть свои требования, требуется ставить отдельные вытяжки, обустраивать выходы, вывозить ТКО.
 
Николай Голиков: Кому-то мешает, что машины подъезжают и разгружают товар.
 
Владислав Попов:  Многие из этих требований существуют со времен Советского Союза, когда использовались другие технологии хранения и обработки продуктов. Сегодня мы все ждем «регуляторной гильотины», по которой с февраля 2020 года будет введен новый кодекс, который единым документом будет регулировать всю контрольно-надзорную деятельность. После его введения все предыдущие требования будут обнулены. 
 
Сегодня мы все ждем «регуляторной гильотины», по которой с февраля 2020 года будет введен новый кодекс, который единым документом будет регулировать всю контрольно-надзорную деятельность.
 
Олег Прохоренко: Но правила, пусть и 70-х годов, понятные и устоявшиеся, а под новые нужно подстраиваться.
 
Владислав Попов: Сейчас сами организации, которые осуществляют контроль, должны обосновать законодателям необходимость правил. На совещании по проведению реформы КНД, которые недавно прошло в Москве, законодатели признались: ежедневно формируется порядка 40 новых требований контрольно-надзорной деятельности. Они рождаются конкретными отраслевыми министерствами.  
 
Олег Прохоренко: Когда в день выходит по 40 новых подзаконных актов, приспособиться очень сложно. Бизнесу нужна стабильность.
 
Петр Кочетов: Любое изменение на первом этапе вызывает сопротивление, поэтому нужно вовлекать. Сейчас я никакого вовлечения не вижу: мы играем в одну калитку. Одна сторона придумывает гильотину (слово нас изначально пугает!) и говорит, теперь вы играете по таким правилам, а мы самостоятельно будем придумывать новые способы, как перестраивать свои внутренние процессы. Для нас это очередные сложности. О нас никто не думает. Открыть столовую стоит 15-20 миллионов рублей, и если ты не будешь ее развивать, то потеряешь эти деньги.
 
Олег Прохоренко: Много вопросов есть и к схеме размещения объектов нестационарных торговых объектов. Насколько ее вид устраивает бизнес и что можно было бы изменить к лучшему?
 
Владислав Попов: Однозначно можно сказать, что она не устраивает бизнес. Новые места не водятся, а старые сокращаются, потому что с точки зрения эстетики выглядят непрезентабельно. Схема размещения НТО постоянно предусматривает сокращение мест. Еще в конце прошлого года  мы акцентировали внимание на том, что, во-первых, схема должна быть согласована с бизнесом, и, во-вторых, если не устраивает внешний вид построенных объектов, определите требования. Как минимум к сезонным объектам - по эстетике, разнообразию, указание, к кому можно обратиться, чтобы сделать их в едином формате.
 
Олег Прохоренко: Вводить ограничения по внешнему виду муниципалитет пока не может. 
 
Семен Кытманов: У нас есть пекарни, которые располагаются в  нежилых и жилых зданиях, а также размещаются в нестационарных объектах. Практика показывает, что выбор мест для размещения очень мал, а  те места, которые подходят для объектов общепита, с точки зрения бизнеса, не совсем интересны: малое количество проживающего населения или трафика не хватает. Пока у населения к предпринимательству отношение отчасти отрицательное. Когда ты приходишь с предложением к председателю ТСЖ, то порой можно услышать, что  предприниматели — это бандиты. На этом фоне возникает такое понятие, как экстремизм со стороны жителей. Ситуация в подборе помещений достаточно напряженная, объектов в сегменте HoReCa не хватает. 
 
 
Олег Прохоренко: Есть смысл в создании зоны отдыха горожан, где можно было бы свободно с поздней весны по раннюю осень размещать  нестационарные или даже стационарные объекты общепита и торговли? Было бы это интересно?
 
Семен Кытманов: Да, и, может, даже не сезонного, а круглогодичного использования. Мы готовы были бы поставить павильон, если подведены коммуникации, но нужно понимать, что это будет временное, а не капитальное строение. Если необходимо капитальное строение, то должен был срочный договор и, например, льготы при подключении к коммуникациям. Потому что структуры, которые отвечают за подводку воды и электричества - это монополисты, которые диктуют определенные условия. Мы столкнулись с тем, что по ряду объектов  просто не можем договориться.
Владислав Попов: В тех городах, где есть река, традиционное место отдыха —  набережная. В Питере, Дюссельдорфе, Ялте через каждые 5 метров мы наблюдаем кафе. В Кирове, если посмотреть из ротонды сверху вниз, увидим там мусор, сауны, авторемонтные мастерские, хотя это идеальное место, где наш общепит может выставлять свои продукты.
 
Петр Кочетов: Чтобы заработать в такой ситуации, аренда для бизнеса должна быть на очень льготных условиях. Я бы даже сказал бесплатной. Чтобы что-то поставить там, сделать адекватную кухню, соблюсти все правила санитарии, требуются огромные затраты. Эта созданная для людей радость не будет приносить никакой прибыли, к тому же этот бизнес сезонный.
Владислав Попов: Если город создаст нормальные условия, подведет коммуникации, обеспечит стоянки, освещение, то бизнес встанет в очередь, чтобы там быть. 
 
Николай Голиков: В Кирове практически не осталось летних кафе. Многие знакомые заведения, куда раньше всегда можно было прийти и посидеть на улице в прекрасную погоду, сейчас этого не делают. Почему? 
 
Петр Кочетов: Потребность в летних кафе у людей есть. Мы заинтересованы, чтобы их сделать у своих заведений, но это практически нереально сейчас. Мы не можем себе этого позволить. Летние кафе приводят к увеличению торговой площади, а я - маленький предприниматель, у меня есть 100 метров, чтобы уложиться и платить налоги по той системе, которую выбрал. Платить больше для общепита — смерти подобно.
 
Владислав Попов: Решить эту проблему можно. Мы наконец-то вошли в стадию диалога. Наша первая задача - все мысли сформулировать и донести до властей. Второе, о чем нужно сказать, это то, что взамен получит город. Сегмент HoReCa — это не просто бизнес, это колоссальная социально-культурная ответственность. Он является частью туризма и имиджа, который мы формируем.
 
Ольга Кутергина
mail@bnkirov.ru

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"В ЖКХ не стоит гнаться за количеством"
"В ЖКХ не стоит гнаться за количеством"

Стимулировать жильцов к раздельному сбору мусора целесообразно за счет снижения тарифа. Так считает руководитель УК «Лепсе-Быт» Лариса Шмырова.

  404  1

"Не славы ради, а дела для"

Почему, зачем и как бизнес поддерживает проекты активистов? Участники очередного эфира "Разворота на бизнес" обсудили эти темы на примере проекта "Солнечная Люльченка".

  212

Налоговый узел

Два месяца назад об этом шептались, а сегодня в открытую заговорили о планах увеличить ставки по налогу на имущество для владельцев торговых и офисно-административных центров.

  412  8

Факультатив для оценки

В этом году в Кировской области заново провели определение кадастровой оценки очередного перечня недвижимости — объектов капитального строительства и земельных участков.

  212


168 домов в Кирове имеют просроченные ОДПУ теплоэнергии

«ЭнергосбыТ Плюс» напоминает руководителям управляющих компаний и ТСЖ о необходимости своевременной поверки приборов учета.

  143

В "Галерее Прогресса" проходит выставка художника Виктора Дорофеева "Созвездие красоты"

Она продлится до 1 октября.

  217

Мобильный интернет МегаФона признан самым быстрым в независимом исследовании iPhones.ru

Сайт iPhones.ru опубликовал исследование «Какой оператор оказался лучшим в России». И по скорости загрузки, и по скорости отдачи данных победил МегаФон.

  109