Расхождение интересов с властями обернулось для Сергея Карнаухова долговым скандалом.

Интервью с Сергеем Карнауховым

19.03.2012 00:12:00 2442 0

Конфликт бывшего зампреда правительства Кировской области Сергея Карнаухова и «Вятка-банка», который разгорелся на прошлой неделе из-за неоплаченных долгов чиновника, уходит корнями в политику. О том, чем насолил бывшим соратникам бывший же борец с региональной коррупцией, Карнаухов поделился сам. В непродолжительной беседе с глубоким подтекстом.

Неугодная активность
Недавно в ряде региональный СМИ был опубликован материал, из которого следовало, что у вас накопились большие долги перед «Вятка-банком». Эти материалы были заказными. Чей это заказ?
- В этой истории, не выгодной ни губернатору, ни его окружению, очень много личных взаимоотношений определенного круга людей, которые не разделяли моих воззрений. Прежде всего, относительно оппозиции. Если честно, я был несколько разочарован тем, что, например, прокуратура не отреагировала ни на разглашение персональных данных, ни на клевету. Думаю, областные власти должны разобраться с этим случаем и выяснить, кто заказчик. Если банк – пусть приносит извинения и меняет стиль работы с клиентами. Лихие 90-е закончились. И давно.

Думаете, это банк?
- Не уверен. Если же банк таким образом кто-то подставляет, он должен заботиться о своем имидже. Я не думаю, что эта статья - обязательно сведение личных счетов. Поясню. Вот, представьте, вы мне не друг совсем, но и не враг. Я просто хорошо вас знаю. Лежит у меня ваш долг, из-за которого периодически приходится расплачиваться перед вышестоящими инстанциями. Потому что неоплачиваемый долг - это всегда проблемы с Центральным банком. А потом вы начинаете работать против моего близкого друга. Почему я должен как-то терпеть ваш кредит у себя в банке и терпеть вас в своем окружении? Это не то чтобы человек злой. Он просто поступает механически. То есть в моем случае проблема не в том, что в суд подали. Когда началась проверка Центрального банка, нашлось и мое дело. Возник вопрос: «почему не подали в суд, раз есть задолженность»? Руководство «Вятка-банка» выполнило требования и подало в суд. Другой вопрос: почему мы это все обсуждаем публично? Мало ли у кого какие долги. Кроме того, если кто-то действительно хочет  вернуть свои деньги, наоборот старается помочь, чтобы должника не боялись кредитовать другие организации, не портит ему репутацию. Представьте теперь: любая служба безопасности наберет в Google мою фамилию, а у меня скандал такой публичный... Какой банк после этого даст мне возможность перекредитоваться и вернуть долг? Еще раз скажу - в сложившейся ситуации нет никакого сведения личных счетов. С Гусельниковым мы нормально общаемся. С Белых тоже какие-то контакты осуществляются. Нет никакой открытой конфронтации. Поэтому в чем дело - не знаю.

Почему тогда все это появилось именно сейчас?
- Потому что начались активные действия в регионе: я приезжал за последние месяцы в область несколько раз.

По личным или рабочим делам?
- Оказывал некоторым структурам консультативную помощь по вопросу оперативной обстановки в регионе. Но все, что делалось, никак не касалось тех, кто живет и работает в Кировской области и никак не было связано с теми «сериалами», которые приезжала снимать телекомпания НТВ. Для меня вообще странно, что мы это обсуждаем. У меня есть личные отношения с разными банками и кредитными организациями, и я не считаю корректным выносить на публичный уровень, например, сколько и кто должен мне.

Кстати, в той же статье была информация и о ваших годовых доходах за 2009 год, которые якобы составили немногим больше полумиллиона рублей. Как тогда вы смогли на свои деньги приобрести памятник академику Сахарову за 300 тыс. рублей?
- Деньги были собраны коллективно. Какую-то сумму вложил я, но это был посильный взнос. Другое дело, что его, памятник, так и не дали поставить. Вот это плохо. Более того, я точно знаю, если сейчас привезу и установлю памятник, то разразится скандал: почему Сахаров стоит в Кировской области, зачем нам это надо, почему он не Шаляпина привез?
Вы знаете, у вас на Вятке есть одна особенность - занятые в политике, в основном, сначала думают о своей безопасности, чтобы усидеть в кресле, а уже потом пытаются разгребать проблемы внутриполитической жизни. У вас как в болоте - фигуры противодействия не меняются годами: как был конфликт между Крепостновым и Березиным, как не любили губернатор и Валенчук друг друга, так это и осталось. Столкновения приводят к тому, что людям некогда заниматься основной работой. На самом деле, чтобы понять, как работать, стоит поехать хотя бы в Татарстан и понять, как он развивается. Там вообще людям не до распрей - они пашут день и ночь... Не могу сказать, что совсем ничего хорошего в регионе не сделано. Не мне это оценивать. Возможно, свободнее дышать стало.

Политическое дело
Из Кировской области вы уехали около двух лет назад. С тех пор осталось много разных слухов по поводу истинной причины отъезда. Якобы вы попали в немилость Никите Белых и вас попросили уйти... Другая версия - у вас появились экономические интересы в регионе, которые перешли рамки разумного... Почему все-таки вы решились на отъезд? Интересно услышать вашу историю.
- Нельзя говорить: «попал в немилость», «друг» или «враг». Это переменные категории. Тогда был такой момент, который устраивал и меня, и Никиту Белых. И все. Политика - процесс очень быстрой смены декораций. И ты сам обязан быстро меняться, не оглядываясь, не осуждая, не скатываясь до мести. Просто наступил момент, когда интересы перестали совпадать. Вот взять дело Вотинова, например. Был такой свидетель Вячеслав Опалев (Ред. - бывший гендиректор «Кировлеса»). На Вятке говорят так много о либеральных ценностях, борьбе с коррупцией, соблюдении прав человека. Опалев - это как раз идеальный пример гражданского мужества. Человек плюнул на все и стал свидетелем по двум политически значимым уголовным делам: Вотинова и Навального. Однако нашлись те, кто добился, что его не просто уволили отовсюду. Опалева не взяли ни на какую другую работу, и он эти полтора года живет за чертой бедности. Ему есть нечего. Так вместо того, чтобы его поощрить, дать, к примеру, премию какую-нибудь за гражданское мужество за то, что он, работая в правительственной структуре, пересилил себя и выступил свидетелем против помощников губернатора, не посмотрел на корпоративность. Это же какую смелость надо иметь. Я знаю, что предпринимались попытки его самого посадить и развалить уголовные дела. Но он не сдался. Я, как человек, который работал с Опалевым вплотную, должен был бы заступиться за него, настоять, чтобы максимальное количество контролирующих структур вмешалось в это уголовное расследование, чтобы не возвращали несколько раз дело Вотинова и не прекращали дело Навального, чтобы расследовали все с медиаосвещением. Однако я поступил по-другому... Просто надо четко понимать, что в политике первично - защищать людей. Это принципиальная вещь. Могу сказать, что у Опалева уже в ближайшее время будет все хорошо - он получит хорошую работу и будет представлен к наградам.

Откуда такая уверенность?
- Ушло полтора года на то, чтобы убедить всех в героизме Опалева.

А как же губернатор? Он тоже убедился и одобрил?
- Все решения будут принимать федеральные руководители, а не ваш губернатор.

Кстати, в Калининграде, где вы оказались после переезда из Кировской области, тоже проработали не так много... По официальной версии причина увольнения была связана с рождением четвертого ребенка. По неофициальной - ваше интервью про Навального. Как было на самом деле? Интересный момент - спустя несколько месяцев (менее полугода) вы заявили о переезде в США. Тут ребенок не помешал. Поясните, пожалуйста, это противоречие.
- Тогда действительно я честно говорил, что «так совпало». Для моей семьи это был очень напряженный период. Жена со дня на день должна была родить четвертого ребенка, а я находился в Калининграде. Дома трое детей одни. Старший поступает в институт. К тому же, в регионе все было очень непросто, не получалось буквально на месяц выехать в столицу к семье. Пришлось выбирать. Я написал заявление и ушел. И пока во власть идти не собираюсь.

А что на счет переезда в США?
- Это вообще какой-то странный слух. Я не знаю так глубоко английский язык. Что мне там делать? Тем более никогда не скрывал своего отношения к американцам. Хотя, наверное, в США хорошо. Когда однажды слышал разговор одного чиновника из Кировской области с представителем спецслужб США, даже задумался... Если человек так легко продает свою страну, может быть, там и правда есть то, чего нет в России?

Что это был за чиновник? Из правительства?
- Это давно было. Не буду называть фамилии. Всему свое время.

Чем вы сейчас занимаетесь и с каким регионом связаны планы на ближайшее будущее?
- Надеюсь остаться в Москве. Есть много личных проектов, о которых нужно говорить по факту. Пока поглощен семьей, творчеством. Дочке уже семь месяцев. Вы даже не представляете, сколько я не успел сказать жене и своим детям за все эти годы бесконечной службы на государственных должностях.

Беседовала
Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте