"Дизайнер все время учится, иначе отстанешь и выйдешь из игры"

27.10.2019 10:50:00 2683 0

Что ждет овраг Засора и Набережную Грина? Зачем Кирову дизайн-код? Стоит ли брендировать общественный транспорт? Зачем дизайнеры объединяются с представителями других бизнесов и почему уходят в тень? Эти темы «БН» обсудили с председателем правления Кировского реготделения "Союза Дизайнеров России" Ириной Медведевой.

- Ирина Валерьевна, несколько слов о вашей организации?

- «Союз Дизайнеров России» создан в 1995 году для защиты профессиональных интересов дизайнеров, решения общих задач: единым фронтом всегда выступать легче, особенно творческим людям. Региональные отделения работают в каждом субъекте. В Кирове отделение зарегистрировано в 2000-м году. Членов регионального Союза Дизайнеров не так много, потому что требования достаточно серьезные. Членство в Союзе дает преференции перед другими дизайнерами.

- Какие?

- Во-первых, статус. Во-вторых, членство в Союзе приравнивается к ученой степени, следовательно, это надбавки и прочее для дизайнеров, преподающих в вузах или техникумах. В-третьих, преференции при выборе со стороны заказчика: он понимает, за что и кому платит, и получает взамен гарантированное качество услуг.

- При участии в бюджетных торгах членство играет роль?

- Играет, но негласно.

- Помимо руководства реготделением у вас есть дизайнерский бизнес?

- Есть. У нас у всех большая сфера интересов, занимаемся преподавательской,  общественной деятельность. Союз объединяет очень разные направления дизайна: есть дизайнеры графики, среды, ландшафта, дизайнеры моды, те, кто совмещает архитектуру и дизайн. У нас у каждого есть свой бизнес, но в последнее время мы выходим на комплексные проекты федерального уровня, нацпроекты, госзаказы. Для таких совместных проектов подключаем урбанистов, архитекторов, стилистов. Недавно создали проектную группу Союза Дизайнеров.

- В каких нацпроектах участвуете?

- В нескольких. Делали несколько успешных проектов по «Малым городам России». Результативно участвовали в национальном конкурсе «Библиотека нового поколения»: три из шести представленных нами проекта признаны победителями. Это позволит районным библиотекам получить на реновацию от 5 до 10 млн рублей. Библиотека перестала быть пространством, где только читают книжки. Сейчас (особенно в селах) это арт-пространство с коворкингом, местом для творческих мероприятий.

- Это будут типовые проекты для России, для региона или каждый — особенный?

- Есть прописанные в условиях конкурса требования, начиная от наличия широкополосного интернета до технических моментов, оговорены требования к пространству. Есть типовые моменты (в плане модульности мебели или трансформируемости пространства), но должна быть и изюминка, индивидуальность. По другому и не получится: помещения библиотек разные, у каждой есть особенность. Если библиотека названа в честь кого-то, интерьер делается под имя. Если библиотека с музеем национальных культур, в дизайне используются национальные орнаменты.

- Есть какие-то направления дизайна — промышленный, моды, графический или другие, - которые не были востребованы лет 5 назад, но стали сейчас?

- Отдельного нет. Приоритет один — конгломерация разных направлений в одном проекте, потому что последний тренд, если мы говорим про пространство, это комплексность. Если возьмем в пример торговый центр, там тоже нужен комплексный подход. Дизайн-проект — это продумывание сценария: как человек приходит и как заставить его принести максимальную пользу. Продумывается весь путь: что посетителя зацепит, заставит задержаться и вернуться в следующий раз, потому что ему здесь удобно. Продумывается инфографика, навигация, даже ценник в магазине или прайс-лист в ресторане — все можно подать интересно. Если говорить о дизайне моды, необходимо подумать над формой официанта или сотрудника. Это мелочи, из которых складывается общее впечатление о бизнесе, о фирме, это комплексное решение. Плюс реклама, чтобы была не раздражающей, красивой, не противоречила требованиям города.

Сегодня востребованно то, что идет не от бизнеса, а от покупателя, от потребителя, будь то горожанин, пришедший посидеть на лавочке на общественном пространстве или покупатель магазина, даже маленького. В проекте дизайнер учитывает то, что может зацепить посетителя. Идет некое заигрывание с потребителем.

- Что меня, как посетителя, может оттолкнуть в торговом центре с точки зрения дизайна? Три вещи для примера?

- Во-первых, раздражающая реклама. Она может быть некорректной или оскорбительной для религиозных чувств, моральных принципов покупателя. Если заходишь в торговый центр с ребенком, а там слишком откровенная реклама нижнего белья, это не может не возмущать. Идет некое негативное отношение и к  магазину. Рекламу любого товара можно сделать красивой, вкусной и не отталкивающей. Во-вторых, в интерьере может раздражать неграмотная логистика, вынуждающая ходить по кругу или долго что-то искать, поэтому при проектировании всегда очень четко продумывается сценарий пешеходного трафика. Третий фактор - цвет интерьера. Эти вещи раздражают, хотя мы не всегда это осознаем.

- Какой самый раздражительный цвет?

- Смотря куда вы пришли. Даже внутри торгового центра цвета могут меняться в зависимости от зоны. В развлекательной допустимо применение даже «кислотных» цветов. Но, предположим, аптеку нельзя делать в красных цветах, потому что это четкие ассоциации с кровью, болью, болезнью. Для рекламы гигиенических или санитарных средств нужны белые чистые звонкие цвета — белый, зеленый, голубой. Цвета, которые ассоциируется с чистотой. Все это классические психологические стандарты, которым дизайнеров учат еще на первом курсе.

- Очень много рекламируется курсов по дизайну. Это хорошо?

- Хорошо. Мы с Союзе тоже проводим такие курсы, сами всю жизнь учимся. Все время появляются новые, более легкие и прогрессивные компьютерные программы, материалы, технологии. Дизайнер — это профессия, которой все время надо учиться, иначе отстанешь и выйдешь из игры.

- Одно дело, когда курсы проводит профессиональное сообщество, другое — обещание за 3 тысячи рублей за день сделать из тебя специалиста. К таким как относитесь?

- Нормально. Раз есть предложение, значит, есть и спрос. Профессия расставит свои точки над «и». Ты можешь выполнить один, два заказа, но потом заказчики поймут, что непрофессионал и уйдут от тебя.

- Многие дизайнеры работаю по фрилансу?

- Очень многие, для нашей профессии это более чем нормально. Дизайном можно заниматься удаленно. Если мы делаем крупные проекты, к примеру, для Сочи или Сахалина, достаточно раз-два выехать на место, дальнейшая работа идет при дистанционном общении с заказчиком. Есть скайп, вайбер, ватцап, электронная почта. Дизайнеры — 90 процентов фриланс. Даже те, кто работал с 8 до 5, переходят на домашний режим, особенно молодежь.

- Сколько работают в тени?

- Многие.

- На ваш взгляд, налог на самозанятых — условно, 5 тысяч рублей в год — помог бы таким дизайнерам выйти на легальный рынок?

- Смотря на каких условиях, что за это потребуют. Почему многие дизайнеры не открывают ИП? Потому что сегодня заказ есть, а завтра его может не быть - нестабильность. Или заказ сделан, оплату просят подождать несколько месяцев (с бюджетниками часто идет работа под гарантийные письма: выполняешь во 2 квартале, а гарантийка только на 4-й). При этом налоги и отчисления необходимо платить вовремя. Даже если налог на самозанятых будет 5 тысяч рублей, может и согласятся, но подумают: почему так дешево. И не изменится ли что потом?

- Вы член рабочей группы по разработке дизайн-кода улицы Ленина. Насколько он необходим для Кирова?

- Дизайн-код нужен. Может, он сейчас не очень понятен горожанам, но нужен на перспективу. Это комплекс мероприятий, позволяющий прибрать город не только от рекламы, но и сделать красивые фасады, входные группы, поставить архитектурный свет. Особенно касается старой части города, если мы хотим сохранить ее аутентичность. Дизайн-код содержит рекомендации: не прописано, что фасад обязательно должен быть зеленым и все, есть варианты - либо, либо, либо... Он касается и требований к вывескам, в том числе их цвету, освещению, входным группам зданий.

Одна из основных задач - сохранить историческую часть, открыть фасады. У нас есть красивые исторические фасады, но многие завешены и их красивая классическая архитектура непонятна. Большими световыми коробами, безобразными баннерами мы, во-первых, закрываем всю эту красоту. Во-вторых, под такими конструкциями идет интенсивное разрушение фасадов.

Приезжающие в наш город говорят: «Он у вас очень красивый, только «причешите» вывески, откройте архитектуру». Особенно гости из больших городов, где все это уже есть. И люди будут готовы ехать в такой город уже как туристы — с семьями, поэтому дизайн-код сказывается на туристической привлекательности.

- В дальнейшем этот пилотный проект (который в очередной раз будет презентован, на этот раз - в рамках урбан-форума) будет тиражироваться на другие улицы Кирова?

- Да. Мы взяли только часть улицы Ленина. Это пример старой застройки, но исторически так сложилось, что между старыми домами попадает новодел и его надо красиво вписать в эту историческую часть, чтобы не выбивался. Сейчас вырабатывается базовый регламент под условно историческую часть, под главную улицу.

Что далее. Город условно поделен на три части: историческую, зону регулярной типовой застройки и часть жилой типовой застройки с промышленной зоной (Коминтерн, Лепсе, ОЦМ и так далее). Задача для исторической зоны - сохранить архитектуру, айдентику и аутентичность зданий XIX века. В зонах типовой застройки требования другие, рекомендации будут носить менее жёсткий характер. Пропишем основные рекомендации для типовых улиц (к примеру, Воровского или Производственной), где наибольшее сосредоточение рекламы и городской активности.

- На презентации дизайн-кода предпринимателям слышала много протестных настроений. Готовы к ним?

- Протесты будут, потому что всем угодить невозможно. Будет много непонимания — зачем лично мне это надо, особенно у предпринимателей, многие из которых и так с трудом выживают и для них даже поменять вывеску — целое событие, не говоря уже о входной группе или фасаде. Да, внедрение дизайн-кода будет долгим, трудным, любое новшество всегда тяжело воспринимается. Будут позиции: «мы жили столько лет, а сейчас вдруг все решили поменять». Есть разговоры и о лоббировании интересов рекламных фирм и так далее. Нет, задача — обустроить город, показать его красоту, убрать рекламный, световой шум. Когда кричат, что это убьет бизнес — не убьет. Есть масса примеров, когда такие решения наоборот повышают доходность бизнеса. В Европе, в столицах все  живут по такому регламенту, вывески у всех равнозначны и равновелики. И «Макдональдс», и «Ив Роше», и Adidas – все уважают корпоративную культуру города и прислушиваются к требованиям городских властей. Любой грамотный дизайнер сможет вписать фирменный стиль, знак, логотип в архитектуру города и в требуемые знаки.

- В ряде городов происходит брендирование общественного транспорта. Насколько идея применима для Кирова?

- Я не очень хорошо к ней отношусь. Идея замечательная, но для ситуации, когда все остальное хорошо. Сегодня у нас есть куда потратить деньги. История с расписанием автобусов очень затратная. Автопарк устаревает. К тому же автобусы и троллейбусы - это агрессивная среда, и когда красивая надпись заляпана грязью или стирается идея становится антиидеей. Все мировые ведущие города давно отказались от этого. Если им нужна  цветовая идентификация общественного транспорта, они просто красят его в один цвет.

Жителям это не нужно, мы и так понимаем, где живем. Для туристов — он сегодня приехал и уехал. Раз сфотографировался - и не более того. На это можно тратить деньги, но когда уже в городе все есть и все красиво.

- Во вторник на комиссии гордумы представили концепцию оформления Театральной площади к Новому году? Ваше мнение?

- Такая концепция нужна, город надо украшать: это праздник, идеология, это отношение горожан к властям. И власти делают, только получается далеко не идеально (хотя в прошлом году было более-менее неплохо). Разработкой занимается МУП «Архитектура», но это немного не их задача. МУПу дают команду — он выполняет. Как правило, в городах такие работы отдают на аутсорсинг. Однако на это нужны деньги, мы отдаем проект МУПу от нищеты, чтобы сэкономить копеечку. За это нельзя винить власть.

Если подходить глобально к созданию праздничного облика города, реализация концепции требует серьезных затрат. Даже проект может быть неплохим (хотя на нем уже идет экономия), затем экономят на его воплощении, в том числе материалах. Москва давно отказалась от всех этих конструкций и перешла на световое оформление: светом можно исправить любую архитектурную ситуацию. Из света в столице делают фигуры, подсветки. Это дорого, а мы не Москва. Тем не менее можно отказаться от чего-то, сосредоточиться на том же свете. В существующей концепции оформления из года в год меняются слова, а не суть.

Сейчас с помощью общественности формируется техническое на преображение оврага Засора. Проект также представят на урбан-форуме. Вы участвуете?

- В этой рабочей группе я не состою, но ситуацию по оврагу знаю, не раз обсуждали ее с коллегами-архитекторами из Союза Архитекторов. Здесь цикличная история, развивающаяся по спирали. Овраг начинали делать еще с 80-х годов. Каждый раз приходит новая власть, и предлагает: а давайте мы овраг приведем в порядок, потому что сейчас он не соответствует статусу областного центра. И каждый раз с приходом новой власти мы делаем проекты его реновации. Только я видела их примерно 18, есть утопические, а есть очень грамотные. У наших коллег архитекторов давно есть много и хорошо проработанных проектов благоустройства оврагов. Проекты разрабатывались, представлялись чиновникам, как дело касалось финансирования — интерес угасал и на этом всё заканчивалось. Затем приходит новая власть и история повторяется.

Поэтому архитекторы (говорю о тех, кто давно в профессии) относятся к этому проекту скептически. Сейчас это все красиво, сформируем общественное задание, обсудим на форуме, может, будет конкурс, появится картинка, но по этой картинке строить нельзя. Засора - серьезный объект, там сложный ландшафт, нужны подготовительные работы. А далее – нужен рабочий проект. Для этого необходимы средства. Сейчас проект «Солнечная Люльченка» на этом встал. Ребята из движения «Малые реки Кирова» молодцы, что подняли движение по малым рекам, достучались, сделали конкурс, мост своими руками. Но сейчас нужны чертежи, планы, схемы, цифры, таблицы. Деньги нужны. Дальнейшие работы должны делать профессионалы, а им нужно платить. То же самое ожидает и Засору. Если администрация найдет деньги - честь им и хвала. Илья Шульгин все это понимает, он очень грамотный человек, понимает, что за все надо платить. Будем надеяться, что он и финансирование отыщет.

- Вы занимаетесь концепцией реновации Набережной Грина.

- Да, концепт будем представлять на урбан-форуме. Мы говорим именно о нижней набережной и о склоне. Верхняя набережная более-менее выглядит аккуратно, но не благоустроена в плане того, что там нечего делать. Особенно зимой. Негде даже погреться, детей напоить чаем. А на нижней набережной трафика вовсе ноль. Вы проходили ее до конца?

- В последнее время нет, не было необходимости.

- Во-о-от. Это мертвая зона, хотя и лицо города. Лицо города — это вокзал и набережная, если есть река. Едем с моста и что видим? Заросший бурьяном склон. К тому же если по нижней набережной идти и дойти до конца — до моста, то дальше наверх не подняться. Надо либо возвращаться назад либо переходить под мостом, потом подниматься по убитым ступеням и переходить через Профсоюзную - через перекресток без светофора, по самой загруженной и опасной части улицы, - и выходить обратно на набережную.

- Какие решения предлагаете преобразования пространства?

- Можно «завязать» два склона - верхнюю и нижнюю часть, сделать единым пространством. Увеличить количество спусков, потому что одна такая длинная дорожка никому не нужна. Сделать нормальное кафе, чтобы зимой зайти перекусить, погреться - и еще гулять. Это продлит количество времени для нахождения на набережной. Предлагаем сделать арт-объект, задействовать склон, в том числе для велодорожек и прогулочных зон, то есть по самому склону сделать небольшой ленточный парк. Обсуждали это с Федерацией велоспорта, консультировались, как им интереснее. Мы пытаемся учесть пожелания всех участников, кто там бывает, а там бывают люди всех возрастов. Мы проводили исследования, делали опросы. Сценарий набережной такой: утром приходят «собачники» и спортсмены, затем — мамы с детьми, потом подтягивается пенсионный возраст, в обед гуляют сотрудники прилегающих офисов, после этого опять гуляют либо мамы с детьми либо пенсионный возраст, к вечеру выходит средний возраст, после 8 вечера — молодежь. Эта набережная интересна  всем, и интересы всех надо соблюсти. Мы эту тему давно обсуждали с Ильей Шульгиным, как сделать набережную удобной.

Беда в том, что склон разрушается, размывается подземными ключами, скоро поедет. Рано или поздно его все равно нужно укреплять, и чахлая растительность не спасает. Раньше склон бы не таким пологим. Мы нашли фотографии Сергея Лобовикова 19 века. На них склон крутой, но и тогда его косили, и по нему были проложены дорожки. Если получится, есть видение и дальнейшего развития всей набережной и склонов.

- Это вы будете на форуме?

- Да, концепцию с коллегами представим в первый день форума.

- Эффект ожидаете?

- Очень ожидаем, иначе зачем все. Посыл был от главы администрации, мы увидели понимание у руководства города, что это надо делать и сделать так, чтобы не было стыдно за город. Очень ждем отклика от города, жителей, готовы к обсуждению концепции, корректировкам и, в случае одобрения, продолжить работу.

Досье:

Медведева Ирина Валерьевна

Председатель правления Кировского реготделения Общероссийской общественной организации "Союз Дизайнеров России", руководитель проектной группы Союза Дизайнеров «Вятка. Дизайн»

Родилась: 20 июня 1972 года.

Образование: два высших. Окончила КГПИ им. Ленина (специальность «Русский язык и литература»), МГХПУ им. Строганова (специальность «Дизайн»)

Карьера: ранее работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 30 г. Кирова, деканом факультета дизайна кировского филиала Российского университета инноваций, деканом факультета высшего образования кировского филиала Московского финансово-юридического университета.

Семейное положение: замужем, двое детей. 

Блиц:

- Главные ценности в жизни?

- Семья.

- Что цените в людях? 

- Совестливость (есть такое старинное русское слово).

- На что не жаль потратить деньги? 

- На путешествие и образование.

- Жизненное кредо?

- Будь честен.

 

Беседовала Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте