Где взять инженерные кадры?

06.10.2019 16:57:00 1313 0

Что нужно изменить в действующей системе образования, чтобы она отвечала интересам производства в условиях его модернизации и возрастающей конкуренции? Как продуктивно использовать накопленный в регионе положительный опыт подготовки инженерных кадров? Ответы на эти вопросы искали участники конференции «Инженерные кадры: от и до».

Потеряли систему

- В 90-е годы, когда объемы гособоронзаказов на самолеты и вертолеты упали в десятки раз, мы «провалились» по инженерным кадрам, потеряли многих специалистов и саму систему их подготовки. Раньше распределением кадров занималось, в основном, государство, сейчас будущее развитие предприятия и в целом машиностроительной отрасли зависит от каждого конкретного завода, его вложений в подготовку кадров, - считает генеральный директор АО «ЛЕПСЕ», председатель Кировского реготделения Союза машиностроителей России Геннадий Мамаев.

Многое зависит и от подходов в образовании. Как отметил президент ВятГУ, доктор исторических наук, профессор Валерий Юнгблюд, о непрерывном образовании говорится давно, и «только в последнее время начали говорить о непрерывной профессиональной ориентации».

- Над содержанием образования и компетенциями нужно работать непрерывно. У нас в университете инженерное образование получают более 8 тысяч студентов, из них всего 64 человека обучаются в аспирантуре. Такая пропорция говорит о том, что от реального сектора экономики не столько велик интеллектуальный заказ, в то же время университет не так много сегодня может предложить инновационного для нашей промышленности, - говорит Валерий Юнгблюд.

- Не подвергая критике систему ЕГЭ, выскажу личную позицию, которая находит подтверждение не предприятиях и учебных заведениях, - высказал свою точку зрения президент Вятской ТПП Николай Липатников. - Сегодняшние школьники, готовясь к ЕГЭ, зачастую думают не о своей будущей профессии, а об оценке на экзамене. От года в год число школьников, выбирающих физику для сдачи ЕГЭ - а это основа для получения инженерно-технического образования в вузе - в Кировской области уменьшается. В 2016 году экзамен по этому предмету сдавали 25,6%, в 2017-м — 24,1%, в 2018-м — 23%, то в 2019 году — 21%.

Для сравнения привел Омутнинск, где базовым предприятием является Омутнинский металлургический завод: там показатель сдавших в этом году физику составил 28,6%.

Николай Михайлович подчеркнул: опыт работы предприятий и учебных заведений требует системного анализа, внесения корректив в образовательные процессы с учетом мнений инженерно-технических кадров, максимального приближения преподавательского состава к производственным процесса, включая стажировки преподавателей на предприятия для актуализации  теоретических знаний.

- И необходима производственная практика, как важнейшая часть подготовки специалиста в вузе, - добавил Николай Липатников.

Институт семьи 

Сегодня немало образовательных заведений, в том числе дополнительного образования, которые включены в процесс. Их представители уверены, что развивать инженерное мышление нужно с малого возраста, причем при поддержке родителей.  

- Если посмотреть на изобретения, всегда кажется, что их выполняют взрослые. Это не совсем так. Например, шрифт для слепых, снегоход, батут, зубную щетку для космонавтов придумали дети. Почему? Потому что их мышление, опыт еще не такие ограниченные, им кажется, что все возможно и они придумывают. Создают модели на острие науки и изобретательства, - поделилась мнением директор ЧОУ «Центр информационных технологий в обучении «Познание» Инна Вылегжанина.

Она добавила, что в такую проектную инженерную деятельность необходимо включать детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. И не менее важно — родителей и педагогов: не все знают, как к такой работе подключаться. И показывать это на практике.

