Кто там? ЕНВД!

С 2021 года планируется отмена единого налога на вмененный доход. Инициатива фактически звучит как приговор: решение не изменят. Как минимизировать его последствия и кто потенциальные жертвы?

29.09.2019  845

Еще одно повышение налоговой ставки на минувшей неделе одобрили региональные законодатели. Накануне пленарного заседание темы обсудили в «Развороте на бизнес». Изменения в закон «О налоге на имущество организаций в Кировской области» депутаты приняли сразу в двух чтениях.

Участники:

- Азиз Агаев, директор директор ООО «Аудиторско-консультационной компании «Бизнес-информ», зам. председателя правления Кировского союза промышленников и предпринимателей

- Владислав Попов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области

- Андрей Усенко, вице-президент Вятской торгово-промышленной палаты

- Андрей Вавилов, руководитель Кировского отделения организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России"

- Михаил Шевелёв, председатель совета по аудиторской деятельности Вятской ТПП, координатор "Агентства стратегических инициатив» в Кировской области

Замена ставки

О.Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эхо Москвы»): В пояснительной записке к законопроекту говорится, что это делается в целях создания условий для равной добросовестной конкуренции. Насколько эта мера выровняет конкуренцию?

А. Усенко: Эта аргументация имеет место быть - с точки зрения того, что все будут уплачивать налог исходя из единого подхода к определению стоимости имущества по кадастровой оценке и по единой ставке. В любом случае для целой категории предпринимателей налог возникнет впервые — тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения, в том числе ЕНВД. В современных экономических условиях это не самое правильное решение.

Мы на региональном уровне имеем профицитный бюджет. Поитогам первого полугодия2019 профицит федерального бюджета превышает 1,5 трлн рублей. Какая возникает необходимость для повышенияставок или расширения налогооблагаемой базы – не очень понятно с точки зрения аргументации.

А. Вавилов: Где малому бизнесу брать источники финансирования этих новых налогов — не понятно. Большая угроза, что многие закроются. Мы считаем, что барьер в 500 метров, а в лучшем случае 300 метров для Кирова оставлять надо. Если налог вводить, то повысить его на 1,2% и все. Никаких графиков повышения. Нельзя жить в таком постоянном нагнетании финансового бремени. Предпринимательство так будет вымирать.

О. Прохоренко: Один из основных аргументов к принятию закона — то, что он уже повышен в большинстве регионов ПФО. Налоговый кодекс подразумевает ставку до 2%. Есть рычаги  влияния со стороны федеральных органов власти? Почему при профицитным бюджете нужно его ещепополнить?

В. Попов: Я отделаюсь общим: раз налоги повышаются, возможно, это для создания какой-то финансовой подушки для дальнейших проектов.

А. Агаев: Нам в прошлогодних повышениях, против которых я все время выступал, тоже говорили: мы повысим, а деньги в том числе направим в регионы. И еще аргумент: что мы дотационный регион, если мы налог не повысим — нам ничего не дадут и так далее. Никакой мы не дотационный регион! С территории Кировской области собирается порядка 45 млрд рублей налогов, из них в федеральный бюджет уходит — это по 2018 году — порядка 14 млрд. Еще около 45 млрд — во всякие фонды.

После повышения налогов мы больше отправляем в федеральный бюджет. А нам дают 10 млрд — на выравнивание. Для чего собирается налоги? Чтобы государство выполняло свои функции. Если государство собирается нас за два года на 4,5 трлн больше на исполнение своих услуг — это какое государство?

В. Попов: Позиция минфина всегда будет очень простой. Грубо говоря, это бухгалтер, который рад любой пополняющей бюджет копейке. У нас предприятия живут на жестко ограниченных бюджетах. На нашей территории много программ требует финансирования.

Другое дело - нацпроект по развитию предпринимательства. Он действительно вызывает претензии на федеральном уровне. Пошла открытая критика, что это профанация. Я не думаю, что у нас много экспертов врегионе, которые бы внимательно почитали, как федеральный проект трансформирован в региональные проекты, какие в нем мероприятия, какие участники.

С. Занько, руководитель проектов «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эхо Москвы»): А как это стыкуется?

В. Попов: Очень опосредованно. У нас на реализацию нацпроекта в регион за 5 лет должно поступить около миллиарда рублей, которые откуда-то надо собрать. Да этоденьги, которые мы сегодня дополнительно собираем с малого бизнеса, и пойдут на поддержку малого бизнеса.

Если рассматривать повышение налогов в сравнении с общемировымитенденциями, то увеличениеданных налогов должносопровождаться снижением других, например, того же НДС. В расчетахСтолыпинского клуба звучало предложение о снижении НДС до 15%. Вот это было бы правильноймера.

А.Усенко: Точно надо перестать что-то менять.Постоянные изменения налогового законодательства с точки зрения ставок, условий,базы приводит к тому, что инвестиции и бизнес-планированиев Российской Федерации превращаются в достаточно бессмысленное занятие. Даже несмотря на объявленный в свое время президентом мораторий на увеличение илиизменение налогов мы прекрасно знаем, как его обошли - через различные сборы и неналоговые платежи. Многолетние воззвания бизнес-сообщества относительно стабильностив этой сфере, ксожалению, не услышаны. Обэтом мы говорим и в отношении налога, исходя из кадастровой стоимость.

Вся эта история возникла в Москве, когда проанализировали объемы налоговых платежей крупных торговых центров в столице и других крупных городах. Увидели, что недвижимость оформлена на физлиц, предпринимателей на  упрощенной системе налогообложения – с копеечными платежами по сравнению соборотами. Возникло желание восстановить справедливость, и придумали налог исходя из кадастровой стоимости. Изначально его предполагалось распространить на города федерального значения, но потом решили распространить в отношении всей страны. Сейчас уже идет речь нетолько о том, чтобы торгово-офисная недвижимость и общепит, а вся недвижимость облагалось налогом исходя из кадастровой стоимости. Все эти  постоянные изменения правил игры рождают неуверенность, нежелание и сомнения в том, стоит ли заниматься бизнесом.

М. Шевелев: Я разговаривал с предпринимателями из Москвы, спрашивал, как они относятся к повышению ставки и пересмотру кадастровой стоимости — у них цифры меняются в разы. Они вынуждены судиться, совершать определенныеадминистративно-политической действия, чтобы уменьшить эту ставку. В то же время говорят о том, что налог региональный, так или иначе деньги идут в Москву. И в Москве они живут лучше.

С. Занько: То есть они понимали, куда идут их деньги. По Москве это видно.

М. Шевелев: У нас, к сожалению, мы такого не увидим. Еще получается ситуация: принимать решение будут депутаты. С одной стороны, они являются предпринимателями. С другой - заложниками федерального давления, я бы даже назвал шантажа. Им говорят: если вы не введете налог, мы не дадим денег, вам деваться некуда, принимайте ставку. Они не имеют выбора. В таких условиях, мне кажется, нужно искать какой-то формат поддержки предпринимательства не в существующих формах, а в каком то другом благе для региона. Не понятно, куда конкретно пойдут эти деньги, на какие объекты. Не верю, что направят на поддержку предпринимательства в рамках федеральной программы. Необходимо их направить на то, что уже работает. Найти программы, которые реально дадут жителям понять: если деньги пойдут туда и туда, то здесь и здесь будет лучше.

А. Усенко: Надо понимать, что законопроект будет принят, потому что это общефедеральная история. На данный момент у  предпринимателей есть возможность подготовиться к изменениям, которые вступят в силу. Для этого необходимо ознакомиться с проектом отчета по кадастровой стоимости имущества на сайте БТИ. Мы столкнулись с изменяемостью отчета, это было предусмотрено процедурой. Данные меняются. Первое — нужно познакомиться с проектом отчетом по кадастровой стоимости, чтобы при необходимости скорректировать. Второе — закладывать в свое бизнес-планирование показатели новой ставки.

Отмена «вмененки»

О. Прохоренко: Вторая тема нашего эфира — предстоящая с 2021 года отмена единого налога на вмененный доход. Что делать предпринимателям, которые сегодня на ней?

А. Вавилов: Выходить на упрощенную систему налогообложения. Это опять приведет к дополнительным затратам: необходимости вести бухгалтерию, предприниматель сразу попадает под отчетность. Может, государству от этого хорошо, потому что минфин считает ЕНВД последней «черной дырой», где налог платится с «квадратных метров». Сейчас везде кассовые аппараты — что им не понятно? Предпринимательство на грани выживания. Посмотрите, сколько предпринимателей сегодня даже на УСНО отчитываются — платят 1% с оборота, потому что больше нечего. Отрицательная доходность сегодня у предпринимателей, а еще надо что-то прикрутить-открутить.

В. Попов: Позиция института федерального омбудсмена — как минимум сделать процесс отмены постепенным, как и с кадастровой стоимостью, растянуть до 2024 года. Налог вводился как временная форма для стимулирования людей заниматься бизнесом в сегменте микробизнеса.

По статистике, которую дала нам УФНС, сегодня примерно 15 тысяч субъектов в Кировской области находится на ЕНВД. Годовой платеж, если не ошибаюсь, около 40 тысяч рублей.

О. Прохоренко: Это упрощает и работу фискальной системы? Не нужно смотреть, как там с оборотами.

В. Попов: Совершенно верно. Сегодня налоговые органы могут увидеть сумму оборотов в течение часа с момента совершения операции. Они контролируют практически все, особенно после введения онлайн-касс, в состоянии контролировать любой оборот и вычислять любую сумму налогов с налогооблагаемой базы. Бизнес тоже сформирован. Есть компании, которые занимается бухгалтерским сопровождением бизнеса.

Обозначу главные мотивы отмены ЕНВД с точки зрения государства. Первый — наличие альтернативных систем налогообложения: самозанятые, патентная система налогообложения, упрощенная и общая (либо с оборота, либо «доходы минус расходы»). Мы создаем неравные условия самому бизнесу, давайте уравняем правила игры. И вторая аргументация, из которой исходят представители власти, считая ЕНВД неэффективным налогом. Это фиксированный платеж. В моей практике был предприниматель на ЕНВД, у которого оборот составляет 60 млн, а платеж - 40 тысяч в год. Получается, что для определенных категорий бизнеса это форма для налоговой оптимизации, манипуляции налогами. Такие вопиющие факты есть, когда что бизнес генерит большие обороты, при этом не платит то количество налогов, которое генерят другие виды такого бизнеса. Получается неравенство.

Моя аргументация с точки зрения власти в защиту отмены налога закончилась. Сейчас скажу, как защитник бизнеса. Действительно, получается как в поговорке «Лес рубят — щепки летят». Мы подняли статистику: у нас по Кировской области это основной вид налогообложения микробизнеса, который еще остался в районах. Помимо НДФЛ это практически единственный источник пополнения местных бюджетов.

А. Агаев: Сумма, которая собирается с ЕНВД, для бюджета практически ничего не значит. Ну и что, что налог был введен в налоговую систему как временная мера? Почему нельзя, если эта временная мера работает и позволяет людям работать и зарабатывать, оставить как постоянную?

В.Попов: ЕНВД это и правда слезы. Но у нас есть политика, что бизнес должен платить не меньше 30% с оборота. Сегодня решение принято, уже звучит, как приговор. Наш институт еще борется за то, чтобы сделать отмену плавной. Например, оставить для каких-либо видов деятельности, чтобы смягчить удар для бизнеса.

А. Агаев: Сложно представляю, как будут контролировать сапожника. Он не возьмет патент, а скажет: буду на упрощенке, у меня 6%, а доход был рубль. И мы вернемся к началу 2000 годов? Что может в региональный бюджет дать сапожник? Он в муниципальный бюджет может дать ЕНВД, так позвольте ему его давать.

В.Попов: Также понимаем, что в 2021 году те, кто привык к ЕНВД, окажутся в очень сложной ситуации — нужно будет переходить на альтернативные формы налогообложения. Мы примерно подсчитали: в среднем при переходе на патентную систему налогообложения сумма налога для усредненного бизнеса вырастет примерно в 1,5 раза, если уходит на УСН –  от трех до шести раз.

Если смотреть с точки зрения консолидированного бюджета — он вырастет, минфин доволен. Но бизнес потеряет.

О. Прохоренко: Какие дальнейшие прогнозы?

В. Попов: Что здесь можно спрогнозировать? Есть три категории плательщиков ЕНВД. Первая -  стандартная: те, на кого изначально по смыслу закона инициирован налог. Вторая — манипуляторы с системой, которые поняли, как здесь можно сэкономить. Они и стали причиной отмены. У нас регион достаточно бедный, дотационный, аграрный, и есть третья категория плательщиков - микробизнес в районах. Он не зарабатывает по 60 млн, а действительно получает некий доход и платит посильную сумму. И эта категория сегодня оказывается самой незащищенной.

Думаю, из 15 тысяч тех, кто сегодня на ЕНВД, минимум 12 тысяч относятся к таким предпринимателям. Как только ЕНВД отменят - бизнес окажется у разбитого корыта: надо вкладывать в бухучет, систему отчетности, контроля, наем людей. Многие махнут на все рукой. Появляется потенциальная армия безработных, а у нас нацпроект, подразумевающий увеличение субъектов бизнеса. Процесс охватывает колоссальное количество занятых в наших муниципальных районах. Этот процесс должен быть управляющим. Мы с ужасом прогнозируем ситуацию: как минимум она приведет в росту безработных, волнению в районах и потере муниципалитетами значительной доли своих доходов.

А. Агаев: Мне не понятно, почему министерство регионального развития не обсуждает этот вопрос с экспертами, не говорит депутатам: смотрите, какой будет ситуация. Выходите с инициативой на федеральныхзаконодателей, чтобы ЕНВД не отменять, пока мы не просчитаем последствия. Никто последствия на сегодня не просчитал.

Подготовила Юлия Усинская

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

«Выживем!»
«Выживем!»

В России две жизни — государство и народ. И идут они разными дорогами. Так считает основатель и директор ООО «Ладья-С» Алексей Сенилов.

  693  2

Зачем Кирову агломерация?

Эксперты заявляют: это позволит привлечь федеральные деньги, туристов, остановить миграцию из малых городов и повысить производительность труда.

  914  8

НКО — бизнес ради идеи?

Сколько проблем испытывают люди по всей стране, столько и некоммерческих организаций можно создать. Но так ли просто существовать НКО? Ведь этим организациям, как и бизнесу, нужны деньги и люди.

  329

Рестораны, время меняться!

Рынок общепита в Кирове стремительно развивается, и этот тренд в ближайшее время не изменится. Точно продолжат появляться новаторские форматы, потому что кировский потребитель любит пробовать новое: места, еду, напитки и ощущения. В этом уверен управляющий гастробара Nobel* Константин Ившин.

  79


Куда дальше?

Как на практике реализовать механизмы создания агломерации, что для этого необходимо сделать и какие инструменты подключить? Об этом "Бизнес новости" спросили у экспертов.

  270

В сети Tele2 Приволжья стало больше 4G-устройств

Tele2 оценила востребованность гаджетов с поддержкой технологии 4G среди своих абонентов.

  112

"Эффективная энергетика и ресурсосбережение": в Кирове пройдет XIX межрегиональный форум о сохранении ресурсов

Межрегиональный форум – это ежегодное конгрессно-выставочное мероприятие, проводимое в Кирове в 19 раз.

  221

"Эксперт РА" повысило рейтинг кредитоспособности НБД-Банка

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" повысило рейтинг кредитоспособности НБД-Банка до уровня ruBBB+.

  137