Михаил Ковязин: "Не молчите!"

23.06.2019 14:49:00 1941 0

Если в каждой многоэтажке появится активный совет дома — недобросовестные УК исчезнут с рынка. При желании можно достучаться даже до президента. О финансовом кризисе в стране молчат, но он продолжается. Признаться с высоких трибун нельзя: политические амбиции не позволяют. Об этом «Бизнес Новостям» рассказал депутат кировской гордумы Михаил Ковязин. 

- Михаил Николаевич, ряд депутатов поднимают глобальные проблемы — отток кадров из региона, заход иногородних подрядчиков, падение уровня инвестиций. Вы занимаетесь локальными?
 
- Я занимаюсь конкретными вопросами, которые задают люди. Их не интересует, сколько замов у Шульгина, им нужны ответы на приземленные вопросы. Есть депутаты (и это здорово), которые поднимают и стратегические вопросы. Я в жизни больше прагматик, практик. Меня, к примеру, возмущает, когда город тратит бюджетные деньги на развлечения. Если живем плохо — нечего пировать. Один из волнующих людей вопрос - почему увозят мусорные баки. Нет четкого ответа, кто эти баки должен приобрести. Выступите по телевизору, расскажите. Мне сегодня (ред.: 19 июня) на думе сказали: есть позиция прокуратуры. Озвучьте всем, потому что управляющие компании и руководители ТСЖ ссылаются на одно постановление, «КДУ» и «Куприт» — на другое. Идет перетягивание каната, а страдают люди.
 
Проблемы в округах одни и те же. И если я раньше работал только по своему округу, сейчас всем говорю — обращайтесь. В некоторых темах разобрался, и  них есть ответы, а проблемы у людей похожи. 
 
- Во всех бедах чаще всего винят власть - при любом случае. Последний пример — митинг по «Марадыково», который тоже вылился в призывы  сменить власть...
 
- Мы всегда ругаем власть, но власть — это мы, потому что мы эту власть выбирали. Если во время выборов кто-то злоупотреблял пиар-ходами в виде 500-рублевых подкупов, это тоже вопрос к нам. Не к тем, кто дает, а к тем, кто берет. Поэтому ругать власть (которой я тоже в том числе не доволен) — это ругать себя. Мы пока живем в государстве, где что-то можно поменять в правовом поле. Будет плохо, если уйдем в формат Северной Кореи, когда что-то изменить станет невозможно. Я точно не поддерживают призывы пикетировать власть. Ругать — да, можно и нужно, но начать ругать нужно с себя. Простой пример: мы ругаем власть, что у нас плохо делаются, к примеру, детские площадки. Власть делает площадку по проекту, жители — ломают, а на следующий год ставят видеонаблюдение. Ломаем мы, а не кто-то другой.
 
 
- По вашему ощущению, гражданская активность возрастает или люди пассивны и не предпринимают попыток достучаться до чиновников?
 
- Я не так долго в политике, но на практике вижу: динамика не меняется. Активных людей мало. У меня в друзьях в ВКонтакте есть активисты, а есть те, что какую-либо идею поддерживает, но писать наверх не будет. Всегда всем говорю: если чем-то недовольны — заявляйте об этом. У меня в семье два случая, когда сработало обращение на «прямую линию» президента. Вопросы, которые не решались годами, решились за неделю. Понятно, что разбирался не Путин. Как у нас вертикаль устроена? Если обращение снизу — внимание в таком объеме, если тот же вопрос дошел до верха — внимания в разы больше. Всегда говорю: не нравится ситуация — найдите время, напишите. Отвечают, что некогда или стесняются. Магаактивная часть — не больше 5%. Да, есть «кухонная политика», она выросла, но в рамки действий не выходит.
 
- Заседание думы 19 июня было продуктивным?
 
- Основная повестка была спокойной, но мы почти час обсуждали вопросы в разном. Вся реальная работа происходит на заседаниях комиссий. Идет обсуждение, есть несогласные. Заседание — это больше фиксация факта, где люди, не участвующие в комиссии, могут задать вопросы. У айсберга вершина блестит и светится, а на самом деле внизу... Комиссия, заседания рабочих групп, работа с избирателями - это то, что внизу. Когда я прихожу на заседание, знаю решение на 99%, иногда на 100%. Заседание — не тот формат, в рамках которого нужно глубоко обсуждать каждый вопрос. Все они обсуждаются на комиссиях, которые могут длиться до 4 часов.
 
- Одна из комиссий, куда вы входите, занимается проблемами ЖКХ. Вы являетесь председателем совета МКД по Дзержинского, 16. Насколько сами жители хотят и могут повлиять на ситуацию в своем доме?
 
- Я старший по дому с 2016 года, неофициально — еще дольше. У нашего дома УК работает на 100%, потому что любая машина ездит тогда, когда есть хороший хозяин. Как только мы стали управлять домом, показатели пошли в плюс. Мы не сделали ничего сверхординарного, просто жильцы включились в процесс управления домом. Если в каждом многоквартирном доме в Кирове появится совет дома - не номинальный, то вопрос плохих управляющих компаний умрет. Сначала совет дома понимает, как взаимодействовать с управляющей компанией, потом переходит в формат ТСЖ (если у совета дома есть дополнительное время этим заниматься). Нет времени - решайте вопрос с УК. Когда люди говорят: у нас плохая УК, кто виноват? Поменяйте! Отвечают, что собрание собственников созвать не могут. Ну, тогда решение одно — меняйте квартиру с другой УК. Это вопрос договорной.
 
Период, когда были ЖКО и все было не мое прошел. Сейчас все — наше. Испортили скамейку — нам ее и ремонтировать. Сейчас прокуратура запретила делать депутатские наказы на дворовые территории без оформления проектов, и я это поддерживаю. Раньше депутату нужно понравиться - он говорит: «Я вам сделаю качельку». Сделал, жители похлопали — и за него проголосовали. Но он же тратит не свои деньги, а бюджетные. Практика показывает: если человек что-то получает просто так, то и относится к этому просто так. Сейчас все делается через проекты софинансирования жителей. Не все хотят нести бремя ответственности и вкладывать часть своих средств, но сами жители могут на этом зарабатывать. Наш соседний дом пустил на свою землю нестационарный торговый киоск, с которого берет деньги. Получаете доход — несите и бремя, тем более, что государство идет навстречу и софинансирует проекты.
 
 
- Почему на рынке до сих пор появляются недобросовестные УК?
- Мне иногда задают вопрос – не мало ли в Кирове управляющих компаний? Их столько, сколько потребляют рынок. В регионе их более 80. Я считаю, что это много, и причина в том, что народ готов работать с УК, которые ему не нравятся. Есть УК, которые обслуживают один-два дома. Это нонсенс, потому что аппарат УК всегда дороже, чем аппарат ТСЖ. Если УК управляет одним-двумя домами, дом переплачивает (если УК не выполняет еще какие-то дополнительные функции по дому).
УК, на которые сейчас все ругаются, будут существовать до тех пор, пока люди будут готовы с ними сотрудничать. Их к этим компаниям никто не загонял, специально не обманывал, не заставлял. Не нравится — идите в другие или создавайте свои, берите дом в прямое управление. У нас очень много недовольства, которое не переходит в практическое русло. Напоминает прищемившего хвост кота: он будет орать, но хвост из двери не достанет.
 
- По вашему ощущению, появляется ли у жильцов чувство собственничества?
 
- Оно стало формироваться, и просто так не появляется. Люди на собрании спрашивают: как надо, как правильно. Объясняю: это мы решаем, как надо, кому сдадим подвал, а кому не сдадим. И если раньше многим ничего было не надо, то сейчас появляются советы домов, активные жители, которые  меняют ситуацию. Для меня индикатор — количество ТСЖ в старых домах. Проблема ТСЖ не экономическая. Я раньше, как и многие, был в заблуждении, что вопрос ТСЖ — это вопрос выгоды: большой дом - это ТСЖ, маленький — УК. Ничего подобного. Это вопрос готовности включаться в работу. Если жильцы пассивны, им не важно, какая у них управляющая компания. Они даже ее название не знают.
 