- Мы организовали школу наставников детских технических проектов: в прошлом году в ней прошли обучение 500 родителей из Кирова и Кирово-Чепецка. Ходили на такие предприятия, как заводы «ЛЕПСЕ», «Авитек», кондитерскую фабрику «Дымка», химчистку «Белиссимо» и другие. К нашим визитам относились не формально, а показывали работу предприятия изнутри — как устроено, как работают станки, какие и почему используются материалы. Итогом этой работы стали проекты, представленные на фестивале идей. Кто больше всех заинтересован в развитии инженерного мышления у детей — родители, педагоги, школа, вуз, предприятие? Думаю, все вместе.

Дуальная форма

Получать практические знания будущим выпускникам средних специальных и высших образовательных учреждений позволяет сам бизнес. К примеру, Вятский электромашиностроительный техникум в этом году набрал группу по специальности «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» - по заказу «АВИТЕКА».

- Мы с заводом согласовали не только программу подготовки и учебной практики, но и тот уровень и те направления, которые важны для завода. На сегодняшний день группа из 25 человек готовятся непосредственно под завод. Практика будет проходить на предприятии, в результате адаптация наших выпускников к рабочим местам будет сведена до минимума, - рассказала о таком взаимодействии с промышленностью директор Вятского электромашиностроительного техникума Маргарина Казакова.

С прошлого года дуальная форма обучения реализуется и в «Вятско- Полянском механическомтехникуме» - по инициативе завода «Молот-Оружие».

- Одна из групп по профессии «Наладчик станков и оборудования в механообработке» в прошлый год училась полностью по дуальной форме, -  пояснил директор техникума Олег Мельников. - Мы совместно с предприятием разработали пакет документов, учебный график полностью соответствовал этой форме. Студенты были трудоустроены на предприятие, получали заработную плату, у них шел трудовой стаж. За каждым был закреплен наставник из числа квалифицированных специалистов. Сейчас к дуальной форме обучения планирует подключиться «Икея Индастри Вятка».

- Сегодня есть проблема отрыва промышленных предприятий от вузов. Для ее решения сегодня в учебный процесс внедрены лекции и практико-лабораторные занятия, позволяющие студентам изучать реальные изделия, - рассказывает Вячеслав Ишутинов, руководитель отдела конструкторских разработок АО «ЛЕПСЕ», к.т.н., доцент кафедры электрических машин и аппаратов. - Все изучается на реальных примерах. И наши сотрудники, и студенты делают дипломные проекты по нашим реальным темам — реализуя себя не только в научном, но и практическом плане. Студенты 2-3 курса проходят на заводе практику.

Спрос и предложение

Спрос на инженеров на рынке есть, заявляют в областной службе занятости. При этом число заявленных инженерных вакансий намного превышает количество заявлений от соискателей.

- К нам ежегодно поступает более тысячи вакансий по профессии инженеров различных специальностей. Наибольшим спросом среди работодателей региона пользуются инженер по охране труда, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-программист, инженер-проектировщик и инженер производственно-технического отдела, - говорит начальник Управления государственной службы занятости населения Кировской области Сергей Счастливцев. - Для поиска работы к нам обращается всего 300-400 жителей региона, имеющих профессию инженер. Предложение рабочей силы по этим профессиям в 3-4 раза ниже спроса на них.

Он отметил, что усиливается конкурентная борьба за квалифицированные кадры между регионами и внутренняя трудовая миграция, одна из причин которой — низкая оплата труда.

- Средняя заработная плата по заявленным вакансиям в службе занятости инженеров за 2018 год составила 22,8 тысячи рублей, это на 17% ниже среднеобластной. За 9 месяцев этого года показатель 24,1 тысячи рублей, что на 17,2 ниже среднеобластной, - привел пример Счастливцев.

Ежегодное исследования о выявлении потребностей предприятий в трудовых ресурсах, которые ежегодно проводит служба на 5-летний период, показало: к 2024 году экономике области понадобится 39,6 тысячи работников, из которых  8,6 тысячи - с высшим образованием, 31 тысяча — работники со средним профобразованием. Потребность опрошенных в специалистах по профессии инженеров различных специальностей к 2024 году составит 580 человек, из них в сфере обрабатывающих производство — 410 человек (или 70% от общей потребности обследуемых предприятий в инженерных кадрах).

Из 270 выпускников, обратившихся в службу занятости для поиска работы с начала года (в том числе 40 выпускников инженерно-технического состава) трудоустроены только 20.

- Как показывает анализ, работодатели при подборе кадров предъявляют серьезные требования к стажу и отдают предпочтение работникам с опытом, - обозначил еще одну сторону вопроса Сергей Счастливцев. 

Добавим, конференция была организована Вятской ТПП, Кировским реготделением Союза машиностроителей России при поддержке регионального правительства и ВятГУ. Участники сошлись во мнении, что подобные мероприятия необходимы, так как они позволяют услышать мнение всех сторон и, с учетом их, обозначить верный вектор дальнейшего движения.

МНЕНИЯ

Игорь Лозовский, директор ООО Производственно-коммерческое предприятие «МИТО»:

- Вчера нам от выпускника вуза хотелось, чтобы он обладал основными знаниями и компетенциями. Сегодня этого мало. У нас на административно-хозяйственных участках начальники, мастера работают не с высшим образованием, а из числа тех, кто показал себя с лучшей стороны как рабочий. Имеющие высшее инженерное образование занимаются непосредственно разработками — это конструкторы, технологи, электрики, механики. Нам нужен разработчик — человек, который  который может объединить в себе знания по всем этим направлениям.

Важно умение работать в команде, и не просто в команде единомышленников, а в команде, обладающей набором компетенций. В пример приведу фильм «Одиннадцать друзей Оушена». Создали команду из людей с серьезной компетенцией, которой по плечу решить задачу немыслимого уровня: директор не понимает, как можно ограбить его казино с высокой степенью защиты. Та же ситуация у нас. Только имея команду с набором компетенций можно решить любую техническую задачу, у нас инженерно-технические работники решают именно такие.

Поэтому мы сегодня просим, чтобы вуз выпускал инженеров, способных приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке, технике, технологиям, ориентироваться в придумках, которые организуют контрольно-надзорные органы, обязательно — в экологических требованиях. И в инновациях: если ты сегодня не принимаешь инновации, не можешь их рождать, то становишься тормозом для развития предприятия. Нужно, чтобы приходящий с вуза специалист был лидером, в том числе и для нас, потому что мы, наше поколение, не можем ему дать то, что должен дать вуз. Цена выпускнику, обладающему такими компетенциями, будет другой, и зарплата другой.

 

Александр Шигапов, заместитель технического директора ПАО «Кировский завод «Маяк»:

- Для решения проблемы нехватки инженерных кадров наше предприятие идет двумя путями. Первый — повышение квалификации уже работающих на заводе специалистов. Совместно с ВятГУ разрабатываем программу обучения с привлечением преподавателей других вузов. Согласно концепции обучения, определяем необходимые нам компетенции. Группы наших специалистов, зарекомендовавших себя на предприятии, отправляют на обучение в опорный вуз без отрыва от производства или с небольшим отрывом: вуз организует онлайн-лекции. Или отправляем на 2-недельную практику специалистов в Томск или Москву. Такая концепция позволяет предприятиям сократить издержки на командирование специалистов в другие города на длительные сессии, получать им знания только по интересующим направлениям, а ряду групп - изучить новые специализации.

Второе направление — прием выпускников технических специальностей вузов и средних специальных учреждений нашего региона. С этим есть проблемы: некоторые выпускники не помнят элементарных вещей, например, электротехники не знают закон Ома. Это проблема не только качества подготовки вузов и сузов, но и других институтов — школы, семьи. Если взять результаты поступления в 2017-2018 годах в ВятГУ, конкурс на специальность «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» составил 3,5 человека на место, на металлургию — 1,31 человека на место, а на экономику - 25 человек на место. Отсутствует мотивация. Бытует мнение, что технические специальности не престижны, при этом огромное влияние на выбор направления выпускника школы оказывают родители. Помимо того, что уже делается, необходима комплексная работа по повышению престижа инженерных кадров не только у школьников, но и их родителей. Например, предприятия совместно с министерством образования могут организовывать встречи родителей и школьников с молодыми специалистами предприятий на общешкольных родительских собраниях. На первом курсе технических специальностей необходимо проводить введение в специальность, рассказывать о значимости и важности выбранного направления, возможности личного развития по окончанию вуза. О своих положительных результатах могут приходить и рассказывать сами выпускники, получившие специальность. И обязательно нужно вовлекать работников предприятия в обучение вузов и сузов. Только совместными усилиями мы сможем вырастить новых инженерных кадров.

 

Иван Десятков, главный энергетик АО «Вятка Торф», председатель Ассоциации работающей молодежи Кировской области:

- Для образования второго уровня наибольший интерес вызывают вопросы кругозора и эрудиции, позволяющие комплексно подходить к поставленным на производстве задачам. Первое — это изучение вопросов формирования KPIспециалиста на основе бизнес-процесса предприятия. Второе - методы модернизации техпроцессом с помощью решения изобретательских задач — незаслуженно забытая тема, которая на данный момент не дает комплексного представления, как можно с помощью своей эрудиции развивать тот или иной технологический процесс. Третья тема, смежная с экономикой, - способы привлечения инвестиций на производство. Любой технический специалист, соприкасающийся с экономикой, работа которого направлена на проектное решение тех или иных задач, должен понимать, как грамотно показать свою идею руководству и о каких уровнях инвестиций должна идти речь. Четвертая тема - обзор современных технологий в смежных специальностях: сегодняшний технический специалист должен руководствоваться знаниями не только в своей, но и в смежных отраслях. Пятое - основы корпоративной этики, позволяющие лучше ориентироваться, коммуницировать с людьми внутри корпорации и своего предприятия. Шестое — знание законодательства в выбранной сфере: нормативные правила писаны для всех одни и нужно в них уметь разбираться.

Это основы маркетинга в различных отраслях производства: B2B, B2Cи B2G. У любого производства есть конечный заказчик — юридическое, физическое либо или государство. И нужно понимать, как правильно найти к нему подход, вести переговоры, решать поставленную задачу. Если ты можешь грамотно донести свою позицию до подрядчиков, контрагентов, руководства, коллег, то и твой успех будет большим и быстрым. Считаю, что включение этих пунктов в систему образования в бакалавриате и магистратуре позволит выпускать более грамотных и адаптированных специалистов, которые смогут качественнее выполнять свои служебные обязанности на технических должностях производства. Готов обсудить эти моменты с представителями системы образования, органов власти и производств.

 

Валерий Юнгблюд, президент ВятГУ, доктор исторических наук, профессор:

- Есть ощущение, что в настоящий момент инженерное образование находится в зоне риска. Если взять учителя или медицинского работника, в роли заказчика по ним выступает субъект федерации. Понятно, куда в дальнейшем пойдет этот специалист, ясны условия. В инженерном мире на данный момент этого нет. Когда мы говорим о подготовке инженеров, у вуза возникает вопрос: каким он должен быть? Сегодня один раз услышали, что у предприятия есть такое понимание. Мы 20 лет пытаемся составить этот портрет — как с точки зрения компетенций, так и по персональным качествам инженеров.

Российская инженерная школа строилась на трех китах: классические фундаментальные знания, практические навыки и индивидуальный проект. Как бы не оперировали с содержанием образовательных программ, эти три позиции должны быть обязательно. И в процесс должны быть вовлечены все стороны — образовательные учреждения, производственные предприятия, в идеале — и прямой заказчик: власть, госкорпорации, частный бизнес. Пока этого не будет, продолжатся «зазоры» в процессе и мы продолжим кого-то догонять, с кого-то брать пример.

Юлия Усинская

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 

Также читайте