Как живёт торговля на селе

Нехватка кадров, быстрый век технологий и конкуренция с федеральными сетями: какие проблемы решают предприниматели в селах?

01.10.2019  492

В числе главных трудностей процветания торговли на селе – высокая налоговая нагрузка и вхождение федеральных сетей. Об этом представители местных и районных торговых предприятий рассказали на «круглом столе» «Торговля на селе: состояние, проб­лемы и перспективы». Мероприятие прошло в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» при поддержке Минэкономразвития России и правительства Кировской области. Участниками «круглого стола» стали более 60 субъектов МСП.

Лариса Агалакова, заместитель министра экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области:

– Развитию сельских территорий в настоящее время уделяется особое внимание на федеральном и региональном уровне. Сфера торговли – неотъемлемая часть жизни муниципальных районов. Мы понимаем, что торговля на селе – это не просто бизнес, это бизнес, который повернут лицом к населению. Сегодня он сталкивается с такими проблемами, как низкая покупательская способность и труднодоступность населенных пунктов, которые тоже нужно обеспечить качественными продуктами и необходимыми товарами. Поэтому наша общая задача – обозначить основные направления развития, выработать стратегические направления, чтобы торговля на селе развивалась.

Федералы на горизонте

В числе ключевых сложностей и их причин озвучивались сокращение местного населения, повышение среднего возраста работников предприятий, низкий уровень доходов, нерентабельность содержания точек в отдаленных деревнях и селах.

Одна из главных проблем, которые выделяют предприниматели – как самостоятельные, так и состоящие в областном союзе потребкооперации, – вхождение федеральных сетей. На сегодняшний день точки федеральных магазинов есть абсолютно во всех районах Кировской области. Финансовые затраты на единицу товара у небольших магазинчиков – гораздо выше, чем у федералов, говорят сами предприниматели. Конкурировать с ними по цене на товары – утопия.

Так, с 2017 года у оричевской фирмы «Алекс Хлеб» идет стабильное снижение объемов выпускаемой продукции, доходов и рентабельность (всего 6%).

– Такому спаду способствуют налоговая нагрузка, страховые взносы в ПФР и другие фонды, рост транспортных расходов, – подмечает Вера Мамаева, руководитель хлебобулочного производства. – По этим же причинам платежеспособность покупателей снижается. С появления в районах федеральных сетей местные магазины, не выдерживая конкуренции, закрываются. «Федералы» диктуют свои правила торговли, при которых наше предприятие теряет значительную долю прибыли. Наценка на хлебобулочную продукцию у крупных магазинов – 40–100%, а у нас – 0!

Самая главная проблема в торговле в районных центрах – это присутствие федеральных игроков. У них больше бюджеты, раскрученные бренды, хорошие технологии по работе с персоналом, доступ к низким ценам на закупку товаров, – подчеркнул руководитель Клуба маркетологов Кировской области Алексей Обжерин. – При этом мы можем успешно конкурировать наравне с ними! Для этого необходимо вести правильный маркетинг.

Лучшая реклама – сарафанная

Чтобы выделиться на фоне, даже с федеральными сетями необходим правильный сервис. Он состоит из позитивного и негативного эффекта. Положительный – обслуживать клиента, превосходя ожидания: называть клиента по имени, улыбаться, предлагать чуть большее (например, помочь донести коробки), сказать в конце добрые слова.

Негативный момент заключается в том, что у предпринимателей всегда были, есть и будут косяки. Как бы руководитель ни старался – косяки будут всегда.

– Как решить эту проблему? Давать двойную компенсацию, обнуляя негативный эффект и добавляя позитивное впечатление клиенту. Так недовольный клиент станет довольным и еще и расскажет о вас друзьям, коллегам. А нет рекламы лучше, чем сарафанное радио – она самая дешевая, но эффективная.

О точке безубыточности

О своем опыте и секретах работы поделилась исполнительный директор компании «Мечта» (п. Пижанка) Ирина Коробейникова. Она руководит несколькими продуктовыми магазинами, магазином строй­ и хозматериалов, а также кулинарией в райцентре.

– Сложности у нас точно такие же, как и у всех: нехватка дипломированных специалистов. В районах, особенно в деревнях, уменьшается численность населения. Еще одна проблема – постоянно меняющиеся в законодательстве технологии: введение онлайн­касс, маркировки алкогольной и табачной продукции. Это требует финансовых затрат: как на приобретение нового оборудования, так и на обучение сотрудников. Не все имеют навыки работы с компьютером, с интернетом. Кажется, это смешно звучит, но это так, – поделилась руководитель торговой сети «Мечта».

Запросы от налоговой службы – отдельная боль сельских предпринимателей. Служба запрашивает целые пакеты документов – от сертификата соответствия до поименного перечня поставщиков. Из­за этого возрастает объем работы и возникает необходимость брать дополнительную штатную единицу – бухгалтера, который сможет отвечать на все эти многочисленные вопросы и запросы.

Тем не менее, перспективы торговли на селе есть, уверены представители предпринимательского сообщества.

– У каждого нашего магазина рассчитана точка безубыточности – минимальный уровень дохода. Сотрудники ознакомлены с этой цифрой, и еженедельно составляют план действий: что и как надо рекламировать, что нужно сделать именно в этом магазине, чтобы достичь точки безубыточности, – продолжила Ирина Коробейникова.

Также «Мечта» ведет статистику работоспособности сотрудников, которая помогает справедливо и в равно заслуженной мере начислить зарплату и премию каждому из работников торговых точек.

– Несмотря на то, что мы находимся в селе, реклама и маркетинг должны проводиться и работать на потребителя. В этом наше отличие от федеральных сетей – быстрее реагируем на запросы наших жителей. Скорость реакции выше у мелкого магазина, чем у крупной сети. На самом деле проблемы есть всегда. Их нет только у тех, кто не работает. Остается только не останавливаться, а решать их! – уверена Ирина Коробейникова.

Пути решения

В качестве решения ряда проблем развития малого и среднего бизнеса на селе предпринимателям предложили разработать схему построения стратегии: уделять больше внимания внутренним процессам, сервису и маркетингу.

– Каждому предприятию необходимо разработать уникальное торговое предложение, – заявил Алексей Обжерин. – Если оно у вас есть, то клиенты постепенно начинают перетекать к вам – даже от федералов. И грамотное УТП должно выражаться в одной фразе, которая должна содержать уникальность, значимость и выгоду для клиента, простоту понимания!

В завершение встречи Юрий Исупов, модератор «круглого стола», и.о. старшего вице­президента ВТПП, подытожил, что все проблемные ситуации, возникшие вопросы и предложения их решения будут направлены в ведомства, в том числе и в палату, Кировский областной фонд поддержки предпринимательства, министерство экономического развития Кировской области.

Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (микрокредитная компания):

г. Киров, Динамовский пр ­-д, 4, 2 этаж.

Подробности по тел. (8332) 648­649 и на сайте kfpp.ru

назад


Читайте также:

16.10.2019    "Любое падение – это опыт"
Советы от кировских предпринимателей – как развить стартап до успешного бизнес-проекта.
10.10.2019    Главное – не деньги, а помощь людям
В России уже пару месяцев действует подписанный 26 июля 2019 года приказ президента Российской Федерации о социальном предпринимательстве. Документ дифференцировал из субъектов малого и среднего предпринимательства эту приоритетную область деятельности. Правовое регулирование направления позволит не только развивать саму социальную сферу жизни человека, но и привнесет в ряды бизнесменов неравнодушных предпринимателей.
02.10.2019    11 октября в Кирове пройдет круглый стол "Принципы и приемы бережливого производства"
11 октября 2019 года приглашаем руководителей и специалистов малого и среднего бизнеса на круглый стол "Принципы и приемы бережливого производства" (16+).
МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

Смена формата
Смена формата

Пандемия формирует новый потребительский сегмент и одновременно стимулирует дальнейшую трансформацию крупных торговых центров. Об этом, кадастровой оценке, системе НТО и новом бьюти-проекте рассказал владелец "Баско" Алексей Вершинин. Как человек, несколько лет поработавший с "той стороны" – на постах чиновника, оценил и меры поддержки бизнеса. Действующие и проанонсированные.

  650  2

Казённая стирка

Система управления и распоряжения имуществом города продолжает давать сбой. Нынешние чиновники видят причину в решениях своих предшественников и торопятся исправить ошибки прошлого. При этом промахиваются и в своих действиях, усугубляя клубок проблем.

  407  1

Ваш мусор – ваша проблема
"Бизнес новости" собрали в единую картину последние наши публикации проекта "ЭкоЛогика", чтобы выяснить, в какой (не)экологичной реальности живем. После прочтения решите сами, нужны здесь скобки или нет.
  221

Схема метаморфоз

Министр охраны окружающей среды Кировской области Алла Албегова подписала приказ о проведении общественного обсуждения на предмет внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами.

  416  1

История про "бордель" дошла до федералов
Скандальная история, поднятая в публикациях журналиста нашего холдинга, вышла на федеральный уровень. Эксперты считают, что дни грязного бизнеса сочтены.
  427


"От COVID-19 не застрахован никто"

35-летний кировский врач Сергей Ершков более 11 лет работает в хирургии. В конце лета он заболел коронавирусной инфекцией. У медика констатировали 70% поражения легких, он пролежал две недели в реанимации.

  76

Tele2 запустила портал о здоровом образе жизни

Tele2 запустила гид в мир здорового образа жизни. На ЗОЖ-портале клиенты смогут найти персональные тренировки, калькуляторы калорий, давления, частоты сердечных сокращений, а также эксклюзивные предложения от фитнес-центров, магазинов спортивной одежды и здорового питания.

  108