Потом люди начинают расти, задавать вопросы. Появляется совет дома, который начинает управлять своим домом совместно с УК. Когда выходят на следующую ступень, понимают: им нужны руки в виде дворника, слесаря или уборщицы, но они сами могут управлять своим домом. Зачем им УК, которая по сути дела выполняет двойную функцию. Она же не сама выполняет ремонтные работы, а нанимает людей. В итоге из хорошего я вижу, что появляется ТСЖ в старых пятиэтажках, дом начинает включаться в работу, валить вину не на кого. Сейчас всегда виновата плохая УК. С ТСЖ многие вопросы решаются быстрее. Управляющие компании для активного дома — это пережиток.
 
- Кто, на ваш взгляд, виноват в сложившейся ситуации с рязанским подрядчиком, который готовил (но недоготовил) три важнейших стратегических документа для Кирова по развитию инфраструктуры, без которых мы не сможем попасть в ту же «БКД»? 
 
- Проект действительно нужен не только для практического исполнения, но и для участия в других федеральных программах. К сожалению, ответственные люди в администрации отнеслись к нему, на мой взгляд, однобоко. Начать с техзадания к тендеру: требования размытые, сроки короткие, на такие солидная организация не выйдет. Я не вижу в ситуации коррупционной составляющей, я вижу раздолбайство. Сделан ряд управленческих ошибок, одна из них — подготовка тендера. Срок исполнения контракта завершился в декабре, банковская гарантия - в марте. В итоге работы не доделаны, банковская гарантия аннулирована. Новый тендер мы уже не успеем произвести, следовательно, в осень заходим с нереализованным проектом. Ситуация тупиковая. Кто виноват? Эти люди с нами уже не работают. Сейчас проект дорабатывают общественники. Не идеальный вариант, это от безысходности. И мы будем вынуждены заплатить эти 15 млн, хотя по факту получим не тот продукт, который хотели. Мы уже вынуждены менять транспортную сетку, потому что она «зашита» в схему.
 
- О чем, на ваш взгляд, говорит появление громких уголовных дел, в том числе связанных с кировскими МУПами? Следователи стали лучше работать, КСП лучше считать, идет чистка рынка от недобросовестных участников или его передел?
 
- Я соглашусь отчасти с коллегой — Денисом Ерохиным. Долгое время ситуация была известна в узких кругах, но в силу ряда причин (связанных с тем, что на это закрывали глаза, решались какие-то другие задачи) ситуация с МУПами была бесконтрольной. Это как дом без совета дома: есть МУПы, которые что-то там делают. Сейчас пришло другое руководство, в первую очередь, в городскую думу. Елена Васильевна (ред.: Ковалева) как финансист очень трепетно относится к бюджету. Во-вторых, изменились политические реалии и правоохранительные органы активизировались. Контрольно-счетная палата работает в совершенно другом составе. Работа МУПов стала прозрачнее. Мы видим те, которые потеряли деньги, в то же время есть те, где смена руководства привела к исправлению ситуации – это я про АТП. Дело точно не в бизнес-среде, а в руководителях и контроле.
 
По поводу ЦКС. Есть ощущение, что организацию топят. МУП «ЦКС» долгое время занимался аварийной работой, которая приносит регулярный доход (люди до сих пор думают, что это аварийная служба, хотя это давно не так: там созданы ООО-шки). У МУПа в число задач входило содержание фонда, от которого все отказались, а содержание фонда подразумевает наличие специалистов. Это аварийная служба, для работы которой у МУПа были штат, техника. Они выполняли подрядные работы для ряда УК. Почему перестали это делать и не развили аварийную службу? Опять же вопрос к предыдущему директору, который уволился. Сейчас рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела. Новый директор просит пару месяцев, чтобы разобраться в ситуации. Посмотрим, что скажет через 2-3 месяца. Мы МУПами точно продолжим заниматься. 
 
 
- Тема сортировки мусора. У домов предлагают установить контейнеры для сбора пластика. Для этого кто-то от дома должен взять на себя обязательства по ответственному хранению такого контейнера или купить его за 3 тысячи рублей. Получается, бизнес, который будет зарабатывать на этой переработке, по сути, перекладывает первоначальные затраты на плечи обычных активистов? 
 
- Я к такому подходу отношусь резко отрицательно, потому что у людей должна быть мотивация. В чем прелесть раздельного сбора мусора? Региональный оператор или его подотчетные фирмы тратят меньше денег на сортировку. Не дадите людям преференций — мотивации не будет. Да, мотивация ради экологии работает, но не на 100%. У нас, кстати, есть активный товарищ Семенищев (ред.: Валерий, руководитель совета старших по домам), который продвигает проект раздельного сбора мусора, но чтобы и жильцы на этом заработали. И это правильно: если я, как бизнес, планирую на этом зарабатывать, то должен привезти контейнер и показать выгоду от раздельной сортировки. По своему дому тоже планирую тему раздельного сбора мусора поднять, но чтобы дом на этом зарабатывал. В Европе и многих других странах есть мотивация. Даже если не сортируешь, то получаешь штраф, и это тоже мотивация.
 
По мусорной реформе нам заявляют о появлении сортировочных и мусоропререрабатывающих заводов. Почему претензии у меня? Да, на бумаге все здорово, а по сути бизнес делается на обычных людях. Они должны оплатить строительство этих заводов, оплатить контейнеры, за все заплатить. А доходы получат не люди. 
 
- Вопрос, как эксперту банковской отрасли. ЦБ снизил ключевую ставку с 7,75% до 7,5% годовых. Как это отразится на экономике? 
 
- Смена ставки рефинансирования однозначно повлияет на ставки по вкладам, по государственному кредитованию, в том числе ипотечному. Однако на развитии экономики в целом кардинально не отразится. Из-за ряда макропоказателей ставки по кредитам для бизнеса таковы, что развиваться за счет кредитования — это достаточно рисковая тема. Изменение ставки на 0,25% фурора не сделают.
 
Я абсолютно убежден, что в стране не первый год подряд идет затяжной кризис. В газетах об этом не пишут, но мы его видим. Хотя бы по тому, что идет серьезное недофинансирование социальной сферы. Я являюсь председателем попечительского совета школы и вижу, насколько сократилось финансирование. Не потому, что какой-то враг сидит в департаменте и не дает деньги, а потому что у государства нет денег. Из-за этого затеяли и пенсионную, и мусорную реформы. У государства нет денег, но сказать об этом прямо сложно: политические амбиции не те.
 
В стране кризис, на это указывает в том числе и ситуация с вкладами и кредитами. Люди берут кредиты не только когда все хорошо, а когда плохо. Когда идут за кредитом на отдых или свадьбу — это хорошо, когда берут кредит, чтобы закрыть другой - плохо. Рапорты банков о росте числа выданных кредитов не связаны с ростом жизни населения. Это отчасти связано с инфляционным ростом и кредитами на вещи, на которые в долг брать не надо.
 
Аналогично с вкладами. Как только население теряет доверие к государству - начинается отток вкладов (особенно это ярко выразилось в 2016 году, когда скакнул курс доллара). До сих пор люди очень осторожны несут деньги, хотя они у населения есть. Кризис не миновал, и это связано с ситуацией в экономике.
 
- Поэтому вы выступаете против громкого празднования общегородских мероприятия?
 
- Да. Школам банально не хватает денег, чтобы заменить все окна на пластиковые, а мы на праздники со спокойной совестью тратим миллионы рублей. И так было всегда. Нужно соизмерять свои желания и возможности. Практически все наказы депутатов уходят на школы и садики, это же не от хорошей жизни. Стоит меньше показывать красивых картинок и больше — реальных дел. И на федеральных каналах нам что показывают? Красивые картинки, ток-шоу и плохих американцев. По тому, как пиарилась «прямая линия» с президентом, понятно: с точки зрения рейтинга дело плохо. Нужно показать, что число обращений растет, и многие решаются через царя. И я всем рекомендую: пишите туда. Это рулетка — вдруг повезет? Хотя нонсенс, когда президент оттуда принимает решение по работе отдельной сельской школы.
 
 
- К теме царя. Во время Петербургского международного экономического форума новостная повестка была сконцентрирована вокруг задержания Ивана Голунова. И озвучивались версия, что такое «топорное» задержание инициировали специально, чтобы отвлечь внимание СМИ от событий ПМЭФ, где элита открыто высказывала негативную позицию к решениям действующей власти. Означает ли это, что система пошатнулась и назревает революция?
 
- Дело не в революциях. Мы живем в социуме. Если нас сейчас поместить в социум какой-либо другой страны, мы достаточно быстро, за несколько лет, примем правила их игры. У нас правила игры не меняются, власть имеет жесткую вертикаль. Даже если Путин уйдет, появится, условно говоря, версия «Путин 2.0». Для коренного изменения ситуации необходимо пройти долгий путь.
 
Проблемы есть, и они озвучиваются. Я это вижу и по работе депутатского корпуса. Нравится позиция в том числе и оппонентов. Нет такого, чтобы по спорному вопросу все подняли руки или промолчали. Многие депутаты проявляют активную гражданскую позицию (наверное, где-то даже получают по партийной линии, если являются членом партии). Они высказывают свою точку зрения, отстаивая интересы избирателей.
 
Что касается Путина — безусловно, ситуация очень серьезная, но революции не будет. Мне иногда говорят: «Народ скоро взорвется!» Не взорвется. Да и ярких лидеров для замены нет. На примере выбора губернаторов мы видим: побеждают ставленники Москвы, потому что люди готовы с этим соглашаться. Власть сверху сменится тогда, когда пойдем - опираться вниз не на что. Пока опираться есть на что. В ряде случаев люди побурчат-побурчат, но примут то, что есть.
 
Моя задача — решать в рамках правового поля проблемы в существующей системе, без всяких революций. Главное не молчать о них. В нашем районе на Филейке была потребность в детском саду, я об этом говорил с сентября. Так совпало — выделили федеральные деньги. Если бы не говорил на каждом шагу, на 100-процентов садик появился бы в другом месте. Если о проблеме говорить, что-то можно изменить. Если молчать — ничего не изменится. Не молчите!
 
 
Досье:
Ковязин Михаил Николаевич — депутат Кировской городской думы 6 созыва, зам. регионального директора АО КБ «Пойдем!» Приволжской дирекции.
Родился: 31 декабря 1972 в Кирове.
Образование: высшее. Окончил ВятГУ (факультет автоматики и вычислительной техники).
1996-2000 гг. - рекламное агентство «Лера-Сервис», руководитель отдела медиапланирования.
2000-2001 гг. - коммерческий центр «Вятский», специалист по маркетинговым исследованиям.
2001-2002 гг. - маркетинговое агентство «МаксиМин-Медиа», учредитель и директор.
2002-2003 гг. - Кировский завод ОЦМ, начальник отдела маркетинга.
2003-2007 гг. - работа в мебельном холдинге «Мебель энд Цайт», директор производства.
2007-2008 гг. - Кировский маргариновый завод, зам.генерального директора по маркетингу.
2008 г. - компания «Цвет диванов», директор по развитию.
С 2008 года работает в российских банках («Пробизнесбанк», «Инвестиционный городской банк», «Экспресс-Волга», «Совкомбанк», «Пойдем!»).
С сентября 2018 года –депутат Кировской городской Думы 6 созыва.
Женат, воспитывает дочь.
 
Блиц:
Какой бы закон приняли при наличии полномочий? Регламентирующий распределения муниципальных средств на праздники и корпоративы. Готов к порицанию со стороны коллег и жителей.
На что не жаль потратить деньги? На семью и на отдых.
Хобби? Занимаюсь с супругой социальными танцами. Люблю что-то делать своими руками.
Любимое место в Кирове? Нравятся все места, кроме пробок.
 
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте