В провинции легче

Как правило, интервью с  театральными режиссерами — о работе: о премьерах, задумках, планах на будущее. «Бизнес Новости», в силу специфики издания, решили отойти от традиционного сценария. С новым главным режиссером «Театра на Спасской» Егором Чернышовым мы побеседовали о бродвейской  модели театра, о том, почему антрепризные спектакли похожи на зоопарк, и о хороших заработках в кино и сериалах.

03.11.2019  1370

- Егор Владимирович, насколько, на ваш взгляд, культура, если можно так сказать, рентабельна? Она может жить на окупаемости без помощи государства?
 
- Расскажу на примере театров. Есть две их модели. Первая  - репертуарный театр, в  котором каждый день - новый спектакль. Он не может быть самоокупаемым в принципе. Объясню, почему. Репертуарный театр — это большой штат сотрудников: труппа, монтировщики, различные цеха и так далее. Окупить их зарплаты только за счет продажи билетов нереально.  В России большинство театров — именно такие, к примеру, наш. Это сложилось исторически — до революции их поддерживали меценаты или купцы (к примеру, Савва Морозов помогал МХАТу), сейчас — государство. В Европе есть еще несколько стран (Польша, Германия), где много репертуарных театров.
 
Есть бродвейская модель - американская. Она подразумевает, что весь театр — это только продюсер. Больше никого на зарплате нет. Под каждый конкретный проект он нанимает тех людей, которые ему нужны, и подписывает с ними контракт. Месяц идут репетиции, затем месяц играют спектакль (если он имеет успех — то подольше), после чего его закрывают и приступают к подготовке следующего — уже с другим составом исполнителей. Вот такая модель вполне может быть окупаемой. Более того, она «заточена» на окупаемость...
 
«Известность, популярность и медийность — это кино и сериалы, своеобразный ключ к благополучию, вот все туда и идут. Есть единичные примеры актеров, которые стали узнаваемыми, играя только в театре»
 
- Популярные сейчас антрепризы тоже вполне рентабельны.
 
- Да, но, к сожалению, говорить, что это театр и искусство, мы не можем. Это банальное зарабатывание денег. Я бы сравнил антрепризу с зоопарком: вам обещают показать слона, а что он в это время будет делать - спать, есть, смотреть на вас - второй вопрос. То же самое и здесь: мы привезем вам известного актера, вы его увидите живьем на сцене, а качество спектакля - другое дело.  Главное - афиша и лицо звезды, а вкладываться в режиссера, драматургию, оформление необходимости нет. Это коммерция, и довольно бездуховная.
 
- Зависимость театров от бюджета — только региональная тема?
 
- Почему? И в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах они зависят от бюджета — в той или иной степени. Скажем, оперные или музыкальные театры в силу своей специфики и масштабности постановок обходятся намного дороже, чем драматические.
 
Государство покрывает зарплатный фонд и затраты на коммуналку, а вот на новые постановки театр во многих случаях зарабатывает сам. Постановочный фонд есть, но он, как правило, не очень большой.
 
Ну а какие возможности для зарабатывания денег есть у провинциальных театров? Искать спонсоров, привлекать гранты, буфет в конце концов. Правда мы - детский театр, у нас алкоголь продавать запрещено, поэтому доход от этого небольшой. 
 
-  Вы упомянули Америку, Польшу и Германию. А как строится театральная жизнь в других странах?
 
- Насколько я знаю, там та же самая грантовая система развита очень сильно, у нас же она только делает первые шаги. Есть фонды, которые занимаются поддержкой культуры, дают деньги на разные проекты.
 
Кроме того, в Европе театры, как правило, частные. Во Франции всего один государственный - «Комеди Франсэз», в Англии их тоже кот наплакал. 
 
 
 
- Насколько для театра прибыльны гастроли?
 
- Не думаю, что они проводятся ради денег — опять же если речь идет о провинциальных театрах. Перевозка декораций, билеты, гостиницы — все это довольно затратно. Так что в первую очередь гастроли — это своего рода приключение: поездка, новые города, зрители, эмоции. 
Да и в плане культурного обмена это интересно. Люди привыкли к своему театру, а тут приезжает другой — с новыми спектаклями, актерами, идеями.
 
- Вы работали во многих регионах. Есть разница в отношении к театрам со стороны властей?
 
- Конечно. Есть главы регионов, которые регулярно ходят в театр, интересуются делами, по мере возможности помогают в решении того или иного вопроса. Для них хороший театр — повод для гордости, они водят туда гостей. В таких местах театрам живется полегче. Есть и противоположная ситуация, что скрывать — вот вам три копейки и больше не просите. Все зависит от конкретного губернатора.
 
«В небольших городах особых  развлечений нет, и люди выбирают между двумя-тремя театрами. И здесь все зависит от самих театров — сделать так, чтобы зрители выбрали их. Есть конкуренция и за финансирование»
 
- Расскажите о положительных примерах.
 
- Норильск. Богатый город, плюс поддержку оказывает «Норильский никель». Другое дело, что там и особых развлечений-то нет: убери театр - и никакой культурной жизни не останется. Власти это понимают, и проблем с деньгами нет от слова совсем.
 
- А Пермь? Там могли себе позволить пригласить в театр оперы и балета режиссера Теодора Курентзиса...
 
- Именно потому что это оперный театр, там совсем другой уровень финансирования. К тому же это академический театр, что тоже предусматривает определенные дотации, и немалые.
 
- Реально ли монетизировать театрельные премии? Скажем, «Оскар» дает его обладателю определенный статус. А премия «Золотая маска» дает?
 
- Опять же все зависит от конкретного региона. Актер или режиссер за «Золотую маску» могут получить квартиру или премию, а могут не получить ничего. Конечно, имея такую статусную премию, можно идти к учредителям или к губернатору и попросить денег — повод хороший. Другой вопрос, дадут ли? Не факт.
 
- Театральные актеры активно снимаются в кино и сериалах. Опять же все дело в финансах?
 
- Да, и это очень плохая тенденция. Скажем, в Москве и Санкт-Петербурге театральным режиссерам очень тяжело работать: на репетиции никого не собрать, все актеры бесконечно на съемках, их амбиции там, и это логично. Если человек за два съемочных дня зарабатывает столько же, сколько за  несколько месяцев в театре, его можно понять. Известность, популярность и медийность — это кино и сериалы, своеобразный ключ к благополучию, вот все туда и идут. Есть единичные примеры актеров, которые стали узнаваемыми, играя только в театре.
 
В этом плане в провинции легче — здесь актеры живут театром, полноценно репетируют, готовятся к спектаклям. Да, есть возможность подзаработать, но от основной деятельности она не отвлекает.
 
«Все зависит от конкретного региона. Актер или режиссер за «Золотую маску»
могут получить квартиру или премию, а могут не получить ничего»
 
- В небольших городах есть конкуренция между театрами?
- Обязательно. В первую очередь, за зрителя. В таких городах особых  развлечений нет, и люди выбирают между двумя-тремя театрами. И здесь все зависит от самих театров — сделать так, чтобы зрители выбрали их.
Есть конкуренция и за финансирование. Как я уже говорил, в регионах возможностей заработать деньги не так много, поэтому театры стараются преуспеть и в этом компоненте.
 
- Вы поработали во многих местах. Есть время посмотреть, как развивается городская среда, где комфортно, а где нет?
 
- К сожалению, не всегда — работа отнимает очень много времени. Нет такого - наступишь в лужу и думаешь: «Ах какой грязный город». Все они по-своему хороши. Скажем, Киров – отдельное место, не центральная часть России, но еще не Урал. В этом есть какая-то самостоятельность и стиль.
 
- Какие планы на ближайшее время?
 
- В ноябре проведем лабораторию под названием «Избранное». Мы - я и Юля Ионушайте, завлит театра, - много читаем и постоянно обмениваемся найденным материалом. Но для расширения кругозора я делаю еще и такую лабораторию. На нее будут приглашены театроведы, где первый предлагает 10 текстов, которые интересны и актуальны, но ставятся мало. Мы проводим 10 читок и зовем второго критика, который будет делать подобную программу в следующем году. Первый критик – адвокат своих текстов, второй – прокурор. Мероприятия будут публичными, с продажей билетов. Зрители, помимо знакомства с интересными пьесами, станут свидетелями диалога двух умных людей.
 
Досье
Егор Владимирович Чернышов — с 2019 года главный режиссер «Театра на Спасской». 
Образование высшее: в 2001 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс Григория Козлова, специальность – режиссер).
Ставил спектакли в:
– БДТ им. Г. Товстоногова;
– театре «Балтийский дом»;
– Екатеринбургском театре юного зрителя;
– Новгородском академическом театре драмы;
– Выборгском театре «Святая крепость»;
– Национальном театре Карелии;
– Норильском заполярном театре;
– Камчатском театре драмы и комедии;
– Хабаровском краевом театре драмы;
– Липецком театре драмы им. Льва Толстого.
Награды на театральных фестивалях и премии:
– «Золотая Маска» и «Золотая Маска Плюс»;
– «Реальный театр»;
– «Радуга»;
– «Балтийский дом»;
– «Новосибирский транзит»;
– «Прорыв»;
– «Золотой софит»;
– Фестиваль современной драматургии им.Вампилова.
Спектакли в «Театре на Спасской»:
«Каренин» (2016 г.) 
«Дуэль» (2019 г.)
 
Вадим Шабалин
vashabalin@yandex.ru
Благодарим за помощь специалиста по связям с общественностью «Театра на Спасской» Юлию Беляк
 
16+

назад


МЫ В СОЦСЕТЯХ


Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
  • Справедливый, 06.11.2019, 23:43
    И не одного комментария... Всем глобоко не до театра... А тем временем, там происходит, хотя вам лучше не знать... Смотрите ютубчик и сидите в ЗК:)
    ответить
Пожалуйста введите символы, которые Вы видите на картинке.

Архив номеров

Свежий номер «Бизнес Новости»

"Егоров не похож на палача"
"Егоров не похож на палача"

О массовых нарушениях "Закона о защите персональных данных", несогласии с поправками к Конституции и проблемах в судейской системе "Бизнес Новостям" рассказал представитель бизнес-омбудсмена в Кировской области в налоговой сфере, юрист Александр Балахничев.

  650  1

Ларькам готовят регламент для размещения

Кировские чиновники прописали инструкцию для размещения нестационарных торговых объектов (НТО). С рядом позиций предприниматели не согласны. 

  386

По мусорному кругу. Как в Вятке работает переработка вторсырья?

Борьба за экологию стала одним из важнейших направлений мысли и развития прошедшего года. Об этом шла речь в очередном эфире программы «Разворот на бизнес» (16+).

  280

Правительство РФ-2020: Новые и старые

На минувшей неделе россиянам представили новый состав федерального правительства. В нем осталось немало "долгожителей", мы же расскажем о тех, кто пришел на замену выбывшим.

  186


Социальные выплаты меняют жизнь многодетных семей Кировской области

Многодетная семья Чадериных из Кировской области рассказала, как социальные выплаты сделали ее жизнь лучше.

  89

Шабалинская ЦБР: новые специалисты и современное оборудование

Центральная районная больница Шабалинского района пополняет штат медицинских работников и расширяет возможности лечебно-диагностической службы.

  86

МегаФон поможет юристам и бухгалтерам избавиться от рутины

МегаФон запустил сервис «Цифровой юрист», который с помощью нейросети и технологии оптического распознавания символов избавит персонал компаний от рутинных вопросов и осободит до 70% рабочего времени.

  57

"Семейный февраль": "Кировский драмтеатр" приглашает на добрые спектакли для всей семьи и увлекательные детские программы!

В феврале «Кировский драмтеатр» превратится в специализированное пространство, где дети с родителями и актерами театра отправятся в удивительное путешествие, в котором:

  116