"Не благодаря, а вопреки"

22.09.2019 20:07:00 2476 0

Сегодня бизнес вполне может стать конкурентоспособным без государственных форм и бюджетов. С ритейлом реально договориться – все зависит от менеджмента.

А чиновникам необходимо контактировать с предпринимательским сообществом. В этом уверен директор фабрики по производству танцевальной и спортивной обуви «Дельфин» из Кирово-Чепецка Александр Самохин.

- Александр, каковы основные тенденции на рынке танцевальной и спортивной одежды и обуви?

- Первая — удешевление продукции. Происходит замена высококачественных материалов более дешевым или искусственным сырьем. Если раньше для производства обуви использовали 80% натуральной кожи премиум-класса и только 20% -  дешевого сырья, сейчас 80% сырья — эконом-сегмент. Такая ситуация в первую очередь связана со снижением покупательской способности населения. 

Еще одна тенденция - снижение спроса на продукцию. Товарно-денежные отношения с покупателями-крупными компаниями сильно изменились. Клиенты не способны покупать продукт по более дорогой цене, потому что сами испытывают спад в продажах и предпочитают либо воздержаться от закупок либо купить товар по старой цене. Это происходит в целом в сфере торговли. Большое количество игроков рынка – мелкие магазины, в том числе специализированные, - закрываются. Сегодня в России насчитывается около 5 тысяч независимых клиентов, реализующих продукцию нашей фабрики. В этом году около 700 наших магазинов-партнеров закрылись. Падение продаж происходит и в крупных торговых сетях. Несмотря на то, что объемы торговых площадей в количественном выражении растут, с точки зрения закупок и продаж они упали. Думаю, процентов на 30.

- Вы производите товар из сырья высокого качества. Где берете?

- Кожу стараемся закупать в России, к примеру, на Рязанском или Казанском кожевенных заводах. Сегодня цена на российскую кожу одна из самых низких в мире, а ее качество достаточно высокое. Многие современные ненатуральные материалы (полиэстер, эластан и т.д.) закупаем по всему миру: их в России не производят.

- Есть ли у вас российское оборудование?

- Швейное оборудование в России не производится. Была хорошая фабрика в Подольске, но она давно не существует. У нас все оборудование импортное - итальянское, немецкое, японское. Лично я не вижу ничего плохого в закупках оборудования за рубежом, это международное разделение труда.

- Работаете ли по госконтрактам?

- Нет. У нас принципиальная позиция – с государственными компаниями не работать. Сотрудничаем только с коммерческими независимыми предприятиями. Фабрика этим и отличается от многих других компаний — самодостаточностью, независимостью, работой в конкурентно-рыночной среде без государственных форм и бюджетов.

Мы активно развиваемся. Очень открыты для профессионалов, которые не боятся вызовов и высоких требований современного рынка, где нужны знания по маркетингу, менеджменту, продажам. Кто не боится — тот идеальный кандидат для нашей фабрики. И на фабрике есть все возможности для того, чтобы реализовать потенциал такого сотрудника.

- По вашим ощущениям, большой ли рынок контрафакта в вашем сегменте?

- Очень большой, и он вырос года 3-4 назад. Сегодня существует теневой рынок по растаможке, который заняли недобросовестные игроки. Не исключаю и коррупционную составляющую в госорганах. Конкретный пример: мы 10 лет развивали сегмент производства балеток (их производим на фабрике в Кирово-Чепецке), а в последнее время на рынке появились большие объемы завозных балеток по низкой цене. Везти их законно, растаможить по правилам, – дорого для импортера. Продукция перемещается через непонятные таможенные каналы. Мы на протяжение трех лет видим падение продаж в этом сегменте в России.

- Что за магазины реализуют вашу одежду и обувь?

- В основном, независимые крупные федеральные торговые сети - «Детский мир», «Кораблик», "Интерспорт", "Обувь России", "Зенден" и другие. Реализуем через крупные универсальные торговые дома, гипермаркеты.

- Многие производители говорят о жестких условиях, которые диктует ритейл к поставщикам. Вы с этим сталкиваетесь?

- Сети пускают всех, но на выгодных для себя условиях. Если компания-производитель способна быть конкурентоспособной – предлагать лучшую цену, товар высокого качества, иметь масштаб производства, соответствовать международным стандартам и требованиям — как правило, проблем при сотрудничестве не возникает. Как только фабрика становится неэффективной - возникают проблемы. На мой взгляд, их основная причина - слабый менеджмент. Если есть специалисты высокого уровня квалификации, можно договориться когда угодно и с кем угодно.

- Сегодня открываются специализированные магазины и специальные отделы по продаже вашего сегмента продукции. Спрос рождает предложение?

- Люди стали больше заниматься спортом. В условиях конкуренции формируется профессиональный подход к ассортиментной политике и в торговых сетях. С этим и связано появление нашей продукции на массовом рынке.

Специализированные магазины я не считаю основным каналом сбыта для производителя. На мой взгляд, такой сегмент для России пока не актуален. Российские потребители привыкли делать покупки в специализированных магазинах сетевого плана (к примеру, в «Спортмастере» или «Детском мире») или в универсальных (таких, как «Ашан» или «Время простора») – там, где можно сразу купить и продукты питания, и одежду, и обувь.

- У вас сейчас три фабрики?

Да. Одна в Кирово-Чепецке, два года назад открыли две фабрики в Китае.

- Почему именно в Поднебесной?

- Из-за нескольких факторов: наличия там квалифицированного персонала и сырья. Еще одна из причин - более комфортная система налогообложения, отсутствие избыточного административного давления и контроля за производственным предприятием, минимум бюрократии. Сегодня в Китае бизнесу работать комфортнее, чем в России.

- Сейчас по стране запущен механизм регуляторной гильотины. Он направлен на то, чтобы убрать излишние и устаревшие требования к ведению бизнеса. Их перечень, по задумке, формирует сам бизнес. Как относитесь к инициативе?

- На мой взгляд, это очередная попытка чиновников оправдать получение своей зарплаты. По статистике, у нас на каждого предпринимателя по 6 чиновников, надо же им чем-то заниматься. Кому адресованы эти данные от бизнеса?

- Ведомствам, принимающим решения.

- Им это не нужно. Одно дело – декларировать, другое – помогать реально. Посмотрите федеральные каналы. Журналисты ездят по регионам, по деревням и выдергивают для сюжета предпринимателей, чтобы показать: еще есть какая-то жизнь. Лет 15-20 такого не было.

Я участвую во многих форумах. На Питерском экономическом форуме было журналистов больше, чем предпринимателей. Входной билет для бизнеса — 300-350 тысяч рублей. Вот вам и поддержка малого и среднего бизнеса — форумы за 350 тысяч. На таких мероприятиях мы встречаемся с федеральными чиновниками, губернаторами, министрами. И мне хорошо знакома их реальная повестка, точнее, ее отсутствие. Нет никакой повестки. Та же программа по развитию легкой промышленности — легкое чтиво. В Кировской области при ее формировании не спросили, что хочет сам бизнес.

Вы придите в любой крупный банк и спросите, сколько у них предпринимателей открыли счета, а сколько закрыли. Получите гигантский отток закрытия счетов. Менять ситуацию необходимо, в том числе за счет регулирования тарифными методами, изменения системы налогообложения, повышения ответственности чиновников за выполнение или невыполнение своих обязанностей и полномочий. Если предприниматель что-то нарушил – ему сразу штраф или даже уголовная ответственность. А чиновник? В пять часов закончил работать – и пошел домой.

- Вы не любите чиновников?

- Люблю. Среди них очень много достойных. Но много тех, кто выполняет работу безграмотно.

- Причина в слабом менеджменте?

- Это одна из причин. Еще одна — в подходе к работе. Я, как предприниматель, вкладываю в свое дело время, деньги, свою жизнь, а государственный работник часто не берет на себя столько рисков, сколько берет на себя предприниматель. Поэтому мы разговариваем на разных языках. Необходимо объединяться, совместно выстраивать диалог с федеральными ведомствами, слушать предложения бизнеса и совместно осуществлять региональную экономическую политику.

- Вы работаете во многих странах СНГ и Дальнего Зарубежья. Сложно выходить с экспортными поставками?

- По некоторым позиция выход невозможен. К примеру, практически нереально выйти по поставкам обуви из России в Америку. На сегодня у нас отсутствуют логистические каналы поставок товаров народного потребления в Америку. Если отправлять продукцию через порты Санкт-Петербурга или транспортные компании, это дорого. Раз в пять дороже, чем, к примеру, отправка груза из Китая.

По другим позициям вполне реально. Рынок очень конкурентный, и если современная фабрика способна работать с крупными федеральными сетями, велика вероятность, что она сможет конкурировать и в других странах, в том числе в европейских. Много таких примеров среди наших российских компаний. Возьмите тот же «Спортмастер», который является одним из крупнейших ритейлеров в области спортивных товаров в мире, и достаточно агрессивно ведет себя в Европе. Многие европейские компании с ним не могут конкурировать. Или «Вайлдберриз», российский международный интернет-магазин также заявил о намерении активно развивать торговлю в Европе. Наши российские предприятия способны выходить на внешние рынки. Сегодня для поддержки экспортеров работает «Российский экспортный центр». Если возникают проблемы с экспортом, основная причина - в менеджменте. Алгоритм продаж за рубеж такой же, клиенты —с такими же высокими требованиями. Сделки везде одинаковые.

- Санкционная внешняя политика на вашей работе как-то отразилась?

- Для нас основная санкция - вступление России в ВТО, после чего и появились проблемы. За 5 лет для китайских конкурентов таможенные пошлины снизились в пять раз. Понизилась пошлина на вывоз из России кожсырья, в результате были периоды, когда практически все нормальное сырье из страны вывезли. В рамках ВТО правительство имеет право проводить регулирующие санкции, и начался бардак: по полной программе бизнес начали контролировать, обкладывать нетарифными методами административного давления. Мы это почувствовали. А тот же Китай при вступлении в ВТО грамотно защитил себя, в том числе в легкой промышленности.

- К более приближенным к нашему региону вопросам. Ваше мнение по поводу идеи создания агломерации?

- Я не против, если это позволит получить дополнительное финансирование из федерального бюджета.

- Включение Кирово-Чепецка в перечень моногородов расширило возможности для работы бизнеса на конкретной территории?

- Возможности расширило, но техника использования этих возможностей не поменялась. Де юро да, де факто нет.

- Как оцениваете в целом инвестиционный климат региона?

- Его надо повышать. Сегодня нам очень не хватает новых региональных программ развития, не хватает информации об участии предпринимателей в национальных проектах, о возможностях, процедурах подачи заявок на попадание в программы, существующей федеральной поддержке - об этом мало кто говорит. Замалчивают умышленно или нет — это второй вопрос. Бизнесу важно знать всю эту информацию и получить возможность принять участие в нацпроектах. Сейчас, а не тогда, когда федеральные бюджеты закончатся.

И сегодня власти нужно работать в тесном контакте с бизнесом. Прописать совместно с бизнесом программы. К примеру, сегодня торговые сети сосредоточили большую власть над рынком и могут обеспечить огромные потоки заказов. Этих денег было бы достаточно для развития и восстановления целых городов. Дать на взаимовыгодных условиях тому же «Детскому миру» 20-30 позиций по производству любой фабрики, это обеспечит занятость тысячи человек. Пропишите программу и укажите: необходимо иметь такую-то долю заказов для внутреннего потребителя.

Рынок на сегодняшний день востребован: мы не перестанем носить ни одежду, ни обувь. Вопрос — где это производится? Что сделать, чтобы такая продукция производилась преимущественно в России. Почему мы этот гигантский многомиллиардный рынок кому-то дарим? На сегодняшний день рынок легкой промышленности — крупнейший после продуктов питания. И, что очень важно, это самая легкодоступная отрасль для захода малого и среднего бизнеса.

- Сегодня много говорят о частных промпарках, при создании которых бюджет не несет рисков.

- Правильно говорят. Это верное решение, когда предприятие работает независимо от какой-либо государственной поддержки. Мы тоже являемся собственниками частного промпарка, который за последние два года активно развиваем. И делаем это не благодаря, а вопреки. Сегодня (ред: 20 сентября), к примеру, приходил предприниматель, которые создаст на нашей площадке производство из полимеров.

На самом деле в России огромное количество промышленных и технопарков. Проблема в их недозагруженности. Сегодня предпринимателей, число которых ограничено, не надо делить по рангам. Какой предприниматель заходит в промпарк— такого и надо поддерживать. Пришел производитель отделочных материалов – значит, его и надо поддерживать. Пришел изготовитель пищевых продуктов – надо его поддержать. А у нас говорят: давайте создадим детский промпарк или металлообрабатывающий. И начинают думать - где нам найти таких предпринимателей, с кем работать, эти не подойдут, нужны другие. Нет других. Какие есть - с такими и надо работать.

Сегодня, на мой взгляд, в сфере действующих промпарков начали принимать верные решения. Наконец-то заговорили и о развитии частных промпарков. Этими вопросами занимается «Корпорация развития Кировской области». Руководство КРКО занимает активную позицию при диалоге с бизнесом, взаимодействует с федеральными структурами, Ассоциацией промышленных парков России, Министерствами экономического развития, промышленности и торговли. Видно, что ситуация меняется. Помогают и нашему промпарку (мы сейчас пытаемся привлечь на его развитие деньги по федеральной программе), привлекают резидентов, предлагают различные варианты сотрудничества. Предпринимателям Кирово-Чепецка, в частности, работающим на территории промпарка, это дает уверенность в возможности дальнейшего экономического развития города и конкретной территории.

Досье:

Александр Александрович Самохин — основатель и директор фабрики по производству танцевальной и спортивной обуви «Дельфин».

Родился: 10 апреля 1985 года в Кирово-Чепецке.

Образование: высшее. Закончил ВятскуюГСХА (по специальности «Маркетинг»). Закончил аспирантуру Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (экономический факультет, специальность - «Экономика и управление народным хозяйством»)

Карьера: с 2005 году — момента создания фабрики «Дельфин» - занимается бизнесом.

Блиц:

- На что не жаль потратить деньги?

- На развитие команды.

-Что больше всего цените в людях?

- Небезразличие к своей профессиональной деятельности.

-Хобби:спорт (плавание, бег, велосипед).

Жизненное кредо:«Мысли глобально, действуй локально.

Беседовала Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте